Конспект урока биологии "Место человека в системе органического мира"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
06.06.2018
Конспект урока биологии "Место человека в системе органического мира" позволяет интересно организовать первый урок в 8 классе. Ребятам предлагается поделиться на группы и с помощью наглядного материала составить коллажи по теме, затем представить их. В конце урока ребята определит место человека в системе органического мира и найдут признаки, которые его сближают с животными и отличают от животных.
Место человека в системе органическкого мира.docx
Место человека в системе органического мира, 8 класс
Цель: создать условия для формирования у обучающихся интереса к изучению нового курса, для понимания
места человека в системе органического мира, для формирования представлений о сходстве и различиях в
строении человека и животных.
Метапредметных:
Познавательные УУД: представление результатов проделанной работы. (Индикатор: выделяет в тексте
главное, составляет коллаж «Место человека в системе органического мира», представляет аудитории
результаты проделанной работы).
Регулятивные УУД: целеполагание (Индикатор: ставит цель своей деятельности).
Коммуникативные УУД: распределяют роли в группе (Индикатор: каждый выполняет определенную роль).
Конструктивное взаимодействие в группе (Индикатор: нет конфликтов, нарушений дисциплины).
Актуализация опорных знаний:
Данный курс 8 класса продолжает изучение биологии, на уроках в этом году мы будем знакомиться
подробно с Человеком.
Человек является живым организмом, частью живой природы.
Вы знаете, что существует классификация живых организмов и изучает ее наука – систематика (это
наука, изучающая все многообразие живых организмов и разрабатывающая принципы их классификации).
На доске записаны систематические категории, составьте правильную последовательность, начиная с
наибольшей. (Царство, Тип, Класс, Отряд, Семейство, Род, Вид).
Назовите царства живой природы (Животные, Растения, Бактерии, Грибы, Вирусы). К какому
царству принадлежит человек?
Все живое в течение времени меняется, сегодня мир населяют живые организмы, которые
отличаются от тех, которые были, например, 10 миллион лет назад. И человека 10 миллионов лет назад еще
не было на Земле. Существует биологическая наука, которая изучает историческое развитие живой природы.
Как называется эта наука? Эволюция.
Назовите ученого, имя которого неразрывно связано с эволюционным учением и теорией эволюции.
Чарльз Дарвин.
Как вы думаете, почему человека не выделяют в отдельное царство живой природы, и какое место он
занимает в системе органического мира? (потому что человек имеет черты сходства с животными,
следовательно, принадлежит царству Животные; нет яркого критерия, чтобы выделить человека в отдельное
царство).
Сегодня на уроке мы ответим на этот вопрос.
Наша цель: определить место человека в системе органического мира и найти признаки, которые его
сближают с животными и отличают от животных.
Вам необходимо поделиться на группы, у каждой группы будет свое задание, в конце урока группа
должна представить результаты своей работы.
Согласно Положению Кадетского корпуса об оценивании – 3 ставится, если выполнено 5069%, 4 –
7089%, 5 90100%.
Ваша отметка будет складываться из двух составляющих: результат работы группы – за него вы
можете получить 5 баллов максимум, и личный результат – за него вы можете получить 3 балла максимум,
т.е. всего 8 баллов – это 100%. Личный результат будет проставлять эксперт в группе, от 0 до 3 баллов.
Чтобы получить тройку вам достаточно набрать 5 баллов, чтобы четверку – 6 или 7, а пятерку – 8.
На работу в группах 20 минут, правила работы в группе (взаимоуважение, работают все,
распределяем роли).
В группах распределяют роли (выбирают эксперта, генератора идей, редактора, выступающего).
1 группа. Человек – представитель хордовых.
Прочитайте текст параграфа на странице 6. Выясните, почему человека относят к типу Хордовых. Оформите
полученную информацию в виде коллажа, используя данные учебника и предложенные картинки и фото.
Самую важную информацию дайте одноклассникам в сжатом виде под запись.
1. На ранних стадиях развития у человека формируется осевой скелет – хорда, над ней развивается
нервная трубка, а под ней – первичная кишка.
2. Опорой тела человека служит внутренний скелет.
3. Центральная нервная система имеет трубчатое строение, представлена спинным и головным
мозгом. 4. Кровеносная система замкнутая, центральный орган кровообращения – сердце.
5. Дыхательный аппарат сообщается с внешней средой через глотку, полости носа и рта.
2 группа. Сходство человека с млекопитающими.
Прочитайте текст параграфа на странице 67. Выясните, почему человека относят к классу Млекопитающих.
