Конспект проблемного урока по русскому языку "Простые и сложные предложения" (4 класс)
Оценка 4.7

Конспект проблемного урока по русскому языку "Простые и сложные предложения" (4 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
19.11.2018
Конспект проблемного урока по русскому языку "Простые и сложные предложения" (4 класс)
Урок построен по технологии проблемного обучения. Основная цель урока - учить распознавать простые и сложные предложения. Весь материал подобран исходя из поставленной цели. Рассматриваются такие вопросы, как признаки простого и сложного предложения, расстановка знаков препинания в простом и сложном предложениях. Сравнивая предложения, учащиеся увидели, чем отличаются простые предложения от сложных (по наличию грамматических основ). Одной из главных задач начальной школы является формирование навыков учебной деятельности: контроль, самоконтроль, взаимопроверка, оценка правильности выполнения работы. Основываясь на наблюдениях, младшие школьники учились делать выводы, контролировать результаты своей работы, самоконтролю и самооценке.
«Простые и сложные предложения» русский язык 4 кл..doc

 

 

 

Конспект урока

 

Тема урока: «Простые и сложные предложения»

 

Ф.И.О.                                     Шумеева Любовь Сергеевна

Должность:                             учитель начальных классов

Предмет:                                 русский язык   УМК «Школа России»

Учебник: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова  «Русский язык», в 2 ч. - Москва: Класс: 4

 

 

 

Тип урока: усвоение новых знаний.

 

Цель: учить распознавать простые и сложные предложения.

 

Задачи:

1.     Ознакомить учащихся с простыми и сложными предложениями.

2.     Совершенствовать навыки грамотного письма, устанавливать взаимосвязь слов в предложении.

3.     Учить наблюдать, обобщать, делать выводы.

4.     Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление.

5.     Способствовать развитию санитарно – гигиенических норм.

 

 

Оборудование:

учебник, тетрадь, письменные принадлежности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

 

  1. Организационный момент.  (1мин.)

- Проверьте  свои рабочие места, тихо садитесь.

 

  1. Актуализация знаний. (7 мин.)

 

- Начнём урок с повторения ранее изученного материала.

- Что такое предложение?

Ответы учащихся:

- Предложение выражает законченную мысль.

     - Расскажите все, что вы знаете о предложении по плану.

     (план на доске)
                              План

1) Цель высказывания.
2) Интонация.
3) По составу.

Ответы учащихся:

- По цели высказывания предложение бывает: повествовательное, вопросительное, побудительное.

- Произносятся предложения с восклицательной или невосклицательной интонацией.

- По составу предложения бывают  распространенные и нераспространенные.

- Ещё есть предложения с однородными членами.

 

- Правильно. Прочитайте предложение, как вы его понимаете?

(читают предложение на доске)

В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

 

Варианты ответов учащихся:

-  Я думаю, что человек должен следить за собой.

- Каждый человек должен следить не только за своим внешним видом, но за своими мыслями и тем, что говорит. Такой человек будет прекрасен не только внешне, но и внутренне.

- Какие словарные слова встретились в этом предложении?

Ответы учащихся:

- Одежда, лицо.

- Есть ещё одно слово, которое мы должны запомнить: прекрасный.

Как вы понимаете его значение?

Варианты ответов учащихся:

- Прекрасный – это очень красивый.

- Я думаю, это не только красивый, но и хороший.

- Правильно, прекрасный - это очень хороший, превосходный.

Подберите к этому слову однокоренные слова.

Ответы учащихся:

- Прекрасно, распрекрасный, прекрасненький, наипрекраснейший.

- Запишите словарные слова в тетрадь, выделите орфограммы, поставьте ударение.

(Одежда, лицо, прекрасный.

В слове одежда ударение падает на 2-ой слог на букву «е», запоминаем букву «о». В слове лицо ударение падает на 2-ой слог на букву «о», запоминаем букву «и». В слове прекрасный - ударение падает на 2-ой слог на букву «а», запоминаем букву «е».)

- Какое это предложение?

    Ответы учащихся:

     - Это предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое.

- Есть ли здесь однородные члены?

Ответы учащихся:

- Да.

- Какие? Назовите их.

Ответы учащихся:

- В этом предложении есть однородные дополнения: лицо, одежда, душа и мысли.

 

  1. Постановка проблемы. (3 мин.)

