Конспект урока : РР Подготовка к выборочному изложению текста с изменением лица по тексту Пескова «Последний лист орешника».
Оценка 4.7

Конспект урока : РР Подготовка к выборочному изложению текста с изменением лица по тексту Пескова «Последний лист орешника».

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
25.04.2017
Конспект урока : РР  Подготовка к выборочному  изложению текста с изменением лица     по тексту Пескова  «Последний лист орешника».
Цели и задачи: показать роль описания деталей предмета в художественном тексте; потренироваться в изложении повествовательного текста с изменением лица, в воспроизведении деталей предмета. Развивать умения проводить лингвистический и содержательный анализ текста: понять его тему, идею, композицию, характер главного героя; определить систему лексических, синтаксических средств, использованных в тексте; учить соотносить выбор данных средств автором. Развивать умения продуцировать в собственной речи средства выразительности, представленные автором. Отработать знания учащихся о типах речи, стилях языка. Показать ученикам особенности функционирования в речи глаголов, имен прилагательных. Формировать у учащихся чувство прекрасного, умения любоваться красотами родных мест.
7 ЛАПТИ.docx
Предмет Русская литература Класс 7 Дата 22.02.2017 Тема : И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа  Цель урока: знакомство с художественным миром писателя посредством анализа рассказа «Лапти», размышление о нравственных категориях, затронутых автором Планируемые результаты: формирование навыков работы с художественным текстом ;                                                    развитие читательской наблюдательности;                                                    воспитывать в детях чувства сострадания и милосердия. Оборудование урока: проектор, раздаточный материал для учащихся,  рисунки учащихся, выставка книг И.Бунина Технология: проблемный диалог, исследовательская деятельность Слово учителя План . - Дорогие ребята, сегодня у нас второй урок по творчеству И.Бунина. Мы познакомились с рассказом «Цифры», дома я рекомендовала вам вдумчиво прочитать небольшой с незатейливой фабулой рассказ, в полторы страницы, под названием «Лапти», по желанию сделать рисунки (обратиться к выставке). - Вам понравился рассказ? - Послушайте, пожалуйста, выступление вашего одноклассника (презентация, звуки метели, подготовленный ученик читает стих-е И.Бунина «Мать», 1893г.) Иван Бунин «Матери» Я помню спальню и лампадку, Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий голос твой: «Ангел­хранитель над тобой!» Бывало, раздевает няня И полушепотом бранит, А сладкий сон, глаза туманя, К ее плечу меня клонит. Ты перекрестишь, поцелуешь, Напомнишь мне, что он со мной, И верой в счастье очаруешь... Я помню, помню голос твой! Я помню ночь, тепло кроватки, Лампадку в сумраке угла И тени от цепей лампадки... Не ты ли ангелом была? - Можно отнести эти строки к эпиграфу нашего урока? И в стихах Бунина, и в прозе есть необыкновенная тишина и музыкальность, какая-то тайна, которую так хочется постичь. Зачитать воспоминания И.Бунина (стр. 142, дидактический материал Отзывы в коротких репликах -Да, они отражают содержание рассказа - Много схожего в сюжете Актуализация знаний и целеполагание - Вы можете сформулировать тему урока? Корректируя ответы учащихся , учитель открывает следующий слайд , где сформулирована тема урока - Какова же цель? - Чем мы займёмся на уроке, чтобы её достичь? Задачи урока? - Сегодня у вас есть возможность поработать в команде, не у всех это получается, но надо учиться. В конце урока капитаны команд назовут имя самого наблюдательного и рассудительного ученика. В нашей любимой игре аукцион знаний разыгрываются 3 лота: возможность выполнять ДЗ по желанию, возможность получать отметки на балл выше и возможность не получать отрицательных отметок в журнал. А сейчас в путь! Я желаю вам отличных отметок! -Дети предлагают формулировки - Ответить на вопрос: «В чём нравственный смысл рассказа?» Словарная работа. Дать лексическое значение слов, выделить в отдельную группу литературоведческие термины. Команды получают 1 индивид. задание: 1К - композиция, кнут, верста 2К – фабула, розвальни, фуксин 3К – сюжет, лапти, зипун Подсказка учителя: фабула – это основа, события, а сюжет - это рассказ о событиях. Ф – мать мечется возле ребёнка, доктора нельзя вызывать из-за метели, Нефёд замерзает в пути, желая выполнить просьбу больного. Устаревшая лексика: произведение написано в 20-е годы 20 века. Тест на знание изобраз. - выразит. средств языка( соотнести термин и его значение) 2 задание общее для команд ( на слайде №3) Аллитерация, метафора, антитеза, сравнение, эпитет Работа с текстом 3 задание для команд общее Попробуйте нарисовать схему столкновения двух миров, сторон, сил Комментарий учителя: Стороны эти столкнулись в битве за ребёнка. Бесовские силы и люди, обращающиеся к Богу. И здесь промысел Божий, эту тайну человеку понять невозможно (по Бунину) Зачитайте слова и словосочетания , где образ вьюги, метели. Какие тропы мы встречаем? Постоянный эпитеты? - Какова цветопись этого текста? Символика цвета? Каждая команда получает 4 индив. Задание: найти примеры красного , чёрного, белого цветов Подсказка учителя Красный цвет – символ самопожертвования. Смерть Нефёда – искупительная жертва. Такой ценой он возвращает ребёнка к жизни. Есть народное поверье. Если исполнить просьбу больного, он обязательно выздоровеет. Власть вьюги завершилась над отчаявшимися новосельскими мужиками. Их тоже спасает Нефёд. Устные ответы от каждой команды Возможен вариант (на доске каждая из команд) - Вьюга (силы природы, бесовские силы) и люди (Нефёд, новосельские мужики, мать). Это антитеза Сравнение - «несущееся море» Метафора – « потонул в степном море» Эпитет – «страшный снег», «горькие слёзы» Аллитерация – повтор согласных звуков Л, Н, Р «в белом снеге … бледный сумрак… большое горе… болен ребёнок» Желающие отвечают, какие цвета увидели в тексте. - красные лапти, «весь огнём горит», «стена казалась огненной» - «белый от снега дом», - «смеркалось», «ночь страшная», «снежный ураган и мрак» Возможен вопрос из класса : почему имя только у Нефёда. Он, вероятно, главный герой произведения - Так каков же нравственный смысл рассказа «Лапти» Дайте краткую характеристику Нефёда Учитель обобщает сказанное учащимися. Доброта, милосердие, сострадание, человеколюбие – вот нравственные качества, которыми должны обладать люди. Бунин сам был рад помочь русским эмигрантам Выступления учащихся Школьники формулируют ответы в группах и выступают. - Нефёд совершает подвиг - Нет, он не герой, он просто умеет заботиться, сострадать - Нефёд – носитель нравственных качеств Он откликнулся на просьбу больного, жертвует своей жизнью, бесстрашный, не побоялся бурана и отправился за 6 вёрст за лаптями. Цитаты из текста (по желанию) Обобщение - Мы достигли цели урока? Все задачи выполнили? Так что же такое нравственность? Словарная работа Определить значение слов доброта милосердие, сострадание – страдание. Понравился рассказ? Хочется что-то ещё прочитать из творчества писателя? - Да, мы проанализировали текст, поработали с терминами, вникли в сюжет рассказа. Учащиеся вспоминают недавно написанное изложение по русскому языку «Что такое нравственность?» Это система правил поведения личности в обществе. Подведение итога совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельности) Дидактическая задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. - Молодцы! Капитаны, вам слово. Оцените работу команды и каждого. Кто сегодня станет обладателем лота? Слово предоставляется гостям, их мнение тоже учитывается Учитель выставляет отметки за рисунки, за работу на уроке, за индивидуальное задание (чтение стихотворения) ДЗ Если не получилось заработать отметку на уроке, сделайте рисунки, напишите отзыв или эссе « «Если бы не было любви в людях…» Рефлексия Что ещё мы могли затронуть на уроке, если бы была такая возможность? Может ли существовать литература без перечисленных нами нравственных категорий? Какой вид работы вам понравился больше всего? Смогли вы высказать своё мнение? Если нет, то вам предоставляется возможность высказаться по данной проблеме в письменной форме (ДЗ) Рефлексивные действия: - Написать эссе на тему - Сравнить стихотворение «Мать» и рассказ «Лапти» - Ещё поработать с тропами и фигурами поэтического синтаксиса              Анализ стихотворения Бунина «Матери» Иван Бунин покинул родовое поместье в 17 лет, пытаясь таким образом  не только отстоять собственные взгляды, но и доказать родителям, что он уже может позаботиться о себе самостоятельно. Этот поступок был продиктован  и противоречиями, которые возникли с родителями, желающими видеть сына  ученым. Конечно, будущий литератор затаив душе обиду на самых близких  людей. Однако это не мешало ему с нежностью вспоминать о детских годах и  посвящать удивительно нежные стихи собственной матери, которую Иван  Бунин действительно боготворил. В 1906 году он сделал черновой набросок стихотворения под названием  «Матери», которое было отредактировано и опубликовано лишь в 1911 году.  