Роль преподавателя в становлении личности обучающегося.
Оценка 4.6
Педсоветы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
28.03.2017
Представлена статья о роли личности преподавателя в образовательном процессе. Эта роль основополагающая. Образовательный процесс – это не только передача необходимой научной информации, но и про¬цесс взаимодействия педагога и обучающихся – их взаимовлияние друг на друга, обмен эмоциями, мыслями, переживаниями. Учитель должен не только удовлетворять стремление человека к знанию, но и максимально мотивировать его на этот путь.Статья
Роль преподавателя в становлении личности обучающегося..docx
А.Г.Сафонова
МБОУ «СОШ№9
имени М. И. Баркова»
Г.Братск
Роль преподавателя в становлении личности обучающегося.
Сегодня человечество выбирает прогрессивный путь развития, но чем
дальше он следует по данному пути, тем более замкнутыми, разоб
щенными, одинокими становятся люди. Чувствуя давление цивилиза
ции, каждый пытается сохранить свой маленький мир, не позволяет
разрушить, раздавить человеческое «я», поэтому «люди вместо мостов
строят стены». Медленно, но верно человек развивает в себе себялю
бие, заглушает доброту, милосердие, ведь тот, кто строит вокруг себя
стену, вряд ли будет внимателен по отношению к другим.
Прежде чем рассуждать о роли личности преподавателя в образова
тельном процессе, необходимо отметить, что в последнее время рос
сийское общество находится в ловушке недопонимания глубокого
смысла термина «образование». Вот что сказано в соответствующем
Законе РФ: «Под образованием в настоящем Законе понимается целе
направленный процесс воспитания и обучения в интересах человека,
общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения
гражданином (обучающимся) установленных государством образова
тельных уровней (образовательных цензов)». В этом сухом и явно не
достаточном определении, к сожалению, не отражена самая суть
глубинный философский и общечеловеческий смысл понятия «обра
зование». Возникает опасение, что в последнее время мы стали ухо
дить от такого понимания образования, которое начало формироваться
ещё в 18 веке, в эпоху Просвещения, и было тесно связано с понятием
«культура». Необходимо понимать, что образование – это, прежде
всего важная часть процесса формирования человеческой личности. В
ходе этого процесса человек приобретает не только необходимые
знания, умения и навыки, но и усваивает определённые культурные
ценности. Слова «образование», «образ» и «образец» однокоренные.
Так не подразумевается ли исторически и этимологически, что образовательный процесс состоит в формировании личности обучае
мого по определённому образу (образцу)? И в качестве этого образца
выступает не кто иной, как тот, кто является источником знаний, – то
есть преподаватель.
Роль личности преподавателя в образовательном процессе не просто
огромная. Эта роль основополагающая. Образовательный процесс – это
не только передача необходимой научной информации, но и процесс
взаимодействия педагога и обучающихся – их взаимовлияние друг на
друга, обмен эмоциями, мыслями, переживаниями. Учитель должен не
только удовлетворять стремление человека к знанию, но и
максимально мотивировать его на этот путь. Как показывает практика,
ученики охотнее изучают тот предмет, преподаватель которого вызы
вает уважение и симпатию. Школьник, студент, любой учащийся вос
принимает учителя в первую очередь как личность. Система знаний,
которую формирует он, её воспитательные возможности,
воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности
учителя, как чтото персональное, идущее от человека к человеку.
Именно это имеет особый смысл и значимость.
Личность педагога выступает в роли своего рода «живого зеркала», в
которое постоянно «глядится» ученик. Вот почему мировоззрение
учителя, его поведение, его жизнь, его отношение к своему делу так
или иначе влияют на всех учеников. Поэтому важно, чтобы педагог
смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его поведение и его дейст
вия находятся под сильнейшим контролем, под каким не находится ни
один человек в мире.
Во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль
учителя в жизни общества.
Об огромном влиянии преподавателя на учеников и студентов рассу
ждал ещё великий Ломоносов. Он разработал требования к личности
педагога и считал, что педагог прежде всего должен любить Родину,
быть образцом нравственности для учащихся: «…учитель должен не
токмо словами учения, но и поступками добрый пример показы
вать…».
