Конспект урока
Оценка 5

Конспект урока

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
09.01.2019
Конспект урока
Урок 28. Технологическая карта урока по теме Борьба организма с инфекцией. Иммунитет и нарушения в работе иммунной системы. Цель :Формирование представлений о значении иммунной системы организма. Изучение механизмов формирования иммунитета. Понятия и персоналии: Иммунная система. Антигены. Антитела. Иммунитет: естественный, искусственный.
Камынина Людмила Васильевна урок.docx
Камынина Людмила Васильевна Учитель биологии первой категории Урок № 28 . Технологическая карта урока по теме  Борьба организма с инфекцией. Иммунитет и нарушения в работе иммунной системы УМК   Учебник –Биология: учебник для  8 класса общеобразовательных организаций: / М. Б. Жемчугова  Н.И. Романова. ­2­е изд.– М.: ООО «Русское слово ­ учебник»,  2015. – 360 с. Дата 8­а  ________, 8­б__________, 8­в _________, 8­г ____________, 8­д __________. Тема урока Борьба организма с инфекцией. Иммунитет и нарушения в работе иммунной системы Количество часов Тип урока Целевая установка Понятия и персоналии 1 Комбинированный Формирование представлений о значении иммунной системы организма. Изучение механизмов формирования иммунитета Иммунная система. Антигены. Антитела. Иммунитет: естественный, искусственный.  Планируемые результаты  (в соответствии с ФгоС) Предметные Метапредметные Умение давать определение понятия «иммунитет», описывать механизм борьбы ор­ ганизма с инфекцией, различать механизмы формирования иммунитета, выделять естественный и искусственный иммунитет, сравнивать действие вакцины и лечебной сыворотки, объяснять значение вакцинирования, причины возникновения аллергии и тканевой несовместимости, характеризовать воздействие ВИЧ на иммунную систе­ му человека Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, давать определения понятий, составлять конспект урока в тетради, преобразовывать информацию из одной формы в  другую,  проводить  сравнение   объектов   и   выделять   их   существенные   признаки,   готовить   сообщения   и презентации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий по самостоятельно составленному плану, оценивать правильность выполнения работы, осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные УУД:  умение слушать учителя и отвечать на вопросы,  аргументировать свою точку зрения, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации Личностные Познавательный интерес к биологии. Представление об иммунитете как защитной системе организма. Осознание необходимости поддержания иммунитета для сохранения здоровья. Понимание важности ведения здорового образа жизни   для  сохранения   здоровья.   Потребность   в   справедливом   оценивании   своих   выступлений   и  выступлений товарищей. Осознание истинных причин успехов и неудач в деятельности Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность учащихся Приветствие учителя,  проверка готовности  рабочих мест. Отвечают на вопросы  учителя,  обосновывают. Этапы урока Организ ация класса. Актуали зация  знаний. Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД: планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками. Личностные УУД: самоопределение: внутренняя позиция  школьника. Предметные результаты: основы системы научных знаний. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: определение степени успешности  выполнения работы. Познавательные УУД: формирование и развитие по  средствам биологических знаний  познавательных интересов,   интеллектуальных и творческих  результатов; умение вести самостоятельный поиск,  анализ, отбор информации, её  преобразование, сохранение, передачу  и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД: умение   слушать   и   понимать   речь других; умение   с   достаточной   полнотой   и точностью выражать свои мысли; формулирование   и   аргументация своего мнения и позиции; публичная защита своей позиции. Приветствие учащихся, проверка готовности класса, фиксация отсутствующих учащихся. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать,  И друг другу помогать. Уч.:  Я хочу предложить вам изречение, которое будет девизом нашего урока: «Мы сможем, мы сумеем, у нас всё получится!»           