Конспект урока русского языка 4-й класс
Лазарева Ольга Вячеславовна МОУ СШ№ 12 г. Волжский Волгоградской обл.
Тема урока "Простые и сложные предложения"
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями “простые и сложные предложения”; сформировать представление о простых и сложных предложениях.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с понятиями “простые и сложные предложения”.
2. Учить выделять в письменной речи “простые и сложные предложения”.
3. Учить ставить знаки препинания в сложных предложениях.
4. Развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать ее результаты.
5. Продолжить формирование самооценки деятельности обучающихся с использованием разноуровневых заданий.
6. Формировать коммуникативные умения сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом.
7. Формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника.
Тип урока: ОНЗ (ознакомление с новым знанием)
Вид урока: урок развивающего обучения.
Тип проблемной ситуации: с затруднением.
Метод проблемной ситуации: побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Поиск решения: побуждающий к гипотезам диалог.
Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование и наглядные средства обучения:
1. Карточки с заданиями.
2. Листы для создания схем предложений.
3. Компьютерная презентация.
Ход урока
I. Мотивация.
– Сам проверь скорей, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку ”5”?
Волевая саморегуляция
Я – ученик.
Я думаю и мыслю.
Я анализирую и делаю выводы.
Мы работаем сообща, мы хотим всё знать.
II. Минутка чистописания и словарная работа.
– Напишите эти соединения до конца строки, найдите слово, спрятанное здесь.
Показ написания учителем на доске.
впаесевертонюл
– Под самыми красивыми слогами поставьте точку (САМООЦЕНКА).
Кто догадался, с каким словом мы будем сегодня работать? (Север.)
– А кто знает, как правильно пишется это слово?
– Откройте словарики и найдите написание этого слова.
– Запишите это слово у себя в тетради и поработайте с ним(поставьте ударение, разделите слово на слоги), определите часть речи.
– Рядом со словом север запишите однокоренное слово, которое будет являться именем прилагательным (северный). Разберите это слово по составу.
– Составьте предложение со словом север.
I-й вариант: Запишите предложение и выполните полный синтаксический разбор.
На крайнем севере живут белые медведи. (1 человек выполняет задание у доски.) (Предложение записано и на доске.)
– Сравните задание с эталоном и ОЦЕНИТЕ свою работу. (Устная оценка, работающего у доски.)
II-й вариант. На крайнем севере живут белые медведи, тюлени и моржи. (1 человек составляет схему предложения.) – Сравните задание с эталоном и ОЦЕНИТЕ свою работу. Почему не поставили запятую перед союзом и?
III. Актуализация знаний.
Ребята, мы продолжаем изучать тему “Предложение”. Ответьте на вопросы.
– Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные.)
– По интонации? (Восклицательные, невосклицательные.)
– По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные.)
– Что такое грамматическая основа предложения? (Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.) (Заполнение схемы предложения на слайде.)
Групповая работа (по 4 человека).
- Вспомним, как должна проходить работа в группах? (тихо, быстро, активно, сообща, выслушивая мнение другого)
– У вас на партах лежат карточки белого цвета. Прочитайте предложение и найдите грамматическую основу.
– Что вы заметили?
– Определите цель нашего урока на данном этапе. (Познакомиться с новым видом предложений.)
IV. Постановка проблемного вопроса.
На карточках синего цвета записаны 4 предложения и даны схемы к ним.
Работа в парах
Листья оп…дают с д…ревьев, и в воздухе
прот…нулась паутина.
Н…ступила ос…нь.
Лес обнажился, часто идут нудные дожди.
Птицы ул…тают в теплые края.
Учитель. Прочитайте предложения.
Внимательно рассмотрите схему. Сформулируйте к ним задание.
(Надо написать предложения в соответствии со схемами. Вставить
пропущенные буквы, группируя слова по орфограммам – проверяемые гласные в корне
слова.)
Учитель. Прочитайте два первых предложения.
Найдите в них общее. Выполните разбор первого предложения, дав характеристику
по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов предложения.
(Это повествовательные предложения. В каждом по одной грамматической основе.
Первое предложение простое, повествовательное, невосклицательное,
нераспространенное.)
Учитель. Прочитайте следующие предложения. Отметьте в них общее. (В третьем, четвертом предложениях по две грамматические основы.)
3. Формулирование темы и цели урока.
Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие – сложными? (Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами – сложными.)
Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений. (Тема сегодняшнего урока – “Простые и сложные предложения”.)
Записывается тема урока.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова. (Вывешиваются на карточках вопросительные знаки, по ходу решения проблемы знаки переворачиваются на восклицательные.)
1) Познакомиться с ... и ...;
2) учиться различать ... и ...;
3) учиться ставить ...
Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.
4. Изучение нового материала.
Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что
предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а
предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А
теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых
предложений в каждом сложном?
(В каждом сложном по два простых предложения).
Учитель. Прочитайте первые простые
предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца
предложения? Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?
