Учим русский язык
Оценка 4.8

Учим русский язык

Оценка 4.8
Документация
doc
русский язык
6 кл
17.11.2018
Учим русский язык
Открытый урок на тему "Учим русский язык" , закрепление пройденных тем как " Ударение", "Фонетика" и "Лексика". Даны интересные игровые задания для развития орфографических и орфоэпических навыков. Детям можно работать и в группе и самостоятельно. Есть задания и на критическое мышление.
говорим.doc
Урок развития речи «Говорим на русском языке» Цели: •развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; •прививать интерес к русскому языку; •развивать речь; •развивать творческую инициативу каждого участника игры; •совершенствовать коллективный навык работы. Оборудование: карточки с заданиями для команд, чистые листы для решений, ручки, экран Форма проведения - устный журнал. Ход мероприятия 1. Мотивация к учебной деятельности. Учитель. - Добрый день, ребята. Предметом сегодняшнего разговора будет наша речь. Послушайте песню композитора Г.Гладкова на стихи О.Александровой и определите ее тему и направления. (Слайд 2) (Звучит песня “Говорим на русском языке”) 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Учитель. - Какой бывает речь? Чем письменная речь отличается от устной? Какая речь сложнее? 3. Постановка учебной задачи. Учитель. - Итак, сформулируйте тему мероприятия, определите проблемы и задачи, которые будем решать. (Мы будем говорить об устной речи, ее красоте и чистоте) Итак, дорогие друзья, вы, наверное уже поняли, что наш посвящен нашему русскому языку. Представление команд. Команда “Грамотеи”, капитан команды … Команда “Эрудиты”, капитан команды …. Команда “Умники”, капитан .. . Правила игры: за каждый правильный и быстрый ответ команда получает смайлики, команда, набравшая больше смайликов, становится победительницей. 4. Построение проекта. Учитель. - Урок построим в форме устного журнала. 5. Реализация построенного проекта. Учитель. – Прочитайте и проанализируйте эпиграф. (Слайд 3) Как слово наше отзовется... Ф.И.Тютчев Страница 1. “Великий и могучий...” (Слайд 4) Учащийся 1. (В.Брюсов “Родной язык” Мой верный друг! Мой друг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! Мои стихи – как дым алтарный! Как вызов яростный – мой крик! Твои богатства, по наследству, Я, дерзкий, требую себе. Призыв бросаю, - ты ответствуй. Иду, - ты будь готов к борьбе! Но, побежден иль победитель, Равно паду я пред тобой: Ты - мститель мой, ты – мой спаситель. Твой голос – небо надо мной! Учащийся 2. (К.Алтайский “Русский язык”) Веками тебя шлифовали без устали В изустном реченье и в строе строки Поэты с неведомыми златоустами, Купцы, академики и мужики. Ты волен и плавен, как Волга и Ладога, Как наши равнины, широк и велик, Живой, как родник, Многоцветный, как радуга, Звучащий, как музыка, русский язык. Учитель. - Основоположником современного русского языка является А.С.Пушкин. Музыкальность и ритмичность его стихов привлекали внимание композиторов. (Слайд 5) (Звучит песня “Что в имени тебе моем” на стихи А.С.Пушкина) Слушая музыку дети выполняют задания: *Какие сказки написал Пушкин? («Сказку о рыбаке и рыбке», « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о попе и о работнике его Балде»…) * (иллюстрация к сказке) Угадай, к какой сказке эта иллюстрация? (Слайд 6) Вывод 1. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, надо знать родной язык, ибо, по словам А.И.Куприна, “Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”. 6. Первичное закрепление во внешней речи. Страница2. «Лишние слова» Учитель. - Нам дан во владение самый богатый, меткий, поистине волшебный язык. Но мы не всегда ценим это богатство, иной раз небрежно относимся к употреблению слов, засоряем речь ненужными выражениями Учитель. - В русском языке огромное количество слов. Словарь С.Ожегова составляют 120 тысяч слов. А словарь В.Шекспира - 12 тыс. слов. Словарь негра из людоедовского племени “Мумбо-Юмбо” - всего 300. А Эллочка Щукина из романа И.Ильфа и Е.Петрова “12 стульев” легко и свободно обходилась тридцатью - А сейчас приглашаю вас на “Веселый урок” Радионяни. (Звучит песня “Лишние слова”) Задание№2 : Убираем лишние слова. «Как говорится, у Лукоморья, типа того, дуб, значит зеленый. Такая история. Златая, как бы цепь э-э… на дубе том. Ну-у и днем, как бы, и ночью кот, понимаешь, ученый вроде как, ходит, в смысле, по цепи, типа того, кругом». (Кривицкий) Учащийся - Можно иногда слышать, как ученики говорят: “давайте не будем”, “давайте берите”, “давайте поедем”, “давайте берегите”. Здесь слово “давайте” лишнее, придает речи грубоватый оттенок, его не надо употреблять. Учитель. - Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Вывод 2. Русский язык – это языковой факел мира и дружбы, это колокол, зовущий властно и призывно. Учащийся 3. (В.