Конспект урока "Басня как литературный жанр. И.А. Крылов «Слон и Моська»"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Басня как литературный жанр. И.А.Крылов «Слон и Моська» Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова “Слон и Моська”. Задачи: • Образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен; • Развивающие: развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать, пересказывать, инсценировать басню; • Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств.Конспект урока "Басня как литературный жанр. И.А. Крылов «Слон и Моська»"
Иконка файла материала конспект.docx
   Тема урока: Басня как литературный жанр. И.А.Крылов «Слон и Моська» Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова “Слон и Моська”. Задачи: Образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве  И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых  басен;   Развивающие: развивать аналитические и творческие способности, умение  рассуждать, выразительно читать, пересказывать, инсценировать басню; Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как  части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств. Тип урока: урок усовершенствования знаний, умений и навыков. Вид урока: урок­беседа, комбинированный. Методы: групповая, коммуникативная, диалог. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал. 1. Организационный момент. – Урок литературного чтения, но прежде, чем его начнём, хотелось бы узнать  какое у вас настроение.  – Покажите ту полоску, которая соответствует вашему настроению. (На партах  лежат полоски­“настроения” двух видов. Зелёная – настроение радостное,  весёлое. Красная – тревожное) ­ А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. – Рада, что у многих ребят хорошее настроение, надеюсь, что наш урок улучшит  настроение другим ребятам. 2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. Учитель: ­ Прочитайте отрывки, определите жанр произведения, автора и  название. 1. Электроник взял бумагу и карандаш Раздел «Любимые книги»  Приключения Электроника. Евгений Велтистов. и мгновенно нарисовал чертёж 2. Королева издает Указ о том, чтобы к Новому году была доставлена во дворец  полная корзина подснежников, за что обещает наполнить корзину золотом.  ( «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршак. Драматическая сказка.) 3. Вот то­то мне и духу придает, Что я совсем без драки, И . А. Крылов «Слон и Моська» Могу попасть в большие забияки. Учитель: ­ Какие произведения нам уже знакомы, и с чем мы встретились науроке впервые? ­ Какая тема сегодняшнего урока? Иван Андреевич Крылов « Слон и Моська» ( с. 91) 3.Постановка цели и задач урока. Выявление места и причины затруднения  (постановка проблемного вопроса). Сценка «Встреча с И.А.Крыловым» Входит Крылов. У него в руках книга с надписью «Эзоп. Басня». Он читает книгу. Появляются Оля, Игорь и профессор. Игорь: Оля, смотри, мы в Москве 19 века! Оля: А что это за книги? (показывает на книги у доски) Пока Оля и Игорь рассматривали книги, Николай Александрович вступил в  разговор с незнакомцем ­Интересуетесь баснями Эзопа, милостивый государь? ­ Да, и весьма. А каковы ваши интересы, позвольте узнать? ­ Я интересуюсь детским чтением… но, простите, я не представился. ­ Профессор Рождественский к вашим услугам. ­ Крылов, Иван Андреевич, ­ в свою очередь представился его собеседник,  приподняв шляпу. Игорь схватил Олю за руку, и близнецы, забыв о приличиях, стали в упор  рассматривать человека лет 35, высокого , с грузной фигурой. (Ну конечно же,  это тот портрет висел у них в классе, только живой Крылов, которого они сейчас  видели, был значительно моложе) ­ Позвольте выразить вам свое восхищение, сударь,­ продолжал Николай  Александрович. – Я знаком с вашими пьесами и баснями, весьма и весьма занятно. Жаль, что басни не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны. ­ Я не могу с вами согласиться, милостивый государь, ­ возразил Крылов,­  напротив, я видел, как читают мои басни дети. Им понятен смысл и интересен  короткий занимательный сюжет. Басни чем­то напоминают сказки: Дети любят  разыгрывать басни. Так – то, сударь….­ и Крылов, поклонившись на прощанье,  уходит. ­Нам пора, друзья мои, ­ обратился к детям Николай Александрович Игорь, наконец, пришел в себя после всего увиденного и услышанного. ­ Хм, басни, ­ сказал он вдруг. – Я никогда их особенно не любил, а теперь почему – то захотелось почитать Крылова.­ Как только вернемся, мы обязательно почитаем, ­ отозвался Н.А.    Учитель: ­ Итак, ребята, вы уже поняли, что мы встретились с великим  баснописцем 19 века И.А.Крыловым. ­­­ С кем встретились наши герои? Что из их разговора вы узнали о Крылове? Что утверждает Николай Андреевич? С чем не  согласен И.