Конспект урока по русскому языку для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 0 2 . 0 9 . 1 8
У р о к 1
Т е м а : ПОВТОРЕНИЕ. ПИШЕМ ПИСЬМА
Развитие речи.
Цель: совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
Задачи: повторить правила написания писем; развивать умение логично излагать свои мысли.
Характеристика деятельности учащихся:
Принимать и сохранять учебную задачу планировать свои действия в соответствии с поставленными
задачами. Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов и
аргументированно доказывать свою позицию. Понимать информацию, представленную в виде схемы, дополнять
схему.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с
партнерами, планирование учебного сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение
формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с
текстом, умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать
выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
Если доведется тебе услышать дурное слово, закопай его в землю на глубину в семь локтей.
Ахикар из Ассирии
– Как вы понимаете эти строки?
– Спишите высказывание правильно, соблюдая технику письма.
II. Повторение изученного материала.
1. Э к с к у р с «По страницам учебника «Русский язык».
– Ребята, четвертый год мы с вами работаем по учебнику «Русский язык», который разработан
авторами С. В. Ивановым, М. И. Кузнецовой, Л. В. Петленко, В. Ю. Романовой. Весь материал в нем
представлен блоками. Каждый урок относится к определенному блоку.
– Помните ли вы, как называются тематические блоки в учебнике? («Правописание»,
«Развитие речи», «Как устроен наш язык».)
– Какие рубрики нам встречались на страницах учебника? («Давай подумаем», «Тайны языка»,
«Путешествие в прошлое».)
– Объясните назначение этих рубрик.
– Что изучают разделы языка: «Фонетика», «Состав слова», «Лексика», «Синтаксис»?
– Что еще интересного, важного, увлекательного открыли вы для себя, путешествуя по страницам
учебников русского языка?
– Чему вас учили уроки блока «Развитие речи»?
2. П о с т а н о в к а з а д а ч по изучению курса русского языка в 4 классе.
1В четвертом классе вы продолжите учиться грамотно писать, правильно и логично излагать свои
мысли на письме, узнаете много интересных фактов из истории языка, а в минутке чистописания
запишете наиболее известные афоризмы из сокровищницы мировой мудрости.
Показать книгу «Мудрость тысячелетий» В. Балязина.
III. Работа по теме урока.
1. Ч т е н ие и а н а л из п ис ь м а авторов учебника к детям.
– Какой блок учебника открывает наш первый урок русского языка в 4 классе?
Авторы учебника написали вам письмо. Прочитайте его.
– Что выражено в содержании этого письма?
– Кто знает, как называется лицо, которому письмо адресовано? А лицо, которое адресует свое
письмо комунибудь?
– Запишите: адресант – отправитель письма; адресат – получатель письма.
– Понятны ли вам те вопросы, которые задают авторы? С какой просьбой обращаются к вам авторы
учебника?
2. П р а в ил а н а п ис а н ия п ис е м .
– Вспомните правила написания писем.
Создавая письмо, вы должны ориентироваться на своего адресата. Возраст, пол, уровень
образования, профессия, даже настроение воспринимающего ваше письмо – это характеристики,
которые нельзя не учитывать в той или иной мере при написании письма.
– Как вы обратитесь к адресату в письме, предназначенном:
а) близкому родственнику – отцу, матери, брату, сестре;
б) другу (приятелю);
в) официальному лицу?
Как можно обратиться к незнакомому человеку? Сделайте вывод о том, как влияют отношения
между автором текста и адресатом на обращение.
– Как вы обратитесь к авторам учебника?
– Как вы подпишете письмо?
– Обратите внимание на содержание написанного. Определите, высказана ли вами основная мысль,
выразили ли вы то, что хотели сказать, правильно ли, точно, убедительно и в то же время просто
подобраны слова.
– И, конечно же, письмо должно быть грамотно и аккуратно оформлено. Мы с вами знаем, что
личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Уважающий
себя и свой труд человек (а написание письма – это тоже труд) никогда не допустит небрежности,
неточности, неряшливости в оформлении результатов своего труда. Пишите красиво, разборчиво
любое письмо.
Уделите также внимание языку: не допускайте речевых недочетов, грамматических,
орфографических и пунктуационных ошибок (повторов, неблагозвучия и т. д.).
3. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а .
Напишите письмо авторам учебника, честно и откровенно ответив на поставленные вопросы.
IV. Итог урока.
– Кто из вас хотел бы прочитать свое письмо, адресованное авторам учебника?
– Кто испытывал затруднения в составлении письма? Кому нужно еще потренироваться в
написании писем?
– Как вы думаете, авторам учебника приятно получать письма от ребят?
– По каким критериям мы отберем ваши письма для отправления авторам учебника? По какому
адресу направим нашу корреспонденцию?
Ваши письма я обязательно перешлю по этому адресу авторам учебника.
2& Домашнее задание: вспомнить, что изучали в разделах «Фонетика» и «Словообразование»;
подготовить и подписать конверты для отправления писем авторам учебника.
3