Обобщающий урок по биологии в 8м классе на тему:
"Нервная система дирижер нашего организма»
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме «Нервная система»
Задачи:
1. Обобщить знания о значении, строении, функциях и гигиене нервной системы; закрепить
умения работать наглядным материалом, систематизировать знания, на основе
межпредметных связей.
2. Формировать навыки ЗОЖ через развитие представлений о влиянии ПАВ на нервную
систему
3. Развивать память, мышление, внимание, творческую активность, ораторские
способности.
4. Повысить интерес к предмету, воспитывать чувство товарищества, соперничества.
Вид урока: Обобщающий
Форма урока: индивидуальная, частично групповая.
Метод: репродуктивный, частичнопоисковый
Наглядные пособия: карточки, информационные листы.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация “Нервная система ”, карточки.
1. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня урок мы начнем с пожеланием одноклассникам чегонибудь хорошего, доброго и
солнечного. (учащиеся желают друг другу хорошего настроения и т.п.)
А я всем желаю удачного дня и продуктивной работы на уроке!
Открываем дневники и записываем д/з на следующий урок! (слайд 1)
2. Ход урока.
Итак, тема урока: "Нервная система – дирижер нашего организма"
А вот почему дирижёр нашего организма, мы ответим с вами в конце урока (слайд 2)
Какую цель урока поставим сегодня перед собой? (ответы учащихся) (слайд 3)
Фронтальный опрос учащихся
Задание 1
Любая система жизнеспособна,
когда она внутренне раздвоена.
Из каких противоположных
структур состоит нервная
система?
(учитель прикрепляет слова на
доску) Таким образом, во внутренней
раздвоенности нервной системы
проявляется закон единство и
борьба противоположностей
Задание 2
А что особенного у каждой из
этих частей.
А что общее?
(учитель прикрепляет слово на
доску)
Расположение в организме (ЦНС и ПНС).
Все состоят из нейронов.
Задание 3
Что называется нейроном?
Нейрон клетка нервной ткани, которая принимает,
обрабатывает и передает нервные импульсы.
Какая функция нервной ткани?
(учитель прикрепляет слово на
доску)
Задание 4
Что представляет собой нервный
импульс?
Когда в нейроне образуется
нервный импульс?
Задание 5
Каким образом в организме
человека передаются
раздражения?
Что выражает рефлекторная
дуга?
Что такое рефлекс?
Каковы виды рефлексов?
Функция нервной ткани – передавать нервные
импульсы.
Нервный импульс – электрическая волна.
Когда появляется раздражение.
По рефлекторной дуге.
Путь прохождения рефлекса.
ответная реакция организма на внешние и внутренние
раздражения, осуществляемая при участии ЦНС.
Безусловные и условные.
Ребята, а вы знаете, кто впервые предложил термин “Рефлекс”?
Для этого вам необходимо выполнить задание, которое лежит на столах, можете
пользоваться учебником.
Ответ на каждый вопрос содержит нужную нам букву. (приложение 1)
Вам на выполнение задания дается 3 минуты.
д
е
к
а
р
т 1. Отросток нервной клетки, по которому нервный импульс направляется к телу нервной
клетки. (Дендрит).
2. Ответная реакция организма на раздражение, протекающая с участием центральной
нервной системы. (Рефлекс).
3. Отросток нервной клетки, по которому осуществляется передача нервного импульса от
тела нервной клетки. (Аксон).
4. Специализированные контакты между нервными клетками, а также между нервными
клетками и клетками исполнительного органа, обеспечивающие передачу нервных
импульсов. (Синапс).
5. Название нервной клетки. (Нейрон).
6. Часть головного мозга, которая граничит с продолговатым мозгом; она свойственна
лишь млекопитающим и наибольшего развития достигла у человека. (Мост).
Термин “рефлекс”, был введен в французским ученым Рене Декартом в XVII веке.
