Учим русский язык

  • Документация
  • doc
  • 17.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Открытый урок на тему "Учим русский язык" , закрепление пройденных тем как " Ударение", "Фонетика" и "Лексика". Даны интересные игровые задания для развития орфографических и орфоэпических навыков. Детям можно работать и в группе и самостоятельно. Есть задания и на критическое мышление.
Иконка файла материала говорим.doc
Урок развития речи «Говорим на русском языке» Цели: •развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; •прививать интерес к русскому языку; •развивать речь; •развивать творческую инициативу каждого участника игры; •совершенствовать коллективный навык работы. Оборудование: карточки с заданиями для команд, чистые листы для решений, ручки, экран Форма проведения - устный журнал. Ход мероприятия 1. Мотивация к учебной деятельности. Учитель. - Добрый день, ребята. Предметом сегодняшнего разговора будет наша речь. Послушайте песню композитора Г.Гладкова на стихи О.Александровой и определите ее тему и направления. (Слайд 2) (Звучит песня “Говорим на русском языке”) 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Учитель. - Какой бывает речь? Чем письменная речь отличается от устной? Какая речь сложнее? 3. Постановка учебной задачи. Учитель. - Итак, сформулируйте тему мероприятия, определите проблемы и задачи, которые будем решать. (Мы будем говорить об устной речи, ее красоте и чистоте) Итак, дорогие друзья, вы, наверное уже поняли, что наш посвящен нашему русскому языку. Представление команд. Команда “Грамотеи”, капитан команды … Команда “Эрудиты”, капитан команды …. Команда “Умники”, капитан .. . Правила игры: за каждый правильный и быстрый ответ команда получает смайлики, команда, набравшая больше смайликов, становится победительницей. 4. Построение проекта. Учитель. - Урок построим в форме устного журнала. 5. Реализация построенного проекта.Учитель. – Прочитайте и проанализируйте эпиграф. (Слайд 3) Как слово наше отзовется... Ф.И.Тютчев Страница 1. “Великий и могучий...” (Слайд 4) Учащийся 1. (В.Брюсов “Родной язык” Мой верный друг! Мой друг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! Мои стихи – как дым алтарный! Как вызов яростный – мой крик! Твои богатства, по наследству, Я, дерзкий, требую себе. Призыв бросаю, - ты ответствуй. Иду, - ты будь готов к борьбе! Но, побежден иль победитель, Равно паду я пред тобой: Ты - мститель мой, ты – мой спаситель. Твой голос – небо надо мной! Учащийся 2. (К.Алтайский “Русский язык”) Веками тебя шлифовали без устали В изустном реченье и в строе строки Поэты с неведомыми златоустами, Купцы, академики и мужики. Ты волен и плавен, как Волга и Ладога, Как наши равнины, широк и велик, Живой, как родник, Многоцветный, как радуга, Звучащий, как музыка, русский язык. Учитель. - Основоположником современного русского языка является А.С.Пушкин. Музыкальность и ритмичность его стихов привлекали внимание композиторов. (Слайд 5) (Звучит песня “Что в имени тебе моем” на стихи А.С.Пушкина) Слушая музыку дети выполняют задания: *Какие сказки написал Пушкин? («Сказку о рыбаке и рыбке», « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о попе и о работнике его Балде»…) * (иллюстрация к сказке) Угадай, к какой сказке эта иллюстрация? (Слайд 6) Вывод 1. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, надо знать родной язык, ибо, по словам А.И.Куприна, “Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”. 6. Первичное закрепление во внешней речи.Страница2. «Лишние слова» Учитель. - Нам дан во владение самый богатый, меткий, поистине волшебный язык. Но мы не всегда ценим это богатство, иной раз небрежно относимся к употреблению слов, засоряем речь ненужными выражениями Учитель. - В русском языке огромное количество слов. Словарь С.Ожегова составляют 120 тысяч слов. А словарь В.Шекспира - 12 тыс. слов. Словарь негра из людоедовского племени “Мумбо-Юмбо” - всего 300. А Эллочка Щукина из романа И.Ильфа и Е.Петрова “12 стульев” легко и свободно обходилась тридцатью - А сейчас приглашаю вас на “Веселый урок” Радионяни. (Звучит песня “Лишние слова”) Задание№2 : Убираем лишние слова. «Как говорится, у Лукоморья, типа того, дуб, значит зеленый. Такая история. Златая, как бы цепь э-э… на дубе том. Ну-у и днем, как бы, и ночью кот, понимаешь, ученый вроде как, ходит, в смысле, по цепи, типа того, кругом». (Кривицкий) Учащийся - Можно иногда слышать, как ученики говорят: “давайте не будем”, “давайте берите”, “давайте поедем”, “давайте берегите”. Здесь слово “давайте” лишнее, придает речи грубоватый оттенок, его не надо употреблять. Учитель. - Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Вывод 2. Русский язык – это языковой факел мира и дружбы, это колокол, зовущий властно и призывно. Учащийся 3. (В.