Конспект урока
Оценка 5

Конспект урока

Оценка 5
Разработки уроков
doc
информатика
Взрослым
31.03.2017
Конспект урока
Презентация к уроку
Публикация является частью публикации:
Басова.doc
Министерство образования Пензенской области ГАПОУ ПО «Кузнецкий колледж электронных технологий Разработка урока с применением инновационных технологий  на тему: «Машинное моделирование на языке GPSS» по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» Басова Валентина Ивановна, преподаватель, ГАПОУ ПО  «Кузнецкий колледж электронных  технологий» 2017 Содержание проекта 1. Пояснительная записка 2. План урока 3. План­конспект урока (по В.Д. Шадрикову) 4. Приложения с дидактическими материалами 5. Источники информации  6. Презентация к уроку 1 Пояснительная записка Одной   из   педагогических   проблем   в   области   преподавания спецдисциплин становится внедрение в учебный процесс средств и методик, помогающих обучающимся раскрыть свою личность, уметь ориентироваться в условиях    «неопределенности»,  разрабатывать   и    принимать грамотные решения в конкретной ситуации. Следует отметить, что знание основ компьютерного  моделирования играет   значительную   роль   для   получения   высшего   образования   и   в дальнейшем   престижной   работы.   Следовательно,   большое   значение   для профессиональной   подготовки   выпускников   имеет   и   сама   дисциплина «Математическое моделирование». Одной   из   задач     дисциплины   «Математическое   моделирование» является   формирование   у   обучающихся     навыков  работы   с   пакетами прикладных   программ   аналитического   и   численного   исследования математических моделей. Достижение данной задачи в реальной жизни всегда связано   с   анализом   текущей   ситуации   на   предприятии   и   внешней   среды, прогнозированием   будущих   условий   производства,  оценкой  эффективности применения созданных моделей.  В   связи   с   этим     в   процессе   изучения   дисциплины   «Математическое моделирование» необходимо моделировать ситуации, требующие логического мышления обучающихся, развивающие соответствующие умения и навыки. Данный   мини­проект   представляет   собой   описание   целей   и содержания урока по теме «Машинное моделирование на языке GPSS».  Работа на занятии строится по группам (4­5 человек), следовательно, реализуется   не   только   связь   «преподаватель­обучающийся»,   но   и «обучающийся­обучающийся».  Занятие   проходит   с   использованием   активных   и   интерактивных методов обучения (кейс­метод, упражнения­рассуждения,  сравнение, анализ, выделение главного, обоснование результата),   также включаются элементы самоконтроля и взаимоконтроля. Используемые   на   уроке   средства   обучения   (мультимедийная презентация,   кейсы)  повышают   наглядность   учебных   ситуаций,   облегчают восприятие   информации  и   способствуют   активизации   мыслительной деятельности обучающихся.  Сочетание   различных   форм   организации   учебной   деятельности, методов и средств обучения позволяет развить нужные навыки и умения.  Автор     надеется,   что   данная   разработка   будет   способствовать повышению       качества   и   ценности  практической   подготовки   будущего специалиста. 2 План урока Слушатель: Басова Валентина Ивановна Предмет:  Математическое моделирование Раздел: Система имитационного моделирования GPSS Возраст учащихся: класс (группа): 4 курс Специальность   09.02.03   «Программирование   в   компьютерных системах» Тема урока: Машинное моделирование на языке GPSS Тип урока: урок изучения нового материала Цель урока: изучение компьютерного моделирования как метода  исследования  и формирование навыков решения практических задач по  моделированию. Задачи урока: 1. Образовательные:  ­ изучение возможностей моделирующей системы GPSS; ­   формирование   навыков     практического   использования теоретических знаний; ­ формирование навыков анализа полученных результатов 2. Развивающие: навыков; ­   развитие   критического   мышления,   аналитических   и   оценочных ­ развитие навыков принятия экономически обоснованных решений в ограниченное время. 3. Воспитательные:      ­ формирование умения коллективного  обсуждения информации, работы в микрогруппах;     ­ стимулирование инициативы и активности обучающихся;    ­ воспитание положительного отношения к получаемым знаниям. Оборудование и ТСО:  мультимедийный проектор,  компьютеры. Методическое обеспечение занятия:  ­ календарно­тематический план; ­ план учебного занятия, конспект лекции; ­   дидактический   и   раздаточный   материал   (методические рекомендации по выполнению лабораторных работ); ­ задания для самостоятельной работы; ­ презентация урока. Этапы урока 1. Организационный момент (2 мин.) 