В этом произведении автор вновь вспоминает свое детство, в которое ему  хочется возвращаться вновь и вновь. Все дело в том, что самостоятельная  жизнь потребовала от Бунина ответственности, которую он еще не готов был  взять на себя. Именно по этой причине у него не сложились отношения с  Варварой Пащенко, на которой поэт так и не отважился жениться. Мысленно переносясь в прошлое, он отмечает: «Я помню спальню и   игрушки, детскую лампадку». Эти простые, но очень дорогие для Бунина  образы становятся той путеводной звездой, которая не дает ему сбиться с  дороги жизни. Безмятежность детства уже не вернуть, и это расстраивает  молодого поэта, который втайне мечтает однажды проснуться в собственной  детской комнате, чтобы вновь испытать то удивительное чувство  безмятежности, которое сопровождало его до 17 лет. Обращаясь к матери, поэт с ностальгией вспоминает: «Ты перекрестишь,  поцелуешь… Я помню, помню голос твой!». Каждое мгновение той счастливой и полной открытий жизни  представляет для Бунина неоспоримую ценность. «Я помню ночь, тепло  кроватки, лампадку в сумраке огня», — отмечает автор, хотя многие образы  со временем блекнут и становятся настолько размытыми, что автор уже не  может понять, где правда, а где вымысел. «Не ты ли ангелом была?», —  обращается он к матери, но знает, что уже не сможет получить ответа на этот  вопрос. Тем не менее, поэт действительно счастлив, что у него остались  детские воспоминания, которые полны теплоты, нежности, тихой радости и  легкой грусти. Ведь в прошлое нет возврата, а будущее представляется  Бунину хоть и весьма привлекательным, но достаточно сумбурным,  неопределенным и лишенным очарования детства, в котором он был по­ настоящему счастлив. «Мать» Иван Бунин И дни и ночи до утра В степи бураны бушевали, И вошки снегом заметали, И заносили хутора. Они врывались в мертвый дом — И стекла в рамах дребезжали, И снег сухой в старинной зале Кружился в сумраке ночном. Но был огонь — не угасая, Светил в пристройке по ночам, И мать всю ночь ходила там, Глаз до рассвета не смыкая. Она мерцавшую свечу Старинной книгой заслонила И, положив дитя к плечу, Все напевала и ходила… И ночь тянулась без конца… Порой, дремотой обвевая, Шумела тише вьюга злая, Шуршала снегом у крыльца. Когда ж буран в порыве диком Внезапным шквалом налетал, Казалось ей, что дом дрожал, Что кто-то слабым, дальним криком В степи на помощь призывал. И до утра не раз слезами Не усталый взор блестел, И мальчик вздрагивал, глядел Большими томными глазами… Анализ стихотворения Бунина «Мать» Тема матери, возникшая на этапе зарождения художественного слова, в русской традиции ассоциируется не только с реалиями быта. Она существует в возвышенной версии, связанной с образом Богородицы-заступницы, и национальном варианте, отождествляясь с темой родины. Перечисленные трактовки часто переплетаются: в некрасовском стихотворении «Баюшки-баю» мать, являющаяся лирическому герою во сне, обладает высшим знанием. Она предсказывает судьбу сыну и пророчит будущее родной земле. Принято считать, что образ матери в ранней лирике Бунина имеет автобиографическое начало. Это утверждение справедливо по отношению к стихотворению «Матери», но встречается и другое видение «вечной темы», примером которого служит произведение «Мать». Две первые строфы стихотворения создают картину зимней непогоды: снежные бури господствуют не только на степных просторах, они осмеливаются проникнуть в заброшенный дом, охарактеризованный сильным эпитетом «мертвый». Постоянные повторения союза «и», разбросанные по всему тексту, и обилие глаголов несовершенного вида «растягивают» время, порождая ощущение бесконечности природных катаклизмов. Третья строфа начинается противительным «но». Что может дать отпор мощи холодных ветров? Неугасающий огонь свечи и бодрствующая по ночам мать, которая защитила неверный свет «старинной книгой». Оказывается, дом не совсем заброшен, и в его пристройке живут люди. Женщине страшно: при сильных порывах ветра ей чудится «слабый крик», как будто зовет на помощь путник, затерявшийся в буране. Утомленная и заплаканная героиня не смеет сомкнуть глаз, она несет свою ночную «вахту» до утра. Философский смысл бытовой картины определяется знаковыми деталями-символами, важнейшие из которых — образы огня, книги, пустого дома. Православные трактовки этих символов несомненно были знакомы автору, сыну религиозной матери. Они обозначают соответственно веру, знание и заблудшую душу. Снежная буря становится выражением жизненных вихрей, которые несутся над степью, символизирующей Родину. В философскую канву органично входит и образ бодрствующей матери, лаконичный портрет которой приобретает иконописные черты. Он ассоциируется с Матерью небесной, спасающей род человеческий. Милосердная заступница дарит надежду даже тем, чей внутренний мир похож на «мертвый дом», освещенный слабым огоньком веры.

