Конспект урока
Оценка 5

Конспект урока

Оценка 5
Работа в классе
doc
биология
8 кл
09.01.2019
Конспект урока
Технологическая карта урока по теме Тромбоциты и свертывание крови. Лейкоциты и фагоцитоз. УМК Учебник –Биология: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций: / М. Б. Жемчугова Н.И. Романова. -2-е изд.– М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015. – 360 с. Цель: Создание условий для осознания значения крови как важного компонента внутренней среды, показателя состояния здоровья организма человека.
28.doc
Камынина Людмила Васильевна Учитель биологии первой категории Урок № 27 . Технологическая карта урока по теме Внутренняя среда организма. Кровь. Плазма и эритроциты.  УМК   Учебник –Биология: учебник для  8 класса общеобразовательных организаций: / М. Б. Жемчугова  Н.И. Романова. ­2­е изд.– М.: ООО  «Русское слово ­ учебник», 2015. – 360 с. Дата 8­а  ________, 8­б__________, 8­в _________, 8­г ____________, 8­д __________. Деятельностная  цель Формировать познавательные универсальные учебные действия, умения реализации новых способов действий. Предметно ­  дидактическая  цель Создать условия для формирования представлений о внутренней среде организма; познакомить с функциями крови,  ее составом; способствовать развитию умений называть отличия плазмы крови.Расширить  базу биологических  понятий за счёт включения в неё новых элементов. Тип, вид урока Предметные Личностные  Метапредметные Формы и методы  Урок открытия новых знаний Обучающийся будет знать и соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и  практических  работ; научится называть признаки биологических объектов: составляющие внутренней среды  организма, составляющие крови (форменные элементы), составляющие плазмы; пользоваться лабораторным  оборудованием; соблюдать технику безопаснисти;  делать выводы по результатам работы. Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук;  любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно­этическое оценивание  усваиваемого  содержания; интеллектуальные и творческие способности. Регулятивные – научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной  целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того,  что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами,  составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать  алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность. Познавательные – научится   устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и  отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться  ориентироваться  на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с  информацией. Коммуникативные – научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и  опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии. Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. обучения Понятия и термины Оборудование Образовательные  ресурсы Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем,  поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение). Кровь, лимфа, межклеточная жидкость, плазма, форменные элементы (клетки крови): эритроциты, лейкоциты,  тромбоциты. Микроскоп, микропрепараты «Клетки крови человека» и «Клетки крови лягушки». учебник М.Б.Жемчугов, Н.И.Романова  Биология. Человек. 8 класс. М.,  Русское слово,  компьютер, мульти­ медийный проектор, экран. Этап урока Деятельность учителя Организационная структура урока 1 I.Организационный  момент. II.Актуализация  опорных знаний. Проверка опорных  знаний обучающихся,  необходимых для  изучения нового  материала. 2 Приветствует обучающихся. Проверяет готовность обучающихся  к уроку. Создает эмоциональный настрой на работу. Формирует проблему и задаёт вопросы: ­ Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! ­ Прошу вашего внимания на экран. В конце урока попрошу вас дать  название этому видеофрагменту. Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения  нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. Для того, чтобы ваша работа была успешной, начнем с того, что : ­ Назовите  классы животных, для которых характерны  два круга  кровообращения, четырехкамерное сердце. (Птицы и млекопитающие.) ­ Для каких классов животных характерно смешивание артериальной и  венозной крови? (Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.) ­ Какие образования  относятся к соединительной ткани? (Кровь,  кости.) ­ С помощью чего возможна транспортировка гормонов и других  необходимых биологически активных веществ к органам и тканям? (С  помощью кровеносной системы.) Деятельность обучающихся 3 Приветствуют  учителя. Эмоционально  настраиваются на  учебную  деятельность. Слушают  вопросы,  анализируют и  отвечают на них. Формулируют  основные понятия, вступая в диалог с учителем. Формируемые УУД 4 Коммуникативные УУД:  изложение своего мнения,  планирование учебного  сотрудничества. Регулятивные УУД:  определение проблемы,  формирование учебного  мотива. Познавательные УУД:  установление причинно­ следственных связей, анализ своих знаний. Регулятивные УУД:  целеполагание,  прогнозирование. Коммуникативные УУД:  аргументирование своего  мнения, умение выступать и вести диалог, владение  монологической речью. III.Мотивация к  изучению нового  Учитель мотивирует обучающихся  к определению темы и к  постановке познавательной цели урока. Помогают   учителю  Регулятивные  УУД:  целеполагание,  учатся материала.  Формулирование  темы и целей урока.  Обеспечение  мотивации и принятия обучающимися  цели  учебно­ познавательной  деятельности. IV. Усвоение новых  знаний и способов  действий. Обеспечение  восприятия,  осмысления и  первичного  запоминания знаний,  выявление обучаю­ щимися новых знаний,  развитие умения  находить отве­ты на  проблемные вопросы,  подведение учеников  к самостоятельному  выводу способа  действия при работе с  информацией. Судя по теме этого ролика прошу дать название темы урока. Давайте с вами сформулируем цели урока.  ­Что в конце урока мы должны знать? Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Организует  обучающихся по исследованию проблемной ситуации. Вспомните   из   курса   зоологии,   первые   живые   организмы возникли   в   водах   Мирового   океана,   и   средой   обитания   для   них служила   морская   вода.   С   появлением   многоклеточных   организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Для   поддержания   жизни   многоклеточным   организмам   нужна определенная   система,   которая   обеспечила   бы   каждую   клетку питательными веществами, кислородом и выводила продукты обмена. Поэтому в ходе эволюции возникают специальные приспособления и структуры организма, например, жидкая внутренняя среда. ­Так   как   человек   на   80%   состоит   из   воды,   какие   жизненноважные жидкости вы знаете? Подавляющее большинство клеток нашего организма функционирует в жидкой   среде.   Из   нее   клетки   получают   необходимые   питательные   в   нее   выделяют   продукты   своей вещества   и   кислород, жизнедеятельности.  Запишите термин, определение выведено на экран.(Внутренняя  среда организма (ВСО) – это совокупность жидкостей, принимающих  непосредственное участие в процессах обмена веществ и поддержании  сформулировать  тему урока и  записывают в  тетради. Вступают в диалог с учителем,  помогают   формулировать   цели и задачи  урока.   Работают в  группах.  Осмысливают  задание учителя. Заполняют  таблицу в тетради. Высказывают  предположения о  выводах, которые  можно сделать по  теме урока.  выдвигать версии  и  определять проблему. Коммуникативные УУД:  умение полно и точно  выражать свои мысли и  отстаивать свое мнение. Познавательные УУД:  смысловое чтение,  извлечение необходимой  информации и прочитанного текста, умение  структурировать знания,  распознавание объектов с  целью выделения признаков.  Коммуникативные УУД:   умение полно и точно  выражать мысли в  соответствии с условиями  коммуникации; владение монологической и  диалогической формами  речи, умение  организовывать работу в  группах Регулятивные УУД:  выдвижение версии   решения проблемы, волевая  саморегуляция  своей  деятельности в связи с  поставленными задачами. гомеостаза). ­Прошу вас выполнить задание №1 на с.52 печатной тетради. Контролирует выполнение работы. Организует проверку выполнения. ­Начнем работать с учебником.  Пользуясь текстом, ответьте,, какие  особенности характерны для  компонентов ВСО. Тканевая   (межклеточная)   жидкость   непосредственно   граничит   с клетками   организма.     