Роль преподавателя в становлении личности обучающегося.
Оценка 4.6

Роль преподавателя в становлении личности обучающегося.

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
28.03.2017
Роль преподавателя в становлении личности обучающегося.
Представлена статья о роли личности преподавателя в образовательном процессе. Эта роль основополагающая. Образовательный процесс – это не только передача необходимой научной информации, но и про¬цесс взаимодействия педагога и обучающихся – их взаимовлияние друг на друга, обмен эмоциями, мыслями, переживаниями. Учитель должен не только удовлетворять стремление человека к знанию, но и максимально мотивировать его на этот путь.Статья
Роль преподавателя в становлении личности обучающегося..docx
А.Г.Сафонова                                                                   МБОУ «СОШ№9                                                                  имени М. И. Баркова»                                                                  Г.Братск                                     Роль преподавателя в становлении личности обучающегося. Сегодня человечество выбирает прогрессивный путь развития, но чем дальше  он следует  по данному  пути,  тем более  замкнутыми, разоб­ щенными, одинокими становятся люди. Чувствуя давление цивилиза­ ции, каждый пытается сохранить свой маленький мир, не позволяет разрушить, раздавить человеческое «я», поэтому «люди вместо мостов строят стены». Медленно, но верно человек развивает в себе себялю­ бие, заглушает доброту, милосердие, ведь тот, кто строит вокруг себя стену, вряд ли будет внимателен по отношению к другим.  Прежде чем рассуждать о роли личности преподавателя в образова­ тельном процессе, необходимо отметить, что в последнее время  рос­ сийское общество находится в ловушке недопонимания глубокого  смысла термина «образование». Вот что сказано в соответствующем  Законе РФ: «Под образованием в настоящем Законе понимается целе­ направленный процесс воспитания и обучения в интересах человека,  общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения  гражданином (обучающимся) установленных государством образова­ тельных уровней (образовательных цензов)». В этом сухом и явно не­ достаточном определении, к сожалению, не отражена самая суть ­  глубинный философский и общечеловеческий смысл понятия «обра­ зование». Возникает опасение, что в последнее время  мы стали ухо­ дить от такого понимания образования, которое начало формироваться ещё в 18 веке, в эпоху Просвещения, и было тесно связано с понятием  «культура». Необходимо понимать, что образование – это, прежде  всего важная часть процесса формирования человеческой личности. В  ходе этого процесса человек приобретает не только необходимые  знания, умения и навыки, но и усваивает определённые культурные  ценности. Слова «образование», «образ» и «образец» ­ однокоренные.  Так не подразумевается ли исторически и этимологически, что образовательный  процесс состоит в формировании личности обучае­ мого по определённому образу (образцу)? И в качестве этого образца  выступает не кто иной, как тот, кто является источником знаний, – то  есть преподаватель. Роль личности преподавателя в образовательном процессе не просто  огромная. Эта роль основополагающая. Образовательный процесс – это не только передача необходимой научной информации, но и процесс  взаимодействия педагога и обучающихся – их взаимовлияние друг на  друга, обмен эмоциями, мыслями, переживаниями. Учитель должен не  только удовлетворять стремление человека к знанию, но и  максимально мотивировать его на этот путь. Как показывает практика, ученики охотнее изучают тот предмет, преподаватель которого вызы­ вает уважение и симпатию. Школьник, студент, любой учащийся вос­ принимает учителя в первую очередь как личность. Система знаний,  которую формирует он, её воспитательные  возможности,  воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности  учителя, как что­то персональное, идущее от человека к человеку.  Именно это имеет особый смысл и значимость.   Личность педагога выступает в роли своего рода «живого зеркала», в  которое постоянно «глядится» ученик. Вот почему мировоззрение  учителя, его поведение, его жизнь, его отношение к своему делу так  или иначе влияют на всех учеников. Поэтому важно, чтобы педагог  смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его поведение и его дейст­ вия находятся под сильнейшим контролем, под каким не находится ни  один человек в мире.   Во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль  учителя в жизни общества. Об огромном влиянии преподавателя на  учеников и студентов рассу­ ждал ещё великий Ломоносов. Он разработал требования к личности  педагога и считал, что педагог прежде всего должен любить Родину,  быть образцом нравственности для учащихся: «…учитель должен не  токмо словами учения, но и поступками добрый пример показы­ вать…».                                                                                                    