Конспект урока " Угольная кислота и ее соли" ( 9 класс, химия)
Оценка 4.8

Конспект урока " Угольная кислота и ее соли" ( 9 класс, химия)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
18.02.2017
Конспект урока " Угольная кислота и ее соли" ( 9 класс, химия)
Цель урока. Обобщить знания о свойствах кислот и солей на примере угольной кислоты и ее солей. Угольная кислота -слабый электролит, обладает всеми свойствами, что и другие кислоты. Интерес составляют соли угольной кислоты - карбонаты и гидрокарбонаты, их взаимный переход друг в друга.
угольная кислота.docx
Урок химии в 9 классе.                                             «_____»______________ 20____ г. Угольная кислота и ее соли. Цель. Обобщить знания о свойствах кислот и солей на примере угольной кислоты и ее  солей. Задачи. Образовательные: рассмотреть свойства угольной кислоты и ее солей; изучить характерные свойства солей угольной кислоты  и взаимные переход ы карбонатов и гидрокарбонатов;   ознакомить учащихся с жесткостью воды и способами ее устранения. Развивающие: развитие  логического и  аналитического мышления,  самостоятельности и  способности к обобщению; обеспечение системности учения, а так же развитие  терминологического мышления; обобщать и систематизировать ранее приобретенные  теоретические знания: классификация химических реакций, классификация кислот и  солей, ионные уравнения; совершенствовать умение учащихся проводить химический  эксперимент и делать выводы по выполненному исследованию;  развить навыки  самостоятельной работы с элементами исследования; Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, соблюдение правил техники  безопасности Оборудование и реактивы.  Для демонстрации: прибор для получения газов, мел, соляная  кислота, известковая вода, пробирка; для лабораторной работы: штатив для пробирок,  пробирки 2 шт., лучинка, спички, мел, растворы реактива на карбонат – ион; карбонат  натрия. Ход урока. 1. Орг. момент. 2.  Повторение  изученного материала. 1) Каковы особенности строения молекул СО и СО2? 2) Каковы физические свойства кислородных соединений углерода: СО и СО2? 3) Почему СО называют угарным газом? В чем опасность действия СО на организм  человека? 4) Углекислый газ используют для тушения пожаров. На каком  свойстве  углекислого газа это основано? Можно ли тушить углекислым газом магний? 5) С какими из перечисленных твердых веществ и растворов кислот и солей будут  реагировать: 1) С; 2) СО2? А)  HCl        Б) CaCl2             В) NaNO3          Г) CuO           Д) Ba(OH)2          Е) Mg 3. Изучение новой темы Составьте уравнение реакции углекислого газа с водой. Укажите тип записанной реакции: 1) По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции – соединения; 2) По изменению степеней окисления химических элементов – не ОВР; 3) По использованию катализатора – не каталитическая; 4) По обратимости­ обратимая. Дайте характеристику угольной кислоты: 1) По наличию кислорода – кислородсодержащая; 2) По основности – двухосновная; 3) По растворимости в воде – растворимая; 4) По степени электролитической диссоциации – слабая; 5) По стабильности – не стабильная Угольная кислота как двухосновная кислота образует два ряда солей – кислые  (гидрокарбонаты) и средние (карбонаты). Составьте формулы следующих солей:  гидрокарбонат натрия, карбонат кальция, карбонат аммония, гидрокарбонат бария.   Карбонаты обладают всеми свойствами солей, являются сильными электролитами,  полностью диссоциируют на ионы (средние соли).  Кроме основных свойств у карбонатов  есть  свои, особые свойства. 1) Все карбонаты (кроме карбонатов ЩМ, исключая литий) при нагревании  разлагаются на углекислый газ и оксид металла: → MgCO3  MgO + CO (NH4)2CO3 Ca(HCO3)2  2NH→ →  CaCO 3 + CO2 + H2O 3 + H2O +CO2 2 2) Сильные кислоты вытесняют из солей угольной кислоты СО2 (качественная реакция  на СО3 2­):  Na2CO3 +2HCl   2→ NaCl + H2O + CO2 3) Взаимное превращение карбоната в гидрокарбонат: А) избыток СО2 в присутствии воды. CaCO3 + CO2 + H2O  Ca(HCO Б) нагревание кислых солей. Ca(HCO3)2  CaCO 3 + CO2 + H2O → → 3)2 4) Демонстрация лабораторного опыта. Пропустить углекислый газ через  → 3 + H2O (помутнение известковой воды).  известковую воду. Ca(OH)2 +CO2  CaCO  → Дальнейшее пропускание СО2 вызывает исчезновение мути. Ca(OH)2 +CO2 (изб.)  Ca(HCO3 )2  Последующее нагревание раствора вызывает новое появление мути , или выделение осадка карбоната кальция.                  CO2                  CO2                               t Ca(OH)2              CaCO3               Ca(HCO3)2                 CaCO3 Жесткость воды  и способы ее устранения. Вода называется жесткой, если она содержит ионы Са2+ и Mg 2+, т.