(слайд 4 )
Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические и химические
изменения в окружающей среде.
Ребята, а вам знакомо слово стресс? Что это такое?
Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — общая
реакция организма на физическое или психологическое воздействие. Ввел понятие стресс
канадский физиолог Ганс Селье. (слайд 5)
Ребята, скажите, пожалуйста, а как снимают стресс некоторые люди? (алкоголь, курение,
наркотики)
Как вы считаете, алкоголь, курение и наркотики влияют на нервную систему? (ответы
учащихся)
А вот как влияют эти вредные вещества на нервную систему, вы узнаете из информации,
которая лежит у вас на столах. Ваша задача внимательно прочитать и подчеркнуть ручкой
влияние и последствия, а потом рассказать о них другим учащимся. На выполнение задания
5 минут. (приложение 2)
3 Физкультминутка: снежинка (закрытыми глазами складывают листок пополам и
отрывают уголок, потом еще раз складывают пополам и опять отрывают уголок, последний
раз повторяют действия) Итак, отдохнули немножко, успокоили нервную систему и за работу. Пожалуйста,
расскажите о влиянии вредных веществ на нервную систему! (ответы учащихся друг другу
о влиянии)
А скажите, пожалуйста, а как правильно бороться со стрессом? (физ.упражнения, смех,
дыхательная гимнастика и т.д.)
Молодцы! Все справились с заданием! Продолжаем работать! Сейчас я предлагаю вам
написать синквейн на тему: Нервная система. Правило составления размещено на слайде.
(слайд 6) (приложение 3)
Подумайте в парах в течение 3 минут и зачитайте. ( крепится на доску)
Молодцы! Ребята прослушайте историю:
Глубокая осень. Больная девушка, лежа у окна, считает, сколько листьев осталось на
оголенных ветвях дерева. “Я умру, — говорит она, — когда упадет последний лист”. И вот
остается всего один лист. Проходит много дней, и он не падает. Девушка постепенно
поправляется. Только тогда узнает она, что сосед — старый художник — нарисовал лист
на стене противоположного дома в ту ночь, когда с дерева упал последний лист. Подобный
случай мог иметь место в жизни. Девушка могла бы умереть, не будь на дереве последнего
листа, поддерживавшего ее надежду выздороветь.
Как вы думаете, какое отношение эта история будет иметь к нервной системе?
Почему нервная система является дирижером нашего организма?
(Она регулирует работу органов, обеспечивая постоянство внутренней среды,
согласованную работу органов, приспособление организма как целого к внешней среде,
психическую деятельность.)
Вся жизнедеятельность организма человека – это симфония жизни, в которой каждая
система играет свою партию, а нервная система выполняет роль дирижера в сложном
функциональном оркестре. Важнейшая задача дирижера состоит в объединении частей
организма, согласованной их работы.
4. Рефлексия
Ребята, мы с вами очень хорошо поработали.
Скажите, пожалуйста, мы достигли с вами цель, поставленную в начале урока?
Что нового вы узнали на уроке?
Если урок понравился, то поднимите смайл с улыбкой, если нет, то грустного смайла!
(приложение 4)
Всем спасибо за урок! Приложение 1
т
р
к
и
с
р
а
н
й
с
и
с
н
е
м о
д
е
н
е
н
ф л
с
о
с
п
о
н
д
е
к
а
р
т
1. Отросток нервной клетки, по которому нервный импульс направляется к телу нервной
клетки. (Дендрит).
2. Ответная реакция организма на раздражение, протекающая с участием центральной
нервной системы. (Рефлекс).
3. Отросток нервной клетки, по которому осуществляется передача нервного импульса от
тела нервной клетки. (Аксон).
4. Специализированные контакты между нервными клетками, а также между нервными
клетками и клетками исполнительного органа, обеспечивающие передачу нервных
импульсов. (Синапс).
5. Название нервной клетки. (Нейрон).
