конспект урока "Антонимы"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проводится работа над развитием речи учащихся, прорабатываются понятия: антоним, стилистическая роль в предложении Разбирается средство художественной выразительности - метафора. Организована работа с упражнениями учебника. Закрепление проводится в форме игры "Кто быстрее?" и небольшого диктанта. Урок по желанию легко редактируется и корректируется.конспект урока русского языка
Иконка файла материала Урок9.doc
УРОК. АНТОНИМЫ КЛАСС: 5 Цели: сообщить об антонимах, их роли в речи; учить подбирать антонимы; развивать умение находить их в тексте, употреблять в речи. Ход урока I. Проверка домашнего задания. II. Словарно­орфографическая работа. Антоним от лат. – anti – ‘против’  – оnyma – ‘имя’ Основой   антонимии   является   наличие   в   значении   слова   качественного признака,   который   может   возрастать   или   убывать   и   доходить   до противоположного. Многозначность слов обусловливает наличие у одного и того же слова не одного, а нескольких антонимов.  (Низкий забор – высокий забор, низкий поступок – благородный поступок.)  Различают словарные антонимы и контекстуальные. III. Наблюдения, с. 148 учебника. IV. Укажите антонимы, определите их стилистическую роль. 1) Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалекие, красивые   и   уроды,   здоровые   и   больные,   веселые   и   угрюмые,   старые   и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые. (Б. Черкасов.) 2) У прохожих на виду Висело яблоко в саду, Ну кому какое дело? Просто  Яблоко Висело. Только конь сказал, Что низко, А мышонок – Высоко,  Воробей сказал,  Что близко, А улитка – далеко. А теленок озабочен Тем, что яблоко Мало. А цыпленок – тем, Что очень Велико и тяжело,  А котенку все равно:  – Кислое, зачем оно? – Что вы? – Шепчет червячок, – Сладкий у него бочок.V. Выполнение упражнений 359, 360. VI. Сгруппируйте пары слов­антонимов по частям речи. Друг, развязать, длинный, сладкий, убавить, ложь, прибавить, недруг, завязать, короткий, правда, горький. Внимание! Антонимами всегда являются слова одной и той же части речи. VII. Игра «Кто быстрее?». К каждому слову подберите сначала синоним, а затем антоним. Мощный, жара, счастье, правда, здоровье, воля, друг, богатый. VIII. Запись под диктовку. Подчеркните в тексте антонимы. Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая   травинка.   Поблекшие   и   зацветающие   цветы.   Сверкающий   иней   и бабочки. Теплое солнце и холодная радуга. Увядание и расцвет. Тишина и песни. И грустно, и радостно. Н. Сладков Домашнее задание: упражнения 361, 362 (устно).

Посмотрите также