Тип урока: обобщение.
Цели урока:
1. Образовательные: а). Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Алгебраические дроби».
б). Закрепление навыков решения тестовых заданий по данной теме.
2. Развивающие: а). Формирование и развитие умения мыслить и анализировать.
б). Развитие памяти.
3. Воспитывающие: а). Воспитание умения работать самостоятельно.
б). Воспитание умения выдерживать регламент времени, отведенного на решение каждого задания.
в). Привитие интереса к предмету.
Конспект урока
алгебры в 8 классе по
теме: «Алгебраические
дроби».
Тип урока: обобщение.
Цели урока:
Образовательные: а). Обобщение и систематизация
знаний учащихся по теме «Алгебраические дроби».
б). Закрепление навыков решения тестовых заданий
по данной теме.
Развивающие: а). Формирование и развитие умения
мыслить и анализировать.
б). Развитие памяти.
Воспитывающие: а). Воспитание умения работать
самостоятельно.
б). Воспитание умения выдерживать регламент
времени, отведенного на решение каждого задания.
в). Привитие интереса к предмету.
Повторение основных понятий.
Новые термины математического языка.
xP
xQ
1. Алгебраическая дробь – выражение , где
многочлен Р(х)числитель алгебраической дроби, а
Q(х)ее знаменатель.
2. Основное свойство алгебраической дроби – и
числитель и знаменатель алгебраической дроби
можно умножить (разделить) на один и тот же не
равный 0 многочлен.
xP
xQ
3. Рациональное уравнение – уравнение вида =0,
где Q(х)≠0.
4. Степень с отрицательным показателем
,где n – натуральное число и а≠0.
a
n
1
a
n
Алгоритм приведения алгебраических
Алгоритм приведения алгебраических
дробей к общему
дробей к
общему знаменателю.
знаменателю.
• 1. Разложить все
1. Разложить все
знаменатели на множители.
знаменатели на множители.
• 2. Найти наименьшее
2. Найти наименьшее
общее кратное для
общее кратное для
числовых коэффициентов.
числовых коэффициентов.
• 3. Составить
3. Составить
произведение, включив в
произведение, включив в
него НОК коэффициентов
него НОК коэффициентов
и все буквенные
и все буквенные
множители. Одинаковые
множители. Одинаковые
множители берем один
множители берем один
раз. Из всех степеней с
раз. Из всех степеней с
одинаковым основанием
одинаковым основанием
берем множитель с
берем множитель с
наибольшим показателем
наибольшим показателем
степени..
степени
• 4. Найти дополнительные
4. Найти дополнительные
множители для каждой из
множители для каждой из
дробей.
дробей.
• 5. Найти для каждой дроби
5. Найти для каждой дроби
новый числитель как
новый числитель как
произведения числителя
произведения числителя
на дополнительный
на дополнительный
множитель.
множитель.
• 6. Записать каждую дробь
6. Записать каждую дробь
с новым числителем и
с новым числителем и
новым (общим)
новым (общим)
знаменателем.
знаменателем.
Упростить выражение:
• Первый этап.
• 4а21=(2а1)(2а+1)
• 2а2+а=а(2а+1)
• Общий знаменатель:
• а(2а1)(2а+1)
• Дополнительные
множители:
• К первой дроби: а
• Ко второй дроби:
(2а1)
a
2
a
a
3
2
a
4
21
a
• Второй этап.
a
2
a
a
3
2
a
4
2
2
a
3
a
2
aa
a
2
aa
21
a
a
a
3
21
a
2
2
a
21
2
a
21
a
a
4
a
1
a
a
1
2
1
aa
1
2
1
a
2
a
2
aa
1
1
aa
1
21
a
1
Правила умножения и деления алгебраических
дробей, возведения алгебраической дроби в
натуральную степень.
• Умножение:
ac
bd
c
d
a
b
• Деление:
c
:
d
ad
bc
• Возведение в
a
b
степень:
n
a
b
n
n
a
b
2
2
10
y
y
x
x
2
y
2
x
16
u
2
x
y
5
• Например:
Например:
x
5
x
• 1)1)
x
y
5
xy
xy
10
xx
y
13
16
u
v
:
• 2)2)
21
p
13
v
16
16
13
v
u
5
a
2
x
• 3)3)
pu
21
p
5
a
5
x
2
2
13
v
p
p
21
5
a
32
x
5
5
Свойства степени с отрицательным
целым показателем.
•
Тождества справедливы для а≠0,
b≠0, s,t – произвольные целые
числа.
