Конспект тренинга для педагогов ОУ "Возвращение в детство" по профилактике эмоционального профессионального выгорания
Оценка 4.8

Конспект тренинга для педагогов ОУ "Возвращение в детство" по профилактике эмоционального профессионального выгорания

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
31.03.2017
Конспект тренинга для педагогов ОУ "Возвращение в детство" по профилактике эмоционального профессионального выгорания
Дидактическая разработка -Альборова Н.А. - тренинг Возвращение в детство.docx
Конспект тренинга  “ВОЗВРАЩЕНИЕ В ДЕТСТВО»  по профилактике профессионального эмоционального выгорания  для педагогов ОУ Альборова Н.А., педагог­психолог высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 368» г. Перми Цель:  профилактика   профессионального   эмоционального   выгорания; формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья   педагогов   через   овладение   ими   способами   психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов. Задачи:  Преодоление   внутренних   барьеров   с   помощью   управляемого воображения.  Стабилизировать   психологическое   состояние,   снятие   невротической симптоматики.  Развитие ассоциативного творческого мышления.  Углубление  знакомства  с  внутренним   миром других людей, развитие чувства доверия, готовность поделиться личными мыслями и чувствами.  Поощрение   эмпатического   слушания,   стимулирование   готовности поделиться с участниками  информацией о себе, о том, что хотелось бы совершенствовать в своих качествах, умениях и навыках.  Тренировать   опыт   в   умении   дать   «обратную   связь»   партнерам   по тренингу, развитие самопонимания участников тренинга. Целевая аудитория: педагоги, педагоги­психологи, воспитатели, социальные педагоги, социальные работники Размер группы: до 15 человек. Длительность занятия: 45­60 минут Ожидаемые результаты:  снижение уровня психического выгорания;  активизация личностных ресурсов;  улучшение   психологического   микроклимата   в   педагогическом коллективе;  повышение уровня стрессоустойчивости у педагогов;   снижение уровня эмоционального напряжения;  повышение работоспособности;   улучшение настроения и самочувствия.  медитативная   музыка, Оборудование:   художественные   материалы (фломастеры,  карандаши,  восковые   мелки,  краски   акварельные,   гуашевые), стаканчики   для   воды,   кисти,   бумага   формата   А­4,   А­3,   таблицы   для упражнения   «Попрошу   в   подарок»,   ручки,   большие   мягкие   игрушки, покрывала, подушки, воздушные шары. Помещение   для     проведения   занятия     требуется   достаточно   большое. Помещение следует разделить на зоны:  движения,   медитации,   визуализации:   зал,   в   котором   разложены покрывала, подушки, большие мягкие игрушки, воздушные шарики;  рисования: столы со всеми художественными материалами;  обсуждения и общения: стулья, стоящие по кругу. Ход занятия: 1. Приветствие Группа садиться в круг на ковер.  Ведущий:   Здравствуйте, коллеги! Каждая наша встреча – это что­то новое, необычное.   Это   всегда   возможность   приобрести   новый   опыт,   отдохнуть, пообщаться, обратить внимание на себя. Сейчас у меня к вам есть вопрос­просьба — пожалуйста, выскажите вслух, что вы ждете   от нашей встречи: (пустить мяч по кругу, фраза «Я жду от нашего занятия ...», вариант «Я бы хотела на нашей встрече ...» или свободная форма.   «Спасибо!»). Когда   все  выскажутся,   ведущий  подводит  итог  и  формулирует   общую цель и задачи занятия (что и для чего мы будем делать).   Каждого   поблагодарить   за   высказывание: 1. Упражнение   «Я   родом   из   детства…»   (опыт управляемого воображения) Ведущий:  По  тёплому берегу   детства   В  беспечность   одет  и  обут   Без   тягостных  мыслей  наследства   Иду, куда   ноги  ведут.  (Л. Панькова) Скажите вы помните себя в детстве?  А  помните  сказку   о  ковре­самолете? О   способе чудесного  перемещения  в пространстве и времени? Выберите   себе   место,   где   вам   будет   максимально   комфортно   находиться. (Участники расходятся по залу, выбирают себе удобное место).  Устройтесь поудобнее, закройте глаза. Прислушайтесь к своему дыханию. Три раза   глубоко   вдохните   и   медленно   выдохните.   Дышите   свободно.   Вдох   – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох… Тело расслаблено, вам легко и приятно. Я приглашаю вас в необычное путешествие на ковре­самолете. Наш ковер­ самолет готов отвезти вас в любое место, куда пожелаете. Не спешите, у вас есть время, чтобы принять решение о своем маршруте. Я предупрежу вас о вылете…  (Пауза, чтобы принять решение – 1 минута). А теперь приготовьтесь – взлетаем! 