- Прочитайте предложения, найдите в них грамматическую основу.

(читают предложения на доске)

 

Наступила весна и оживила всю природу.

Наступила весна и с юга прилетели перелётные птицы.

 

Ответы учащихся:

- В первом предложении грамматическая основа: весна наступила и оживила.

- Во втором предложении две грамматические основы:1) весна наступила, 2) птицы прилетели.

- Спишите предложения, подчеркните грамматические основы.

- Есть ли во втором предложении однородные члены?

Ответы учащихся:

- Нет.

     - Предположите, на какой вопрос мы будем искать ответ сегодня на уроке?

Ответы учащихся:

- Может ли быть в предложении несколько грамматических основ.

     - Сегодня мы познакомимся с такими предложениями, узнаем, как они называются.

                     

  1. Открытие нового знания. (20 мин.)

 

- Прочитайте предложения. Назовите в каждом предложении грамматическую основу.

 

Пруд едва дымится. Его гладь покрывается прозрачным туманом. На востоке медленно разгорается заря, дует тёплый ветерок.

 

Ответы учащихся:

- В первом предложении грамматическая основа: пруд дымится.

- Во втором: гладь покрывается.

- В третьим: заря разгорается; ветерок дует.

- Чем отличается третье предложение от остальных предложений в тексте? 

      Ответы учащихся:

- В нём две грамматические основы.

 - Предложение, в котором одна грамматическая основа – это простое предложение. Предположите, как тогда будет называться предложение с несколькими грамматическими основами?

Ответы учащихся:

- Я думаю, такое предложение будет называться сложное.

- Прочитайте в учебнике на с. 43 сведения о том, как называются предложения, с которыми мы сегодня встретились.

(учащиеся читают)

- Как называется предложение, в котором одна грамматическая основа?

Ответы учащихся:

- Предложение, в котором одна грамматическая основа называется простое предложение.

- А предложение, в котором несколько грамматических основ?

Ответы учащихся:

- Предложение, в котором несколько грамматических основ называется сложное предложение.

- Какое из этих предложений является простым, а какое сложным, докажите.

Ответы учащихся:

- Первое и второе предложения – простые, потому что в них одна грамматическая основа.

- Третье предложение – сложное, так как в нём две грамматические основы.

- Правильно. Спишите сложное предложение, выделите грамматическую основу. Обратите внимание на расстановку знаков препинания.

 

 

Физкультминутка.

 

 

- Как вы поняли, что такое сложное предложение?

Ответы учащихся:

- Это предложение, в котором несколько грамматических основ.

- Подумайте, можно ли сказать, что предложение, которое состоит из нескольких простых предложений, - сложное предложение?

Ответы учащихся:

- Я думаю, что можно.

- Да, можно. В предложении, которое мы записывали, если вместо запятой  поставить точку – то получится два простых предложения, а так их разделяет запятая.

- Проверим ваши предположения. Выполняем упр. 77 с. 44.

- Что нужно сделать в упражнении?

Ответы учащихся:

- Списать стихи, подчеркнуть в каждом предложении грамматическую основу.

(Учащиеся выполняют задание в тетрадях, учитель следит за работой).

- Какие предложения вы записали, обоснуйте свой ответ.

Ответы учащихся:

- Эти предложения сложные, потому что они имеют несколько грамматических основ.

- Назовите грамматическую основу в каждом предложении.

Ответы учащихся:

- В первом предложении три грамматические основы: день прошёл, царица вопит, дитя торопит.

- Во втором – две грамматические основы: царевич злится, он жалеет.

- В третьем – две грамматические основы: царь Салтан зовёт, удалец полетел.

- Расскажите, как соединяются простые предложения в составе сложного.

Ответы учащихся:

-  Они соединяются без союзов (первое предложение) или с помощью союзов( первое – союз «а», второе – союз «но», третье – союз «и»).

     - Значит, какой из этого можно сделать вывод.

Ответы учащихся:

- Простые предложения в составе сложного соединяются без союзов или с помощью союзов и, а, но.

- Правильно.

 

 

  1. Применение нового знания. (10 мин.)

 

- Упражнение 78 стр. 44, прочитайте текст.

- Найдите слова с пропущенными орфограммами в корне, приставке, суффиксе. Объясните их правописание.

