Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета. Открытый урок.
Оценка 5

Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета. Открытый урок.

Оценка 5
Разработки уроков
doc
биология
8 кл
16.11.2018
Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета. Открытый урок.
Знакомимся с понятиями вывих, растяжение, перелом (“закрытый перелом”, “открытый перелом”), с правилами оказания первой медицинской помощи при различных повреждениях опорно-двигательного аппарата; учимся применять теоретические знания в практической деятельности (первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей); формируем умение правильного поведения в чрезвычайной ситуации (в школе, дома, на улице – перелом конечностей). Воспитываем общую культуру личности; прививаем чувства товарищества у подростков; формируем потребность бережного отношения к своему здоровью.
Открытый урок.doc
Предмет: биология Класс: 8  Тип урока: изучение нового материала Тема: Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета Цель: создание условий для осмысления и применения новой учебной информации,  проверка уровня изученных знаний, умений и навыков. Задачи Обучающие:  познакомиться с понятиями вывих, растяжение, перелом (“закрытый перелом”,  “открытый перелом”), с правилами оказания первой медицинской помощи при  различных повреждениях опорно­двигательного аппарата;  научить применять теоретические знания в практической деятельности (первую  доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов,  переломах костей);  формировать умение правильного поведения в чрезвычайной ситуации (в школе,  дома, на улице – перелом конечностей). Воспитывающие: воспитывать общей культуры личности;   прививать чувства товарищества у подростков;  формировать потребность бережного отношения к своему здоровью. Развивающая:  развивать навыки анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в  экстремальной ситуации. УУД Личностные УУД: Проявляют устойчивый интерес к поиску решения  проблемы. Мотивация на решение проблемы Регулятивные УУД: Преобразуют практическую задачу в  познавательную. Планируют собственную деятельность. Осуществляют контроль и оценку своих действий Коммуникативные УУД: Обмениваются знаниями между собой для принятия  эффективных решений Познавательные УУД: Проводят анализ, выдвигают предположения  (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку Планируемые результаты Предметные: Усвоение понятий, освоение алгоритма первой помощи при  различных видах травм Личностные: устойчивый познавательный интерес Метапредметные: Управление своей деятельностью на уроке, действия  учащихся совместные с учителем и одноклассниками Основные понятия:  Перелом, виды переломов, вывих, растяжение. Первая помощь. Тип урока ­ комбинированный Место урока ­ 4 урок в теме «Опорно­двигательная система» Методы  По характеру познавательной деятельности обучающихся – частично­поисковый  (в начале урока поставлена проблема, самостоятельная работа над новым  материалом).  По источнику знаний: наглядный ; словесный (пояснение, уточнение нового  материала).  По степени активности обучающихся: продуктивный (изучение нового материала, оценивание ситуаций и их возможные пути решения). Формы организации учебной деятельности  работа в группах, парах  индивидуальная Приемы учебной деятельности создание проблемы,   решение ситуаций из жизни, Оборудование: таблица скелета человека; простейшие шины (дощечки, палочки,  линейки), перевязочный материал для демонстрации приемов оказания первой помощи, ренгеновские снимки и фотографии различных травм.                                                                                    Ход урока 1. Организационный этап. А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке  работают только 13 мышц лица, а при злости – 30! Нет смысла эксплуатировать такое  количество мыщц. Настроились на урок. 2.Целеполагание  Жизнь полна неожиданностей, и в различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из известного рассказа А.П. Чехова «Смерть  чиновника» : «Но вдруг... В рассказе часто встречается фраза "но вдруг", автор прав:  жизнь так полна внезапностей!» Так что же может случиться с человеком? (ответы) Посмотрите внимательно на  картинки.  ­ Как вы думаете, с чем связаны все эти фрагменты? Как вы считаете какая тема  нашего сегодняшнего урока? Да  сегодня на уроке мы и поговорим о травмах опорно­ двигательной системы. (Запись темы урока на доске и в тетради .) Какова будет основная цель нашего урока? 