Конспект урока
Тема урока: «Простые и сложные предложения»
Ф.И.О. Шумеева Любовь Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Предмет: русский язык УМК «Школа России»
Учебник: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова «Русский язык», в 2 ч. - Москва: Класс: 4
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель: учить распознавать простые и сложные предложения.
Задачи:
1. Ознакомить учащихся с простыми и сложными предложениями.
2. Совершенствовать навыки грамотного письма, устанавливать взаимосвязь слов в предложении.
3. Учить наблюдать, обобщать, делать выводы.
4. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление.
5. Способствовать развитию санитарно – гигиенических норм.
Оборудование:
учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
Ход урока.
- Проверьте свои рабочие места, тихо садитесь.
- Начнём урок с повторения ранее изученного материала.
- Что такое предложение?
Ответы учащихся:
- Предложение выражает законченную мысль.
- Расскажите все, что вы знаете о предложении по плану.
(план на доске)
План
1) Цель высказывания.
2) Интонация.
3) По составу.
Ответы учащихся:
- По цели высказывания предложение бывает: повествовательное, вопросительное, побудительное.
- Произносятся предложения с восклицательной или невосклицательной интонацией.
- По составу предложения бывают распространенные и нераспространенные.
- Ещё есть предложения с однородными членами.
- Правильно. Прочитайте предложение, как вы его понимаете?
(читают предложение на доске)
В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
Варианты ответов учащихся:
- Я думаю, что человек должен следить за собой.
- Каждый человек должен следить не только за своим внешним видом, но за своими мыслями и тем, что говорит. Такой человек будет прекрасен не только внешне, но и внутренне.
- Какие словарные слова встретились в этом предложении?
Ответы учащихся:
- Одежда, лицо.
- Есть ещё одно слово, которое мы должны запомнить: прекрасный.
Как вы понимаете его значение?
Варианты ответов учащихся:
- Прекрасный – это очень красивый.
- Я думаю, это не только красивый, но и хороший.
- Правильно, прекрасный - это очень хороший, превосходный.
Подберите к этому слову однокоренные слова.
Ответы учащихся:
- Прекрасно, распрекрасный, прекрасненький, наипрекраснейший.
- Запишите словарные слова в тетрадь, выделите орфограммы, поставьте ударение.
(Одежда, лицо, прекрасный.
В слове одежда ударение падает на 2-ой слог на букву «е», запоминаем букву «о». В слове лицо ударение падает на 2-ой слог на букву «о», запоминаем букву «и». В слове прекрасный - ударение падает на 2-ой слог на букву «а», запоминаем букву «е».)
- Какое это предложение?
Ответы учащихся:
- Это предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое.
- Есть ли здесь однородные члены?
Ответы учащихся:
- Да.
- Какие? Назовите их.
Ответы учащихся:
- В этом предложении есть однородные дополнения: лицо, одежда, душа и мысли.
- Прочитайте предложения, найдите в них грамматическую основу.
(читают предложения на доске)
Наступила весна и оживила всю природу.
Наступила весна и с юга прилетели перелётные птицы.
Ответы учащихся:
- В первом предложении грамматическая основа: весна наступила и оживила.
- Во втором предложении две грамматические основы:1) весна наступила, 2) птицы прилетели.
- Спишите предложения, подчеркните грамматические основы.
- Есть ли во втором предложении однородные члены?
Ответы учащихся:
- Нет.
- Предположите, на какой вопрос мы будем искать ответ сегодня на уроке?
Ответы учащихся:
- Может ли быть в предложении несколько грамматических основ.
- Сегодня мы познакомимся с такими предложениями, узнаем, как они называются.
- Прочитайте предложения. Назовите в каждом предложении грамматическую основу.
Пруд едва дымится. Его гладь покрывается прозрачным туманом. На востоке медленно разгорается заря, дует тёплый ветерок.
Ответы учащихся:
- В первом предложении грамматическая основа: пруд дымится.
- Во втором: гладь покрывается.
- В третьим: заря разгорается; ветерок дует.
- Чем отличается третье предложение от остальных предложений в тексте?
Ответы учащихся:
- В нём две грамматические основы.
- Предложение, в котором одна грамматическая основа – это простое предложение. Предположите, как тогда будет называться предложение с несколькими грамматическими основами?
Ответы учащихся:
- Я думаю, такое предложение будет называться сложное.
- Прочитайте в учебнике на с. 43 сведения о том, как называются предложения, с которыми мы сегодня встретились.
(учащиеся читают)
- Как называется предложение, в котором одна грамматическая основа?
Ответы учащихся:
- Предложение, в котором одна грамматическая основа называется простое предложение.
- А предложение, в котором несколько грамматических основ?
Ответы учащихся:
- Предложение, в котором несколько грамматических основ называется сложное предложение.
- Какое из этих предложений является простым, а какое сложным, докажите.
Ответы учащихся:
- Первое и второе предложения – простые, потому что в них одна грамматическая основа.
- Третье предложение – сложное, так как в нём две грамматические основы.
- Правильно. Спишите сложное предложение, выделите грамматическую основу. Обратите внимание на расстановку знаков препинания.
