Конспект урока
Оценка 5

Конспект урока

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
20.02.2019
Конспект урока
Публикация является частью публикации:
Конспект Герасимов После дождя.doc
Сочинение – описание по картине  Александра Михайловича Герасимова «После дождя» («Мокрая терраса») (Урок русского языка в 6 классе) Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. 5­7 классы Литература: Интернетресурсы: 1.  images.yandex.ru›Герасимов А.М. картины 2. artsoch.ru›86…kartine­a­m­gerasimova…dozhdya.html 3. ru.wikipedia.org›…Герасимов,_Александр_Михайлович… 4. amgerasimovmuseum.ru›pages/publications.aspx 5. pv­gallery.ru›author/1520/Gerasimov­A­M/ 6. krugosvet.ru›enc/kultura…GERASIMOV…MIHALOVICH.html 7. al­dedov.narod.ru›information/gerasimov_a.htm Художественное описание картины  Александра Михайловича Герасимова «После дождя» («Мокрая терраса») Цели: 1.познакомить учеников с произведением русской живописи начала 20 века;  2.собрать материалы, необходимые для написания сочинения;  3.способствовать обогащению речи учащихся, расширению их кругозора  путем ознакомления с произведениями живописи русских мастеров.  Эпиграф:   (слайд 2) Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что­то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.          Афанасий Фет «Весенний дождь» Словарная работа (слайд 3) Терраса — летнее открытое помещение в жилом доме в виде пристройки с  крышей на столбах. (Словарь С.И. Ожегова); Перила — ограда по краю лестницы, балкона, моста. (Словарь С.И. Ожегова) Оргмомент Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством талантливого русского  художника Александра Михайловича Герасимова, рассмотрим его картину  «После дождя» («Мокрая терраса»). Итогом нашей работы будет сочинение  по этой картине. Слово о художнике (слайды 4, 5) Александр Михайлович Герасимов родился 31 июля (12 августа) 1881  года в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск). Здесь, в маленьком  уездном городе Тамбовской губернии, прошли его детские и юношеские годы. Сюда он часто приезжал на лето, уже став именитым художником.  В 1903—1915 годах Герасимов учился в Московском училище  живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками были крупнейшие русские  живописцы: А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, К. А. Коровин, В. А. Серов. У них он заимствовал широкую этюдную манеру письма, экспрессивный мазок,  сочный колорит.    На многих полотнах Герасимова изображён старый Козлов: «Домик на  Питейной улице», «Дворик в Козлове», «Окраины Козлова». На них старые  дремлющие улочки как бы оживают, гудят потревоженные мостовые. Очень  многие картины писались в Козлове или создавались на местном материале.  (слайд 6) 1915­1917 годы — в годы Первой мировой войны мобилизован в армию 1918—1925 годы — живёт и работает в Козлове. В 1915 году Герасимова  призвали в армию. С 1918 года он жил в Козлове, участвовал в оформлении  города для крупных советских праздников. В 1918 году после службы в армии А. Герасимов вернулся в Козлов и начал работать декоратором в драматическом театре. В дореволюционный период А.М.Герасимов работал в основном в жанре  пейзажа. (слайд 7) 1925 год — переезжает в Москву, вступает в АХРР, преподаёт в училище. В  конце 30­х годов А.М.Герасимов увлекается портретом: "Портретный жанр  является основным видом моего творчества, выражающим мою сущность как  художника". Художника привлекали личности творческие, интеллектуально  богатые и значительные. "Я любил и люблю сильное и яркое в природе, ищу то же в человеке и когда нахожу, мне неудержимо хочется запечатлеть его в  красочном образе", ­ вспоминал А.М.Герасимов.  (слайд 8)  Герасимов имел дар легко схватывать портретное сходство и ощущал себя в  первую очередь портретистом. Среди его работ постепенно начинают  преобладать изображения людей высокопоставленных. (слайд 9) 1939—1954 годы — председатель оргкомитета СХ СССР.«Отводил душу» он  в работе над иллюстрациями к «Тарасу Бульбе» (1947—1952), в которых,  возможно, искал потерянные пути к национальному романтизму начала века.  (слайд 10) Александр Герасимов прекрасно понимал, что такое настоящее  искусство и подлинное творчество. Когда его душевный настрой был далек от официоза ответственных постов и высоких трибун, он создавал камерные,  лирические произведения, отдавая предпочтение пейзажу и натюрморту. (слайды 11, 12) Есть у Герасимова прекрасные пейзажи и натюрморты, где он  раскрывается как мастер колорита, поэт природы. Особенно привлекают  внимание его цветочные натюрморты. “Из всех цветов, ­ говорил Александр  Михайлович, ­ я больше всего люблю розы, пионы и полевые цветы”. Полевые  цветы, чья свежесть так мимолетна, сияют с полотен Герасимова неугасимым  светом радости лета. (слайды 13, 14, 15.16)) В первой половине 50­х годов Александр Михайлович побывал в Индии,  Египте, Китае, создал большую серию рисунков. Эти же годы отмечены  работой над пейзажами ("Спелая рожь", "Яблони в цвету", "Целина",  "Осень"), созданием портретов, натюрмортов. В связи с 80­летием со дня  рождения А.