Урок на тему "Нервная система - дирижер нашего организма» (8 класс,биология)
Оценка 4.8

Урок на тему "Нервная система - дирижер нашего организма» (8 класс,биология)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
06.06.2019
Урок на тему "Нервная система -  дирижер нашего организма» (8 класс,биология)
Нервная система.docx
Обобщающий урок по биологии в 8­м классе на тему: "Нервная система ­  дирижер нашего организма» Цель урока: обобщить знания учащихся по теме «Нервная система» Задачи: 1. Обобщить знания о значении, строении, функциях и гигиене нервной системы; закрепить умения   работать   наглядным   материалом,   систематизировать   знания,   на   основе межпредметных связей. 2. Формировать навыки ЗОЖ через развитие представлений о влиянии ПАВ на нервную систему 3.   Развивать   память,   мышление,   внимание,   творческую   активность,   ораторские способности. 4. Повысить интерес к предмету, воспитывать чувство товарищества, соперничества. Вид урока: Обобщающий  Форма урока: индивидуальная, частично групповая. Метод: репродуктивный, частично­поисковый Наглядные пособия: карточки, информационные листы. Оборудование:  компьютер, проектор, экран, презентация “Нервная система ”, карточки.  1. Оргмомент.    Здравствуйте, ребята! Сегодня урок мы начнем с пожеланием одноклассникам чего­нибудь хорошего, доброго и солнечного. (учащиеся желают друг другу хорошего настроения и т.п.) А я всем желаю удачного дня и продуктивной работы на уроке! Открываем дневники и записываем д/з на следующий урок! (слайд 1) 2. Ход урока. Итак, тема урока: "Нервная система – дирижер нашего организма"  А вот почему дирижёр нашего организма, мы ответим с вами в конце урока (слайд 2) ­ Какую цель урока поставим сегодня перед собой? (ответы учащихся) (слайд 3) Фронтальный опрос учащихся Задание 1  Любая система жизнеспособна,  когда она внутренне раздвоена. Из каких противоположных  структур состоит нервная  система? (учитель прикрепляет слова на  доску) Таким образом, во внутренней  раздвоенности нервной системы  проявляется закон единство и  борьба противоположностей Задание 2 А что особенного у каждой из  этих частей. А что общее? (учитель прикрепляет слово на  доску) Расположение в организме (ЦНС и ПНС). Все состоят из нейронов. Задание 3 Что называется нейроном? Нейрон ­ клетка нервной ткани, которая принимает,  обрабатывает и передает нервные импульсы. Какая функция нервной ткани? (учитель прикрепляет слово на  доску) Задание 4 Что представляет собой нервный импульс? Когда в нейроне образуется  нервный импульс? Задание 5 Каким образом в организме  человека передаются  раздражения? Что выражает рефлекторная  дуга? Что такое рефлекс? Каковы виды рефлексов? Функция нервной ткани – передавать нервные  импульсы. Нервный импульс – электрическая волна. Когда появляется раздражение. По рефлекторной дуге. Путь прохождения рефлекса. ­ ответная реакция организма на внешние и внутренние  раздражения, осуществляемая при участии ЦНС. Безусловные и условные. ­Ребята, а вы знаете, кто  впервые предложил термин “Рефлекс”? ­   Для   этого   вам   необходимо   выполнить   задание,   которое   лежит   на   столах,   можете пользоваться учебником.  ­ Ответ на каждый вопрос содержит нужную нам букву. (приложение 1) ­ Вам на выполнение задания дается 3 минуты. д е к а р т 1. Отросток нервной клетки, по которому нервный импульс направляется к телу нервной клетки. (Дендрит). 2.   Ответная   реакция   организма   на   раздражение,   протекающая   с   участием   центральной нервной системы. (Рефлекс). 3. Отросток нервной клетки, по которому осуществляется передача нервного импульса от тела нервной клетки. (Аксон). 4. Специализированные контакты между нервными клетками, а также между нервными клетками   и   клетками   исполнительного   органа,   обеспечивающие   передачу   нервных импульсов. (Синапс). 5. Название нервной клетки. (Нейрон). 6. Часть головного мозга, которая граничит  с  продолговатым  мозгом; она свойственна лишь млекопитающим и наибольшего развития достигла у человека. (Мост).   ­Термин “рефлекс”,   был введен в французским ученым  Рене Декартом  в XVII веке. (слайд 4 ) ­ Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические и химические изменения в окружающей среде. ­ Ребята, а вам знакомо слово стресс? Что это такое? Стресс  (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — общая реакция организма на физическое или психологическое воздействие. Ввел понятие стресс ­ канадский физиолог Ганс Селье. (слайд 5) ­ Ребята, скажите, пожалуйста, а как снимают стресс некоторые люди? (алкоголь, курение,  наркотики) ­ Как вы считаете, алкоголь, курение и наркотики влияют на нервную систему? (ответы  учащихся) ­ А вот как влияют эти вредные вещества на нервную систему, вы узнаете из информации,  которая лежит у вас на столах. Ваша задача внимательно прочитать и подчеркнуть ручкой  влияние и последствия, а потом рассказать о них другим учащимся. На выполнение задания 5 минут. (приложение 2) 3  Физкультминутка:  снежинка   (закрытыми   глазами   складывают   листок   пополам   и отрывают уголок, потом еще раз складывают пополам и опять отрывают уголок, последний раз повторяют действия) ­   Итак,   отдохнули   немножко,   успокоили   нервную   систему   и   за   работу.   