Учитель, педагог, один из немногих деятелей, которые принимают  самое непосредственное участие в развитии личности, ее становлении.  Он формирует свою систему знаний, которая воспринимается ученика­ ми в ее изложении. Получается нечто персональное, передаваемое от  человека к человеку, и именно в этом заключается особый смысл. Задача учителя ­ с первых дней школьной жизни погрузить ученика в  культуру, во взрослый мир, ознакомить с основными идеалами и цен­ ностями, которые составляют убеждения духовно здоровой личности,  с идеями, на которых базируется правильное духовное развитие. Дет­ ская повседневная жизнь, на время сменяется реальностью высокой  культуры, которая задается в блоке школьных предметов. Важно уметь сделать так, чтобы этот переход был  плавным, без каких­либо  психологических последствий. Если педагогу удается сделать учебу  частью игрового процесса, то противоречие между тем, что есть и тем,  что должно быть, удастся значительно смягчить, ведь давно известно,  что учиться надо играя. Учитель должен также способствовать разви­ тию личности во взаимодействии с коллективом, для чего создать ат­ мосферу полного взаимопонимания, взаимовыручки и тесного сотруд­ ничества, как своего с каждым учеником, так и между самими ученика­ ми. Школьники, иногда подсознательно, копируют поведенческий  стиль педагога, который становится некоторой культурой учеников  всего класса. Поэтому то, каким человеком является учитель, в какой  манере он ведет учебный процесс, как относится к ученикам и их  проблемам, оказывает важнейшее значение в дальнейшей жизни  ученика. Родители учеников знают, как важен для дальнейшего разви­ тия личности их ребенка педагог, поэтому очень тщательно выбирают  первого учителя для него. Важно все ­ уровень образованности педаго­ га, его профессиональное отношение к делу, характер и другие личные  качества ­ терпимость, любовь к работе и общению с детьми, умение  разглядеть во всех хорошие и добрые качества и указать для них  правильное направление развития.                                                                Ученики ожидают от учителя мудрых решений, умения в любой ситуа­ ции вести себя спокойно, справедливо разрешать любые спорные  случаи. Невнимание к ученику, несправедливые действия по отноше­ нию к нему, вызывают не очень приятные чувства, а иногда даже  обозлят ученика, настраивают учителя против него же. Итогом такого  поведения учителя может стать полная утрата ним контроля и над  учениками и над учебным процессом. Ни к чему хорошему это не  приведет. Педагогический авторитет во многом зависит от общей  культуры поведения учителя (умение владеть речью, мимикой и жес­ тами, опрятность в костюме). Внешность учителя и его культура по­ ведения в значительной мере влияют на завоевание учителем автори­ тета. Лучшие учителя на занятиях приходят в хорошем костюме, по­ стоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным  примером они воспитывают такие же качества и у своих воспитанни­ ков. Всё это укрепляет авторитет учителя.  Учащиеся ценят скром­ ность, простоту, естественность во внешности и поведении своих учи­ телей. Школьники любят аккуратность в костюме, подтянутость и  культуру в поведении. От их внимательного взора ничего не усколь­ зает. Небрежность в костюме , не причёсанные волосы у учителя сни­ жают его авторитет. В том случае, когда учитель не следит за собой,  нарушается в классе дисциплина, с приходом его в класс слышатся  нелестные отзывы, перешептывания, смех.                                                  Лучшие учителя в этом отношении предъявляют к себе строгие требо­ вания. Само собой понятно, что внешность и культура поведения  только в том случае является фактором, определяющим авторитет  учителя, когда они свойственны ему, наряду с другими положитель­ ными качествами его как учителя и воспитателя.                                       Немаловажное значение для учителя имеет его умение держать себя в  классе. Не только спокойствие, выдержка, тактичность, но и известная  дисциплинированность педагога на уроке являются положительными  его качествами. Неуместная мимика, чрезмерная жестикуляция, хож­ дение учителя по классу во время объяснения урока не нравится  школьникам. Это рассеивает их внимание, они хуже воспринимают и  усваивают объясняемый материал.                                                               