Конспект тренинга разработан педагогом-психологом школы для обучающихся 9 классов и предназначен для использования в сложный период подготовки к экзаменам. Целью занятия является формирование индивидуальной стратегии деятельности ученика при подготовке к выпускным экзаменам и выполнении заданий итоговой аттестации. На занятии используются различные методы и приемы: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, тренинговые упражнения, мини-лекция, беседа, релаксационные упражнения.Тренинговое занятие в 9 классе "Искусство сдавать экзамены"
тренинг Искусство сдавать экзамены.doc
Цель: формирование индивидуальной стратегии деятельности ученика при подготовке к
Тема: «Искусство сдавать экзамены»
выпускным экзаменам и выполнении заданий итоговой аттестации.
Методы: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, тренинговые
упражнения, минилекция, беседа, релаксационные упражнения.
Формы работы: индивидуальная и фронтальная работа.
Средства: ручки, листы, шкатулка, цветные карточки, надписи на стол, музыкальные
аудиозаписи мр3, мультимедийная презентация.
Актуализация индивидуальных психологических особенностей подготовки к ГИА.
Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих
Задачи:
1.
2.
установок.
3.
физического напряжения. Повышение сопротивляемости стрессу.
4.
самочувствия в ходе подготовки к экзаменам.
5.
6.
Развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.
Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
Знакомство выпускников со способами релаксации и снятия эмоционального и
Обучение учащихся способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Прежде чем мы начнем наше общение, давайте познакомимся и
поприветствуем друг друга. Упражнение «Повтори за мной».
Сейчас каждый по очереди будет выходить, называть своё имя и здороваться со всеми
любым способом, не повторяя использованные ранее. Мы же вместе будем повторять имя и каждое
предложенное приветствие.
Как вы себя чувствуете? Как настроение? Хорошо (отлично).
1 слайд. Вступительное слово. Скоро вас ждут выпускные экзамены. Большинство из вас с
ужасом думают о предстоящих страданиях. Но, оказывается, не все так страшно. В переводе с латыни
слово «экзамен» означает «испытание». Получается, что во время экзаменов людей испытывают, как
космонавтов перед полетом. Причем испытывают не только знания, но и психическую устойчивость
человека. А психическая устойчивость возникает, когда есть положительный настрой и уверенность в
себе. Специалисты утверждают, что от этого зависит 50% успеха на экзамене. А положительный
настрой и уверенность в себе появляются, когда человек правильно готовится к экзаменам и
соблюдает правила.
Проблемная ситуация «Чужие ошибки». Послушайте рассказ о том, как готовился к
экзамену ваш сверстник, и попробуйте найти ошибки в его подготовке к экзаменам.
…Прозвенел последний звонок, и девятиклассник Иван Петров начал готовиться к выпускным
экзаменам. Для начала он составил план, в котором был одинединственный пункт: «Каждый день
решать КИМы». На следующий день с самого утра он засел за подготовку. Решил готовиться к
биологии. Целый час он искал сборники КИМов, потом еще час – учебник. При этом он обнаружил
массу интересных вещей, которые считал потерянными. Потом оказалось, что тетрадь с конспектами
кудато запропастилась. Решил идти к Наташке Сидоровой. Наташка тетрадь дала только на полчаса,
чтобы сделать ксерокопию. Пока нашел ксерокс, скопировал Наташкины каракули. Усталый и
голодный вернулся домой с сознанием выполненного долга. Правда, сел он готовиться только
вечером, когда очень уже хотелось спать. Иван решил, что тесты могут потерпеть и до завтра. А
завтра с самого утра он как засядет, и никто уже ему не сможет помешать!
Как вы думаете, что будет завтра? Удастся ли Ивану подготовиться к экзамену? Какие ошибки
он допустил во время подготовки? (высказывания детей: не было порядка на столе, поздно начал
подготовку, вечером внимание ослаблено). Что вы можете посоветовать Ивану? (ответы). Достаточно
ли данных советов для хорошей подготовки к экзаменам? (нет). На занятие я принесла такую шкатулку, в которую мы соберем целую коллекцию полезных
советов для тех, кто собирается сдавать экзамены. А помогут ли наши советы Ивану Петрову
эффективно подготовиться и сдать экзамен, мы узнаем в конце занятия.
Упражнениеразминка «Ассоциации».
Цель: Активация психологической динамики группы, создание позитивных установок на
дальнейшее обсуждение темы ГИА, актуализация самосознания старшеклассников на тему сдачи ГИА.