С чем мы познакомились на прошлых уроках?     (с компонентами внутренней среды организма) выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови.  Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.        Индивидуальный опрос:                      (трём  учащимся предлагается на доске выполнить задания по карточкам,                                                Карточка 1:    «Внутренняя среда организма»    (базовый  уровень) 1. Внутренняя среда организма  ­ это …. 2. Заполните схему:                        Карточка  2:   состав крови и  значение клеток крови  (повышенный уровень) Карточка  3:  Выполните задание:  (высокий уровень)                           В биологической лаборатории на препаратах крови человека и лягушки  были утрачены этикетки. По каким признакам можно определить где Личностные УУД: осознание   ценности   биологических знаний,   как   важнейшего   компонента научной картины мира. Предметные результаты: актуализация и систематизация знаний о строении организма человека,  тканях.  какая кровь? Дайте обоснованный ответ.                            (Крупные эритроциты, содержащие ядро, человеку принадлежать не  могут. Следовательно, это кровь лягушки. У млекопитающих мы  знаем клетки мелкие безъядерные эритроциты могут  принадлежать человеку) Тестовая работа для 4  учащихся  1. Внутреннюю среду организма составляют 1) плазма крови, лимфа, межклеточное вещество 2) кровь и лимфа 3) кровь и межклеточное вещество 4) кровь, лимфа, тканевая жидкость 2. Кровь состоит из 1) плазмы и форменных элементов 2) межклеточной жидкости и клеток 3) лимфы и форменных элементов 4) форменных элементов 3. Мозоль – это скопление 1) клеток крови 2) лимфы 3) гноя 4) плазмы 4. Эритроциты осуществляют функцию 1) транспорта кислорода 3) свертывания крови 2) защиты от инфекций 4) фагоцитоза 5. Свертывание крови связано с переходом 1) гемоглобина в оксигемоглобин 2) тромбина в протромбин 3) фибриногена в фибрин 4) фибрина в фибриноген 6. Одной из причин малокровия может быть 1) недостаток железа в пище 2) повышенное содержание в крови эритроцитов 3) жизнь в горах 4) недостаток сахара в пище 7. Эритроциты и тромбоциты образуются в 1) желтом костном мозге 3) печени 2) красном костном мозге 4) селезенке 8. Основная роль тромбоцитов заключается в 1) иммунной защите организма поднимают карточки  Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты Эритроциты Лейкоциты Эритроциты Тромбоциты 2) транспорте газов 3) фагоцитозе твердых частиц 4) свертывании крови Остальные устный фронтальный опрос по теме «Кровь и остальные компоненты  внутренней среды организма» ­ Перечислите компоненты внутренней среды организма (Кровь, лимфа, тканевая  жидкость). ­ Из чего состоит кровь? (Плазмы, форменных элементов: клеток – эритроцитов и   лейкоцитов, кровяных пластинок – тромбоцитов) Ответы с помощью карточек на столах ­ Клетки крови  осуществляющие транспорт кислорода к тканям, углекислый газ к лёгким ­ Клетки крови которые распознают и уничтожают чужеродные соединения и клетки в  организме ­ Клетки крови имеющие форму пластинок и отвечающие за свёртываемость крови ­ Клетки крови имеющие форму двояко вогнутого диска ­ Форменные элементы отвечают за защитную функцию крови ­ Форменный элементы в которых нет ядра живущие около 120 дней ­ Форменные элементы которые разрушаются в местах повреждения кровеносных сосудов. Послушайте отрывок из произведения А.С.Пушкина «Пир во время чумы» «Ныне церковь опустела; Школа глухо заперта; Нива праздно перезрела; Роща тёмная пуста; И селенье, как жилище Погорелое, стоит, ­ Тихо всё. (Одно кладбище) Не пустеет, не молчит. Поминутно мёртвых носят, И стенания живых Боязливо Бога просят Успокоить души их! Поминутно места надо, И могилы меж собой, Как испуганное стадо, Жмутся тесной чередой» ­ О чём идёт речь в данном отрывке? (Об эпидемии чумы) Что мы знаем о чуме? ­  Чума   известна   с   глубокой   древности.   