Одним из положительных качеств хороших учителей является облада­ ние правильной и выразительной речью. Если учесть, что школьники,  особенно младших классов, подражают речи учителей, становится  понятным, почему работа педагогов над своей речью приобретает та­ кое большое значение. Педагогический оптимизм ­ необходимое каче­ ство хорошего учителя. Чуткое, отзывчивое отношение к детям сочета­ ется у такого учителя с требовательностью, которая не принимает  характера придирчивости, а педагогически оправдана, то есть  проводится в интересах самого ребенка. За теплое, чуткое отношение к ним дети платят такой же теплотой и привязанностью.                              Отношения между педагогом и обучающимся базируется на следую­ щих условиях.  1. Доброжелательность преподавателя по отношению к обучающимся.  Словом, каково отношение педагога к студентам или школьникам,  таково и их отношение к нему: если он доброжелателен, то и обучаю­ щиеся отвечают тем же. При партнерских отношениях не будет в группах или классах, так называемых, «вредных» молодых людей, так  сильно нервирующих некоторых преподавателей. Иначе говоря, как  аукнется, так и откликнется. В то же время стоит заметить, что добро­ желательность не должна быть нарочитой, специально организуемой  только «в педагогических целях». Она или есть, или ее нет. Это зави­ сит от уровня нравственной воспитанности наставника, его профессио­ нальных качеств и, конечно, от индивидуального характера личности.  Однако учитель не должен бояться выразить свое негодование любым  возмутительным поступком ученика, ибо в этом его искренность,  честность, отсутствие фальши в его педагогической позиции,  принципиальность.  2. Второе важное условие установления благоприятных взаимоотно­ шений между педагогом и коллективом обучающихся – это справед­ ливое оценивание знаний и умений будущих специалистов или их по­ ведения. Справедливость – это этическая категория. Школьники  обычно считают педагога справедливым, если он хорошо знает свою  дисциплину, требователен к обучающимся и в полном соответствии с  этим оценивает их труд, т.е. объективно, а не по своему произволу.  Чем требовательнее и справедливее преподаватель, тем весомее  получаемые знания и тем интереснее учиться у него, тем выше его  авторитет.  3. Третье условие развития правильных взаимоотношений между пе­ дагогом и обучающимися состоит в эрудированности, широте круго­ зора преподавателя, когда его познания не ограничиваются формаль­ ными границами дисциплины. Образованный, эрудированный педагог  помогает будущим выпускникам осознать полезность глубоких про­ фессиональных знаний. Но и они, в свою очередь, оказывают влияние  на преподавателя: если его глубокие знания оказываются востребо­ ванными, слушатели – благодарными, то и обстановка в аудитории  царит деловая и благоприятная. Если занятия скучны и сопровожда­ ются взаимными претензиями, то они, как правило, неинтересны и не  оказывают никакого влияния на развитие и воспитание личности ре­ бёнка.                                                                                                                От того, какой личностью является педагог, зависит, каких он воспи­ тает учеников. Высокие личностные качества воспитателя, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом.  Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их  личным достоянием лишь тогда, когда мудрость воспитателя при­ влекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно­ жизненных взглядов, морально­этических принципов. Грустно созна­ вать, что в последние годы роль личности преподавателя в образова­ тельном процессе явно недооценивается. В связи с широким исполь­ зованием технических средств многие учебные заведения активно  внедряют формы дистанционного обучения, когда обучающийся всю  необходимую информацию получает при помощи компьютера, а пре­ подавателю отводится лишь роль координатора такого процесса. Не­ смотря на новомодные тенденции, необходимо сознавать, что компь­ ютерные или телевизионные обучающие программы ни сегодня, ни в   будущем не способны заменить учителя. Эти программы призваны  всего лишь упростить и разнообразить учебный процесс, а также  предоставить возможность получить образование людям с ограничен­ ными возможностями. Не понимать этого – преступная ошибка, кото­ рая может привести к горьким и пагубным последствиям в будущем.

Роль преподавателя в становлении личности обучающегося.

Роль преподавателя в становлении личности обучающегося.

Роль преподавателя в становлении личности обучающегося.

Роль преподавателя в становлении личности обучающегося.

Роль преподавателя в становлении личности обучающегося.

Роль преподавателя в становлении личности обучающегося.

Роль преподавателя в становлении личности обучающегося.

Роль преподавателя в становлении личности обучающегося.

Роль преподавателя в становлении личности обучающегося.

Роль преподавателя в становлении личности обучающегося.

Роль преподавателя в становлении личности обучающегося.

Роль преподавателя в становлении личности обучающегося.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017