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. (5 мин.) 3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция  опорных знаний и способов действия обучающихся. Актуализация. (5 мин.) 4. Основная часть урока (60 – 70 мин). 4.1.Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые задания) 4.2.Практическое  использование  теоретических знаний в изменённой ситуации (конструктивные задания). 4.3. Обобщение и систематизация результатов выполнения заданий  5. Подведение итогов урока (3 мин.) 6. Рефлексия (3 мин.) 7. Задание на дом (2 мин.)    3  План­конспект урока (по В.Д. Шадрикову) Этапы работы 1. Организационный момент      (2 мин.) Эмоциональный настрой,   мотивация учебной деятельности Цель для обучающихся:  настроиться на активную работу;  самостоятельно поделиться на  группы. Цель для педагога: проверить  готовность группы к уроку,  создать благоприятную рабочую  атмосферу, способствующую  активному поиску и осознанному  применению знаний. Методы организации работы: беседа, информационно­ рецептивный (участие  обучающихся в беседе). Критерии достижения цели  данного этапа урока: цель  Содержание этапа Вступительное слово преподавателя Добрый день! Садитесь. Староста группы, назовите  отсутствующих. Все ли готовы к уроку? Вы  самостоятельно поделились на группы,  заняв свои места. Еще раз проверьте  наличие тетрадей, письменных  принадлежностей.  Вы замечательно потрудились на  предыдущем занятии, я уверена, что и  сегодня вы будете довольны  результатами своей работы! Для того чтобы занятие было  успешным, мы с вами вспомним  необходимый теоретический материал  о системах массового обслуживания,  приобретем необходимые навыки и  закрепим полученные знания на  практике. считается достигнутой при  условии эмоционального настроя  обучающихся на активную  работу. 2. Постановка цели и задач урока. учебной   Мотивация деятельности обучающихся. (5 мин.) Цель для обучающихся:  применить имеющиеся знания  при выполнении упражнения­ рассуждения, сформулировать  тему урока. Цель для педагога: обеспечить  мотивацию обучающихся на  работу, принятие ими цели урока. Методы организации работы: частично­поисковый,  информационно­рецептивный  (участие обучающихся в беседе),  формулировка темы на данный  урок. Критерии достижения цели  данного этапа урока: цель  считается достигнутой при  условии активного рассуждения  и определении темы урока. Обучающиеся проверяют свою  готовность к уроку, заинтересованы в предстоящей работе, настраиваются на активную работу. Вступительное слово преподавателя На прошлом занятии вы закрепили  навыки построения имитационных  моделей, провели оценку  эффективности моделируемой системы вручную. Сегодня на занятии  мы будем  рассуждать с позиции эффективного  применения вычислительной техники  для решения задач имитационного  моделирования. Я предлагаю Вам подумать, о чем  идет речь в следующем выражении  (слайд 1): «Это моделирование  является одним из эффективных  методов изучения сложных систем.  Такие модели проще и удобнее  исследовать в силу их возможности  проводить вычислительные  эксперименты, которые по сравнению с  реальным экспериментом затруднены  из­за финансовых и физических  препятствий или могут дать  непредсказуемый результат.  Логичность и формализованность этих  моделей позволяет выявить основные  факторы, определяющие свойства  изучаемого объекта­оригинала, в  частности, исследовать отклик  моделируемой физической системы на  изменения ее параметров и начальных  условий.» (работа с обучающимися).  Итак, компьютерное  моделирование – это метод  исследования имитационных моделей с  помощью программного обеспечения  Цель нашего занятия – приобрести  новые знания в исследовании  имитационных моделей . Попробуйте сформулировать тему 3. Проверка домашнего задания,  воспроизведение и коррекция  опорных знаний и способов  действия обучающихся.  Актуализация. (5 мин.) Цель для обучающихся:  повторить, обобщить и  систематизировать пройденный  материал, выявить причинно­ следственные связи. Цель для педагога:  актуализировать опорные знания  по предыдущим темам. Методы, способствующие  решению поставленной цели  данного этапа урока:  фронтальный опрос, работа со  схемой, беседа. Критерии достижения цели  данного этапа урока: цель  считается достигнутой при  условии правильного выполнения задания по слайду 4, точность,  качество и полнота усвоенного  материала. 4. Основная часть урока  (60 – 70 мин). 4.1.Получение новых знаний и  первичное закрепление в  знакомой ситуации (типовые) Цель для обучающихся:  получить знания о языке GPSS и  урока (работа с обучающимися). Итак, тема нашего урока  «Машинное моделирование на языке  GPSS».  (слайд 2) Итак, вспомните, пожалуйста, что  такое имитационное моделирование и  имитационная модель. (работа с  обучающимися: определение  имитационного моделирования и  имитационной модели). Давайте подведем итог:  Имитационное моделирование  состоит в исследовании системы с  помощью компьютерных  (вычислительных) экспериментов на  имитационной модели.   Имитационная  модель сложной  системы ­ это программа (или  алгоритм), позволяющая имитировать  на компьютере поведение отдельных  элементов системы и связи между ними в течение заданного времени  моделирования (слайд 3) Этапы имитационного  моделирования отражены на этом  слайде (слайд 4). Посмотрите все  ли  правильно? (работа с обучающимися) Подведем итог. На самом деле  данная схема имеет недостатки и  должна выглядеть следующим образом  (слайд 5).  Седьмым этапом имитационного  моделирования является машинный  эксперимент.  А, что необходимо знать для того,  чтобы провести этот эксперимент?  (работа с обучающимися). Ну что же, необходимый материал  мы вспомнили, вы очень хорошо его  усвоили. Я предлагаю применить эти  знания. Мы работаем в двух  направлениях:  ­ первое: совместно изучаем этапы  решения практической задачи этапах решения практической  задачи по моделированию.  Цель для педагога:  сформировать первичные навыки  использования языка GPSS Методы, способствующие  решению поставленной цели:  объяснительно­иллюстративный  метод, метод учебного  сотрудничества. Критерии достижения цели:  грамотное составление Q­схемы  и блок­диаграммы 4.2.Практическое  использование теоретических  знаний в изменённой ситуации  (конструктивные). Цель для обучающихся:  применить навыки составления  машинной модели СМО для  решения поставленной задачи Цель для педагога:  сформировать навыки  применения знаний в условиях  реальной производственной  ситуации. Методы, способствующие  решению поставленной цели:  анализ ситуации, сравнение,  метод учебного сотрудничества. Критерии достижения цели:  получение машинной модели  заданной СМО  4.3. Обобщение и  систематизация результатов  выполнения заданий  Цель для педагога: обсудить  выводы обучающихся о процессе  создания машинной модели СМО моделирования и приобретаем первые  навыки построения    диаграммы;  Q   ­схемы и блок­ второе: продолжаем работу в  группах и самостоятельно составляем  GPSS    ­программу Преподаватель объясняет этапы  решения задач по моделированию,  основные элементы Q­схемы и блок­ диаграммы (слайды 6­9) На примере задачи о парикмахерской   (слайд 10) обучающиеся совместно с  преподавателем  создают машинную  модель и блок­диаграмму (слайд 11­14).  Обучающиеся выполняют  задания, получая первые навыки  составления машинной модели СМО.  Анализ кейс­ситуаций. Продолжаем работу в группах и  самостоятельно составляем машинную  модель СМО. Каждой группе обучающихся  предлагается реальная  СМО и кейс с  информацией.  Обучающимся  следует  проанализировать предложенные  данные (приложение 2), составить     Q­ схему и блок­диаграмму работы  заданной СМО. Обучающиеся приступают к  работе с кейсом. После выполнения задания  представители групп публично  объясняют ход решения.  Представители других групп могут  задавать вопросы. На экран выводятся результаты  моделирования (слайды 15­19). Используя полученные знания,  сейчас вы окунулись в реальный мир  систем массового обслуживания. Ваши  размышления я оцениваю как  достаточно обоснованные и грамотные.  Вы учли все факторы, составили и систематизировать результаты  выполнения заданий. Цель для обучающихся:  закрепить навыки составления Q­ схемы и блок­диаграммы Методы, способствующие  решению поставленной цели:  информационно­рецептивный  (участие обучающихся в беседе). Критерии достижения цели:  точность, качество и полнота  усвоенного материала. 5. Подведение итогов урока (3  мин.) Цель: обсуждение деятельности  обучающихся на занятии,  выставление оценок. 6. Рефлексия (3 мин.) Цель для педагога: организовать  самооценку деятельности  обучающихся на уроке. Цель для обучающихся:  проанализировать свою  деятельность на уроке и её  результаты. Методы, способствующие  решению поставленной цели:  ПОПС­формула. Критерии достижения цели  данного этапа урока: цель  считается достигнутой при  условии активного рассуждения  машинную модель реально  существующих СМО. Отдельно  я  выделяю ответы ….  Молодцы!  Кто знает, может ваши модели  является более адекватными  в  современных условиях, чем  фактически действующие.  Итак, машинная модель создана.  Закончен ли на этом процесс  компьютерного моделирования СМО?  (работа с обучающимися). Итак, подведем итог нашего  занятия. Сегодня вы полученные знания по машинному моделированию, изучили механизм создания имитационной  модели в среде GPSS и приобрели  первые навыки решению задач  моделирования, в том числе в условиях реальной производственной ситуации.  