Использованы на уроке различные средства: рассказ, объяснение, работа с учебником. Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником способствуют достижению образовательных целей урока, стимулированию познавательных интересов учащихся
ТЕМА: Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА».
2 КЛАСС
Форма проведения: Изучение нового материала
Цель: обучение вдумчивому чтению на примере произведения Н.Н. Носова «Живая
шляпа».
Задачи:
учить структурному анализу
определения языковой мысли и составление краткой характеристики героев;
развивать устную речь, учить анализу, синтезу;
художественного произведения, по средствам
воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность).
Универсальные учебные действия, на развитие которых направлен урок:
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую
этапу обучения; осуществляют первоначальный контроль своих действий;
принимают позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
понимают важность планирования своей деятельности;
коммуникативные: умеют выдвигать гипотезы, сравнивать, аргументировать
свою точку зрения; принимают участие в обсуждении прочитанного
содержания; проявляют интерес к общению на уроке; адекватно оценивают
собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии;
познавательные: выполняют несложные логические действия (сравнение,
сопоставление); выделяют события, видят их последовательность в
произведении; выделяют в тексте основные части; структурируют знания.
Личностные результаты: проявляют положительное отношение к учебной
деятельности на уроке литературного чтения;
осуществляют эмоциональное восприятие поступков героев; умеют оценивать
поведение героев произведения;
проявляют способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.
Педагогические технологии:
объяснительно – иллюстративного обучения;
словесной продуктивной и творческой деятельности;
педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); информационнокоммуникативная технолог
ХОД УРОКА.
I.Мотивирование к учебной деятельности.Организационный момент.
Повернитесь к гостям,
Улыбнитесь гостям.
Повернитесь ко мне,
Улыбнитесь мне.
Повернитесь к друг другу,
Улыбнитесь друг другу.
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в
пробном учебном действии.
У. –Я очень люблю уроки литературного чтения. А вы их любите?
А за что вы их любите? Можно узнать?
(можно много читать, развивать свою речь, получить информацию,
познакомиться с новыми интересными рассказами)
III. Постановка учебной задачи.
А чего вы ждёте от сегодняшнего урока литературного чтения?
Слайд 1
Начните свой ответ со слов:
Сегодня на уроке мне хотелось бы…….
(почитать, узнать чтото интересное…)
А чтобы всё у нас на уроке с вами получилось, что нам необходимо?
( верить в себя; думать, что всё у нас получится; не волноваться, послушать
товарища, слушать учителя)
Молодцы. Ребята, вы настроили себя на деловой лад, пусть у нас с вами
всё получится.
Каждый урок литературного чтения, это новая встреча, а с кем и с чем
можно встретиться на уроке?
(с рассказами, с новыми героями, с новыми писателями).
Да, и сегодняшний урок не исключение. Нас ждёт встреча. Впрочем,
сейчас вы всё узнаете сами.
˅
I . Открытие нового знания.
1. Знакомство с писателем.
Слайд 2.(портрет Н.Н.Носова) Вы узнали этого писателя? Кто это?
Слайд 3.
Да, действительно это Николай Николаевич Носов.
Ребята, а что вы знаете о творчестве этого писателя?
(Родился в Киеве; с детства любил фантазировать, мечтать; он был не только
писателем, но и режиссёром (режиссёр управляет актёрами, раздаёт роли,
следит, как они играют). Отец был артистом, мать рукодельница и певунья. у
него был сын, который любил слушать интересные рассказы. Вот для него он и
стал сочинять забавные и смешные истории. Он был на войне, ставил военно
технические фильмы. По его произведениям были сняты мультфильмы и
фильмы для детей.
А какие его произведения вы знаете?
("Огурцы", "Мишкина каша","Фантазёры","Затейники","Заплатка","Витя
Малеев в школе и дома",Приключения Незнайки и его друзей").
А про кого он писал?
Слайд 4.
Любимая тема писателя были рассказы про детей, о детях, про их радости и
горести, про их дела и заботы, про их проказы. Поучительные книги, но в то же
время весёлые, смешные, приключенческие, юмористические. жизнерадостные.
Он однажды сказал:
"Я люблю писать о замечательных, правдивых, честных, смелых, дружных
ребятах. Таких ребят я стараюсь изобразить симпатичными, чтобы читатели
могли их полюбить"
2. Знакомство с темой.
О чём мы будем читать сегодня на уроке, вы узнаете, отгадав загадку.
Сижу верхом,
Не ведаю на ком.
Знакомца встречу,
Соскочу, привечу.(Шляпа).
Привечу по другому приветствую.
А что такое шляпа? (головной убор).
Значение этого слова где можно найти?(В толковом словаре Ожегова)
Вот какое толкование этого слова в словаре Ожегова.