Шефнер) Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо – Не скудела в наши дни. Учитель - “Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас”, - призывал Иван Сергеевич Тургенев. Физкультминутка Учитель: Все славно потрудились, устали, давайте отдохнем и “скоропоговорим”. Дружно вместе! (Дети произносят скороговорки и имитируют движения) Страница3 «Точность выражений» Задание№3* Отгадайте загадки, поставив правильно ударения в словах. 1) На бахче у нас растет, Как разрежешь – сок течет. Свеж и сладок он на вкус, Называется... (арбУз). 2) Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкую Обжигают с давних пор, Называюсь я... (фарфОр).3) Эту зелень ты не тронь: Жжется больно, как огонь. Неприметна, некрасива, Называется... (крапИва). 4)Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный... (каталОг). *Расставьте ударения : Шофер, досуг, красивее, магазин, алфавит,квартал, агент, звонит. *“Найди ошибки и исправь их!” (раздать карточки каждой команде). 1. Вернулся со школы. 2. Идти в концерт. 3. Пришел из завода. 4. Доехать на аэропорт. 5. Выехать с города Звучит песня “Правила ударения”) Вывод:Чтобы не оказаться в смешном положении, надо соблюдать правила устной речи, языковые нормы. Страница 4 «Тонкость выражений» Задание№4 Что означают слова : «Засыпался» - так говорят о сыпучем материале. У нас же иногда это слово употребляется в смысле «плохо ответил»: «Я сегодня засыпался по математике». Это слово грубое, жаргонное, его нельзя вводить в речь. «Вставать» - значит подниматься с места. В автобусе, в трамвае часто спрашивают: «Вы сейчас встаете?» Нужно говорить: «Вы сейчас выходите?» «Обратно» - значит назад. Некоторые употребляют это слово в смысле «опять», «снова»: «Этим летом ты обратно поедешь в лагерь?» Получается, что все прошлое лето он ехал из лагеря. «Крайний» - значит находящийся с краю. Иногда крайним называют того, кто после всех стал в очередь. Но ведь у очереди 2 края, - выходит, что стоящий впереди тоже крайний. Поэтому надо спрашивать: «Кто последний?» Учитель. - Как видим, в устной речи есть свои строгие правила. К большому сожалению, мы не прислушиваемся к тому, как говорим. Учащийся 3. Как стража драгоценной чаши, Должны мы дар веков сберечь И новым блеском жизни нашей Обогатить родную речь. Страница 5 «Стать невеждой несложно - просто надо перестать работать над своей речью.» Учитель. - “Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться”,- говорил писатель - Константин Георгиевич Паустовский. Добрый день! Добрый день? Добрый день. *Прочитать, соблюдая интонацию: Добрый день! Добрый день? Добрый день. (Звучит песня “Занимательная грамматика”) (Слайд) Вывод 6. Владеть голосом – полдела. Надо уметь выразить свою мысль четко и образно. Учащийся 1. (А.Шибаев “Всему название дано...”)Всему название дано, К примеру, зверь, предмет. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нет. И все, что может видеть глаз,- Над нами и под нами, И все, что в памяти у нас,- Означено словами. Они слышны и здесь, и там, На улице и дома: Одно – давно привычно нам, Другое – незнакомо... Рефлексия деятельности (итог занятия). (Слайд) Страница 6. “Богатейший язык”.  Речь человека его визитная карточка. •“Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный язык” (К.Паустовский) •“Русский язык неисчерпаемо богат и все более обогащается с быстротой поражающей” (М.Горький) •“Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения” (В.Белинский) •“Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков” (П.Мериме) - А каково ваше отношение к языку? 2) (А.Яшин “Русский язык”) Я люблю свой родной язык: Он понятен для всех, он певуч, Он, как русский народ, многолик, Как держава наша, могуч... Для народов всех в мире стран Он на дружбу, на братство дан... 3) (И.Тургенев “Русский язык”) “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!” Вывод 8. “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Этот клад, это достояние”. (И.Тургенев)Открытый урок: «Говорим на русском языке» Мухамадиева. М8 класс