Конспект урока : РР Подготовка к выборочному изложению текста с изменением лица по тексту Пескова «Последний лист орешника».

Конспект урока : РР  Подготовка к выборочному  изложению текста с изменением лица     по тексту Пескова  «Последний лист орешника».

Конспект урока : РР Подготовка к выборочному изложению текста с изменением лица по тексту Пескова «Последний лист орешника».

Конспект урока : РР  Подготовка к выборочному  изложению текста с изменением лица     по тексту Пескова  «Последний лист орешника».

Конспект урока : РР Подготовка к выборочному изложению текста с изменением лица по тексту Пескова «Последний лист орешника».

Конспект урока : РР  Подготовка к выборочному  изложению текста с изменением лица     по тексту Пескова  «Последний лист орешника».

Конспект урока : РР Подготовка к выборочному изложению текста с изменением лица по тексту Пескова «Последний лист орешника».

Конспект урока : РР  Подготовка к выборочному  изложению текста с изменением лица     по тексту Пескова  «Последний лист орешника».

Конспект урока : РР Подготовка к выборочному изложению текста с изменением лица по тексту Пескова «Последний лист орешника».

Конспект урока : РР  Подготовка к выборочному  изложению текста с изменением лица     по тексту Пескова  «Последний лист орешника».

Конспект урока : РР Подготовка к выборочному изложению текста с изменением лица по тексту Пескова «Последний лист орешника».

Конспект урока : РР  Подготовка к выборочному  изложению текста с изменением лица     по тексту Пескова  «Последний лист орешника».

Конспект урока : РР Подготовка к выборочному изложению текста с изменением лица по тексту Пескова «Последний лист орешника».

Конспект урока : РР  Подготовка к выборочному  изложению текста с изменением лица     по тексту Пескова  «Последний лист орешника».

Конспект урока : РР Подготовка к выборочному изложению текста с изменением лица по тексту Пескова «Последний лист орешника».

Конспект урока : РР  Подготовка к выборочному  изложению текста с изменением лица     по тексту Пескова  «Последний лист орешника».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2017