Конспект разновозрастного занятия "Природа и человек" (1-4 кл., окружающий мир)
Оценка 5

Конспект разновозрастного занятия "Природа и человек" (1-4 кл., окружающий мир)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
01.02.2017
Конспект разновозрастного занятия "Природа и человек" (1-4 кл., окружающий мир)
Презентация "Экологический проект "Жалобная книга" природы" является одним из этапов разновозрастного занятия по теме "Природа и человек"
Природа и человек занятия.docx

Тема занятия: Природа и человек.

Образовательные задачи:

Ø  систематизация  знаний детей о природе, полученных  на уроках окружающего мира;

Ø повышение общего уровня экологической культуры детей;

Ø обогащение словаря учащихся.

 

Воспитательные задачи:

 

Ø воспитывать бережное отношение к окружающей среде, природе;

Ø воспитывать умение работать в разновозрастных парах и группах;

Ø воспитывать уважение  и любовь к своей Родине.

 

Развивающие задачи:

 

Ø развитие  познавательного интереса, творческой активности, речи учащихся;

Ø развитие наблюдательности и логического мышления;

Ø развитие самостоятельности в учебной работе.

 

Оборудование:

 

Ø экологическая ромашка с заданиями;

Ø карточки с заданиями;

Ø картинки-раскраски;

Ø фотографии леса в разные времена года;

Ø фонограмма песни «Наш край»;

Ø таблицы с изображениями птиц;

Ø цветные карандаши;

Ø плакаты с высказываниями писателей о природе.

 

Подготовительная работа:

 

Ø изготовление модели ромашки (желтый кружок-сердцевина и белые лепестки, на которых написаны задания для детей). Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске;

Ø заучивание стихов учащимися 4 класса

Ø работа над экологическим проектом «Жалобная книга природы».

 

 

Ход занятия.

 

I.                   Организационный момент.

Проверка готовности к занятию. Формирование разновозрастных пар.

 

II.                 Актуализация знаний.

 

Чтение высказываний о природе:

 

o   «Счастье – быть с природой, видеть её, говорить с ней».  Л.Н.Толстой.

o   «Человек должен украшать землю». М.Шолохов.

o   «Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля». К.Г.Паустовский.

 

   Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Прекрасные леса, поля, луга. А также реки, моря, океаны, горы, небо, солнце – это тоже все прекрасное. И это все прекрасное мы называем одним словом – ПРИРОДА. Наша жизнь неотъемлема от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. У писателя К.Г. Паустовского есть еще такие замечательные слова:

     « И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы».

         И я с ним полностью согласна. Порой мы проходим мимо и не замечаем той красоты, что нас окружает.

 

III.              Вступительная беседа.

 

   Земля – это наш общий большой дом, в котором хватает места всем – людям, животным, растениям… Над нами общая голубая крыша – небо. У нас под ногами один общий пол – земная поверхность. У нас общие источники влаги – реки, озера, моря… У нас один на всех чудесный источник света и тепла – Солнце. И всем нам надо жить: дышать, есть, пить, растить детишек.             За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе, в которой установилось равновесие.   Вам из уроков окружающего мира всем известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются, а растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушится хоть какое-нибудь звено, например, уничтожить растения,  рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится.

   Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что нарушают законы природы. Наконец они это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьёзно изучать законы природы. Так и возникла наука ЭКОЛОГИЯ.

      

IV.              Работа в парах.

 

     Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и том, что этот дом, эту природу надо любить и беречь.

 

   Дети подходят к доске, снимают лепестки «ромашки», читают задание и выполняют его в парах. Задания на карточках. Все задания, кроме 7, оцениваются по пятибалльной системе. 7 задание – за каждое правильно написанное название дерева- 1 балл.

 

1.     Задание – лепесток. «Распределить слова».

 

 Распределите слова в два столбика по принципу «живая – неживая природа»: солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево. 

 

Ответ:    мальчик                           солнце

ягода                                 небо

гриб                                   вода

рыбка                                камни

заяц                                   ливень

дерево                              почва

 

2.     Задание – лепесток. «Сделайте правильный выбор».

 

Слева написаны времена года. Задание: соединить правильно стрелками левый столбик с правым. 

 

ЗИМА                                         Набухают почки.

Листопад.

Прилетают грачи.

Бабье лето.

ВЕСНА                                        Грибная пора.

Сбор клюквы.

Уборка зерновых.

ЛЕТО                                          Сенокос.

Птицы вьют гнёзда.

Рождество.

ОСЕНЬ                                       Ледоход.

Гололёд.

Снегопад.

 

3.     Задание – лепесток. «Раскрась картинку».

 

Определите время года и раскрасьте соответственно картинку. Чья пара быстрее.

 

 

4.     Задание – лепесток. «Жалобная книга природы».

 

Прочитайте , на что жалуются некоторые животные. Отгадайте, кто это  может быть. Каждая пара выбирает карточку с «жалобой»:

 

·        Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут.  А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то! Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.  (Жаба).

·         Я – единственное животное, которое может подпустить человека довольно близко. Но вовсе не потому, что я такой храбрый. Просто я плохо вижу и надеюсь на свой нюх. Зато у меня есть колючая защита. Кто я, узнаёте?  (Еж).