Следует отметить, что при  выполнении практических заданий вы  грамотно использовали теоретические  знания. Преподаватель комментирует и  оценивает работу обучающихся на  уроке, отмечает лучших, объявляет  оценки, полученные на основе  оценочного листа. Я   предлагаю   вам   оценить   свою работу на занятии. Для этого выберите и продолжите предложения: ­ я выполнял задания… ­ я почувствовал, что… ­ было трудно… ­ я научился… ­ я приобрел… ­ я попробую… ­у меня получилось… (слайд 14) Обучающиеся   дают   самооценку деятельности на уроке. 7. обучающихся. Задание на дом (2 мин.)  Цель самостоятельной работы для обучающихся: повторить и  систематизировать учебный  материал.  Цель для педагога: объяснить  особенности выполнения  домашнего задания,  мотивировать обучающихся на  самостоятельную познавательную активность.  Методы, способствующие  решению поставленной цели:  информационно­рецептивный  (участие обучающихся в беседе). Критерий достижения цели: принятие и осознание всеми  обучающимися методики  выполнения домашнего задания. Домашнее задание:  подготовить  самостоятельно данные для разработки машинной модели СМО, находящихся в нашем городе Материал оформить в виде  таблицы. В случае возникновения  затруднения, обратитесь к конспекту и  учебному пособию. Обучающиеся записывают  домашнее задание, уточняют  методику его выполнения. Бершадская Е.Г. Моделирование.  Модели систем и методы принятия  решений – Пенза:Изд­во  Пенз.гос.технол.акад., 2012 г  (стр.108­111) 4  Приложения с дидактическими материалами Приложение 1 Пакет   информации   для   составления   машинной   модели (1 пакет на группу) Пакет 1 Наименование СМО: магазин «Хозяюшка» Вид деятельности: торговля хозяйственными товарами  Количество касс: 1 Интервал прихода покупателей: 10±3 мин Время обслуживания покупателей: 4±2 мин Промоделировать работу магазина в течение 8 часов. Определить максимальную длину очереди Что измениться в модели, если в магазине поставят ещё одну кассу? Пакет 2 Наименование СМО: парикмахерская «Жемчужина» Вид деятельности: оказание парикмахерских услуг  Количество рабочих мест: 1 Интервал прихода клиентов: 18±6 мин Время обслуживания клиентов: 16±4 мин Промоделировать работу парикмахерской при обслуживании 25 клиентов. Определить сколько необходимо поставить стульев для ожидающих клиентов? Что измениться в модели, если интервал прихода клиентов увеличиться в 2 раза? Пакет 3 Наименование СМО: мойка автомобилей Вид деятельности: автосервис  Количество мойщиков: 1 Интервал поступления автомобилей: [20,50] мин Время обслуживания автомобиля: [10,30] мин Стоянка перед автомойкой имеет 5 мест Промоделировать работу автомойки в течение суток. Определить необходимое количество мест на стоянке для исключения случаев  отказа в обслуживании Что измениться в модели, если принять на работу ещё одного мойщика? Пакет 4 Наименование СМО: отдел технического контроля фабрики «Мебель Поволжья» Вид деятельности: контроль качества  Количество контролеров: 1 Интервал поступления деталей: [5,15] мин Время проведения контроля: [2,4] мин Промоделировать работу контролера ОТК в течение 8 часов Определить максимальную длину очереди. Что изменится в модели, если каждая 2 деталь будет сначала поступать в  накопитель? Пакет 5 Наименование СМО:  буфет ГАПОУ ПО ККЭТ Вид деятельности: общественное питание Количество продавцов: 1 Интервал поступления посетителей: [1,3] мин Время обслуживания посетителей: [3,5] мин Количество посадочных мест 20 мест Промоделировать работу буфета во время большой перемены.. Определить максимальную длину очереди Что измениться в модели, если увеличить количество посадочных мест или время  большой перемены? 5  Источники информации Литература для обучающихся: Бершадская Е.Г. Моделирование. Модели систем и методы  принятия решений – Пенза:Изд­во Пенз.гос.технол.акад., 2012– 144 с Литература для преподавателя: 1. Бершадская Е.Г. Моделирование. Модели систем и методы  принятия решений – Пенза:Изд­во Пенз.гос.технол.акад., 2012 – 144 с. 2. Артюшина Е.А., Блинкова Е.Ю. Моделирование в среде GPSS:  методические указания к выполнению практических, лабораторных и  курсовых  работ. – Пенза: Издательство ЦНТИ, 2008 – 78 с. 3. Борисова С.Н. Моделирование вычислительных процессов в системе общецелевого моделирования GPSS World: методические указания к  лабораторным работам специальности 201800 «Вычислительные машины,  комплексы и системы» ­ Пенза: Изд­во Пенз.гос.технол.акад., 2010 – 20 с. 4. Кудрявцев Е.М. GPSS World. Основы имитационного  моделирования различных систем. – М.:ДМК Пресс,2004

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017