Тема занятия: Природа и человек.
Образовательные задачи:
Ø систематизация знаний детей о природе, полученных на уроках окружающего мира;
Ø повышение общего уровня экологической культуры детей;
Ø обогащение словаря учащихся.
Воспитательные задачи:
Ø воспитывать бережное отношение к окружающей среде, природе;
Ø воспитывать умение работать в разновозрастных парах и группах;
Ø воспитывать уважение и любовь к своей Родине.
Развивающие задачи:
Ø развитие познавательного интереса, творческой активности, речи учащихся;
Ø развитие наблюдательности и логического мышления;
Ø развитие самостоятельности в учебной работе.
Оборудование:
Ø экологическая ромашка с заданиями;
Ø карточки с заданиями;
Ø картинки-раскраски;
Ø фотографии леса в разные времена года;
Ø фонограмма песни «Наш край»;
Ø таблицы с изображениями птиц;
Ø цветные карандаши;
Ø плакаты с высказываниями писателей о природе.
Подготовительная работа:
Ø изготовление модели ромашки (желтый кружок-сердцевина и белые лепестки, на которых написаны задания для детей). Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске;
Ø заучивание стихов учащимися 4 класса
Ø работа над экологическим проектом «Жалобная книга природы».
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Проверка готовности к занятию. Формирование разновозрастных пар.
II. Актуализация знаний.
Чтение высказываний о природе:
o «Счастье – быть с природой, видеть её, говорить с ней». Л.Н.Толстой.
o «Человек должен украшать землю». М.Шолохов.
o «Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля». К.Г.Паустовский.
Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Прекрасные леса, поля, луга. А также реки, моря, океаны, горы, небо, солнце – это тоже все прекрасное. И это все прекрасное мы называем одним словом – ПРИРОДА. Наша жизнь неотъемлема от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. У писателя К.Г. Паустовского есть еще такие замечательные слова:
« И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы».
И я с ним полностью согласна. Порой мы проходим мимо и не замечаем той красоты, что нас окружает.
III. Вступительная беседа.
Земля – это наш общий большой дом, в котором хватает места всем – людям, животным, растениям… Над нами общая голубая крыша – небо. У нас под ногами один общий пол – земная поверхность. У нас общие источники влаги – реки, озера, моря… У нас один на всех чудесный источник света и тепла – Солнце. И всем нам надо жить: дышать, есть, пить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе, в которой установилось равновесие. Вам из уроков окружающего мира всем известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются, а растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушится хоть какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится.
Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что нарушают законы природы. Наконец они это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьёзно изучать законы природы. Так и возникла наука ЭКОЛОГИЯ.
IV. Работа в парах.
Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и том, что этот дом, эту природу надо любить и беречь.
Дети подходят к доске, снимают лепестки «ромашки», читают задание и выполняют его в парах. Задания на карточках. Все задания, кроме 7, оцениваются по пятибалльной системе. 7 задание – за каждое правильно написанное название дерева- 1 балл.
1. Задание – лепесток. «Распределить слова».
Распределите слова в два столбика по принципу «живая – неживая природа»: солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.
Ответ: мальчик солнце
ягода небо
гриб вода
рыбка камни
заяц ливень
дерево почва
2. Задание – лепесток. «Сделайте правильный выбор».
Слева написаны времена года. Задание: соединить правильно стрелками левый столбик с правым.
ЗИМА Набухают почки.
Листопад.
Прилетают грачи.
Бабье лето.
ВЕСНА Грибная пора.
Сбор клюквы.
Уборка зерновых.
ЛЕТО Сенокос.
Птицы вьют гнёзда.
Рождество.
ОСЕНЬ Ледоход.
Гололёд.
Снегопад.
3. Задание – лепесток. «Раскрась картинку».
Определите время года и раскрасьте соответственно картинку. Чья пара быстрее.
4. Задание – лепесток. «Жалобная книга природы».
Прочитайте , на что жалуются некоторые животные. Отгадайте, кто это может быть. Каждая пара выбирает карточку с «жалобой»:
· Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то! Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. (Жаба).