В   6   веке   в   Византийской   империи   чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. В 6 веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения ­ 10 млн человек. Чуму называли чёрной смертью. Не менее опасна была и оспа. В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч  человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось "Знаков оспы не имеет". Слушают  выступления  учащихся Почему же болезни, вызывающие эпидемии были опасны для одних и проходили без особых  последствий для других?  ­ И в наше время одни люди болеют часто, другие редко? ­ О чём же сегодня на уроке будем говорить? ­ Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. ­ Какую цель поставим перед собой? ­ Сформулируем задачи, которые помогут нам достигнуть поставленной цели: Определить: (Слайд) виды иммунитета; 1. какие существуют защитные барьеры организма; 2. 3. как работает иммунная система организма; 4. особенности инфекционных заболеваний. Формулируют тему  урока, определяют  цели  и задачи урока. Цель: Узнать, как  борется организм с  инфекцией и что  такое иммунитет. Задачи: ставят  задачи. Мотива ция. Создани е проблем ной ситуаци и. Целепол агание. Усвоени е первичн ых знаний и ое первичн закрепл ение   Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: самостоятельный учет выделенных  ориентиров в учебном материале; проговаривание последовательности  действий на уроке;  работать по плану, инструкции. Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения  признаков; определение основной и  второстепенной информации; проведение синтеза (восстановление  целого из частей); анализ отобранной информации и  интерпретация её в соответствии с  поставленной   задачей. Личностные УУД: учебно­познавательный интерес;  понимание важности сохранения  здоровья самоопределение, самосознание. Предметные результаты: знание  особенностей внутренней  среды организма и ее постоянства, о  важности присутствия крови в  организме, обеспечивающей  существование жизни;  умение работать с различными  источниками, анализировать, делать  выводы;  развитие речевой культуры; формирование ЗОЖ. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД:                                                             Мы живём в окружении разнообразных микроорганизмов, которые постоянно  предпринимают попытки проникнуть в наш организм. Как же он защищается?  ­ Давайте узнаем об этом, изучив статью в учебнике «Защитные барьеры организма», с. 138­ 139. Работа в парах определение защитных барьеров. А) Первый барьер: кожа и слизистые оболочки – используют 3 типа защиты: ↓                                                                     Физическая                           химическая (выделения                       экологическая (на ко­ преграда                             потовых и сальных желез                        же и слизистых  находятся                                                кожи губительны для микробов),               микроорганизмы,                                                        слёзы, слюна.                                                 уничт. вредных для  человека микробов. Б) Второй барьер Защитные механизмы внутренней среды. ↓ ↓ Иммунитет  Что такое иммунитет? дайте определение термину, записывают в тетрадь. Мы с вами знаем,  что органы связанные одной общей функцией образуют систему Как вы считаете есть ли особая защитная система  в организме человека? Ответы учащихся Правильно, это иммунная система.  Любая система в теле человека состоит из органов. Какие же органы входят в состав  иммунной системы?  На этот вопрос вы ответите самостоятельно, заполнив схему  «Иммунная система» текст  учебника (Красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы, скопления лимфоидной   ткани в органах и селезенке)  заполняют  логическую схему. По ходу ответов  детей на экране  появляются  фотоиллюстрации Работа   в   парах, заполнение таблицы.   уясняют, и Слушают, анализируют выполняют поставленную задачу.    Фиксируют   шаги,   где возникло затруднение.   