Через  нее   осуществляется  непосредственный обмен с цитоплазмой клеток и для них служит средой существования. Выходящая из крови жидкость становится частью тканевой жидкости.  Лимфа образуется за счёт тканевой жидкости, по химическому составу близка к плазме крови, движется по лимфатическим сосудам.  ­ Про какой компонент ВСО вопросов не было? (кровь) ­Какие функции выполняет кровь? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю   вам   перейти   по   ссылке,   сканируя  QR­код,  посмотреть   защитная, видеофильм   «Кровь»   (Питательная, (1   мин.).   терморегуляторная,   гуморальная,   гомеостатическая,   дыхательная, выделительная). В чём они заключаются?    Итак, выполняем задание №2 в рабочей тетради «Функции крови».  Для обеспечения жизни каждой клетки необходим постоянный обмен веществами   (получение   “нужных”   и   выделение   “ненужных”).   Такой обмен происходит постоянно между цитоплазмой клетки и тканевой жидкостью   через   ВСО   мембрану   клетки.   Однако, ультрастабильна.Совокупность постоянство внутренней среды организма, называется гомеостазом.   механизмов, обеспечивающих   Предоставляется слово ФИ ___________ Запишите определение «Гомеостаз». ­Следующей целью урока вы назвали определение состава крови. Итак, что такое кровь? Кровь называют  жизнью. С древних времен интерес к этой красной жидкости   организма   не   случаен.   Значительная   кровопотеря   при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни   человека. “Кровь”   и   “жизнь”   –   слова­синонимы!   Почему   же   так   важно присутствие крови в организме? Каково ее строение, состав?  Назовите компоненты крови.  (1 – тромбоциты, 2 – лейкоциты, 3 – эритроциты, 4 – плазма крови) ­Обратите   внимание,  если   собрать   венозную   кровь   в   пробирку   и оставить её на несколько часов, не размешивая, то можно увидеть на дне пробирки тёмный осадок, состоящий из клеток крови­эритроцитов, а над ним желтоватую жидкость – плазму. ­Переходим к выполнению задания №3 в рабочей тетради  (круговая диаграмма состава плазмы) ­Вспомним про эритроциты З а д а н и е. Используя текст учебника, заполните таблицу в РТ на с.53 Форма и цвет Название форменн ых элементо в Форменные элементы крови Наличи е ядра Место  образовани е Чис ло в  1  мм3 Значение Эритроциты  –   впервые   были   обнаружены   голландцем   Антони   ван Левенгуком,   тельца   имели   красный   цвет,   за   что   он   назвал     их корпускулами   (по   латыни   –   тельца).     Итальянский   врач   Марцелло Мальпиги   принял   их   за   жировые   шарики.   Эритроциты   заполнены гемоглобином   и   переносят   кислород.   Чтобы   больше   кислорода, впроцессе развития эритроциты лишились ядра.  ­При   снижении   концентрации   гемоглобина,   снижается   дыхательная функция крови. Сообщение на тему «Анемия» ФИ___________________ V. Первичное  закрепление  изученного  материала. Освоение  способа действия с  полученными  знаниями в  ­Прошу вас выступить в роли исследователей. Рассмотрите  микропрепарат крови человека и лягушки, сделайте рисунки, выделите признаки , по которым можно сравнить строение крови лягушки и  человека. Организует выполнение лабораторной работы «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты  крови человека и лягушки)». Рассматривают  клетки крови под  микроскопом,  сравнивают  строение  эритроцитов  человека и  лягушки.  Познавательные УУД: установление причинно­ следственных связей,  умение анализировать,  классифицировать свои  знания, умение осознанно  строить речевые практической  деятельности. VI.  Рефлексия  учебной  деятельности. Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное  обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Контролирует  выполнение работы. Наводящими вопросами помогает выявить причинно­следственные  связи между строением клеток крови и выполняемыми ими  функциями. Акцентирует внимание обучающихся на конечных  результатах учебной деятельности на уроке. ­ Что обеспечивает дисковидная, двояковогнутая форма эритроцитов? (Она обеспечивает наибольшую поверхность соприкосновения при  наименьшем объеме.Эритроциты могут проникать в самые тонкие  капилляры, быстро отдавая кислород клеткам.). ­ В них отсутствует клеточное ядро, что повышает содержание гемоглобина. Участвуют в  обсуждении  итогов  лабораторной  работы. Формулируют   выводы,  закрепляют то,   что узнали на  уроке. Отвечают на  вопросы.  