Оформите полученную информацию в виде коллажа, используя данные учебника и предложенные картинки и
фото.
1. Живорождение и вскармливание потомства молоком.
2. Вынашивание плода в своем теле.
3.Постоянная температура тела.
4. Наличие грудобрюшной преграды – диафрагмы.
5. Семь шейных позвонков.
6. Два поколения дифференцированных зубов.
7.Оформленные губы и мускулистые щеки.
8. Четырехкамерное сердце.
9. Наружное и внутреннее ухо.
10. Кожа, покрытая волосяным покровом.
11. Молочные железы с сосками.
3 группа. Человек, как представитель отряда Приматов.
Прочитайте текст параграфа на странице 7. Выясните, почему человека относят к отряду Приматов.
Оформите полученную информацию в виде коллажа, используя данные учебника и предложенные картинки и
фото.
1. Пятипалая конечность с плоскими ногтями. Большой палец противопоставлен всем пальцам кисти.
2. Пропорции тела – короткое туловище и длинные ноги.
3. Сходное строение верхней губы, наружного носа, ушной раковины, мимика.
4. Физиологические особенности – биохимический состав крови, структура ДНК.
4 группа. Рудименты и атавизмы.
Прочитайте текст параграфа на странице 78. Выясните, что такое рудименты и атавизмы. Оформите
полученную информацию в виде коллажа, используя данные учебника и предложенные картинки и фото.
Рудименты – это органы, которые когдато активно функционировали у наших предков, а сейчас
утратили свое значение.
Копчиковые позвонки и мышцы, ушные мышцы, волосяной покров на теле, шейные ребра, третье веко.
Атавизм – появление у отдельных организмов признаков, которые существовали у отдаленных предков,
но были утрачены в процессе эволюции.
Хвост, многососковость, сильное оволосенение.
5 группа. Специфические особенности человека.
Прочитайте текст на странице 811 «В чем сила человека?». Оформите полученную информацию в виде
коллажа, используя информацию учебника и предложенные картинки и фото.
1. Уникальный по своей сложности мозг.
2. Вертикально ориентированный скелет.
3. Руки с большим диапазоном разнообразных движений, способные захватывать и удерживать мелкие
предметы.
4. Объемное цветовое зрение.
Выступление групп. Остальные записывают самое главное. Заполняют таблицу
«Черты сходства человека и животных»
Черты сходства
Систематическая категория
Тип Хордовые
Класс Млекопитающие
Отряд Приматы
Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке? Какие затруднения возникли при работе с информацией?
Что больше всего понравилось?
Как могут пригодиться полученные знания в реальной жизни?
1 группа. Человек – представитель хордовых
Прочитайте текст параграфа на странице 6. Выясните, почему человека относят к типу Хордовые, подтипу
Позвоночные. Оформите полученную информацию в виде коллажа, используя данные учебника и
предложенные картинки и фото. Самую важную информацию дайте одноклассникам в сжатом виде под
запись. 2 группа.
Сходство человека с млекопитающими
Прочитайте текст параграфа на странице 67. Выясните, почему
человека относят к классу Млекопитающих. Оформите полученную
информацию в виде коллажа, используя данные учебника и предложенные
картинки и фото. Самую важную информацию дайте
одноклассникам в сжатом виде под запись. 3
группа.
Человек, как представитель отряда
Приматов
Прочитайте текст параграфа на странице 7. Выясните, почему человека относят к отряду Приматов.
Оформите полученную информацию в виде коллажа, используя информацию учебника и предложенные
картинки и фото. Самую важную информацию дайте одноклассникам в сжатом виде под запись. 4 группа. Рудименты и атавизмы
Прочитайте текст параграфа на странице 78. Выясните, что такое рудименты и атавизмы. Оформите
полученную информацию в виде коллажа, используя информацию учебника и предложенные картинки и
фото. Самую важную информацию дайте одноклассникам в сжатом виде под запись. 5 группа. Специфические особенности человека.
Прочитайте текст на странице 811 «В чем сила человека?». Оформите полученную
информацию в виде коллажа, используя информацию учебника и предложенные картинки и
фото.
Конспект урока биологии "Место человека в системе органического мира"
Конспект урока биологии "Место человека в системе органического мира"
Конспект урока биологии "Место человека в системе органического мира"
Конспект урока биологии "Место человека в системе органического мира"
Конспект урока биологии "Место человека в системе органического мира"
Конспект урока биологии "Место человека в системе органического мира"
Конспект урока биологии "Место человека в системе органического мира"
Конспект урока биологии "Место человека в системе органического мира"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.