5­4­3­2­1­ полетели!  Каждый отправляется в свое собственное путешествие. Я не буду вам мешать. Постарайтесь запомнить все то, что увидите во время своего полета:  Какие чувства вы испытываете?  Что видят ваши глаза?  Что слышат ваши уши?  Что  вы  увидели  или  кого   вы  увидели   вокруг  себя? Обитаемо  ли  то место, куда вы прибыли? (Пауза – 3 минуты – звучит релаксационная, негромкая музыка). Нам пора возвращаться обратно.  Окиньте   последним   взглядом   место,   где   побывали.   Запомните   его хорошенько.   Устройтесь   поудобнее   на   ковре­самолете   и   –   5­4­3­2­1­ полетели! Дышите спокойно, глубоко! По хлопку – откройте глаза.  С возвращением! Обсуждение в кругу:  Каковы ваши впечатления от путешествия?  Почему вы отправились именно в это место? Что оно значит для вас?  Опишите свои чувства во время путешествия?  Когда   нужно   было   возвращаться   –   какие   чувства   появились   у   вас, почему? После того как все высказались:  Какие   из   путешествий,  о   которых   рассказали   другие   участники,  вам показались наиболее интересными и почему? С кем бы вы вместе охотно совершили бы путешествие? 2. Упражнение «Колодец» Все   участники   встают   в   очень   плотный   круг,   лицами   в   центр. Одновременно, по сигналу ведущего (по хлопку) все делают сильный вдох и выдох со звуком «У_У_У!» в центр круга, при этом топая правой ногой. Упражнение проводиться 5­6 раз. 3. Арт­терапевтическое упражнение «Разговор двух рук» Участники выбирают себе в зале удобное место для работы.  Рисуем   сухими   художественными   материалами   (фломастеры,   карандаши, восковые   мелки).   Каждый   участник   выбирает   себе   два   художественных материала и чистый лист бумаги. Под   звучание   спокойной   медитативной   музыки   каждый   участник   берет художественные   материалы   в   обе   руки   и   «разрешает»   им   свободно передвигаться по поверхности листа.  Окончание музыки будет сигналом для завершения этого упражнения. Затем все собираются в круг и обсуждают проделанную работу следующим образом (рисунки выкладываются на полу в круг):  дать название своему рисунку;  придумать   3   прилагательных,   3   глагола,   присущих   получившемуся рисунку (записать на рисунке);  описать свои чувства и переживания во время упражнения и теперь, при взгляде на свой рисунок. 4. Арт­терапевтическое   упражнение   «Позволяю   себе играть как ребенок» Участникам предлагается найти себе удобное место и расположиться с  комфортом, как хочется. Вези меня, ледянка, в детство, Где мне ещё не больно падать, Где «Чур» от всех напастей средство, Где каждая снежинка – радость Где папа ­ молодой и сильный, Где плакать хочется без мамы, Где лес и розовый, и синий, А Дед Мороз такой румяный. Где ничего вкусней сосульки, Где сам себе игрушки клеишь, Где каша манная в кастрюльке, А апельсин, когда болеешь. Где горькая микстура в ложке, Где с пенкой молоко в стакане, Где в плед завернутая кошка, Где тетя Валя на экране. Где мандарины пахнут елкой,  Где под столами новоселье, Где нос укутан в шарфик колкий, Где угол – плата за веселье. Где кубики "Гематогенки" Ещё вкуснее шоколадки. Где вечно сбитые коленки. Где с промокашками тетрадки. Где счастье, если мама дома, Где горе, если спать ложиться, И ничего ценней альбома, И ничего страшнее «Мыться!» Где примерзают руки к санкам, И где еще не стыдно плакать… Вези меня вперед, ледянка! Ты знаешь, я умею падать! Ведущий: Мы с вами погрузимся в воспоминания детства, в самые счастливые его моменты.  В каких бы условиях человек ни воспитывался, все равно его детство полно таких минут, когда было легко и радостно, когда веселье возникало словно ниоткуда, само по себе.  Эти минуты — мощнейший источник позитивной энергии. Текст проговаривается медленно, негромко, чуть растягивая гласные. Сядьте,   ноги   поставьте   на   пол   так,   чтобы   хорошо   чувствовалась   опора   о спинку стула.  Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в ногах, в руках.   Сядьте так, чтобы вам было удобно. Чуть наклоните голову вперед.  Закройте глаза. Сделайте несколько медленных и глубоких вдохов­выдохов. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох… Представьте себя в каком­нибудь тихом и уютном месте.  Может быть, это будет светлая роща ранним солнечным утром: слышите, как звонко поют птицы? Может   быть,   это   будет   маленький   песчаный   пляж   на   берегу   ласкового теплого   моря,   мягко   освещенного   закатным   солнцем.   Волны   плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку...  Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно. Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве, – три, четыре, пять лет... Представьте, что этот малыш стоит перед вами.  Попытайтесь   понять,   что   он   чувствует.   Выглядит   ли   он   радостным   или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого­то? Может быть, он чего­то боится? Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему.  Скажите:   «Я   люблю   тебя.   Я   принимаю   тебя   таким,   какой   ты   есть.   Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив». После этих слов представьте, что малыш улыбается вам в ответ и обнимает вас крепко­крепко.  Поцелуйте его, скажите, что ваша любовь неизменна и всегда остается с ним: «Я всегда с тобой. Я люблю тебя!».  Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощание рукой. Постепенно возвращайтесь,  Сделайте глубокий вдох­выдох, откройте глаза.  Участники садятся за столы, перед чистыми листами бумаги. Нарисуйте   «нерабочей»   рукой   самую   любимую   игру   (или   занятие)   своего детства и придумать к рисунку название. Можно записать небольшую историю о сюжете рисунка. Для   работы   используем   мягкие   изобразительные   материалы   (гуашь, мелки, акварель и т.п.), листы бумаги большого формата (А3 и больше). Понятно, что при рисовании левой рукой «правша» как бы раздвигает границы умений, открывает в себе новые чувства, становится более спонтанным. При этом высока вероятность проявления сильных переживаний, детских страхов, и наоборот, появления ярких творческих образов. Обсуждение в кругу:  Почему именно эта детская игра возникла в воображении?   Как вы чувствовали, работая над образами?   Что вы чувствуете сейчас?  Как   вы   думаете,   какую   связь   имеет   вспомнившийся   эпизод   с сегодняшним   «жизненным   сценарием»,   как   он   отражается   в   жизни сейчас? 5. Упражнение «Попрошу в подарок» Ведущий:  Я хочу вам рассказать о маори.  Это   коренной   народ,   основное   население  Новой   Зеландии  до   прибытия европейцев. В их верованиях мана ­ жизненная сила. Дается человеку после рождения специальным обрядом.  С помощью маны маори имели возможность активно влиять на окружающий мир. Мана может быть унаследована, ее можно также приобрести, увеличить или потерять вследствие собственных действий. Мана влияет на поведение людей и групп, приобретается также достижениями и успехами.  Майори решительно защищали свою ману в повседневных дела и стремились увеличить ее, насколько возможно.  А еще маори считали, что манну можно добавить, если подарить подарок. А вы согласны поделиться своей манной с другими? Участникам раздаются таблицы, где нужно вписать имена участников тренинга.  Теперь   подумайте   и   запишите,   что   бы   вы   хотели   получить   в   подарок   от каждого участника.   Это подарок – то, в чем вы нуждаетесь, то, что вам кажется значимым в его взглядах.   Возможно,  вы попросите себе чувство юмора, или умение легко выходить из сложных запутанных отношений, может быть – умение прощать и т.д. Каждый участник работает со списком индивидуально.  Затем каждый зачитывает свой получившийся список.  Участники фиксируют на своих листочках, что у них просила группа. Этот список может дать очень серьезный материал для самоанализа и повышения самооценки. Обсуждение в кругу:  Как вы чувствовали себя, попросив у других подарки?  Кого удивила просьба о подарке?  Какой подарок вам важно было получить \  подарить? 6. Обратная связь. Упражнение проводиться в кругу.   Какие чувства вы испытывали,  участвуя в тренинге?  Какие   моменты   вам   особенно   понравились,   запомнились,   и   почему? Получили ли вы удовольствие?  Каким образом вы усовершенствовали ваши умения и навыки, выполняя упражнения?  С какими трудностями вы столкнулись при выполнении заданий? Как вы решили их?  Вы выполняли упражнения так же, как и окружающие вас люди? В чем были отличия?  Какие ресурсы вы применяли для выполнения упражнений? Какие были наиболее   полезны?   Что   вы   обязательно   продолжите   применять   в будущем?  Что вы узнали о самом себе в процессе выполнения этого задания? Литература:  Бабич О. И., "Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения", Учитель, 2014 г.  Копытин Александр Иванович, Свистовская Е.Е.,  "Арт­терапия детей и подростков", Когито­Центр, 2014 г.  Панкратов   В.Н.,   «Саморегуляция   психического   здоровья»,   Институт психотерапии, 2001г.  Эксакусто   Т.   В.,   "Групповая   психокоррекция.   Тренинги   и   ролевые игры", Феникс, 2015 г. ПРИЛОЖЕНИЕ Таблица к упражнению «Попрошу в подарок» № Имя участника Что я хочу получить в Что у меня попросили в подарок подарок  1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0