Пожалуйста, расскажите о влиянии вредных веществ на нервную систему! (ответы учащихся друг другу о влиянии) А скажите, пожалуйста, а как правильно бороться со стрессом? (физ.упражнения, смех, дыхательная гимнастика и т.д.) ­ Молодцы! Все справились с заданием! Продолжаем работать! Сейчас я предлагаю вам написать синквейн на тему: Нервная система. Правило составления размещено на слайде. (слайд 6) (приложение 3) Подумайте в парах в течение 3 минут и зачитайте. ( крепится на доску) ­ Молодцы! Ребята прослушайте историю: Глубокая   осень.   Больная   девушка,   лежа   у   окна,   считает,   сколько   листьев   осталось   на оголенных ветвях дерева. “Я умру, — говорит она, — когда упадет последний лист”. И вот остается  всего  один  лист.  Проходит  много  дней,  и  он  не падает.  Девушка  постепенно поправляется. Только тогда узнает она, что сосед — старый художник — нарисовал лист на стене противоположного дома в ту ночь, когда с дерева упал последний лист. Подобный случай мог иметь место в жизни. Девушка могла бы умереть, не будь на дереве последнего листа, поддерживавшего ее надежду выздороветь. ­ Как вы думаете, какое отношение эта история будет иметь к нервной системе? ­ Почему нервная система является дирижером нашего организма?   (Она   регулирует   работу   органов,   обеспечивая   постоянство   внутренней   среды,   согласованную работу органов, приспособление организма как целого к внешней среде, психическую деятельность.) ­ Вся жизнедеятельность организма человека – это симфония жизни, в которой каждая система   играет   свою   партию,   а   нервная   система   выполняет   роль   дирижера   в   сложном функциональном   оркестре.   Важнейшая   задача   дирижера   состоит   в   объединении   частей организма, согласованной их работы. 4. Рефлексия ­ Ребята, мы с вами очень хорошо поработали.  ­ Скажите, пожалуйста, мы достигли с вами цель, поставленную в начале урока?  ­ Что нового вы узнали на уроке? ­  Если урок понравился, то поднимите смайл с улыбкой, если нет, то грустного смайла! (приложение 4) Всем спасибо за урок! Приложение 1 т р к и с р а н й с и с н е м о д е н е н ф л с о с п о н д е к а р т 1. Отросток нервной клетки, по которому нервный импульс направляется к телу нервной клетки. (Дендрит). 2.   Ответная   реакция   организма   на   раздражение,   протекающая   с   участием   центральной нервной системы. (Рефлекс). 3. Отросток нервной клетки, по которому осуществляется передача нервного импульса от тела нервной клетки. (Аксон). 4. Специализированные контакты между нервными клетками, а также между нервными клетками   и   клетками   исполнительного   органа,   обеспечивающие   передачу   нервных импульсов. (Синапс). 5. Название нервной клетки. (Нейрон). 6. Часть головного мозга, которая граничит  с  продолговатым  мозгом; она свойственна лишь млекопитающим и наибольшего развития достигла у человека. (Мост). Влияние алкоголя на нервную систему Приложение 2 План: 1. Внимательно прочитать 2. Подчеркнуть влияние алкоголя  3. Последствия употребления алкоголя При приеме алкоголя следует знать, что после того как он был принят, алкоголь попадает в желудок и уже ровно через две минуты, он оказывается в крови. А так как кровь циркулирует по всему организму, то она автоматически разносит его по организму. При частом и обильном употреблении алкоголя быстрее всего поражается именно мозг. Это   сказывается   на   самочувствии   человека   и   на   его   поведении.   Человек   становится подозрительным, раздражительным, происходит частая смена настроения, эмоциональная неуравновешенность.   При   многолетнем   употреблении   спиртных   напитков   развиваются необратимые   изменения   в   головном   мозге,   что   является   следствием   психических расстройств. Алкоголь проникает везде и всюду, что дает человеку раскрепоститься. То есть может появиться чувство радости, которой в принципе то взяться не откуда, глуповатый смех, человек не задумывается о том, что говорит. То есть человек практически себя не контролирует.  Пьющий   человек   часто   страдает   потерей   памяти,   что   является   следствием кислородной недостаточности. Алкоголь оказывает отрицательное воздействие на сосуды головного   мозга,   приводя   к   такому   заболеванию   как   инсульт,   влекущий   за   собой инвалидность или смертельный исход. Алкоголь также негативно сказывается на зрении — снижается острота. Из­за токсического воздействия на мозг и на глазные мышцы возникает явление ­ двоение в глазах. Так же нарушаются и слуховые, вкусовые функции.   Такие нарушения связаны с нашей нервной системой. Но все­таки все зависит от того,   какое   именно   количество   было   выпито   человеком.   То   есть,   если   человек   выпил совсем   чуть   чуть,   то   это   может   вызвать   легкое   головокружение   и   небольшую скоординированность движений. Если же выпито очень много, то может быть эффект как сонливости, так наоборот непонятной агрессии. Которая вызвана не правильным сигналом в мозг. И человек уже может даже не соображать, что он делает. Также превышенная доза может   привести   к   потере   сознания.   