Учитель, педагог, один из немногих деятелей, которые принимают
самое непосредственное участие в развитии личности, ее становлении.
Он формирует свою систему знаний, которая воспринимается ученика
ми в ее изложении. Получается нечто персональное, передаваемое от
человека к человеку, и именно в этом заключается особый смысл. Задача учителя с первых дней школьной жизни погрузить ученика в
культуру, во взрослый мир, ознакомить с основными идеалами и цен
ностями, которые составляют убеждения духовно здоровой личности,
с идеями, на которых базируется правильное духовное развитие. Дет
ская повседневная жизнь, на время сменяется реальностью высокой
культуры, которая задается в блоке школьных предметов. Важно уметь
сделать так, чтобы этот переход был плавным, без какихлибо
психологических последствий. Если педагогу удается сделать учебу
частью игрового процесса, то противоречие между тем, что есть и тем,
что должно быть, удастся значительно смягчить, ведь давно известно,
что учиться надо играя. Учитель должен также способствовать разви
тию личности во взаимодействии с коллективом, для чего создать ат
мосферу полного взаимопонимания, взаимовыручки и тесного сотруд
ничества, как своего с каждым учеником, так и между самими ученика
ми. Школьники, иногда подсознательно, копируют поведенческий
стиль педагога, который становится некоторой культурой учеников
всего класса. Поэтому то, каким человеком является учитель, в какой
манере он ведет учебный процесс, как относится к ученикам и их
проблемам, оказывает важнейшее значение в дальнейшей жизни
ученика. Родители учеников знают, как важен для дальнейшего разви
тия личности их ребенка педагог, поэтому очень тщательно выбирают
первого учителя для него. Важно все уровень образованности педаго
га, его профессиональное отношение к делу, характер и другие личные
качества терпимость, любовь к работе и общению с детьми, умение
разглядеть во всех хорошие и добрые качества и указать для них
правильное направление развития.
Ученики ожидают от учителя мудрых решений, умения в любой ситуа
ции вести себя спокойно, справедливо разрешать любые спорные
случаи. Невнимание к ученику, несправедливые действия по отноше
нию к нему, вызывают не очень приятные чувства, а иногда даже
обозлят ученика, настраивают учителя против него же. Итогом такого
поведения учителя может стать полная утрата ним контроля и над
учениками и над учебным процессом. Ни к чему хорошему это не
приведет. Педагогический авторитет во многом зависит от общей
культуры поведения учителя (умение владеть речью, мимикой и жес
тами, опрятность в костюме). Внешность учителя и его культура по
ведения в значительной мере влияют на завоевание учителем автори
тета. Лучшие учителя на занятиях приходят в хорошем костюме, по стоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным
примером они воспитывают такие же качества и у своих воспитанни
ков. Всё это укрепляет авторитет учителя. Учащиеся ценят скром
ность, простоту, естественность во внешности и поведении своих учи
телей. Школьники любят аккуратность в костюме, подтянутость и
культуру в поведении. От их внимательного взора ничего не усколь
зает. Небрежность в костюме , не причёсанные волосы у учителя сни
жают его авторитет. В том случае, когда учитель не следит за собой,
нарушается в классе дисциплина, с приходом его в класс слышатся
нелестные отзывы, перешептывания, смех.
Лучшие учителя в этом отношении предъявляют к себе строгие требо
вания. Само собой понятно, что внешность и культура поведения
только в том случае является фактором, определяющим авторитет
учителя, когда они свойственны ему, наряду с другими положитель
ными качествами его как учителя и воспитателя.
Немаловажное значение для учителя имеет его умение держать себя в
классе. Не только спокойствие, выдержка, тактичность, но и известная
дисциплинированность педагога на уроке являются положительными
его качествами. Неуместная мимика, чрезмерная жестикуляция, хож
дение учителя по классу во время объяснения урока не нравится
школьникам. Это рассеивает их внимание, они хуже воспринимают и
усваивают объясняемый материал.
