Открытый урок на тему "Учим русский язык" , закрепление пройденных тем как " Ударение", "Фонетика" и "Лексика".
Даны интересные игровые задания для развития орфографических и орфоэпических навыков. Детям можно работать и в группе и самостоятельно. Есть задания и на критическое мышление.
Урок развития речи «Говорим на русском языке»
Цели:
•развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку;
•прививать интерес к русскому языку;
•развивать речь;
•развивать творческую инициативу каждого участника игры;
•совершенствовать коллективный навык работы.
Оборудование: карточки с заданиями для команд, чистые листы для решений,
ручки, экран
Форма проведения - устный журнал.
Ход мероприятия
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. - Добрый день, ребята. Предметом сегодняшнего разговора будет
наша речь. Послушайте песню композитора Г.Гладкова на стихи
О.Александровой и определите ее тему и направления.
(Слайд 2) (Звучит песня “Говорим на русском языке”)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Учитель. - Какой бывает речь? Чем письменная речь отличается от устной?
Какая речь сложнее?
3. Постановка учебной задачи.
Учитель. - Итак, сформулируйте тему мероприятия, определите проблемы и
задачи, которые будем решать.
(Мы будем говорить об устной речи, ее красоте и чистоте)
Итак, дорогие друзья, вы, наверное уже поняли, что наш посвящен нашему
русскому языку.
Представление команд.
Команда “Грамотеи”, капитан команды …
Команда “Эрудиты”, капитан команды ….
Команда “Умники”, капитан .. .
Правила игры: за каждый правильный и быстрый ответ команда получает
смайлики, команда, набравшая больше смайликов, становится
победительницей.
4. Построение проекта.
Учитель. - Урок построим в форме устного журнала.
5. Реализация построенного проекта.Учитель. – Прочитайте и проанализируйте эпиграф.
(Слайд 3)
Как слово наше отзовется...
Ф.И.Тютчев
Страница 1. “Великий и могучий...”
(Слайд 4)
Учащийся 1. (В.Брюсов “Родной язык”
Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!
Твои богатства, по наследству,
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю, - ты ответствуй.
Иду, - ты будь готов к борьбе!
Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты - мститель мой, ты – мой спаситель.
Твой голос – небо надо мной!
Учащийся 2. (К.Алтайский “Русский язык”)
Веками тебя шлифовали без устали
В изустном реченье и в строе строки
Поэты с неведомыми златоустами,
Купцы, академики и мужики.
Ты волен и плавен, как Волга и Ладога,
Как наши равнины, широк и велик,
Живой, как родник,
Многоцветный, как радуга,
Звучащий, как музыка, русский язык.
Учитель. - Основоположником современного русского языка является
А.С.Пушкин. Музыкальность и ритмичность его стихов привлекали внимание
композиторов.
(Слайд 5) (Звучит песня “Что в имени тебе моем” на стихи А.С.Пушкина)
Слушая музыку дети выполняют задания:
*Какие сказки написал Пушкин? («Сказку о рыбаке и рыбке», « Сказка о
мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его,
славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
царевне Лебеди», «Сказка о попе и о работнике его Балде»…)
* (иллюстрация к сказке)
Угадай, к какой сказке эта иллюстрация?
(Слайд 6) Вывод 1. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, надо
знать родной язык, ибо, по словам А.И.Куприна, “Русский язык в умелых руках
и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и
вместителен”.
6. Первичное закрепление во внешней речи.Страница2. «Лишние слова»
Учитель. - Нам дан во владение самый богатый, меткий, поистине волшебный
язык. Но мы не всегда ценим это богатство, иной раз небрежно относимся к
употреблению слов, засоряем речь ненужными выражениями
Учитель. - В русском языке огромное количество слов. Словарь С.Ожегова
составляют 120 тысяч слов. А словарь В.Шекспира - 12 тыс. слов. Словарь
негра из людоедовского племени “Мумбо-Юмбо” - всего 300. А Эллочка
Щукина из романа И.Ильфа и Е.Петрова “12 стульев” легко и свободно
обходилась тридцатью
- А сейчас приглашаю вас на “Веселый урок” Радионяни. (Звучит песня
“Лишние слова”)
Задание№2 : Убираем лишние слова.