А. Крылов? Как бы вы сформулировали проблемный вопрос урока?  ­ А теперь сравним ваши вопросы с проблемным вопросом авторов учебника лит.  чтения. Проблемный вопрос: ­ Актуальны ли басни И. А. Крылова в наше время и  почему мы их читаем, заучиваем?  ­ Совпали наши мнения? 4. Построение проекта выхода из затруднения. ( способ, план, средство). Учитель: – Посмотрите внимательно на экран.  – Чей портрет вы видите? (Портрет И. А. Крылова.) ­ Сегодня мы с вами продолжим знакомство с удивительным человеком, который  жил в 19 веке. Художник К.Брюллов изобразил его сидящим в кресле. На темном  фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с  выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и  проницательные глаза мудрого человека ­Что волновало его, о чем он писал, как сложилась его жизнь, и почему его  произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам  предстоит узнать. Слова: биография, басня, мораль, «Слон и Моська», актуальность  ­ будут опорными словами на уроке. 5. Реализация построенного проекта. – Мои помощники на уроке познакомят нас с краткой биографией И. А. Крылова.  1­йученик: Родился будущий знаменитый писатель 13 февраля 1769 года в семье  армейского офицера . Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в  детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать следила за егозанятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось  идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате. 2­й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды.  Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени:  владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу.  В пожилом возрасте выучил греческий язык. 3­й ученик: В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих  современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому  автор высмеивал человеческие пороки через образы животных 4­ученик: . И.А.Крылов сочинял не только басни. Он создавал оперы, комедии,  трагедии, повести и даже роман. Свою первую пьесу он сочинил, когда ему было  15 лет, и получил за нее от издателя немалый по тем временам гонорар – 60  рублей. Радость Крылова была велика. Но он обрадовался еще больше , когда  вместо денег ему позволили выбрать на эту сумму книги лучших драматургов.  Тогда ему было 15 лет. А в 20 лет он уже самостоятельно издавал журнал «Почта  духов» и печатал в нем свой роман. А басни Крылов начал писать в 1806 году, то  есть в начале 19 века. За свою жизнь И.А.Крылов написал более 200 басен. За  свою литературную деятельность И.А.Крылов был избран академиком  Петербургской Академии наук. Именно басни обессмертили его имя 5­ученик: Басни люди стали писать еще в древности. Первые басни,  сохранившиеся до наших времен, принадлежат древнегреческому баснописцу  Эзопу. Его книгу читал Крылов при встрече с нашими героями. Эзоп был рабом и  не мог открыто смеяться над людьми., обладающими властью. Он стал  придумывать истории, которые случались с животными. И хотя все понимали ,  что идет речь о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том , что он высмеивает  поступки определенного человека. Т.Е. Эзоп придумал иносказание,  иносказательную речь. И мы, читая басни, будем учиться понимать  иносказательную речь. В каждой стране свои баснописцы. В Росcии лучшим  баснописцем считается И.А.Крылов. Учитель: Что вы можете добавить из биографии о писателе? – Вам знакомы произведения И.А. Крылова? ­ Давайте вместе с вами вспомним их. 1. «Попрыгунья стрекозаЛето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза…» Учитель:­ Кто сможет продолжить? «Вороне где­то бог послал кусочек сыру…  2. На ель ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем Уж собралась…» Учитель: ­Что еще вы можете прочитать из произведений Крылова? (чтение 1­2  отрывков) – Кто из казахских поэтов переводил произведения Крылова?  –Вы  можете вспомнить какие –нибудь строки? 6. Первичное закрепление с проговариванием. Учитель: ­ Как вы считаете, к какому литературному жанру относятся эти произведения?  ( басня) – Что такое басня?  – Трудно ответить на этот вопрос? Где можем найти ответ?  ­  Параллельно, работаем в тетради, с. 37, 1 задание. ­ Читаем монолог Крылова (самостоятельное чтение, затем выборочное  чтение и запись в рабочей тетради) по цепочке Я вам постараюсь помочь. Работа с текстом и в тетради, чтение вывода. ­ Читаем, что же такое басня? (Басня – это занимательный короткий рассказ, в форме диалога, где герои –  животные, предметы, иногда люди, выражают основную идею о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера. Учитель:­ Вывод или поучение, в котором выражена главная мысль –  это мораль басни. ­ Вспомните, в басне «Стрекоза и муравей» какова мораль? (Ты все пела, это  дело, так поди же, попляши…) 7. Знакомство с басне Крылова «Слон и Моська» Учитель. Сегодня мы знакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова. “Слон и  Моська”. Прогнозирование содержания– Посмотрите на иллюстрацию. Как думаете, о чём эта басня? Самостоятельное чтение . 