В   случае   если   человек   постоянно   употребляет алкоголь, то это уже приводит к зависимости, что в последствии может привести к смерти. Влияние наркотиков на нервную систему План: 1. Внимательно прочитать 2. Подчеркнуть влияние наркотиков 3. Последствия употребления наркотиков В первую очередь от курения страдает нервная система нашего организма. Нервная система отвечает за все процессы, которые происходят у нас в организме. Поэтому первый удар от табачного яда принимает на себя именно нервная система. С   каждым   днем   «приема»   никотина,   организм   адаптируется   к   его   количеству. Поэтому, истощенные нервные клетки приходится возбуждать все чаще, чтобы получить желаемое   ощущение   умиротворения.   Вследствие   этого,   «дозу»   алкалоида   приходиться день ото дня увеличивать, и соответственно выкуривать все большее количество сигарет. Какие же осложнения оказывает никотин на нервную систему? Он нарушает ее регулирующее влияние на работу внутренних органов, что приводит к расстройствам   в   работе   сердечно­сосудистой,   пищеварительной,   эндокринной   системы. Возникают расстройства высшей нервной деятельности – расстройств памяти, бессонница, эпилептические припадки; Происходят   воспаления   нервных   корешков   спинного   мозга,   что   вызывает   невралгии, невриты, радикулиты. У хронических курильщиков нарушается правильное течение нервных процессов, что делает их неуживчивыми и раздражительными. Никотин и нервная система – два несовместимых понятия. Первое что страдает от никотина — это мозг. От него, по цепной реакции, нарушается деятельность всех органов и систем. И чем дольше влияние никотина на мозг, тем серьезней нарушения в организме, тем тяжелее последствия от курения. Поэтому, чтобы не испытывать нервную систему да и весь организм «на прочность», следует как можно быстрее отказаться от курения. Влияние никотина на нервную систему План: 1. Внимательно прочитать 2. Подчеркнуть влияние никотина 3. Последствия употребления никотина Все   наши   чувства,   эмоции,   мысли   зависят   от   химических   реакций,   которые происходят   в   нервных   клетках.   И   наркотик,   попавший   в   организм   человека,   в   первую очередь изменяет этот процесс. Наркотики вызывают специфическое ощущение — эйфорию (удовольствие). Однако вред наркотиков не только в том, что они вызывают эйфорию, а главное — в том, что вещества,  ядовиты. Наркотические вещества разрушают все органы, но прежде всего они пагубно влияют на центральную нервную систему, которая является для них основной мишенью. Известно, что нормальная и слаженная деятельность организма зависит от качества и здоровья центральной нервной системы. Ее главные образования — высшие координационные центры головного мозга — являются «организатором», «дирижером» и «руководителем»   основных   жизненных   процессов   всего   организма.   Нервная   система осуществляет   контакт   организма   с   внешней   средой,   регулирует   его   поведение   и приспосабливает жизнедеятельность внутренних органов к условиям окружающей среды. Любые наркотические вещества вызывают разной степени выраженности и различные по продолжительности нарушения деятельности центральной нервной системы, а разлад в ее деятельности   приводит   к   нарушению   жизнедеятельности   органов   и   систем   организма. Формирование этих нарушений начинается на ранних этапах употребления наркотиков. Известно,   что   головной   мозг,   его   подкорковые   образования   играют   важнейшую   роль   в организме, но они оказываются наиболее уязвимыми для различных наркотиков. После употребления наркотика мозг человека буквально им пропитывается. Последствия наркотиков губительны для нервной системы. Постепенно разрушается психика,   человек   не   может   логически   мыслить,   у   него   возникает   стойкая   депрессия, бывают   галлюцинации   даже   вне   приема   наркотических   веществ.   Он   становится агрессивным,   тревожным,   подозрительным,   испытывает   постоянный   страх.   Стоит   ли говорить, чем обычно заканчивается жизненный путь наркомана?.. Приложение 3 Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет  короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим  правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Биология. Скучная, интересная. Учит, просвещает, отвлекает. Естественная наука о жизни. Человек. нервная система морфологическая и функциональная распространяется, развивается, трансформируется совокупность взаимосвязанных нервных структур интегративная система Приложение 4 Слова записывать по горизонтали и по порядку  Приложение 4 1. Отросток нервной клетки, по которому нервный импульс направляется к телу нервной  клетки.  2. Ответная реакция организма на раздражение, протекающая с участием центральной  нервной системы.  3. Отросток нервной клетки, по которому осуществляется передача нервного импульса от  тела нервной клетки.  4. Специализированные контакты между нервными клетками, а также между нервными  клетками и клетками исполнительного органа, обеспечивающие передачу нервных  импульсов.  5. Название нервной клетки.  6. Часть головного мозга, которая граничит с продолговатым мозгом; она свойственна  лишь млекопитающим и наибольшего развития достигла у человека.