· Я – единственное животное, которое может подпустить человека довольно близко. Но вовсе не потому, что я такой храбрый. Просто я плохо вижу и надеюсь на свой нюх. Зато у меня есть колючая защита. Кто я, узнаёте? (Еж).
· Меня называют непоседливым зверьком. Я постоянно в движении: быстро спускаюсь с дерева на землю, тотчас взлетаю по стволу обратно или перепрыгиваю с ветки на ветку. Ах, как я устала! (Белка).
· На Земле нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится никому, что мы темноту любим, что на обычных птиц и зверей не похожи, что любим висеть вниз головой. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы и родились. А обижают нас незаслуженно. (Летучая мышь).
В течение второй и третьей четверти учащиеся 4 класса работали над экологическим проектом «Жалобная книга природы». И вот сейчас мы послушаем, что же они написали в этой книге.
Защита экологического проекта учащимися 4 класса.
5. Физминутка.
Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем.
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И назад в гнездо кладём.
6. Задание – лепесток. «Лес – наше богатство».
Почему мы с лесом дружим?
Для чего он людям нужен?
Чтобы ответить на эти вопросы, вам необходимо составить предложения, которые и будут ответами.
· Лес – это зелёный наряд нашей Земли, дом для зверей и птиц.
· Там, где лес – всегда чистый воздух, место для отдыха человека.
· Лес - наш друг, задерживая влагу, он помогает людям выращивать урожай.
· Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: ягоды, грибы, орехи.
Фотовыставка «Лес». На доске открываются фотографии с изображением леса.
Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь:
Всё это называется - природа.
Давайте же всегда её беречь!
7. Задание – лепесток. «Отгадайте птицу по описанию».
· Эта птица имеет скрещенный клюв, выводит птенцов зимой и кормит их еловыми шишками. (Клёст).
· Эта зимующая птица имеет очень яркую окраску, а на голове – хохолок. Питается ягодами рябины, калины . (Свиристель).
· Эту птицу называют акробатом, потому что она свободно может передвигаться по стволу дерева как вверх, так и вниз. (Поползень).
· Эта птица имеет серую спинку и красную грудку. Прилетает к нам с первым снегом. Очень любит клевать ягоды калины и рябины. (Снегирь).
· Спинкой зеленоватая, животиком желтоватая, чёрненька шапочка и полоска шарфика. В нашей местности этих птиц обитает шесть видов: большая, гаечка, хохлатая, лазоревка, московка и длиннохвостая. (Синица).
8. Задание – лепесток. «Кто больше?»
Написать как можно больше названий лиственных и хвойных деревьев.
Лиственные - …
Хвойные - …
9. Задание – кружок сердцевина. «Криптограмма».
Здесь зашифрована фраза, которую вам необходимо разгадать.
12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 – 10, 5, 6, 3, 12, 8, 11, 5, 13, 1, 13, 14, 8.
Ключевые слова:
1, 2, 3, 4, 5 – третий день недели (среда)
6, 7, 8, 9, 5 – учебное заведение, где дети получают знания (школа)
10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека (ноги)
12, 8, 13, 14, 5 – верхняя часть у картофеля, моркови, свеклы (ботва)
Ответ: Береги лес – наше богатство.
10. Итог занятия. Рефлексия.
Чтение стихов учащимися 4 класса:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Давай пройдёмся медленно по лугу
И «здравствуй», скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Русский лес! Берёз листва,
Пенье птиц и тишина…
Зов ветров и ширь полей.
Лучше не найти, поверь!
Это всё твоё, и ты –
Властелин своей земли!
Исполнение песни «Наш край».
Наша игра подошла к концу. Надеюсь, что эта она поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь. И мне хотелось бы закончить наше занятие словами Михаила Пришвина:
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу, значит охранять Родину!»
А сейчас мы попросим наше уважаемое жюри подсчитать баллы и сообщить нам результаты.
Рефлексия. Детям вручаются изображения ромашек. На одной стороне в сердцевине – весёлая рожица, а на обратной – грустная. Прикрепить ромашку на доску той стороной, каким вы считаете было наше занятие: веселым, полезным, интересным или грустным, скучным, неинтересным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.