е. растворимые  соли в воде.                                          Жесткость воды                      временная                                    постоянная стр. 176 определите: 1) 2) Способы устранения.  Какие  соли обуславливают жесткость Временная: кипячение и добавление соды – Na2CO3  или  Ca(OH)2 Постоянная: добавление соды  и использование катионообменных аппаратов. 4. Закрепление  Лабораторный опыт «Качественная реакция на карбонат – ион». Цель. Осуществить качественную реакцию на карбонат – ион. Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки 2 шт., лучинка, спички,  мел, растворы реактива на карбонат – ион; карбонат натрия. Выполняя опыты, соблюдайте правила техники безопасности. 1. Определите ион, который является реактивом на карбонат – ион, используя  следующий план: 1) Укажите анион, который входит в состав угольной кислоты _____________; 2) Укажите катион, который образует  с этим анионом нестойкое соединение,  разлагающееся с образованием газа: __________ ; 3) Сформулируйте вывод: реактивом на анион ________ является ион _______,  который входит в состав __________________________ . 2. Опишите способы распознавания газа, образующегося при проведении  качественной реакции на карбонат – ион. 1 – й способ:_________________________________________________________  2 –й способ: _________________________________________________________. 3. В одну пробирку опустите мел, а в другую пробирку налейте 1­2 мл карбоната  натрия. Добавьте в каждую из пробирок по 1­2 мл реактива, который вы  определили, выполняя задания в пункте 1. Что наблюдаете? Для обнаружения  газообразного продукта реакции используете (более простой), описанный вами в  пункте 2. 4. Составьте отчет, заполнив таблицу. Что наблюдаете? Уравнение реакции ( молекулярные и ионные) Что  делали? СаСО3 +  Na2CO3 +  5. Впишите пропущенные слова. Соли угольной кислоты можно распознать, используя следующую качественную  реакцию: при добавлении раствора ___________________ к солям угольной  кислоты образуется ______________________________ . который можно  распознать , например _____________________________ . 5. Домашнее задание. §30 упр. 5,6 стр. 178 _________________; 2) Укажите катион, который образует с этим анионом нестойкое соединение, разлагающееся с образованием газа: __________ ; 3) Сформулируйте вывод: реактивом на анион ________ является ион _______, который входит в состав __________________________ . 2. Опишите способы распознавания газа, образующегося при проведении качественной реакции на карбонат – ион. 1 – й способ:_____________________________________________________________ . 2 –й способ: _____________________________________________________________ . Лабораторный опыт «Качественная реакция на карбонат – ион». Цель. Осуществить качественную реакцию на карбонат – ион. Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки 2 шт., лучинка, спички, мел, растворы реактива на карбонат – ион; карбонат натрия. Выполняя опыты, соблюдайте правила техники безопасности. 1. Определите ион, который является реактивом на карбонат – ион, используя следующий план: 1) Укажите анион, который входит в состав угольной кислоты 3. В одну пробирку опустите мел, а в другую пробирку налейте 1-2 мл карбоната натрия. Добавьте в каждую из пробирок по 1-2 мл реактива, который вы определили, выполняя задания в пункте 1. Что наблюдаете? Для обнаружения газообразного продукта реакции используете (более простой) , описанный вами в пункте 2. 4. Составьте отчет, заполнив таблицу. Что наблюдаете? Уравнение реакции ( молекулярные и ионные) Что делали? СаСО3 + Na2CO3 + 5. Впишите пропущенные слова. Соли угольной кислоты можно распознать , используя следующую качественную реакцию: при добавлении раствора ___________________ к солям угольной кислоты образуется ______________________________ . который можно распознать , например ________________________________________________________________________ .

Конспект урока " Угольная кислота и ее соли" ( 9 класс, химия)

Конспект урока " Угольная кислота и ее соли" ( 9 класс, химия)

Конспект урока " Угольная кислота и ее соли" ( 9 класс, химия)

Конспект урока " Угольная кислота и ее соли" ( 9 класс, химия)

Конспект урока " Угольная кислота и ее соли" ( 9 класс, химия)

Конспект урока " Угольная кислота и ее соли" ( 9 класс, химия)

Конспект урока " Угольная кислота и ее соли" ( 9 класс, химия)

Конспект урока " Угольная кислота и ее соли" ( 9 класс, химия)

Конспект урока " Угольная кислота и ее соли" ( 9 класс, химия)

Конспект урока " Угольная кислота и ее соли" ( 9 класс, химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017