(Учащиеся по цепочке называют слова и объясняют их правописание)

 

Ответы учащихся:

-  В слове собака вставляем букву о, это словарное слово его нужно запомнить.

- отправились – правописание приставок с гласной о, приставки «ат» не бывает.

- прогулку – правописание приставок с гласной о, приставки «пра» нет.

- берёзовую – это словарное слово его нужно запомнить.

астроение – непроверяемое написание, надо запомнить.

- мостику – правописание суффиксов «ик» «ек», проверочное слово мостика.

- овражек - правописание суффиксов «ик» «ек», проверочное слово овражка.

- лесная – правописание безударных гласных в корне слова, проверяем ударением лес.

- тропинка - правописание безударных гласных в корне слова, проверяем ударением тропы.

- вывела - правописание безударных гласных в корне слова, проверяем ударением  вёл.

- вырубки – правописание парных согласных в корне слова, проверочное слово вырубать.

Самостоятельная работа. (5 мин.)

- Выпишите из упражнения сложные предложения и подчеркните грамматическую основу.

Проверка выполнения задания проводится в парах. (Учащиеся самостоятельно проверяют работы друг друга, а затем организуется коллективная проверка).

- Назовите, какие предложения вы выписали?

 Ответы учащихся:

-  Здесь одно сложное предложение. Светило солнце, мы перешли по мостику через овражек, и лесная тропинка вывела нас на вырубки.

- Почему вы  решили, что это сложное предложение, докажите.

Ответы учащихся:

- Это предложение сложное, потому что здесь три грамматические основы: солнце светило; мы перешли; тропинка вывела.

- Как  в данном предложении соединяются простые в составе сложного?

Ответы учащихся:

-  В этом предложении простые предложения соединяются без союза первое и второе и с помощью союза «и» второе и третье простые предложения в составе сложного.

- Какими будут предложения, которые вы не выписывали, докажите.

Ответы учащихся:

- Первое предложение будет простое с однородными подлежащими, грамматическая основа: Я и собака отправились.

- Во втором предложении тоже одна грамматическая основа: настроение было, значит оно простое.

- Поднимите руку, кто правильно определил и записал сложное предложение.

- Молодцы. Все справились.

- Кто допустил ошибку в определении грамматической основы?

( один ученик поднял руку)

Надеюсь, больше таких ошибок допускать не будите.

 

  1. Итог урока. (3 мин.)

 

- С какими предложениями познакомились на уроке?

Ответы учащихся:

- Сегодня на уроке мы познакомились со сложными предложениями.

- Как вы различаете простые и сложные предложения?

Ответы учащихся:

- У простых предложений одна грамматическая основа.

- Сложные предложения имеют несколько грамматических основ.

- Что ещё вы заметили в составе сложных предложений?

Ответы учащихся:

- В них нет однородных членов.

- Как соединяются простые предложения в составе сложного?

Ответы  учащихся:

- Простые предложения в составе сложного могут соединяться без союзов и с помощью союзов и, а, но.

- Простые предложения в составе сложного отделяются друг от друга запятой.

- Как вам пригодятся полученные знания?

Ответы  учащихся:

- Полученные знания пригодятся нам, когда будем давать характеристику предложения.

- Правильно ставить знаки препинания в предложениях.

- Молодцы! Хорошо поработали сегодня на уроке.

 

  1. Домашнее задание. (1 мин.)

- с. 45 – 46  упр. 80.

 

 

 

 

 

 

 

 


Конспект урока Тема урока: «Простые и сложные предложения»

Конспект урока Тема урока: «Простые и сложные предложения»

Ход урока. Организационный момент

Ход урока. Организационный момент

Ответы учащихся: - Прекрасно, распрекрасный, прекрасненький, наипрекраснейший

Ответы учащихся: - Прекрасно, распрекрасный, прекрасненький, наипрекраснейший

Открытие нового знания. ( 20 мин

Открытие нового знания. ( 20 мин

Как вы поняли, что такое сложное предложение?

Как вы поняли, что такое сложное предложение?

Ответы учащихся: - В слове с о бака вставляем букву о, это словарное слово его нужно запомнить

Ответы учащихся: - В слове с о бака вставляем букву о, это словарное слово его нужно запомнить

Поднимите руку, кто правильно определил и записал сложное предложение

Поднимите руку, кто правильно определил и записал сложное предложение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2018