1. Чтение учителем.     Инструкция к выполнению работы. 2.Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения. – Оправдались ли ваши предположения о содержании басни? 2.Словарная работа. – Встретились ли вам незнакомые слова? – Давайте посмотрим значение этих слов. Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела. Напоказ –  для вида, для показа Забияка – человек, который любит затевать ссоры. Отколе – откуда. Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.  Диковинка – странная, удивительная вещь или явление ­ Поработаем над басней и прочитаем её более внимательно. Вы будете работать в группах. Работу выполняем, следуя инструкции. 1 группа.   Прочитайте басню «по цепочке» и ответьте на вопросы. 1. Где происходит действие? 2. Назовите действующих лиц басни. (Действующие лица в басне: автор,  Моська, Шавка) 3. Как ведёт себя Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.) 4. Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице, и,  даже, не замечает Моську) Свой ответ начните так. Слона привезли в город для выступления. Циркач­ дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое  представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением. Это ответ на 1 и 2 вопрос, дальше ответы продолжите самостоятельно. 2 группа. Инструкция к выполнению работы. Прочитайте «по цепочке» басню. Используя выборочное чтение, ответьте на вопросы. 1. Какой вы представляете Моську? А слона? 2. Какой вы представляете Шавку? 3. Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське?  (Соседка…….) 4. Прочитайте, зачем Моська напала на слона? (что она без драки…..­ 5. Что высмеивает И.А. Крылов в басне? (Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не  боится, даже, Слона. Она понимает, что не представляет для Слона  никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется  показать себя и выделиться среди других.) Учитель. ­ Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться,сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к  себе внимание. 3 группа. Подготовьтесь прочитать басню по ролям. – Сколько нужно человек для чтения? (3) – Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию. – Какова мораль этой басни (Ай, Моська….) ­ Работу 3 группы мы проверим чуть позже. Чтение мастером художественного слова. – Ребята, я предлагаю вам посмотреть диафильм «Слон и Моська» – Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня  актёром? Заметили разницу при чтении? Чтение по ролям­ 3 группа. ­ Давайте попробуем и мы, прочитать басню по ролям, соблюдая правильную  интонацию. Выступление 3 группы. Учитель: – Когда в жизни можно употребить слова: “Ай, Моська! Знать, она  сильна, что лает на Слона!?” (– Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело,  которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества,  которых у него нет.) 9. Включение в систему знаний и повторение. Учитель: ­ Вернемся к важному  вопросу. Почему мы до сих пор читаем, заучиваем басни И.А.Крылова и они актуальны в  наши дни? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание.  Прочитайте слова. (Ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность,  хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, трудолюбие, хвастовство.)  Разбейте их на две группы.  1­я: черты характера, которые высмеивает баснописец.  2­я: черты характера, которые одобряет баснописец. Подводящий диалог. Учитель – Посмотрев, вашу работу, со многими я согласна . Проверим , как вы разделили слова на 2 группы.   ­ Оцените свою работу. (Самопроверка) – Чему учат басни? Назовите положительные качества…….. – Так почему же басни Крылова актуальны в наше время?  10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Учитель: Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо  знакомыми крыловскими персонажами. По­прежнему среди нас Ворона и Лисица,Лебедь, Рак и Щука, И если присмотреться, то какие­то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством,  талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать  лучше. – Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились. Самооценка учащихся и оценка учителя. Домашнее задание:  а) Выучить басню «Слон и Моська» наизусть. б) Прочитать басню выразительно, нарисовать свою иллюстрацию к басне «Слон и Моська» И.А.Крылова. ( по желанию) Рефлексия.  – У каждого ребёнка на парте маленькое «сердечко» из цветной бумаги.  Напишите на «сердечке» одно слово, чему научили вас басни И. А. Крылова.

Посмотрите также