Конспект урока " Угольная кислота и ее соли" ( 9 класс, химия)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
18.02.2017
Цель урока. Обобщить знания о свойствах кислот и солей на примере угольной кислоты и ее солей. Угольная кислота -слабый электролит, обладает всеми свойствами, что и другие кислоты. Интерес составляют соли угольной кислоты - карбонаты и гидрокарбонаты, их взаимный переход друг в друга.
угольная кислота.docx
Урок химии в 9 классе. «_____»______________ 20____ г.
Угольная кислота и ее соли.
Цель. Обобщить знания о свойствах кислот и солей на примере угольной кислоты и ее
солей.
Задачи.
Образовательные: рассмотреть свойства угольной кислоты и ее солей; изучить характерные
свойства солей угольной кислоты и взаимные переход ы карбонатов и гидрокарбонатов;
ознакомить учащихся с жесткостью воды и способами ее устранения.
Развивающие: развитие логического и аналитического мышления, самостоятельности и
способности к обобщению; обеспечение системности учения, а так же развитие
терминологического мышления; обобщать и систематизировать ранее приобретенные
теоретические знания: классификация химических реакций, классификация кислот и
солей, ионные уравнения; совершенствовать умение учащихся проводить химический
эксперимент и делать выводы по выполненному исследованию; развить навыки
самостоятельной работы с элементами исследования;
Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, соблюдение правил техники
безопасности
Оборудование и реактивы. Для демонстрации: прибор для получения газов, мел, соляная
кислота, известковая вода, пробирка; для лабораторной работы: штатив для пробирок,
пробирки 2 шт., лучинка, спички, мел, растворы реактива на карбонат – ион; карбонат
натрия.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2.
Повторение изученного материала.
1) Каковы особенности строения молекул СО и СО2?
2) Каковы физические свойства кислородных соединений углерода: СО и СО2?
3) Почему СО называют угарным газом? В чем опасность действия СО на организм
человека?
4) Углекислый газ используют для тушения пожаров. На каком свойстве
углекислого газа это основано? Можно ли тушить углекислым газом магний?
5) С какими из перечисленных твердых веществ и растворов кислот и солей будут
реагировать: 1) С; 2) СО2?
А) HCl Б) CaCl2 В) NaNO3 Г) CuO Д) Ba(OH)2 Е) Mg
3. Изучение новой темы
Составьте уравнение реакции углекислого газа с водой.
Укажите тип записанной реакции:
1) По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции – соединения;
2) По изменению степеней окисления химических элементов – не ОВР;
3) По использованию катализатора – не каталитическая;
4) По обратимости обратимая. Дайте характеристику угольной кислоты:
1) По наличию кислорода – кислородсодержащая;
2) По основности – двухосновная;
3) По растворимости в воде – растворимая;
4) По степени электролитической диссоциации – слабая;
5) По стабильности – не стабильная
Угольная кислота как двухосновная кислота образует два ряда солей – кислые
(гидрокарбонаты) и средние (карбонаты). Составьте формулы следующих солей:
гидрокарбонат натрия, карбонат кальция, карбонат аммония, гидрокарбонат бария.
Карбонаты обладают всеми свойствами солей, являются сильными электролитами,
полностью диссоциируют на ионы (средние соли). Кроме основных свойств у карбонатов
есть свои, особые свойства.
1) Все карбонаты (кроме карбонатов ЩМ, исключая литий) при нагревании
разлагаются на углекислый газ и оксид металла:
→
MgCO3 MgO + CO
(NH4)2CO3
Ca(HCO3)2
2NH→
→
CaCO
3 + CO2 + H2O
3 + H2O +CO2
2
2) Сильные кислоты вытесняют из солей угольной кислоты СО2 (качественная реакция
на СО3 2): Na2CO3 +2HCl
2→ NaCl + H2O + CO2
3) Взаимное превращение карбоната в гидрокарбонат:
А) избыток СО2 в присутствии воды.
CaCO3 + CO2 + H2O Ca(HCO
Б) нагревание кислых солей.
Ca(HCO3)2 CaCO
3 + CO2 + H2O
→
→
3)2
4) Демонстрация лабораторного опыта. Пропустить углекислый газ через
→
3 + H2O (помутнение известковой воды).
известковую воду. Ca(OH)2 +CO2 CaCO
→
Дальнейшее пропускание СО2 вызывает исчезновение мути. Ca(OH)2 +CO2 (изб.)