М.Герасимов был награжден орденом Трудового Красного  Знамени. 23 июля 1963 года Александра Михайловича не стало, на мольберте  остался незаконченный натюрморт "Сирень". (слайд 17) В городе Мичуринске Тамбовской области существует музей­усадьба  А.М.Герасимова и функционирует картинная галерея, крупнейшая в Российской Федерации среди городских картинных галерей. Именно в этой  усадьбе А.М.Герасимовым был написан известный пейзаж «После  дождя(«Мокрая терраса)», иллюстрация которого многие годы публикуется в учебнике русского языка. Работа по картине «После дождя» («Мокрая терраса»). 1935 Холст, масло. 78х85. За эту картину в 1937 художник получил Гран­при Всемирной выставки в  Париже. А.М.Герасимов вспоминал: "На моей выставке "25 лет творчества" был  этюд, известный под двойным названием "Мокрая терраса" и "После  дождя" (сейчас он находится в Третьяковской галерее). Я сделал этюд в  полтора часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет  моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И  вдруг... порывистый ветер, срывая лепестки у роз и рассыпая их по столу,  опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, ... меня охватил неописуемый  восторг от свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с  букетом роз, скамейку и половицы... Я лихорадочно начал писать... Я не придал как­то особого значения этому этюду и только на выставке  не без огорчения заметил, что многие зрители больше отдают внимания  этюду "Мокрая терраса", чем громадной картине "Первая Конная"..." (Цит. по изд.: Герасимов A.M. Жизнь художника. М., 1963. С. 157­158). (слайды 18,19, 20) Беседа по вопросам: 1. Рассмотрите репродукцию картины. Удалось ли художнику передать  кистью то прекрасное, что открылось ему в обычной, будничной сценке? 2. Каким настроением пронизана картина и как оно отражено в цветовой  гамме? 3. У картины Герасимова два названия: «После дождя» и «Мокрая  терраса». Какое из них, на ваш взгляд, более точно соответствует  авторскому замыслу? 4. Найдите на репродукции приметы только что прошедшего ливня. 5. Распределите по темам словосочетания, дополните каждый ряд  словосочетаниями из упр. № 61: мокрые доски пола, круглый стол на резных ножках, букет цветов в  кувшине, часть террасы, перила, тени на полу, блеск мокрого пола; тяжёлые дождевые капли, неяркий солнечный свет, кругом влажный  блеск, щедрый летний ливень; сочная зелень кустов, крыша сарая в саду, виднеется сквозь ветки кустов, густые цветущие кусты во дворе. 6. Что вы видите на переднем плане картины? (слайд21) 7. Какие предметы вы видите на террасе? (слайд 22) 8. Очертания каких предметов видны отчётливо на заднем плане картины? (слайд 23) 9. Какова окраска предметов? (Учтите, что предметы выглядят по­ разному в разное время суток, при разном освещении). 10.Какие синонимы, помещённые в рамке, вы использовали?  А.М.Герасимов видел красоту во всем, даже в самом простом и  незатейливом. Он умел заставить звучать любой, подчас банальный мотив. Это качество мы видим в знаменитой герасимовской "Мокрой террасе",  написанной в своем родном городе Мичуринске, во дворе своего дома за три с половиной часа. Третьяковская галерея сразу же приобрела эту картину.  "Мокрая терраса " написана как бы на одном дыхании. Мягкость света,  промытая дождем зелень сада, бесчисленное многообразие рефлексов на  мокром полу, на полированном столике, осыпавшиеся лепестки роз ­ все это  захватывает дух. Так писать "мир вещей" мог только художник, восторженно  влюбленный в жизнь. (слайд 24) Возможный план сочинения  (слайд 25) 1.Что побудило Герасимова написать  эту картину. 2.Описание картины.           А) Мокрая терраса.           Б) Круглый стол.           В) Посвежевший сад. 3. Моё впечатление от картины. Художник похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. В марте 1977  года в Мичуринске был открыт мемориальный  дом­музей художника. Это обширное двухэтажное кирпичное здание. Имеются сад, дворовые  постройки, каретный сарай и амбар.В бывшей летней мастерской воссозданы  рабочий уголок  Герасимова, деревянная терраса, которая изображена на  одной из лучших картин живописца  «После  дождя».

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2019