·        Меня называют непоседливым зверьком. Я постоянно в движении: быстро спускаюсь с дерева на землю, тотчас взлетаю по стволу обратно или перепрыгиваю с ветки на ветку. Ах, как я устала!  (Белка).

·        На Земле нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится никому, что мы темноту любим, что на обычных птиц и зверей не похожи, что любим висеть вниз головой. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы и родились.   А обижают нас незаслуженно.  (Летучая мышь).

 

  В течение второй и третьей четверти учащиеся 4 класса работали над экологическим проектом «Жалобная книга природы». И вот сейчас мы послушаем, что же они написали в этой книге.

 

Защита экологического проекта учащимися 4 класса.

 

5.        Физминутка.

 

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берём

И назад в гнездо кладём.

 

6.     Задание – лепесток. «Лес – наше богатство».

 

Почему мы с лесом дружим?

Для чего он людям нужен?

 

  Чтобы ответить на эти вопросы, вам необходимо составить предложения, которые и будут ответами.

 

·        Лес – это зелёный наряд нашей Земли, дом для зверей и птиц.

·        Там, где лес – всегда чистый воздух, место для отдыха человека.

·        Лес  - наш друг, задерживая влагу, он помогает людям выращивать урожай.

·        Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: ягоды, грибы, орехи.

 

Фотовыставка «Лес». На доске открываются фотографии с изображением леса.

 

            осень DSC_4794.JPG        DSC_0553.JPG

 

           DSC_5810.JPG         DSC_8939.JPG

 

Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь:

Всё это называется -  природа.

Давайте же всегда её беречь!

 

7.     Задание – лепесток. «Отгадайте птицу по описанию».

 

·        Эта птица имеет скрещенный клюв, выводит птенцов зимой и кормит их еловыми шишками.    (Клёст).

·        Эта зимующая птица имеет очень яркую окраску, а на голове – хохолок. Питается ягодами рябины, калины .  (Свиристель).

·        Эту птицу называют акробатом, потому что она свободно может передвигаться по стволу дерева как вверх, так и вниз.  (Поползень).

·        Эта птица имеет серую спинку и красную грудку. Прилетает к нам с первым снегом. Очень любит клевать ягоды калины и рябины. (Снегирь).

·        Спинкой зеленоватая, животиком желтоватая, чёрненька шапочка и полоска шарфика. В нашей местности этих птиц обитает шесть видов: большая, гаечка, хохлатая, лазоревка, московка и длиннохвостая.   (Синица).

 

8.     Задание – лепесток. «Кто больше?»

 

Написать как можно больше названий лиственных и хвойных деревьев.  

Лиственные - …

Хвойные - …

 

9.     Задание – кружок сердцевина. «Криптограмма».

 

Здесь зашифрована фраза, которую вам необходимо разгадать.

 

12, 3, 2, 3, 11, 15,    9, 3, 1 – 10, 5, 6, 3,   12, 8, 11, 5, 13, 1, 13, 14, 8.

 

Ключевые слова:

1, 2, 3, 4, 5 – третий день недели (среда)

6, 7, 8, 9, 5 – учебное заведение, где дети получают знания (школа)

10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека (ноги)

12, 8, 13, 14, 5 – верхняя часть у картофеля, моркови, свеклы (ботва)

 

Ответ: Береги лес – наше богатство.

 

10. Итог занятия. Рефлексия.

 

Чтение стихов учащимися 4 класса:

 

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

 

Давай пройдёмся медленно по лугу

И «здравствуй»,  скажем,  каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

 

Русский лес! Берёз листва,

Пенье птиц и тишина…

Зов ветров и ширь полей.

Лучше не найти, поверь!

Это всё твоё, и ты –

Властелин своей земли!

 

Исполнение песни «Наш край».

 

  Наша игра подошла к концу.  Надеюсь, что эта она поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь. И мне хотелось бы закончить наше занятие словами Михаила Пришвина:

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу, значит охранять Родину!»

 

   А сейчас мы попросим наше уважаемое жюри подсчитать баллы и сообщить нам  результаты.

 

   Рефлексия. Детям вручаются изображения ромашек. На одной стороне в сердцевине – весёлая рожица, а на обратной – грустная. Прикрепить ромашку на доску той стороной, каким вы считаете было наше занятие: веселым, полезным, интересным или грустным, скучным, неинтересным.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема занятия: Природа и человек

Тема занятия: Природа и человек

Проверка готовности к занятию.

Проверка готовности к занятию.

I. Работа в парах

I. Работа в парах

Определите время года и раскрасьте соответственно картинку

Определите время года и раскрасьте соответственно картинку

Задание – лепесток. «Лес – наше богатство»

Задание – лепесток. «Лес – наше богатство»

Эта зимующая птица имеет очень яркую окраску, а на голове – хохолок

Эта зимующая птица имеет очень яркую окраску, а на голове – хохолок

Я должен над цветами наклониться

Я должен над цветами наклониться

Конспект разновозрастного занятия "Природа и человек" (1-4 кл., окружающий мир)

Конспект разновозрастного занятия "Природа и человек" (1-4 кл., окружающий мир)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2017