Ca(HCO3 )2 Последующее нагревание раствора вызывает новое появление мути , или
выделение осадка карбоната кальция.
CO2 CO2 t
Ca(OH)2 CaCO3 Ca(HCO3)2 CaCO3
Жесткость воды и способы ее устранения.
Вода называется жесткой, если она содержит ионы Са2+ и Mg 2+, т.е. растворимые
соли в воде.
Жесткость воды
временная постоянная
стр. 176 определите:
1)
2) Способы устранения.
Какие соли обуславливают жесткость
Временная: кипячение и добавление соды – Na2CO3 или Ca(OH)2
Постоянная: добавление соды и использование катионообменных аппаратов.
4. Закрепление
Лабораторный опыт «Качественная реакция на карбонат – ион».
Цель. Осуществить качественную реакцию на карбонат – ион. Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки 2 шт., лучинка, спички,
мел, растворы реактива на карбонат – ион; карбонат натрия.
Выполняя опыты, соблюдайте правила техники безопасности.
1. Определите ион, который является реактивом на карбонат – ион, используя
следующий план:
1) Укажите анион, который входит в состав угольной кислоты _____________;
2) Укажите катион, который образует с этим анионом нестойкое соединение,
разлагающееся с образованием газа: __________ ;
3) Сформулируйте вывод: реактивом на анион ________ является ион _______,
который входит в состав __________________________ .
2. Опишите способы распознавания газа, образующегося при проведении
качественной реакции на карбонат – ион.
1 – й способ:_________________________________________________________
2 –й способ: _________________________________________________________.
3. В одну пробирку опустите мел, а в другую пробирку налейте 12 мл карбоната
натрия. Добавьте в каждую из пробирок по 12 мл реактива, который вы
определили, выполняя задания в пункте 1. Что наблюдаете? Для обнаружения
газообразного продукта реакции используете (более простой), описанный вами в
пункте 2.
4. Составьте отчет, заполнив таблицу.
Что наблюдаете? Уравнение реакции ( молекулярные и ионные)
Что
делали?
СаСО3 +
Na2CO3 +
5. Впишите пропущенные слова.
Соли угольной кислоты можно распознать, используя следующую качественную
реакцию: при добавлении раствора ___________________ к солям угольной
кислоты образуется ______________________________ . который можно
распознать , например _____________________________ .
5. Домашнее задание. §30 упр. 5,6 стр. 178 _________________;
2) Укажите катион, который образует с этим анионом нестойкое
соединение, разлагающееся с образованием газа: __________ ;
3) Сформулируйте вывод: реактивом на анион ________ является ион
_______, который входит в состав __________________________ .
2. Опишите способы распознавания газа, образующегося при
проведении качественной реакции на карбонат – ион.
1 – й
способ:_____________________________________________________________ .
2 –й способ:
_____________________________________________________________ .
Лабораторный опыт «Качественная реакция на карбонат – ион».
Цель. Осуществить качественную реакцию на карбонат – ион.
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки 2 шт.,
лучинка, спички, мел, растворы реактива на карбонат – ион; карбонат
натрия.
Выполняя опыты, соблюдайте правила техники безопасности.
1. Определите ион, который является реактивом на карбонат – ион,
используя следующий план:
1) Укажите анион, который входит в состав угольной кислоты
3. В одну пробирку опустите мел, а в другую пробирку налейте 1-2 мл
карбоната натрия. Добавьте в каждую из пробирок по 1-2 мл
реактива, который вы определили, выполняя задания в пункте 1. Что
наблюдаете? Для обнаружения газообразного продукта реакции
используете (более простой) , описанный вами в пункте 2.
4. Составьте отчет, заполнив таблицу.
Что
наблюдаете?
Уравнение реакции ( молекулярные и
ионные)
Что
делали?
СаСО3 +
Na2CO3 +
5. Впишите пропущенные слова.
Соли угольной кислоты можно распознать , используя следующую
качественную реакцию: при добавлении раствора ___________________ к
солям угольной кислоты образуется ______________________________ .
который можно распознать , например
________________________________________________________________________ .
Конспект урока " Угольная кислота и ее соли" ( 9 класс, химия)
Конспект урока " Угольная кислота и ее соли" ( 9 класс, химия)
Конспект урока " Угольная кислота и ее соли" ( 9 класс, химия)
Конспект урока " Угольная кислота и ее соли" ( 9 класс, химия)
Конспект урока " Угольная кислота и ее соли" ( 9 класс, химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.