1. Выяснить симптомы различных повреждений; Научиться оказывать доврачебную помощь, обосновывая каждое действие. Обратите  внимание на доску, сегодня на уроке нам необходимы следующие понятия: Травма (от греческого trauma – рана), повреждение тканей организма человека или  животного с нарушением их целостности и функций, вызванных внешним механическим воздействием) Травматология (от травма и логия), раздел клинической медицины, изучающий  травмы, их причины, виды и методы профилактики и лечения. Хирургия (от греческого cheir – рука, и ergon – работа) древнейшая медицинская  специальность, изучающая заболевания, основной метод которых операция. Ортопедия (от греческого ortos – прямой, правильный) раздел клинической медицины, изучающий врожденные и приобретенные деформации и нарушения функции опорно­ двигательного аппарата. Рентгенография метод рентгенодиагностики, заключайщийся в получении  фиксированного рентгеновского изображения объекта на фотоматериале. Ампутация (от латинского amputatio – отсечение) хирургическая операция – удаление периферической части органа, (чаще конечности) или травматическое отсечение. 3.Актуализация знаний. Знаете ли вы, что  Человеческий скелет полностью  обновляется каждые три месяца.    Кости по прочности превосходят гранит в 2,5 раза, а упругость костей выше упругости  дуба. ­Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность кости и суставов человека, они  все­таки могут быть повреждены? (травмы, повреждения) ­ Несчастные случаи могут произойти где и когда угодно: когда играете в футбол,  когда гололедица, и даже просто идя по намытому сырому полу можно получить  вывихи, растяжения и переломы. Многие из вас встречались уже лично с такими  видами травм. Эти травмы связанны непосредственно с повреждение одной из  важнейших систем нашего организма. Назовите какой? Ответы уч­ся (опорно­ двигательная система). Так давайте мы сейчас с вами вспомним все важное о  скелета. Цифровой диктант «Лови ошибку!»  Из 12 предложений вы должны выписать только те цифры, которые соответствуют правильным суждениям. Если вы сделаете правильно, то в ответе получите какую­то интересную комбинацию цифр. 0. У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли. 1. У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300. 2. В позвоночнике соединение костей подвижное – суставы. 3. Самые крупные кости в скелете человека – берцовые. 4. Дети более подвержены переломам костей, чес взрослые. 5. Рост кости в длину происходит за счет надкостницы. 6. Пояс нижних конечностей образован тазовыми костями. 7. Изгибы в позвоночнике человека есть с рождения. 8. Желтый костный мозг – место образования клеток крови. 9. У человека в черепе преобладает лицевой отдел. 10.При открытом переломе в первую очередь надо остановить кровотечение.                    Правильный ответ – это сегодняшнее число и месяц: 06.10                             По критериям, указанных на доске, каждый оцените свою работу. 0 ошибок – «5», 1­2 ошибки   ­ «4», 3­4 ошибки – «3», более 4 ошибок – «плохо». Поставьте на зачетном листе оценку.            Следующее задание – Терминологическая разминка За 1 минуту написать термины, связанные со словом «кость». Учитель засекает время, по истечении минуты, выявляют учеников, кто больше всех написал терминов. Затем учащиеся обмениваются листами с соседом и оценивает работы. Критерии: 8­10 терминов – «5», 5­7 – «4», меньше 5 – «3». Убери лишнее. 1Локтевая, плечевая, бедренная, тазовая. 2Лопатка, затылочная, теменная, бедренная. 3Плечевая кость, бедренная кость, локтевая кость, лучевая кость       4Бедренная кость, височная, грудина, лопатка. 5Плечевая кость, бедренная кость, лопатка, большая берцовая кость. Из предложенной информации составьте диаграмму: Частота переломов костей по статистике распределяется таким образом: 60   переломов   из   общего   количества   происходит   в   верхних   конечностях   (руки, предплечья), 60 – в нижних конечностях (стопа, голени, бедра), 26 – в позвоночном отделе (спина), 24 перелома приходится на ребра, 22 – на череп, 6 – на уши, 4 – на плечевой пояс(загривок и плечи), 3 – на грудину, 2 – на тазовую область и 1 шея.  Изучение нового материала. ­ Сегодня ребята вы будете медицинскими экспертами. 1 группа­ эксперты по переломам костей. 2 группа­ эксперты по вывихам суставов. 3 группа­ эксперты по растяжениям связок. На столах лежат опорные листы­памятки, у каждой группы свой лист, с ответствующей травмой. Внимательно изучите их. (1­3 мин.) На доске выведен также слайд с определениями травм. Далее просмотр презентации  «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей». (5  мин.) ТРАВМА ­ это повреждение органа или ткани в результате внешнего  воздействия. Травмы бывают, химические, психические, механические. ­ Какие виды повреждений опорной системы вы знаете? Учащиеся перечисляют виды  травм: это ушибы, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок. РАСТЯЖЕНИЕ   ­ это повреждение связок, соединяющих кость. Симптомы ­ боль,    быстро растущий отек вокруг сустава, вследствие разрыва кровеносных сосудов.  