Инструкция: Вы должны придумать ассоциации на слово «ГИА», отвечая на мои вопросы:
«Если ГИА – это мебель, то какая?», «Если одежда – то какая?», (цветок, фрукт, птица, рыба,
животное, дерево, посуда, блюдо, цвет, день недели, инструмент, геометрическая фигура, эмоция,
обувь, канцелярский товар). Таким образом, у когото из вас ГИА вызывает положительные
ассоциации, а у когото отрицательные.
Минилекция «Как готовиться к экзаменам».
Цель: сообщить в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам.
Время: 5 минут.
2 слайд. В этой шкатулке уже есть несколько советов. (слайды)
Как подготовиться психологически?
3 слайд. Для того, чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед
собой сверхзадач для достижения сверхцели. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет
катастрофической.
Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое
легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
Ежедневно выполняй упражнения, способствующие
снятию внутреннего напряжения,
усталости, достижению расслабления, например релаксационные или дыхательные. Можно заняться
спортом, принять контрастный душ, постирать бельё или помыть посуду.
Что делать, если устали глаза?
4 слайд. В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза,
значит, устал организм. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули, делать перерыв каждые 20~30
минут.
Выполни два любых упражнения:
1. посмотри попеременно вверх вниз (25 секунд), влево – вправо (15 секунд);
2. напиши глазами свое имя, отчество, фамилию.
Режим дня.
5 слайд. Раздели день на три части:
готовься к экзаменам 8 часов в день;
занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй — 8 часов;
спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.
6 слайд. Питание.
1. Должно быть 3—4разовым, калорийным и богатым витаминами.
2. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты,
шоколад.
3. Еще один совет:
перед экзаменами не следует наедаться.
Как запомнить большое количество материала?
7 слайд. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем
проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли — это опорные
пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких
листочках. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу. Эффективнее
больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение. Для
запоминания материала можно использовать разные приемы.
8слайд. Условия поддержки работоспособности.
1. Чередовать умственный и физический труд. 2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, стойке на
голове.
3. Минимум телевизионных передач!
Дискуссия в малых группах.
Цель: закрепление лекционного материала по подготовке к экзаменам, выработка новых
идей.
Время: 15 минут.
Техника проведения: участники разбиваются на 4 малые группы.
Материал: листочки, фломастеры.
Инструкция: Я вам предлагаю дополнить шкатулку своими советами. Сейчас мы проведем
«мозговой штурм». Его принципы:
Выработайте как можно больше идей.
Все идеи записываются.
Ни одна идея не отрицается.
Ни одна идея не обсуждается, для них еще придет время.
Я приветствую вас в нашем дискуссионном клубе! Для работы предлагаю разделиться на 4
малые группы. При формировании групп будем использовать следующую технику деления: утро —
день — вечер — ночь. Каждую группу попрошу сесть за свой стол. Выбираете секретаря, спикера,
таймера и председателя.
Функции председателя: следить за тем, чтобы группа не отклонялась от темы обсуждения,
соблюдала принципы «мозгового штурма»; поощрять участие каждого.
Функции секретаря: записывать идеи, предложения разборчиво, аккуратно; использовать
ключевые слова и фразы членов группы.
Функции спикера: излагать ясно, кратко и лаконично идеи и предложения, выдвинутые
группой.
Функции таймера: следить за временем, отведенным на дискуссию.
9 слайд. Предлагаю вам вопросы для обсуждения.
Задание 1й группе: как лучше подготовиться к экзаме
нам?
Задание 2й группе: как бороться со стрессом в период
Задание 3й группе: как оставаться в хорошей физической форме во время подготовки к
подготовки к экзаменам?
экзаменам?
Задание 4й группе: что нужно сделать, чтобы успешно
Каждая идея записывается отдельно на листочках, приготовленных у вас на столах.
Постарайтесь работать продуктивно, соблюдая принципы ведения мозгового штурма. На обсуждение
дается 2 минуты.
сдать экзамен?
Просим спикеров доложить выработанные групповые идеи по обсуждаемым вопросам.
Спасибо за советы, мы их добавим в шкатулку. Теперь давайте вернемся в круг и попробуем
воспользоваться на практике некоторыми советами из нашей коллекции.
10 слайд . Для запоминания материала можно использовать разные приемы. Например,
приемы мнемотехники. Запомните планеты солнечной системы в определенном порядке. Нужно
использовать метод аббревиатуры. Составить предложение из слов, которые начинаются с первых
букв планет (Ме, В, З, Ма, Ю, С, У, Н, П). К примеру, «Между волком и зайцем маленькая юркая
стрекоза успела найти подберезовик». Кто может назвать все планеты в такой последовательности?
