Конспект урока биологии 5 класс
«Среда обитания организмов»
Цель урока:
Ø Узнать, что такое среда обитания организмов;
Ø Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;
Ø Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них;
Ø Конкретизировать знания учащихся о различных средах обитания организмов;
Ø Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.
Тип урока:
Ø Урок изучения нового материала с использование ИКТ и систематизации знаний
Используемое оборудование:
Ø Мультимедийный проектор, презентация «Среда обитания организмов» (в программе Power Point), ватман, клей, маркеры, фотографии животных разных сред обитания (можно взять из презентации); учащиеся разделены на группы по 4 человека, карточки с номерами столов, бейджики с именами учащихся.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
а) Вступление-приветствие.
– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…
Для этого мне понадобиться ваша помощь.
Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы?
Ответы учеников
Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!
б) Озвучивание темы. (Приложение 1 – презентация Power Point)
СЛАЙД 1: Тема урока: Среды жизни организмов. Приспособленность к среде обитания.
в) Постановка задач урока самими учащимися.
– Как вы думаете, какие цели мы должны поставить сегодня на уроке?
Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?
СЛАЙД 2: Цели урока.
Ответы учащихся
Ø Узнать, что такое среда обитания организмов;
Ø Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;
Ø Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них;
Ø Конкретизировать знания учащихся о различных средах обитания организмов;
Ø Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
– Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.
Давайте вспомним тему прошлого урока. Что мы проходили?
Ответы учеников (Царства живой природы)
Какие царства живой природы вам известны и сколько их
Ответы учеников (4 царства – Бактерии, Растения, Грибы, Животные)
Слайд №3
Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история…
Никто сегодня точно не знает, когда это было, как это было.… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.
- Что за свойства отличают живые организмы от других, неживых тел? (возьмем на столах листочки , подпишем их и письменно ответим на этот вопрос)
теперь обменяемся листочками с соседом по плечу и устроим взаимопроверку
Слайд №4
дыхание
размножение,
раздражимостью,
питание
выделение
рост и развитие
обмен веществ.
А теперь перейдем к изучению нового материала. Внимательно посмотрим на экран
СЛАЙД 5-7:
фотографии представителей различных царств живой природы: бактерии, грибы, растения, животные.
III. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний
- Почему же все живые организмы разные?
Почему отличаются друг от друга?
Ответы учеников (Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях.)
Условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ.
Какие среды обитания вам известны??? Вспомните все, что проходили в младшей школе.
Ответы учеников
Среда обитания – условия, окружающие организм. Существует несколько сред обитания: водная, почвенная, наземно-воздушная.
Слайд № 7
А еще существует еще одна среда обитания – другой организм, паразиты попадают в живые организмы и питаются ими.
СЛАЙД 8 Среды обитания
Слайд 9
Попробуем охарактеризовать каждую из этих сред.
В какой среде обитания света больше, в какой меньше?
В какой среде больше влаги, а где ее мало???
В какой среде кислорода достаточно, а в какой не достаточно, или не всегда достаточно?
Как изменяется температура??? Резко или плавно???
Учащиеся заполняют схему, обсуждая характеристики в группах
ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕД
Факторы среды |
Водная |
почвенная |
Наземно-воздушная |
Другой организм |
Количество воздуха |
|
|
|
|
Количество света |
|
|
|
|
Количество влаги |
|
|
|
|
Интенсивность изменения температуры |
|
|
|
|
СЛАЙД 10 Проверка таблицы и обсуждение параметров.
Слайд 11: Приспособленность животных и растений к наземно-воздушной среде обитания. Обобщаются ответы учеников, устно оформляется вывод о приспособлениях к различным средам обитания жизни.
Слайд 12: Приспособления к жизни в водной среде
Слайд 13 Приспособления к жизни в почвенной среде
СЛАЙД 13: Обитатели почвенной среды
Земноводные – организмы, живущие в наземно-воздушной и водной среде.
Обратить внимание на организмы, обитающие в двух и более средах: бактерии, лягушки, мыши.
IV. Этап закрепления знаний
Творческая работа «Кто где живет?»
Попробуем населить наши царства – среды обитания соответствующими живыми организмами. Для этого нам необходимо распределить изображения животных, растений, бактерий, грибов по средам обитания.
– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что:
Ответы учеников
СЛАЙД последний: Выводы по уроку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.