Шефнер) Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо – Не скудела в наши дни. Учитель - “Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас”, - призывал Иван Сергеевич Тургенев. Физкультминутка Учитель: Все славно потрудились, устали, давайте отдохнем и “скоропоговорим”. Дружно вместе! (Дети произносят скороговорки и имитируют движения) Страница3 «Точность выражений» Задание№3* Отгадайте загадки, поставив правильно ударения в словах. 1) На бахче у нас растет, Как разрежешь – сок течет. Свеж и сладок он на вкус, Называется... (арбУз). 2) Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкую Обжигают с давних пор, Называюсь я... (фарфОр). 3) Эту зелень ты не тронь: Жжется больно, как огонь. Неприметна, некрасива, Называется... (крапИва). 4)Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный... (каталОг). *Расставьте ударения : Шофер, досуг, красивее, магазин, алфавит,квартал, агент, звонит. *“Найди ошибки и исправь их!” (раздать карточки каждой команде). 1. Вернулся со школы. 2. Идти в концерт. 3. Пришел из завода. 4. Доехать на аэропорт. 5. Выехать с города Звучит песня “Правила ударения”) Вывод:Чтобы не оказаться в смешном положении, надо соблюдать правила устной речи, языковые нормы. Страница 4 «Тонкость выражений» Задание№4 Что означают слова : «Засыпался» - так говорят о сыпучем материале. У нас же иногда это слово употребляется в смысле «плохо ответил»: «Я сегодня засыпался по математике». Это слово грубое, жаргонное, его нельзя вводить в речь. «Вставать» - значит подниматься с места. В автобусе, в трамвае часто спрашивают: «Вы сейчас встаете?» Нужно говорить: «Вы сейчас выходите?» «Обратно» - значит назад. Некоторые употребляют это слово в смысле «опять», «снова»: «Этим летом ты обратно поедешь в лагерь?» Получается, что все прошлое лето он ехал из лагеря. «Крайний» - значит находящийся с краю. Иногда крайним называют того, кто после всех стал в очередь. Но ведь у очереди 2 края, - выходит, что стоящий впереди тоже крайний. Поэтому надо спрашивать: «Кто последний?» Учитель. - Как видим, в устной речи есть свои строгие правила. К большому сожалению, мы не прислушиваемся к тому, как говорим. Учащийся 3. Как стража драгоценной чаши, Должны мы дар веков сберечь И новым блеском жизни нашей Обогатить родную речь. Страница 5 «Стать невеждой несложно - просто надо перестать работать над своей речью.» Учитель. - “Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться”,- говорил писатель - Константин Георгиевич Паустовский. Добрый день! Добрый день? Добрый день. *Прочитать, соблюдая интонацию: Добрый день! Добрый день? Добрый день. (Звучит песня “Занимательная грамматика”) (Слайд) Вывод 6. Владеть голосом – полдела. Надо уметь выразить свою мысль четко и образно. Учащийся 1. (А.Шибаев “Всему название дано...”) Всему название дано, К примеру, зверь, предмет. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нет. И все, что может видеть глаз,- Над нами и под нами, И все, что в памяти у нас,- Означено словами. Они слышны и здесь, и там, На улице и дома: Одно – давно привычно нам, Другое – незнакомо... Рефлексия деятельности (итог занятия). (Слайд) Страница 6. “Богатейший язык”.  Речь человека его визитная карточка. •“Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный язык” (К.Паустовский) •“Русский язык неисчерпаемо богат и все более обогащается с быстротой поражающей” (М.Горький) •“Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения” (В.Белинский) •“Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков” (П.Мериме) - А каково ваше отношение к языку? 2) (А.Яшин “Русский язык”) Я люблю свой родной язык: Он понятен для всех, он певуч, Он, как русский народ, многолик, Как держава наша, могуч... Для народов всех в мире стран Он на дружбу, на братство дан... 3) (И.Тургенев “Русский язык”) “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!” Вывод 8. “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Этот клад, это достояние”. (И.Тургенев) Открытый урок: «Говорим на русском языке» Мухамадиева. М 8 класс

Учим русский язык

Учим русский язык

Учим русский язык

Учим русский язык

Учим русский язык

Учим русский язык

Учим русский язык

Учим русский язык

Учим русский язык

Учим русский язык

Учим русский язык

Учим русский язык

Учим русский язык

Учим русский язык
Скачать файл