в Участвуют обсуждении, доказывают, аргументируют   свою точку   зрения   во фронтальном   режиме и при работе в группе. Вспомните где они располагаются? Костный мозг Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые  поступают в кровеносное русло. Тимус (вилочковая железа) Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т­лимфоциты. Селезёнка Находится в левом подреберье. Содержит большое количество Т­лимфоцитов и В­ лимфоцитов, которые обеспечивают иммунологическую «проверку» крови. Лимфатические узлы Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержит В­лимфоциты, Т­ самостоятельный учет выделенных  ориентиров в учебном материале; проговаривать последовательность  действий на уроке;  работать по плану, инструкции. Коммуникативные УУД: учет разных мнений; планирование работы учебного  сотрудничества; контроль, коррекция, оценка действий  партнера. Предметные результаты: знание  особенностей внутренней  среды организма и ее постоянства, о  важности присутствия крови в  организме, умение работать с  различными источниками,  анализировать, делать выводы;  развитие речевой культуры; формирование ЗОЖ лимфоциты, макрофаги.       В 1908 г. Илья Ильич Мечников и Пауль Эрлих были удостоены Нобелевской премии за работы по теории иммунитета. Они различили две формы иммунитета, какие мы сейчас узнаем.  И. Мечников создал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета,  согласно которой решающая роль в антибактериальном иммунитете  принадлежит фагоцитозу. Сначала И. И. Мечников как зоолог экспериментально изучал морских  беспозвоночных фауны Черного моря в Одессе и обратил внимание на то,  что определенные клетки этих животных поглощают все инородные частицы  (в т. ч. бактерии), проникающие во внутреннюю среду. Затем он увидел  аналогию между этим явлением и поглощением белыми клетками крови  позвоночных животных микробных телец. Илья Ильич Мечников осознал,  что это явление не питание данной единичной клетки, а защитный процесс в  интересах целого организма. Ученый назвал действующие таким образом  защитные клетки фагоцитами — "пожирающими клетками". Таким образом Илья Ильич доказал теорию возникновения естественного иммунитета. В  1908 г. Илья Ильич Мечников удостоен Нобелевской премии за работы по  теории иммунитета. Пауль Эрлих открыл антитела и создал гуморальную теорию иммунитета,  установив, что антитела передаются ребенку с грудным молоком,  создавая пассивный иммунитет. Эрлих разработал метод изготовления  дифтерийного антитоксина , благодаря чему были спасены миллионы  детских жизней. Теория иммунитета Эрлиха говрит о том, что на поверхности клеток есть  специальные рецепторы, распознающие чужеродные вещества  (антигенспецифические рецепторы). Сталкиваясь с чужеродными  частицами (антигенами) эти рецепторы отсоединяются от клеток и в  качестве свободных молекул выходят в кровь. В своей статье П. Эрлих  назвал противомикробные вещества крови термином "антитело", так как  бактерий в то время называли "микроскопические тельца". П. Эрлиха предполагал, что еще до контакта с конкретным микробом в  организме уже есть антитела в виде, который он назвал "боковыми цепями".  Теперь известно, что он имел в виду рецепторы лимфоцитов для антигенов. Таким образом Пауль Эрлих доказал теорию возникновения искусственного  иммунитета В 1908 году Паулю Эрлиху вручили Нобелевскую премию за  гуморальную теорию иммунитета. Пауль Эрлих выделил два вида веществ которые участвующих в  защитных механизмах организма. Какие?   Антигены   ­  чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать иммунную  реакцию (микробы, вирусы, любые другие клетки) Антитела– белки, синтезируемые организмом в ответ на присутствие чужеродного тела  (антигена).  запишите определение в тетрадь. Работа в группах по 2 человека описать особенности  видов иммунитета  Естественный и Искусственный приобретенный и Естественный врожденный.  Существует несколько видов иммунитета.   иммуните Естественный иммунитет Пассивный Врожденный- антитела передаются по наследству Активный Приобретенны й – Антитела образуются после перенесенного заболевания Искусственный иммунитет Иммунитет после введения вакцины -Активный Иммунитет после введения лечебной сыворотки -Пассивный Какие виды иммунитета вы увидели?   