А верите ли вы в то, что шляпы бывают живые?
Я думаю, ответ на вопрос бывают ли шляпы живыми, мы найдём в
рассказе Николая Носова "Живая шляпа".
3. Чтение и работа с текстом.
Что же нужно делать, чтобы ответить на этот вопрос?
(прочитать рассказ) Итак, сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с
такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.
Ребята, сейчас начнём читать текст по частям, с остановками.
а) чтение 1 части учителем (до слов "чтото плюхнулосьупало"
А что значит плюхнуться?
Как вы думаете, что плюхнулось на пол?
(чтение до слов "возле комода шляпу")
Когда мальчики заметили шляпу?
(Услышали. как позади чтото плюхнулось)
Что такое комод? Где можем посмотреть?
( читаем в словаре учебника)
Ну упала шляпа, плюхнулась она. Попробуйте предположить, что
произойдет дальше?
б) чтение 2 части детьми (до слов "Вовка за ним")
Что же так испугало ребят?
(шляпа, которая двигалась)
Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми?
Тогда, что их так напугало?
(обычный знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно)
Ещё как по тексту можно догадаться , что они испугались?
(один заикается, говорят короткими фразами. а так говорит человек, если он
сильно волнуется или боится)
(вывод)Итак, как повели себя ребята в первый момент, когда увидели
"живую шляпу"? (ИСПУГАЛИСЬ).
в)чтение детьми 3 части(до слов "дверь за собой закрыли")
Что значит "трястись от страха"?
Что предприняли мальчики?
(убежали на кухню) Как вы думаете, смогут ли ребята побороть свой страх?
г) Чтение по ролям 4 части(до слов "Лыжную палку)
Ну как побороли свой страх, кто был прав?
Кто из мальчиков оказался посмелей? (Вадик)
Почему? (Вовка хотел уйти домой, бросить друга)
Как меняется поведение мальчиков на кухне?
(они успокаиваются и начинают думать дальше)
(Вывод)(Мальчики успокоились. осмелели.)
Как поведут себя мальчики дальше?
д)Чтение по цепочке 5 части.(до слов "Подскочит кверху"
Что делали мальчики, чтобы узнать тайну "живой шляпы"?
(хотели треснуть, но побоялись подойти поближе, стучали по полу кочергой,
кричали)
Как вы понимаете слово треснуть?
(Очень сильно ударить)
А как вела себя шляпа всё это время?
(она не двигалась)
Как вы думаете, почему?
(она сама боялась)
Почему мальчики сначала боялись, а потом стали нападать на шляпу?
(Они побороли свой страх, поняли , что шляпа их сама боится)
Какое слово передаёт их настроение?
(вывод)(ОБРАДОВАЛИСЬ)
Какой момент самый напряженный?
(Шляпа как подскочит кверху)
Предположите, чем закончится произведение?
е)Чтение 6 части по цепочке(до конца)
Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы?
Радостьчто всё хорошо закончилось, страх прошёл.
Стыдчто они испугались шляпы. Жалость Ваське зря попало.
Так в чём же заключается главная мысль рассказа?
(Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдешь выход из трудной
ситуации)
А за кого волновались вы и почему?
Почему, когда слушали произведение. вы смеялись, а ведь мальчикам было
не до смеха ?
(потому что мы знали, кто под шляпой, а ребята нет
Как автор относится к героям своего произведения?
(Он над ними посмеивается, ребята ему нравятся)
А какой это смех: добрый или злой?
Как называется такой смех? (юмор)
Значит наш рассказ какой? (юмористический)
Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное
положение.
Так бывают ли "живые шляпы"?
(ФИЗМИНУТКА)
4.Первичное закрепление.
Давайте найдем слова, которые характеризуют настроение и душевное
состояние мальчиков по ходу событий.
(игра на интерактивной доске)
5.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Ребята , а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с
произведением Н.Носова "Живая шляпа"
Мы разбились на группы. Каждая группа сейчас получит задание. Будьте
внимательны при выполнении работ.
Вспоминаем правила работы в группе.
Задание 1 группе.
Ответьте на вопрос. Кем были Вадик и Вовка: трусами, чудаками или
фантазёрами? Почему?
Задание 2 группе.
Прочитав авторские слова, используя слова для справок, впишите в таблицу
нужные слова. Задание 3 группе.
Из данных слов составьте пословицы и выберите только те, которые подходят
к содержанию рассказа.
Задание 4группе.
Расположите данные картинки в соответствии с развитием сюжета рассказа
Н.Носова "Живая шляпа".(картинки на столе)
Закончили работу. А сейчас проверим правильность выполнения своих
заданий.