• aas s ?? a at t = a= as + t
s + t
• aas s : a: at t = a= as – t
s – t
• (a(ass))t t = a= astst
(ab)ss = a = ass ?? b bss
• (ab)
• (a : b)
(a : b)ss = a = ass : b : bss
Например:
1) а3 ? а5 = а3+(5) =а8
2) а4 : а3 = а4(3) =а7
3) (а2)3 = а2?(3) =а6
4) 0,5а2в2 ? (4а3в3)2 =
0,5а2в2 ? 16а6в6 =
0,5 ? 16 ?(а2а6) ? (в
2в6) = 8а4в4
Самостоятельная работа.
Выполните тест:
Выполните тест:
Время работы – 25 минут!
Время работы – 25 минут!
Вариант 1
Вариант 2
232
3
ba
5
9
b
2
АА11..
Выполните
действия:
1) 1) 5а5а44вв33
3) 3) 5а5а44вв44
2) 2) 5а5а44вв44
4) 4) 5/81а
Вариант 3
5/81а44вв33
(4а2в4)2
АА11.. Укажите
выражение
тождественно
равное данному
1) 1) 16а16а44вв88
3) 3) 16а16а44вв88
2) 2) 4а4а44вв66
4) 4) 2а2а11вв22
Вариант 4
2а4в2 3а2в3
АА11.. Запишите в
виде одночлена
выражение:
1) 1) 6ав
3) 3) 6а6а22в
6ав 2) 2) 6а6а22вв55
в 4) 4) 6а6а22вв11
АА11.. Укажите
выражение
тождественно
равное данному
1) 1) 4а4а44вв66
3) 3)
4
6
2) 2)
b
4) 4) 4а4а44вв66
4a
1
( а2в3)2
2
6
b
4a
4
А2. Сократите дробь:
1)1)
8
x 5
y
32
x 25
y
2)2)
3)3)
8
x 5
y
4)4)
8
x
8
5
y
1) 1) 2а2а
2) 2) 22
3) 3) 2а2а
4) 4) 22
Вариант
1
Вариант
2
Вариант
3
Вариант
4
8
40
x
y
2 25
2
y
x
10 2
ba
2
b
a
25
4 2
4
x
x
2
x
4
25
x
2
5
x
x
1
2
1)1)
1
4 2 x
2
2)2)
2 2 x
1
2
1)1)
x5
x
x 5
x
2)2)
3)3)
3)3)
1
2 x
2
4)4)
1x
2
5
x
4)4)
5
x
Вариант 1
Вариант 2
АА33..Выполните деление:
АА33..Выполните умножение:
5 2
x
y
1
:
10
1
y
50 2
x
2)2)
y
1
4) 4) 50х2
1)1)
3)3)
2x
2
2x
2
1)1)
3)3)
4
a
a
5
12 3
a
a
5
a
6
2
a
2
25
2)2)
4)4)
5
a
a
2
3
a
a
5
3a
5
Вариант 3
Вариант 4
АА33..Выполните деление:
АА33..Выполните умножение:
1
:
x
2
x
2
x
8
2)2)
4)4)
1
x
4
x
1
4
x
x
1
1) 1) 4х
3)3)
1x
2
x
42
4
x
1) 1) 2
3)3)
2x
2
2
x
2)2)
4)4)
2
1
x
x
2
2
x
x
2
АА44.. Упростите выражение:
Вариант
1
Вариант
2
Вариант
3
Вариант
4
x
y
a
b
y
x
b
a
y
x
1
x
y
1)1)
y
x
xy
ba
:
1)1)
:
y
x
1)1)
b
a
x
y
ba
ab
y
x
xy
2)2)
2)2)
y
x
xy
ba
ba
2)2)
y
x
xy
3)3)
3)3)
3)3)
x
y
xy
ba
ab
x
y
xy
4)4)
x
y
4)4)
ba
ba
x
y
4)4)
a
b
1
ab
1)1)
ba
ab
2)2)
ba
ba
3)3)
ba
ab
4)4)
ba
ba
Используемая литература:
1.
2.
3.
4.
5.
«Алгебра 8 класс», часть 1, учебник, под
редакцией А.Г. Мордковича, Мнемозина, 2007 г.
«Алгебра 8 класс», часть 2, задачник, под
редакцией А.Г. Мордковича, Мнемозина, 2007 г.
«Тематический сборник тестовых заданий по
алгебре для подготовки к государственной
(итоговой) аттестации в новой форме», базовый
уровень, под редакцией Е.А. Семенко,
ПросвещениеЮг, Краснодар, 2008 г.
«Экзаменационные тестовые задания»,
Федеральная служба по надзору в сфере
образования и науки РФ, 2008 г.
«Краевые диагностические работы по алгебре в
9 классе», Департамент образования и науки
Краснодарского края, ККИДППО, 2008 г.