Возникают при резком движении в суставе, что приводит к разрыву мышц. Возникают  при неловких движениях, ушибах. Первая помощь­ наложение тугой повязки создать суставу покой Холод Ситуации при которых могут быть растяжения. Как избежать. ВЫВИХ­это смещение костей, когда суставная головка выходит из суставной сумки,  что приводит к деформации сустава, сильная боль, невозможность движений. Виды вывихов: вывих плечевого сустава Вывих локтевого сустава Вывих голеностопного сустава Ни в коем случае нельзя самим пытаться выправлять вывих, дергать конечность ­ это  может привести к повреждению связок. Вправлять сустав может только врач. Оказание первой помощи:           покой суставу Мягкая давящая повязка Косыночная повязка Холод ПЕРЕЛОМ­ это повреждение костей. Бывают открытые и закрытые. Могут быть простые без смещения, либо со смещением в виде трещины или полного  перелома костей. Простой перелом – это явный перелом или трещина в кости, с множеством костных  обломков. ­ Чем вызваны переломы? Не прямым воздействием При падении на руку приводит к перелому ключицы. Прямым воздействием Прямой удар в грудь – перелом ребра. Как распознать перелом. Резкая боль, припухлость в области травмы, невозможность движений, нарушение  формы и длины, искривление конечности, потеря сознания, гематома или  кровотечение, тошнота. Оказание первой помощи: 1. Полный покой сустава. Приложить холод.  2. Зафиксировать таким образом, чтобы были неподвижны два соседних сустава, для  иммобилизации используют шины, дощечки, косынки. Для обезболивания подойдет  простой или комбинированный анальгетик (анальгин, пенталгин, солпадеин). Шина должна заходить выше и ниже поврежденного участка, если это конечности. При  переломе ребер пострадавший должен выдохнуть воздух из легких и дышать неглубоко. Грудную клетку туго забинтовать. При переломе позвоночника пострадавшего кладут  на твердую поверхность и так транспортируют в больницу. Тело нельзя сгибать и  наклонять. При переломах костей черепа больного укладывают на носилки животом  вниз, под голову (лицо) подкладывают мягкую подстилку с углублением или ватно­ марлевый круг.  При открытом переломе открытая рана, кровотечение, можно видеть костные обломки, которые иногда даже выходят наружу. Доврачебная помощь при травмах:  1. Остановить кровотечение с помощью давящей повязки.  2. Защитить рану от инфицирования, предупредить возможность дальнейшего  травмирования.  3. Уменьшить боль, обеспечить неподвижность поврежденных органов и частей тела  (т.е. наложить шину или любой прикладной материал, либо зафиксировать прямо к здоровой ноге (руку к туловищу), обездвижив в двух суставах по обе стороны от  повреждения). Между шиной и телом проложить мягкую ткань.  4. Пострадавшего по необходимости транспортировать в травмпункт.  Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором  уличный, на третьем школьный. ПРИЧИНЫ: повышенная двигательная активность, это биологическая потребность, которая  приводит к травмам ­ удар об угол подоконника –ушиб головы или перелом  конечностей. При падении человек рефлекторно вытягивает руки чтобы сохранить  равновесие. Связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлекшись игрой вы  можете сбить с ног товарища, споткнуться сам и поранить других, Принебрежение правилами техники безопасности. 1. 2. 3. ЛЕЧЕНИЕ травм ­ это дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями,  навыками и техникой. 1. На ваших столах лежат конверты с симптомами и способами помощи при травмах,  они находятся вперемешку. Найдите правильные симптомы и помощь, опираясь на  вашу памятку и параграф 24 учебника, каждая группа к своей травме и прикрепите их  к доске. От группы выходит 1 представитель и защищает свой проект. (2­3 мин.)  Максимальное количество баллов 5. Все правильно­ 5 баллов. Неверно 2­3  утверждения­ 4 балла. Неверно 4­6 утверждений­ 3 балла. Запись баллов в лист  самооценивания. Приложение 1. 2.Сейчас я вам раздам карточки для следующего задания. На карточках написаны  разные ситуации. Вы должны их проанализировать и поставить диагноз. Работа на  время, кто быстрее. Каждую ситуацию выходят защищать разные представители из  групп. За каждую правильный диагноз 5 баллов. (4­5 мин.) Запись баллов в лист  самооценивания. Приложение 2. 3.На отдельном столе лежат различные предметы: шарф, платок, медиц.повязка для  поддерживания руки, шины, бинты, эластичный бинт, булавка, палки, пояс или ремень. Ребята сейчас я вам раздам различный виды травм, относящиеся к вашей группе. Вы  должны будете разделиться по парам и оказать первую помощь пострадавшему из  подручных средств, находящихся на столе. Пара, которая выполнит задание правильно, быстро и аккуратно получает 10 баллов. Если задание немного выполнено с опоздание  и нет претензий к оказанной помощи – 8 баллов. Если повязка сидит не правильно и  задание выполнено не аккуратно­ 4 балла. Проанализируйте ситуации. Ситуация 1. Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было   зайти   перед   уроками   в   библиотеку.   Когда   они   поднимались   по   школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать. – Что бы вы сделали на месте девочек? (Предполагаемый ответ – вывих) Ситуация 2. Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, поэтому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой «Попрыгай со мной». Она   было   очень   модной   в   этой   четверти   среди   девчонок.   Ирина   развеселилась   и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что­то, и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в коленке   была   сильнее   всего.   Девочка,  прихрамывая,  отошла   в  сторону.  Ее   подруга могла   только   утешить   Иру.   Они   не   знали,   что   делать.  (Предполагаемый   ответ   – растяжение связок ) Ситуация 3. Юля   каждое   лето   отдыхала   у   бабушки   в  деревне.  Этим   летом  она   поехала  туда  с младшим братишкой Пашкой. Здесь их ждали друзья и веселые игры. Однажды кто­то из ребят принес книгу про индейцев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по деревьям. Они думали, что именно так живут их любимые герои — индейцы. Как­то раз, в момент ожесточенной схватки между враждебными племенами, Пашка свалился с дерева. Но так как он был еще маленький индеец, боли не выдержал и заплакал.  Да так громко, что сбежались все краснокожие. У Пашки сильно болело плечо. Никто из ребят не знал, что делать. Только мальчик, которого все называли Мудрая Голова, мрачно сказал: «Перелом». От этого слова Юле стало плохо, и она повела братика к бабушке на работу. «Я очень боялась, что с ним случилось что­нибудь серьезное. Ему было ужасно больно, а я ничем не могла ему помочь!» — вспоминает Юля... (Предполагаемый ответ – перелом) Физкультминутка . Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное  суждение. Если правильно – встаем, если неверно – потягиваемся сидя.. 1.Костная ткань состоит из живых клеток и межклеточного вещества. 2.Клетки костной ткани расположены упорядоченно. 3.Хрящи образованы эпителиальной тканью. 4.Опорно­двигательная система выполняет опорную, двигательную и кроветворную  функции. 5.Тело трубчатой кости внутри заполнено красным косным мозгом. 6.Изгибы позвоночника и стопы не имеют приспособительного значения. 7.Сустав это подвижное соединение костей. 8.К плоским костям скелета относят кости таза, фаланги пальцев, кости предплечья. 9.Органические вещества придают костям прочность, гибкость, упругость 10.Тело трубчатой кости внутри заполнено желтым костным мозгом. 11. Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет деления клеток  внутреннего слоя надкостницы. 12. Длинные трубчатые кости состоят из губчатого вещества. 13.Кости образованы соединительной тканью. 14.С возрастом соотношение минеральных и органических веществ в костях почти не  меняется. 15.Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет деления клеток образующих  головки костей. Правильные ответы: 1 2 4 7 9 10 11 13 15. Рефлексия ­  А сейчас посмотрите на самооценку своих знаний по этой теме. Изменилось ли ваше мнение в конце урока после проверки уровня знаний. Поставьте рядом другую оценку, если мнение изменилось. Домашнее задание Предлагается на выбор выполнить один из проектов: 1. Скелет человека в 3000 году. 2. Диета для больных остеопорозом. 3. Диета для пациентов с переломом кости. 4. Кроссворд « Опорно­двигательная система»

Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета. Открытый урок.

Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета. Открытый урок.

Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета. Открытый урок.

Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета. Открытый урок.

Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета. Открытый урок.

Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета. Открытый урок.

Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета. Открытый урок.

Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета. Открытый урок.

Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета. Открытый урок.

Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета. Открытый урок.

Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета. Открытый урок.

Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета. Открытый урок.

Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета. Открытый урок.

Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета. Открытый урок.

Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета. Открытый урок.

Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета. Открытый урок.

Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета. Открытый урок.

Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета. Открытый урок.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018