Урок на тему "Нервная система - дирижер нашего организма» (8 класс,биология)

Урок на тему "Нервная система -  дирижер нашего организма» (8 класс,биология)

Урок на тему "Нервная система - дирижер нашего организма» (8 класс,биология)

Урок на тему "Нервная система -  дирижер нашего организма» (8 класс,биология)

Урок на тему "Нервная система - дирижер нашего организма» (8 класс,биология)

Урок на тему "Нервная система -  дирижер нашего организма» (8 класс,биология)

Урок на тему "Нервная система - дирижер нашего организма» (8 класс,биология)

Урок на тему "Нервная система -  дирижер нашего организма» (8 класс,биология)

Урок на тему "Нервная система - дирижер нашего организма» (8 класс,биология)

Урок на тему "Нервная система -  дирижер нашего организма» (8 класс,биология)

Урок на тему "Нервная система - дирижер нашего организма» (8 класс,биология)

Урок на тему "Нервная система -  дирижер нашего организма» (8 класс,биология)

Урок на тему "Нервная система - дирижер нашего организма» (8 класс,биология)

Урок на тему "Нервная система -  дирижер нашего организма» (8 класс,биология)

Урок на тему "Нервная система - дирижер нашего организма» (8 класс,биология)

Урок на тему "Нервная система -  дирижер нашего организма» (8 класс,биология)

Урок на тему "Нервная система - дирижер нашего организма» (8 класс,биология)

Урок на тему "Нервная система -  дирижер нашего организма» (8 класс,биология)

Урок на тему "Нервная система - дирижер нашего организма» (8 класс,биология)

Урок на тему "Нервная система -  дирижер нашего организма» (8 класс,биология)

Урок на тему "Нервная система - дирижер нашего организма» (8 класс,биология)

Урок на тему "Нервная система -  дирижер нашего организма» (8 класс,биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2019