Физкультминутка.
- Как вы поняли, что такое сложное предложение?
Ответы учащихся:
- Это предложение, в котором несколько грамматических основ.
- Подумайте, можно ли сказать, что предложение, которое состоит из нескольких простых предложений, - сложное предложение?
Ответы учащихся:
- Я думаю, что можно.
- Да, можно. В предложении, которое мы записывали, если вместо запятой поставить точку – то получится два простых предложения, а так их разделяет запятая.
- Проверим ваши предположения. Выполняем упр. 77 с. 44.
- Что нужно сделать в упражнении?
Ответы учащихся:
- Списать стихи, подчеркнуть в каждом предложении грамматическую основу.
(Учащиеся выполняют задание в тетрадях, учитель следит за работой).
- Какие предложения вы записали, обоснуйте свой ответ.
Ответы учащихся:
- Эти предложения сложные, потому что они имеют несколько грамматических основ.
- Назовите грамматическую основу в каждом предложении.
Ответы учащихся:
- В первом предложении три грамматические основы: день прошёл, царица вопит, дитя торопит.
- Во втором – две грамматические основы: царевич злится, он жалеет.
- В третьем – две грамматические основы: царь Салтан зовёт, удалец полетел.
- Расскажите, как соединяются простые предложения в составе сложного.
Ответы учащихся:
- Они соединяются без союзов (первое предложение) или с помощью союзов( первое – союз «а», второе – союз «но», третье – союз «и»).
- Значит, какой из этого можно сделать вывод.
Ответы учащихся:
- Простые предложения в составе сложного соединяются без союзов или с помощью союзов и, а, но.
- Правильно.
- Упражнение 78 стр. 44, прочитайте текст.
- Найдите слова с пропущенными орфограммами в корне, приставке, суффиксе. Объясните их правописание.
(Учащиеся по цепочке называют слова и объясняют их правописание)
Ответы учащихся:
- В слове собака вставляем букву о, это словарное слово его нужно запомнить.
- отправились – правописание приставок с гласной о, приставки «ат» не бывает.
- прогулку – правописание приставок с гласной о, приставки «пра» нет.
- берёзовую – это словарное слово его нужно запомнить.
-настроение – непроверяемое написание, надо запомнить.
- мостику – правописание суффиксов «ик» «ек», проверочное слово мостика.
- овражек - правописание суффиксов «ик» «ек», проверочное слово овражка.
- лесная – правописание безударных гласных в корне слова, проверяем ударением лес.
- тропинка - правописание безударных гласных в корне слова, проверяем ударением тропы.
- вывела - правописание безударных гласных в корне слова, проверяем ударением вёл.
- вырубки – правописание парных согласных в корне слова, проверочное слово вырубать.
Самостоятельная работа. (5 мин.)
- Выпишите из упражнения сложные предложения и подчеркните грамматическую основу.
Проверка выполнения задания проводится в парах. (Учащиеся самостоятельно проверяют работы друг друга, а затем организуется коллективная проверка).
- Назовите, какие предложения вы выписали?
Ответы учащихся:
- Здесь одно сложное предложение. Светило солнце, мы перешли по мостику через овражек, и лесная тропинка вывела нас на вырубки.
- Почему вы решили, что это сложное предложение, докажите.
Ответы учащихся:
- Это предложение сложное, потому что здесь три грамматические основы: солнце светило; мы перешли; тропинка вывела.
- Как в данном предложении соединяются простые в составе сложного?
Ответы учащихся:
- В этом предложении простые предложения соединяются без союза первое и второе и с помощью союза «и» второе и третье простые предложения в составе сложного.
- Какими будут предложения, которые вы не выписывали, докажите.
Ответы учащихся:
- Первое предложение будет простое с однородными подлежащими, грамматическая основа: Я и собака отправились.
- Во втором предложении тоже одна грамматическая основа: настроение было, значит оно простое.
- Поднимите руку, кто правильно определил и записал сложное предложение.
- Молодцы. Все справились.
- Кто допустил ошибку в определении грамматической основы?
( один ученик поднял руку)
Надеюсь, больше таких ошибок допускать не будите.
- С какими предложениями познакомились на уроке?
Ответы учащихся:
- Сегодня на уроке мы познакомились со сложными предложениями.
- Как вы различаете простые и сложные предложения?
Ответы учащихся:
- У простых предложений одна грамматическая основа.
- Сложные предложения имеют несколько грамматических основ.
- Что ещё вы заметили в составе сложных предложений?
Ответы учащихся:
- В них нет однородных членов.
- Как соединяются простые предложения в составе сложного?
Ответы учащихся:
- Простые предложения в составе сложного могут соединяться без союзов и с помощью союзов и, а, но.
- Простые предложения в составе сложного отделяются друг от друга запятой.
- Как вам пригодятся полученные знания?
Ответы учащихся:
- Полученные знания пригодятся нам, когда будем давать характеристику предложения.
- Правильно ставить знаки препинания в предложениях.
- Молодцы! Хорошо поработали сегодня на уроке.
- с. 45 – 46 упр. 80.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.