Одним из положительных качеств хороших учителей является облада
ние правильной и выразительной речью. Если учесть, что школьники,
особенно младших классов, подражают речи учителей, становится
понятным, почему работа педагогов над своей речью приобретает та
кое большое значение. Педагогический оптимизм необходимое каче
ство хорошего учителя. Чуткое, отзывчивое отношение к детям сочета
ется у такого учителя с требовательностью, которая не принимает
характера придирчивости, а педагогически оправдана, то есть
проводится в интересах самого ребенка. За теплое, чуткое отношение к
ним дети платят такой же теплотой и привязанностью.
Отношения между педагогом и обучающимся базируется на следую
щих условиях.
1. Доброжелательность преподавателя по отношению к обучающимся.
Словом, каково отношение педагога к студентам или школьникам,
таково и их отношение к нему: если он доброжелателен, то и обучаю
щиеся отвечают тем же. При партнерских отношениях не будет в группах или классах, так называемых, «вредных» молодых людей, так
сильно нервирующих некоторых преподавателей. Иначе говоря, как
аукнется, так и откликнется. В то же время стоит заметить, что добро
желательность не должна быть нарочитой, специально организуемой
только «в педагогических целях». Она или есть, или ее нет. Это зави
сит от уровня нравственной воспитанности наставника, его профессио
нальных качеств и, конечно, от индивидуального характера личности.
Однако учитель не должен бояться выразить свое негодование любым
возмутительным поступком ученика, ибо в этом его искренность,
честность, отсутствие фальши в его педагогической позиции,
принципиальность.
2. Второе важное условие установления благоприятных взаимоотно
шений между педагогом и коллективом обучающихся – это справед
ливое оценивание знаний и умений будущих специалистов или их по
ведения. Справедливость – это этическая категория. Школьники
обычно считают педагога справедливым, если он хорошо знает свою
дисциплину, требователен к обучающимся и в полном соответствии с
этим оценивает их труд, т.е. объективно, а не по своему произволу.
Чем требовательнее и справедливее преподаватель, тем весомее
получаемые знания и тем интереснее учиться у него, тем выше его
авторитет.
3. Третье условие развития правильных взаимоотношений между пе
дагогом и обучающимися состоит в эрудированности, широте круго
зора преподавателя, когда его познания не ограничиваются формаль
ными границами дисциплины. Образованный, эрудированный педагог
помогает будущим выпускникам осознать полезность глубоких про
фессиональных знаний. Но и они, в свою очередь, оказывают влияние
на преподавателя: если его глубокие знания оказываются востребо
ванными, слушатели – благодарными, то и обстановка в аудитории
царит деловая и благоприятная. Если занятия скучны и сопровожда
ются взаимными претензиями, то они, как правило, неинтересны и не
оказывают никакого влияния на развитие и воспитание личности ре
бёнка.
От того, какой личностью является педагог, зависит, каких он воспи
тает учеников. Высокие личностные качества воспитателя, его знания и
жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом.
Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их
личным достоянием лишь тогда, когда мудрость воспитателя при влекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно
жизненных взглядов, моральноэтических принципов. Грустно созна
вать, что в последние годы роль личности преподавателя в образова
тельном процессе явно недооценивается. В связи с широким исполь
зованием технических средств многие учебные заведения активно
внедряют формы дистанционного обучения, когда обучающийся всю
необходимую информацию получает при помощи компьютера, а пре
подавателю отводится лишь роль координатора такого процесса. Не
смотря на новомодные тенденции, необходимо сознавать, что компь
ютерные или телевизионные обучающие программы ни сегодня, ни в
будущем не способны заменить учителя. Эти программы призваны
всего лишь упростить и разнообразить учебный процесс, а также
предоставить возможность получить образование людям с ограничен
ными возможностями. Не понимать этого – преступная ошибка, кото
рая может привести к горьким и пагубным последствиям в будущем.
Роль преподавателя в становлении личности обучающегося.
Роль преподавателя в становлении личности обучающегося.
Роль преподавателя в становлении личности обучающегося.
Роль преподавателя в становлении личности обучающегося.
Роль преподавателя в становлении личности обучающегося.
Роль преподавателя в становлении личности обучающегося.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.