Формулируют  выводы на основе  наблюдений,  высказывают свое  мнение и позицию. ­Сейчас мы вместе проверим все ли цели, поставленные в начале урока  мы достигли, со всеми ли задачами справились. Тест 1 .Внутренней средой организма являются:  А. кровь и лимфа Б. лимфа и тканевая жидкость В. тканевая жидкость, лимфа, кровь  2.  Кровь – это:  А. соединительная  ткань Б. эпителиальная ткань В. покровная ткань  3.Функции эритроцитов: А) участие в свертывании  крови                                Б) обезвреживание бактерий   В)перенос кислорода                             Г) выработка антител.  4.При малокровии (анемии) в крови уменьшается содержание: А)тромбоцитов                                       Б) эритроцитов   В) плазмы                                       высказывания. Коммуникативные УУД:  умение доказывать свою  точку зрения, умение  сотрудничать со  сверстниками и учителем,  контроль коррекции, оценка действий партнера. Регулятивные УУД:  регуляция своей  деятельности, используя  устную инструкцию,  осознание каждым  обучающимся, что усвоено  и выявление возможных  пробелов, умение оценивать себя и свою работу,  контроль, коррекция. Познавательные УУД:  умение анализировать,  оценивать и обобщать  знания при работе с  учебником, таблицами Коммуникативные УУД:  учатсяслушать товарища и  обосновывать свое мнение/,  владение монологической  речью, умение точно и  полно выражать свои  мысли. Регулятивные УУД:  самооценка и  взаимооценка результатов учебной  деятельности, коррекция Г) лимфоцитов 5.Кровь человека от крови лягушки можно отличить по А) Цвету Б) Строению эритроцитов В) Наличию лейкоцитов Г) Наличию белков плазмы ­Итак, кто может дать название видео, просмотренному в начале  урока? (При какой болезни снижается концентрация эритроцитов и  гемоглобина?) VII.Информация о  домашнем задании,  инструктаж по его  выполнению. Выявление качества и  уровня овладения  знаниями, обеспечение их коррекции. Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует  отметки. ­§ 26.  ­Задание №5 в РТ   ­Подготовить сообщение по теме «Открытие фагоцитоза» ­Интересующихся биологией прошу написать сравнительную  характеристику крови лягушки и человека, используя данные,  полученные в ходе лабораторной работы. Осуществляют  самоанализ  деятельности.  Воспринимают  оценку своей  работы учителем,  одноклассниками. Записывают  задание. Читают  задание. Задают  уточняющие  вопросы. Регулятивные УУД:  учатся планировать свою  деятельность  при  выполнении домашнего   задания  Познавательные УУД:  умение творчески  применять знания. Коммуникативные УУД:  сотрудничество с  товарищами, учителями. Цель: изучить строение крови человека и лягушки. Сравнить и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода. «Микроскопического строения крови человека и лягушки» Лабораторная работа № 7 Ход работы. Кровь человека  1. Рассмотреть препарат крови человека под большим увеличением  2. Какова форма, относительная величина и количество  эритроцитов и лейкоцитов?  3. Зарисуйте 3 – 4 эритроцита и 1 лейкоцит, обозначьте клетки  ядро лейкоцита. Кровь лягушки   1. При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат кровилягушки.    2. Какова относительная величина, форма и количество эритроцитов и  лейкоцитов в препарате? Признаки Эритроциты человека Эритроциты лягушки Относительные размеры Мелкие Крупные Наличие ядра Отсутствует Присутствует Форма клеток Округлые. Двояковогнутый  диск Овальные. Двояковыпуклый диск Больше, чем у лягушки Меньше, чем у человека Дыхательная  поверхность а  1 мм2крови Литература 1) М.Б.Жемчугов, Н.И.Романова  . Биология. Человек. 8 кл. – М.: Русское слово, 2014.­. 2) Муртазин  Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 2009 3) Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. ­ М. Акварель, 2010 Электронные издания: 1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2009. 2. Интернет­ресурсы:      www   .1   september  .  ru   ;   www   .  bio   .  bio   .  nature      .  ru   ;  www   .  edios    .  ru   ;   www   .  km   .  ru   /  educftion

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2019