(Выступают по группам, оценивают)
( если время останется выполняем тест)
6.Итог.
Молодцы, ребята. С Николаем Носовым вы встретитесь много раз. А из
сегодняшнего урока что вы узнали?
Начните свои ответы с любой фразы:
Сегодня я понял...
Мне захотелось...
Мне было трудно...
7.Рефлекция.
Знаете ли вы , ребята, при помощи шляпы можно выражать и злость, и радость.
Может слышали выражение "Шапками забросать.."?
В старину так действительно поступали с человеком , на которого сердились,
высказывали своё презрение к его плохому поступку.
Но при помощи головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали
вверх. Чем больше радость, тем выше летели шапки и шляпки.
Я предлагаю воспользоваться этим обычаем. Мы не будем шляпки. А будем их
вешать .Насколько вы довольны своей работой на уроке, оцените себя как
читателя, активного ученика, было ли интересно на уроке, прикрепите шляпу
на высокую вешалку.
( Почему ты свою шляпу повесила высоко?)
8.Д/З
1.Прочитать по ролям.
2. Придумать слайд к диафильму. 3.Пересказ рассказа.
».
.
Самоанализ урока по литературному чтению
по теме: Н.Н.Носов «Живая шляпа»
Форма проведения: урок ознакомления с новым материалом
Цель деятельности педагога:
произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа».
Задачи: учить структурному анализу художественного произведения, по средствам
определения языковой мысли и составление краткой характеристики героев;
обучение вдумчивому чтению на примере
развивать устную речь, учить анализу, синтезу;
воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность).
Универсальные учебные действия, на развитие которых направлен урок:
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую
этапу обучения; осуществляют первоначальный контроль своих действий;
принимают позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
понимают важность планирования своей деятельности; коммуникативные: умеют выдвигать гипотезы, сравнивать, аргументировать
свою точку зрения; принимают участие в обсуждении прочитанного
содержания; проявляют интерес к общению на уроке; адекватно оценивают
собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии;
познавательные: выполняют несложные логические действия (сравнение,
сопоставление); выделяют события, видят их последовательность в
произведении; выделяют в тексте основные части; структурируют знания.
Личностные результаты:
проявляют положительное отношение к учебной
деятельности на уроке литературного чтения; осуществляют эмоциональное
восприятие поступков героев; умеют оценивать поведение героев произведения;
проявляют способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.
В классе 24 ученика. 1 ученик обучается по адаптированной программе.По
уровню познавательной деятельности класс средний. На уроке применяла следующие
педагогические технологии:
объяснительно – иллюстративного обучения;
словесной продуктивной и творческой деятельности;
педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
информационнокоммуникативная технология.
Использовала на уроке различные средства: рассказ, объяснение, работа с
учебником. Произведение «Живая шляпа» находится в разделе «В мире книг».
Изучили произведение Н.Н.Носова «Затейники»,следующее произведение
«Фантазеры
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного
типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание
условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала.
На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.
В своей деятельности я стараюсь применять различные формы организации
учебной деятельности школьников, в том числе и групповые. Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной
мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные,
групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,
применение словесных, визуальных методов, работа с учебником способствовали
достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы
учащихся.
Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для
целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда
воспринимаемого.
На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей
познавательной деятельности учеников.
Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я
думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности
школьников как на уроке, так и во внеурочное время.
Положительные результаты урока
Урок построен
в соответствии с программными требованиями в
технологии проблемнодиалогического обучения с использованием приемов
развития критического мышления учащихся.
На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики
сотрудничества»: ученикучительученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы
все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование
универсальных учебных действий учащихся.
Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения,
эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего
класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их
мышление.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю,
что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была
достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель ученик», и рефлексия урока показала
яркое эмоциональное восприятие нового материала. Урок прошёл в темпе,
необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности
учащихся.
Психологическая
атмосфера
на
уроке
характеризовалась
дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и
между учащимися и учителем.
Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный
материал урока учащимися усвоен.
Конспект урока . Н.Н.Носов "Живая шляпа"
Конспект урока . Н.Н.Носов "Живая шляпа"
Конспект урока . Н.Н.Носов "Живая шляпа"
Конспект урока . Н.Н.Носов "Живая шляпа"
Конспект урока . Н.Н.Носов "Живая шляпа"
Конспект урока . Н.Н.Носов "Живая шляпа"
Конспект урока . Н.Н.Носов "Живая шляпа"
Конспект урока . Н.Н.Носов "Живая шляпа"
Конспект урока . Н.Н.Носов "Живая шляпа"
Конспект урока . Н.Н.Носов "Живая шляпа"
Конспект урока . Н.Н.Носов "Живая шляпа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.