Конспект урока по русскому языку для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 1 8 . 1 1 . 1 8
У р о к 53
Т е м а : СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Ц е л ь: познакомить учащихся с основами лингвистических знаний
Задачи:
1) дать понятие о спряжении глагола; познакомить с окончаниями I и II спряжения.
2) развивать устную речь учащихся, фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развитие
орфографической зоркости, расширение кругозора; способность к самоконтролю; развивать
логическое мышление, память, внимание, расширение кругозора, способствовать обогащению
словарного запаса; развивать мелкую моторику кистей рук, развивать умение выполнять вербальные
инструкции учителя; способность к рациональной организации своего рабочего места;
3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности,
пытливости при получении новых знаний, воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки;
усидчивости, самостоятельности, дисциплинированности.
Характеристика деятельности учащихся:
Сравнивать окончания личных форм глаголов, относящихся к разным спряжениям. Знакомиться со
спряжением глаголов. Наблюдать за образованием форм и распределением глаголов по спряжениям.
Группировать слова по заданному основанию. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Соблюдать порядок действий в
соответствии с поставленным в упражнении условием. Находить в тексте слова по заданному
основанию. Характеризовать слово по заданному грамматическому признаку. Определять спряжение
по личным окончаниям
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с
партнерами, планирование учебного сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение
формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с
текстом, умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать
выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
I. Чистописание.
Истина рано или поздно все равно выйдет на свет, и ложь будет повержена в прах.
Х о д у р о к а
(Древний Египет.)
II. Актуализация новых знаний.
1. Р а б о т а п о т е м е у р о к а .
– Ребята, вспомните, какие глагольные формы вы знаете?
– Какого вида бывают глаголы?– Как определить вид глагола?
– Измените глаголы вести, любить по лицам и числам. Работаем у доски.
Ед. ч.
у
1 л.: вед
ешь
ет
2 л.: вед
3 л.: вед
Мн. ч.
ем
вед
ете
ут
вед
вед
Ед. ч.
ю
любл
ишь
ит
люб
люб
Мн. ч.
им
люб
ите
ят
люб
люб
I
II
– Выделите окончания личных форм глаголов.
– Изменим по лицам и числам устно глагол лить (кормить).
– Какие окончания в личной форме имеет этот глагол, как в первом или втором столбике?
– Как вы думаете, какие окончания будут иметь другие глаголы в личным формах?
– Какой можете сделать вывод? (Любой глагол в личной форме будет иметь определенное
окончание.)
– Правильно. Если мы изменяем глагол по лицам и числам, то получим систему его личных
окончаний, которая называется спряжением.
2. Ч т е н ие п р а в ил а .
– Откройте учебники на с. 121 и прочитайте правило. Определите, какие глаголы, записанные на
доске, относятся к первому, ко второму спряжению.
– Спряжение всегда обозначаются римскими цифрами: I и II спр.
3. Р а б о т а п о у ч е б н ик у : с. 121–122.
У п р а ж н е н ие 1 – коллективно: чтобы определить, в какой столбик вы будете записывать
глаголы, на что будете обращать внимание? (На окончания.)
III. Работа в парах.
В ы п о л н е н и е упражнения 2: в паре выбрать любые семь основ глаголов и образовать форму
3го лица множественного числа. Окончания даны.
Изменить глаголы
по лицам и числам.
IV. Самостоятельная работа.
1. В ы п о л н е н ие упражнения 4:
I в а р и а н т – звать;
II в а р и а н т – спать.
2. Вз а им о п р о в е р к а . Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы своих товарищей.
V. Итог урока.
– Что нового узнали о глаголах?
– Что такое спряжение?
& Домашнее задание: упр. 3, с. 122.