6. Часть головного мозга, которая граничит с продолговатым мозгом; она свойственна
лишь млекопитающим и наибольшего развития достигла у человека. (Мост). Влияние алкоголя на нервную систему
Приложение 2
План:
1. Внимательно прочитать
2. Подчеркнуть влияние алкоголя
3. Последствия употребления алкоголя
При приеме алкоголя следует знать, что после того как он был принят, алкоголь
попадает в желудок и уже ровно через две минуты, он оказывается в крови. А так как
кровь циркулирует по всему организму, то она автоматически разносит его по организму.
При частом и обильном употреблении алкоголя быстрее всего поражается именно мозг.
Это сказывается на самочувствии человека и на его поведении. Человек становится
подозрительным, раздражительным, происходит частая смена настроения, эмоциональная
неуравновешенность. При многолетнем употреблении спиртных напитков развиваются
необратимые изменения в головном мозге, что является следствием психических
расстройств.
Алкоголь проникает везде и всюду, что дает человеку раскрепоститься. То есть
может появиться чувство радости, которой в принципе то взяться не откуда, глуповатый
смех, человек не задумывается о том, что говорит. То есть человек практически себя не
контролирует.
Пьющий человек часто страдает потерей памяти, что является следствием
кислородной недостаточности. Алкоголь оказывает отрицательное воздействие на сосуды
головного мозга, приводя к такому заболеванию как инсульт, влекущий за собой
инвалидность или смертельный исход. Алкоголь также негативно сказывается на зрении —
снижается острота. Изза токсического воздействия на мозг и на глазные мышцы возникает
явление двоение в глазах. Так же нарушаются и слуховые, вкусовые функции.
Такие нарушения связаны с нашей нервной системой. Но всетаки все зависит от
того, какое именно количество было выпито человеком. То есть, если человек выпил
совсем чуть чуть, то это может вызвать легкое головокружение и небольшую
скоординированность движений. Если же выпито очень много, то может быть эффект как
сонливости, так наоборот непонятной агрессии. Которая вызвана не правильным сигналом
в мозг. И человек уже может даже не соображать, что он делает. Также превышенная доза
может привести к потере сознания. В случае если человек постоянно употребляет
алкоголь, то это уже приводит к зависимости, что в последствии может привести к смерти.
Влияние наркотиков на нервную систему План:
1. Внимательно прочитать
2. Подчеркнуть влияние наркотиков
3. Последствия употребления наркотиков
В первую очередь от курения страдает нервная система нашего организма. Нервная
система отвечает за все процессы, которые происходят у нас в организме. Поэтому первый
удар от табачного яда принимает на себя именно нервная система.
С каждым днем «приема» никотина, организм адаптируется к его количеству.
Поэтому, истощенные нервные клетки приходится возбуждать все чаще, чтобы получить
желаемое ощущение умиротворения. Вследствие этого, «дозу» алкалоида приходиться
день ото дня увеличивать, и соответственно выкуривать все большее количество сигарет.
Какие же осложнения оказывает никотин на нервную систему?
Он нарушает ее регулирующее влияние на работу внутренних органов, что приводит к
расстройствам в работе сердечнососудистой, пищеварительной, эндокринной системы.
Возникают расстройства высшей нервной деятельности – расстройств памяти, бессонница,
эпилептические припадки;
Происходят воспаления нервных корешков спинного мозга, что вызывает невралгии,
невриты, радикулиты.
У хронических курильщиков нарушается правильное течение нервных процессов,
что делает их неуживчивыми и раздражительными.
Никотин и нервная система – два несовместимых понятия. Первое что страдает от
никотина — это мозг. От него, по цепной реакции, нарушается деятельность всех органов и
систем. И чем дольше влияние никотина на мозг, тем серьезней нарушения в организме, тем
тяжелее последствия от курения. Поэтому, чтобы не испытывать нервную систему да и
весь организм «на прочность», следует как можно быстрее отказаться от курения.