(Первые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца
предложения и связаны со вторыми простыми предложениями по смыслу.)
Учитель. Обобщите наши рассуждения.
Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав
сложных?
(Простые предложения, входящие в состав сложных, связаны между собой по
смыслу и интонационно.) 1-я цель достигнута.
– А как вы думаете, может ли сложное предложение состоять не из 2 простых предложений, а из 3–4 простых предложений? Приведите пример. (На уроке Миша решает задачу, Оля проверяет решение, Антон оценивает работу ребят. (на карточках на доске отдельные части предложения.)
Учитель. А теперь вернемся к нашему тексту.
Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и
интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав
сложного (учитель обводит кружочком союз и).
(Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного,
могут соединяться между собой с помощью союза.)
– Обратите внимание на то , что в сложных предложения перед союзом И мы будем ставить запятую, т.к. она разделяет 2 простых предложения.
Учитель. Посмотрите на второе сложное предложение. Скажите, как в нем связаны между собой простые предложения. (Простые предложения, входящие в состав второго сложного, связаны между собой только по смыслу и интонационно, без союза.)
Учитель. С помощью какого знака препинания
разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет
запятые).
(Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми.) 2-я цель достигнута.
Учитель. Обобщите наши рассуждения по плану:
1. Какие предложения называются простыми,
а какие – сложными?
2. Из чего состоит сложное предложение?
3. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
5. Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?
Учитель. Прочитайте новый материал по учебнику. Сравните его с нашими выводами.
(1-й учащийся читает параграф вслух.) С. 173.
Физкультминутка.
Физкультминутка. (Учащиеся под музыку выполняют вслед за учителем движения…)
Наступило утро
Солнышко просыпается, раскрывает свои лучики… (Потягиваются.)
Все дети улыбаются! (Улыбаются друг другу.)
Вдруг налетели тучки. (Машут руками.)
Грянул гром, (Стучат в ладоши сильно.)
И пошел сильный дождь. (Сильно барабанят пальцами по парте.)
Вскоре дождик стал постепенно утихать, утихать, утихать, совсем утих. (Барабанят
все тише и совсем перестают.)
– Итак, чтобы определить какое предложение и какие знаки препинания нужно в нем поставить НАДО:
1. Прочитать предложение.
2. Найти грамматические основы.
3. Определить сложное или простое предложение.
4. Если сложное, поставить знаки препинания (на доске на
карточках отдельных).
– Давайте вернемся к первому предложению про тучку. Кто теперь может выполнить полный синтаксический разбор предложения? (Повеств., невосклиц., распростр., сложное.)
Творческая работа. /Коллективная работа./ На магнитах эти же карточки с предложениями.
– У вас на столах лежат красные карточки , на них записаны слова. Из этих слов составьте сложное предложение
/Дедушка ходил на работу, Барсик сторожил дом.
/Дедушка ходил на работу, Барсик сторожил дом, кот Васька ловил мышей./
– Какое у вас получилось предложение?
– Назовите 1 грамматическую основу, 2?
– Какой знак вы поставили между двумя грамматическими основами?
– А у кого предложение дополнено еще одной грамматической основой?
– Какое у вас получилось предложение? Запись предложений коллективно и составление схем предложений. 3-я цель достигнута.
Применение знаний на практике. (Дифференциация.)
Необходимый уровень.
– Составьте схему предложения.
Свинцовые тучи закрывают небо, и моросят дожди.
Программный уровень.
Найди только сложное предложение, разберите его по членам предложения и по частям речи составьте схему этого предложения.
Светило солнце. Неожиданно подул свежий, тихий ветерок. Мы перешли по мостику через овражек, и лесная тропинка вывела нас на полянку.
Максимальный уровень.
Поставьте, где нужно, запятые. Составьте схему каждого предложения.
Решили мы пескарей зажарить. Мишка почистил пескарей и положил на сковородку. Сковородка нагрелась пескари прилипли к ней. Мишка стал отдирать рыбёшек от сковороды ножом они не отлипали. Тогда Мишка налил на сковородку масла масло зашипело затрещало и вспыхнуло пламенем.
– Сравните с эталоном и оцените свою работу Кто выполнял работу необходимого уровня – оцените устно 1 человек и т.д. (На доске на отдельных карточках.)
Рефлексия. Итог урока.
Давайте подведем итог
Каким же был для вас урок?
Приготовьте и поднимите карточку с номером.
1. Урок полезен, все понятно.
2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3. Еще придется потрудиться.
4. Да, трудно все-таки учиться!
А сейчас оценим свою работу на уроке. Если у вас все зеленые кружочки, то за урок у вас оценка “5”.
Если большее количество кружков закрашены наполовину– оценка “4” и т.д.
– Встаньте, у кого оценка ”5“и ”4“. Вы молодцы, а у остальных чуть-чуть сегодня не получилось. Ничего страшного, вы завтра постараетесь и тоже получите “5”.
Домашнее задание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.