Конспект тренинга для педагогов ОУ "Возвращение в детство" по профилактике эмоционального профессионального выгорания

Конспект тренинга для педагогов ОУ "Возвращение в детство" по профилактике эмоционального профессионального выгорания

Конспект тренинга для педагогов ОУ "Возвращение в детство" по профилактике эмоционального профессионального выгорания

Конспект тренинга для педагогов ОУ "Возвращение в детство" по профилактике эмоционального профессионального выгорания

Конспект тренинга для педагогов ОУ "Возвращение в детство" по профилактике эмоционального профессионального выгорания

Конспект тренинга для педагогов ОУ "Возвращение в детство" по профилактике эмоционального профессионального выгорания

Конспект тренинга для педагогов ОУ "Возвращение в детство" по профилактике эмоционального профессионального выгорания

Конспект тренинга для педагогов ОУ "Возвращение в детство" по профилактике эмоционального профессионального выгорания

Конспект тренинга для педагогов ОУ "Возвращение в детство" по профилактике эмоционального профессионального выгорания

Конспект тренинга для педагогов ОУ "Возвращение в детство" по профилактике эмоционального профессионального выгорания

Конспект тренинга для педагогов ОУ "Возвращение в детство" по профилактике эмоционального профессионального выгорания

Конспект тренинга для педагогов ОУ "Возвращение в детство" по профилактике эмоционального профессионального выгорания

Конспект тренинга для педагогов ОУ "Возвращение в детство" по профилактике эмоционального профессионального выгорания

Конспект тренинга для педагогов ОУ "Возвращение в детство" по профилактике эмоционального профессионального выгорания

Конспект тренинга для педагогов ОУ "Возвращение в детство" по профилактике эмоционального профессионального выгорания

Конспект тренинга для педагогов ОУ "Возвращение в детство" по профилактике эмоционального профессионального выгорания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017