Влияние никотина на нервную систему
План:
1. Внимательно прочитать
2. Подчеркнуть влияние никотина
3. Последствия употребления никотина
Все наши чувства, эмоции, мысли зависят от химических реакций, которые
происходят в нервных клетках. И наркотик, попавший в организм человека, в первую
очередь изменяет этот процесс.
Наркотики вызывают специфическое ощущение — эйфорию (удовольствие).
Однако вред наркотиков не только в том, что они вызывают эйфорию, а главное — в
том, что вещества, ядовиты. Наркотические вещества разрушают все органы, но прежде
всего они пагубно влияют на центральную нервную систему, которая является для них
основной мишенью. Известно, что нормальная и слаженная деятельность организма зависит от качества и здоровья центральной нервной системы. Ее главные образования — высшие
координационные центры головного мозга — являются «организатором», «дирижером» и
«руководителем» основных жизненных процессов всего организма. Нервная система
осуществляет контакт организма с внешней средой, регулирует его поведение и
приспосабливает жизнедеятельность внутренних органов к условиям окружающей среды.
Любые наркотические вещества вызывают разной степени выраженности и различные по
продолжительности нарушения деятельности центральной нервной системы, а разлад в ее
деятельности приводит к нарушению жизнедеятельности органов и систем организма.
Формирование этих нарушений начинается на ранних этапах употребления наркотиков.
Известно, что головной мозг, его подкорковые образования играют важнейшую роль в
организме, но они оказываются наиболее уязвимыми для различных наркотиков. После
употребления наркотика мозг человека буквально им пропитывается.
Последствия наркотиков губительны для нервной системы. Постепенно разрушается
психика, человек не может логически мыслить, у него возникает стойкая депрессия,
бывают галлюцинации даже вне приема наркотических веществ. Он становится
агрессивным, тревожным, подозрительным, испытывает постоянный страх. Стоит ли
говорить, чем обычно заканчивается жизненный путь наркомана?..
Приложение 3
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет
короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим
правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Биология.
Скучная, интересная.
Учит, просвещает, отвлекает.
Естественная наука о жизни.
Человек.
нервная система
морфологическая и функциональная
распространяется, развивается, трансформируется совокупность взаимосвязанных нервных структур
интегративная система
Приложение 4 Слова записывать по горизонтали и по порядку
Приложение 4
1. Отросток нервной клетки, по которому нервный импульс направляется к телу нервной
клетки.
2. Ответная реакция организма на раздражение, протекающая с участием центральной
нервной системы.
3. Отросток нервной клетки, по которому осуществляется передача нервного импульса от
тела нервной клетки.
4. Специализированные контакты между нервными клетками, а также между нервными
клетками и клетками исполнительного органа, обеспечивающие передачу нервных
импульсов.
5. Название нервной клетки.
6. Часть головного мозга, которая граничит с продолговатым мозгом; она свойственна
лишь млекопитающим и наибольшего развития достигла у человека.
Урок на тему "Нервная система - дирижер нашего организма» (8 класс,биология)
Урок на тему "Нервная система - дирижер нашего организма» (8 класс,биология)
Урок на тему "Нервная система - дирижер нашего организма» (8 класс,биология)
Урок на тему "Нервная система - дирижер нашего организма» (8 класс,биология)
Урок на тему "Нервная система - дирижер нашего организма» (8 класс,биология)
Урок на тему "Нервная система - дирижер нашего организма» (8 класс,биология)
Урок на тему "Нервная система - дирижер нашего организма» (8 класс,биология)
Урок на тему "Нервная система - дирижер нашего организма» (8 класс,биология)
Урок на тему "Нервная система - дирижер нашего организма» (8 класс,биология)
Урок на тему "Нервная система - дирижер нашего организма» (8 класс,биология)
Урок на тему "Нервная система - дирижер нашего организма» (8 класс,биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.