(ответы детей). Эффективный прием? И скучная зубрежка превращается в творческий процесс. У
когото из вас есть свои приемы и методы запоминания?
11 слайд. Упражнение «Полное дыхание».
«Займите удобное положение, выпрямите спину. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем
дыхании. Воздух сначала заполняет брюшную полость, а затем вашу грудную клетку и легкие.
Сделайте полный вдох, затем несколько легких, спокойных выдохов. Теперь спокойно, без
специальных усилий сделайте новый вдох. Обратите внимание, какие части тела соприкасаются со
стулом, полом. В тех частях тела, где поверхность поддерживает вас, постарайтесь ощутить эту поддержку немного сильнее. Вообразите, что стул (пол) приподнимаются, чтобы поддержать вас.
Расслабьте те мышцы, с помощью которых вы сами поддерживаете себя. Пульс стал меньше». Что вы
чувствуете?
12 слайд. Упражнение «Поплавок в океане».
«Это упражнение используется, когда вы чувствуете себя какое то напряжение или когда вам
необходимо контролировать себя, а вы боитесь, что потеряете контроль над собой (звуки моря).
Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане… У вас нет цели, компаса, карты,
руля, весел… Вы движетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны… Большая волна может на
некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность… Попытайтесь ощутить эти
толчки и выныривания… Ощутите движение волны… тепло солнца… капли дождя… подушку моря
под вами, поддерживающую вас… Какие еще ощущения возникали у вас, когда вы представляли себя
маленьким поплавком в большом океане?».
13 слайд. Упражнение «Дождь в джунглях».
Психолог: «Давайте встанем в тесный круг друг за другом. Представьте, что вы оказались в
джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно. Но вот
подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие
движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные
круговые движения). Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивания по спине партнера). А вот
начался ливень (движение пальцами ладони вверх — вниз). Пошел град (сильные постукивающие
движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул
сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце».
После окончания упражнения обсуждение: Как вы себя чувствуете после такого массажа?
Приятно или нет было выполнять те или иные действия?
Рефлексия. Менялось ли ваше состояние в ходе выполнения этих упражнений? Какой способ
снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас?
Заключительный этап:
Психолог. Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале занятия, наши советы помогут
Ивану Петрову подготовиться к экзаменам? (да). Успешен всегда тот человек, который уверен в своих
силах, знает свои сильные стороны и качества, человек, который умеет контролировать и
регулировать свое эмоциональное состояние. А эта шкатулка с советами, которую я оставляю вам в
подарок, обязательно должна вам помочь на экзаменах!
14 слайд. Упражнение «Итоги дня».
Цель: получение обратной связи от участников групп, развитие доверия, взаимопонимания.
Время: 5 минут.
Материал: мягкая игрушка.
Инструкция: У меня в руках такая игрушка. Она излучает свет, тепло, радость, счастье
сегодняшнего дня. Вы будете передавать ее друг другу, и делиться впечатлениями о сегодняшнем
занятии, дарить свои пожелания участникам группы.
Рефлексия:
Что вам дало сегодняшнее занятие?
Что нового узнали?
Что будете использовать в дальнейшей жизни?
Желаю вам успеха! Приложение
Вопросы группам для обсуждения в дискуссионном клубе:
Задание 1й группе: как лучше подготовиться к экзаменам?
Задание 2й группе: что нужно сделать, чтобы не допустить стрессовых ситуаций в период
подготовки к экзаменам?
Задание 3й группе: как оставаться в хорошей физической форме во время подготовки к экзаменам?
Задание 4й группе: что нужно сделать, чтобы успешно сдать экзамен?
Советы для шкатулки:
Используй приёмы мнемотехники для запоминания материала.
Будь в хорошей физической форме. Первое и необходимое условие – высыпаться.
Если устали глаза выполни два любых упражнения.
Если негативные эмоции мешают собраться с мыслями примени один из способов снятия нервно
психического напряжения.
Для того, чтобы расслабиться, используй упражнения на релаксацию.
Раздели день на три части:
готовься к экзаменам 8 часов в день;
дискотеку потанцуй — 8 часов;
себе тихий час после обеда.
на
сть, сделай
занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи
спи не менее 8 часов; если есть желание и потребно
Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу
, по частям, сохраняя спокойствие.
Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а
потом перех
оди к изучению трудного материала.
Питание д
олжно быть 3—4разовым, калорийным и богатым витаминами.
Чередуй умственный и физический труд.
Минимум телевизионных передач!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.