Существует   несколько     понятий   об   иммунитете   какие   вы   увидели   в   тексте? ( активный иммунитет и пассивный иммунитет)  ­ как вы понимаете это? (Пассивный – сам организм ничего не делает, получает готовые антитела); (Активный – антитела вырабатываются самим организмом). Как мы назовем иммунитет, который получаем от родителей? (врожденный) Каким он будет – пассивным или активным? (пассивный)   Вы переболели ветрянкой один раз и больше не заболеете. Что вы приобрели? (иммунитет). Каким он будет? (активным)  А теперь посмотрите на слайд перед вами перечислены признаки иммунитета ,  определите к какому виду они относятся поднимите карточку с ответами. Закрепл ение и осмысле ние результ атов урока. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и  результатов деятельности; выстраивание логической цепочки  рассуждения; рефлексия способов и условий  действий. Коммуникативные УУД: умение устно и письменно выражать  свои мысли, идеи. Личностные УУД: умение устанавливать связь между  целью деятельности и ее результатом; адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в учебной  деятельности. Предметные результаты: умение  и знания по теме; объяснение  значение понятий: плазма, эритроциты, гемоглобин,  оксигемоглобин, лейкоцит, фагоцит,  фагоцитоз, лимфоцит, антиген,  антитела, тромбоцит, фибриноген,  фибрин, гомеостаз; понимать, что состав крови является  важной характеристикой состояния  организма.   Закрепление  Определить, насколько хорошо вы разобрались в сегодняшней  теме урока , нам поможет  небольшой тест по теме «Иммунитет»  по группам ( тест для первичного контроля знаний). 1. Установите соответствие Анализ  Выполнение   тестов самостоятельно. 1. Иммунитет А. Особые белки, специфически связывающиеся с проникающими  2. Антитела в организм чужеродными веществами Б. Клетки крови, играющие главную роль в иммунной защите  организма 3. Антигены В. Препарат, приготовленный из убитых или ослабленных бактерий Взаимопроверка тестов   с соседом по парте.  Проверка по ключу и вирусов 4. Фагоциты, Т­ и В­ лимфоциты 5. Вакцина 6. Лечебная  сыворотка Г. Комплексная реакция организма, направленная на защиту от  болезнетворных микробов, вирусов, инородных тел и веществ Д. Общее название чужеродных веществ, проникающих в организм Е. Препарат, содержащий готовые антитела, полученный из крови  животного, перенесшего заболевание 2. Заполните пропуски в тексте Иммунитет   –   это   способность   организма   избавляться   от   ______________   (А)   тел   и соединений, сохранять химическое _______________ (Б) внутренней среды и биологическую индивидуальность.   Первым   барьером   на   пути   болезнетворных   факторов   являются _____________ (В) и ____________ (Г) оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных факторов является  ___________ (Д) среда организма (_________ (Е)  и лимфа).  В состав иммунной   системы   входят   _________________(Ж)   мозг,   вилочковая   железа   (тимус), лимфатические узлы, _________________(З). Выставление оценок. Термины:1) селезёнка; 2) кожа; 3) кровь; 4) костный мозг; 5) головной мозг; 6) слизистые оболочки; 7) чужеродные тела; 8) равновесие; 9) внутренняя среда  Ответ: А чужеродны х 7 Д внутрення я 9 Б равновесие 8 Г слизистые 6 В кожа 2 Е кровь 3 Ж костный 4 З селезёнк а 1 Поменяйтесь тетрадями проверим какие знания вы получили на уроке Рефлекс и  контроль и оценка процесса и  результатов деятельности.     Подведем итог нашего урока. «Ребята, я думаю, что наш урок был плодотворным, и  надеюсь, что он вам понравился. Вы  очень хорошо поработали. Я предлагаю  вам ответить на  следующие вопросы:  Достигли мы цели, которую поставили вначале урока? С какими трудностями вы столкнулись сегодня на уроке?    Испытывали ли вы чувство дискомфорта на уроке?  Какие пожелания вы можете высказать одноклассникам и учителю? Составьте синквейн по теме «Иммунитет» Ученики   предлагают свои   ответы   на поставленные вопросы. Правила составления синквейна: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Возможно кто­то хочет прочитать результат своего творчества?                                  Домашнее задание:1. учебник стр. 138­143, учить определения, схемы и таблицу, записанные  сегодня на уроке; 2.творческое задание (по желанию)­ сделать презентации или краткие  сообщения на темы: 1. История открытия групп крови.  Прослушивают  инструктаж по  выполнению д/з,  записывают в  дневники. Домашн ее задание

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2019