Маленькие герои большой войны
Юные, безусые герои!
Юными остались вы навек.
Перед вашим, вдруг ожившим
строем,
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причина,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие, стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм!
Конспект урока «900 страшных дней и ночей…»
У них было
особое опалённое
войной блокадное
детство. Они
росли в условиях
голода и холода,
под свист и
разрывы
снарядов и бомб.
Конспект урока «900 страшных дней и ночей…»
Оказывается, когда замкнулось блокадное кольцо, в
Ленинграде оставалось кроме взрослых 400 тысяч детей –
от младенцев до школьников и подростков.
Конспект урока «900 страшных дней и ночей…»
За свой недолгий путь
земной
Узнал малыш из
Ленинграда
Разрывы бомб,
сирены
вой
И слово страшное –
блокада.
Его застывшая слеза
В промёрзшем сумраке
квартиры -
Та боль, что высказать
нельзя
В последний миг
прощанья
Конспект урока «900 страшных дней и ночей…»
Налеты авиации,
артиллерийские
обстрелы, отсутствие
электроэнергии ….
Ленинградцам
приходилось прилагать
огромные усилия, чтобы
выжить. На этом снимке
мы видим женщин и
детей, которые стоят в
очереди за водой.
Конспект урока «900 страшных дней и ночей…»
"И самый великий подвиг школьников Ленинграда
в том, что учились. Учились ни смотря, ни на что".
Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах
часто рвались снаряды, и идти приходилось
через снежные заносы.
Конспект урока «900 страшных дней и ночей…»
Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом.
Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках
воду, следили за чистотой в школе.
В школах стало необычайно тихо, дети перестали
бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные
лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25
мин.= больше не выдерживали ни учителя, ни школьники.
Записей не вели, так как в неотапливаемых классах
мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали
чернила.
Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-
го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике:
«Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний,
свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло
в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке
печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей
рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу.
Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через
примитивный дымоход прямо в комнату… Глаза слезятся,
читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в
пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах… »
Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму
1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».
Конспект урока «900 страшных дней и ночей…»
В условиях
осажденного
Ленинграда занятия
проходили в необычной
обстановке.
Нередко во время
урока раздавался вой
сирены, возвещавшей
об очередной бомбежке
или артобстреле.
Ученики быстро и
организованно
спускались в
бомбоубежище, где
занятия продолжались.
Обучение проходило по
сокращенному
учебному плану, в
который были
включены только
основные предметы.
Конспект урока «900 страшных дней и ночей…»
Ученики шатались от голода. У всех была общая
болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга.
Дети умирали не только дома, на улице по дороге в
школу, но случалось - и прямо в классе.
Девчонка руки протянула
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось -
Умерла:
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.
Конспект урока «900 страшных дней и ночей…»
Каждый учитель стремился проводить занятия с учащимися
как можно доступнее, интереснее, содержательнее.
Детям трудно готовить уроки дома, значит, нужно помочь
им в классе. Но рассказывать надо интересно. У детей
столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать
тусклую речь не будут.
Конспект урока «900 страшных дней и ночей…»
«Зима, холод. Есть почти нечего. Многим учителям и ученикам
надо преодолевать по сугробам несколько км. Уроки
начинались вовремя». В школах был распространен лозунг:
«Каждая пятерка – снайперский выстрел по врагу». Из 530
учащихся 10 кл. 70 окончили этот учебный год на отлично.
Конспект урока «900 страшных дней и ночей…»
Таня Савичева:
«Вы знаете, как едят блокадный
хлеб? Нет? Я раньше тоже не
знала… Я научу вас. Надо положить
пайку на ладонь и отломить
крохотный кусочек. И долго-долго
жевать его, глядя на оставшийся
хлеб. И снова отломить. И снова
жевать. Надо как можно дольше
есть этот крохотный кусочек. А
когда весь хлеб будет съеден,
подушечками пальцев соберите на
середину ладони крошки и
прильните к ним губами, словно
хотите поцеловать их… Чтобы ни
одна крошка не пропала… ни одна
крошечка».
Суп они ели в два приёма, вначале бульон, а потом всё
содержимое супа. Кашу или кисель они намазывали на хлеб.
Хлеб крошили на микроскопические кусочки и прятали в
спичечные коробки. Хлеб дети могли оставлять как самую
лакомую пищу и есть после третьего блюда. Они наслаждались
тем, что кусочек хлеба ели часами, рассматривая этот кусочек,
словно какую-нибудь диковину" (из воспоминаний воспитателей
детского дома).
Конспект урока «900 страшных дней и ночей…»
Наступил 1942 г. В школах,
где не прекращались занятия,
были объявлены каникулы. И в
незабываемые январские дни,
когда всё взрослое население
города голодало, в школах,
театрах, концертных залах
для детей были организованы
новогодние елки с подарками
и сытным обедом. Для
маленьких ленинградцев это
было настоящим большим
праздником.
Одна из учениц писала об этой новогодней елке:
«6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная!
Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед
был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не
теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-
лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка
надолго останется в памяти».
Были и новогодние подарки, о них так вспоминал
участник блокады П.П. Данилов: «Из содержимого подарка мне
запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2
мандарина. По тому времени это было очень хорошее
угощение».
Конспект урока «900 страшных дней и ночей…»
Конспект урока «900 страшных дней и ночей…»
А весной у школьников
началась «огородная
жизнь». На клумбах в
парках выращивали
зелень и овощи,
картофель…
Конспект урока «900 страшных дней и ночей…»
Весной 1942 года в опустевшие,
обезлюдевшие цехи
предприятий пришли тысячи
детей и подростков. В 12-15 лет
они становились станочниками
и сборщиками, выпускали
автоматы и пулеметы,
артиллерийские и реактивные
снаряды. Чтобы они могли
работать за станками и
сборочными верстаками, для
них изготовляли деревянные
подставки.
Когда в канун прорыва
блокады на предприятия стали
приезжать делегации из
фронтовых частей, бывалые
солдаты глотали слезы, глядя
на плакатики над рабочими
местами мальчишек и девчонок.
Там было написано их руками:
«Не уйду, пока не выполню
норму!»
Конспект урока «900 страшных дней и ночей…»
Сотни юных ленинградцев
были награждены орденами,
тысячи – медалями «За оборону
Ленинграда». 900 дней и ночей
героической обороны города
они прошли как достойные
соратники взрослых. Не было
таких событий, кампаний и дел,
в которых они не участвовали.
Расчистка чердаков,
борьба с «зажигалками»,
тушение пожаров, разборка
завалов, очистка города от
снега, уход за ранеными,
выращивание овощей и
картофеля, работа по выпуску
оружия и боеприпасов – всюду
действовали детские руки
Конспект урока «900 страшных дней и ночей…»
Помните, как увозили на катерах детей в
тыл, а фашистские самолеты расстреливали
их. И по воде плыли только белые панамки.
Конспект урока «900 страшных дней и ночей…»
Помните о тех детях, которые своими
руками обряжали своих родных в
последний путь.
Конспект урока «900 страшных дней и ночей…»
Помните какой ценой завоевано
счастье жить на земле!!
Конспект урока «900 страшных дней и ночей…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.