«Как говорится, у Лукоморья, типа того, дуб, значит зеленый. Такая
история. Златая, как бы цепь э-э… на дубе том. Ну-у и днем, как бы, и ночью
кот, понимаешь, ученый вроде как, ходит, в смысле, по цепи, типа того,
кругом». (Кривицкий)
Учащийся - Можно иногда слышать, как ученики говорят: “давайте не
будем”, “давайте берите”, “давайте поедем”, “давайте берегите”. Здесь слово
“давайте” лишнее, придает речи грубоватый оттенок, его не надо
употреблять. Учитель. - Все это было бы смешно, когда бы не было так
грустно.
Вывод 2. Русский язык – это языковой факел мира и дружбы, это колокол,
зовущий властно и призывно.
Учащийся 3. (В.Шефнер)
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
Учитель - “Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте
иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех,
кто беднее нас”, - призывал Иван Сергеевич Тургенев.
Физкультминутка
Учитель: Все славно потрудились, устали, давайте отдохнем и
“скоропоговорим”. Дружно вместе! (Дети произносят скороговорки и
имитируют движения)
Страница3 «Точность выражений»
Задание№3* Отгадайте загадки, поставив правильно ударения в словах.
1) На бахче у нас растет,
Как разрежешь – сок течет.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется... (арбУз).
2)
Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я... (фарфОр).3)
Эту зелень ты не тронь:
Жжется больно, как огонь.
Неприметна, некрасива,
Называется... (крапИва).
4)Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный... (каталОг).
*Расставьте ударения : Шофер, досуг, красивее, магазин, алфавит,квартал,
агент, звонит.
*“Найди ошибки и исправь их!” (раздать карточки каждой команде).
1. Вернулся со школы.
2. Идти в концерт.
3. Пришел из завода.
4. Доехать на аэропорт.
5. Выехать с города
Звучит песня “Правила ударения”)
Вывод:Чтобы не оказаться в смешном положении, надо соблюдать
правила устной речи, языковые нормы.
Страница 4 «Тонкость выражений»
Задание№4 Что означают слова :
«Засыпался» - так говорят о сыпучем материале. У нас же иногда это слово
употребляется в смысле «плохо ответил»: «Я сегодня засыпался по
математике». Это слово грубое, жаргонное, его нельзя вводить в речь.
«Вставать» - значит подниматься с места. В автобусе, в трамвае часто
спрашивают: «Вы сейчас встаете?» Нужно говорить: «Вы сейчас выходите?»
«Обратно» - значит назад. Некоторые употребляют это слово в смысле
«опять», «снова»: «Этим летом ты обратно поедешь в лагерь?» Получается,
что все прошлое лето он ехал из лагеря.
«Крайний» - значит находящийся с краю. Иногда крайним называют того, кто
после всех стал в очередь. Но ведь у очереди 2 края, - выходит, что стоящий
впереди тоже крайний. Поэтому надо спрашивать: «Кто последний?»
Учитель. - Как видим, в устной речи есть свои строгие правила. К большому
сожалению, мы не прислушиваемся к тому, как говорим.
Учащийся 3.
Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь.
Страница 5 «Стать невеждой несложно - просто надо перестать
работать над своей речью.»
Учитель. - “Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они
существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное
соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки
препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают
ему рассыпаться”,- говорил писатель - Константин Георгиевич
Паустовский. Добрый день! Добрый день? Добрый день.
*Прочитать, соблюдая интонацию: Добрый день! Добрый день? Добрый день.
(Звучит песня “Занимательная грамматика”)
(Слайд) Вывод 6. Владеть голосом – полдела. Надо уметь выразить свою
мысль четко и образно.
Учащийся 1. (А.Шибаев “Всему название дано...”)Всему название дано,
К примеру, зверь, предмет.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нет.
И все, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,-
Означено словами.
Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Другое – незнакомо...
Рефлексия деятельности (итог занятия).
(Слайд) Страница 6. “Богатейший язык”.
Речь человека его визитная карточка.
•“Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный язык”
(К.Паустовский)
•“Русский язык неисчерпаемо богат и все более обогащается с быстротой
поражающей” (М.Горький)
•“Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого
сомнения” (В.Белинский)
•“Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно
разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших
оттенков” (П.Мериме)
- А каково ваше отношение к языку?
2) (А.Яшин “Русский язык”)
Я люблю свой родной язык:
Он понятен для всех, он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч...
Для народов всех в мире стран
Он на дружбу, на братство дан...
3) (И.Тургенев “Русский язык”)
“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий ты один мне поддержка и
опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!”
Вывод 8. “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Этот клад, это
достояние”. (И.Тургенев)Открытый урок:
«Говорим на
русском языке»
Мухамадиева. М8 класс