Конспект урока биологии на тему "Общая характеристика и многообразие паукообразных"
Оценка 4.9

Конспект урока биологии на тему "Общая характеристика и многообразие паукообразных"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
биология
7 кл
03.03.2017
Конспект урока биологии на тему "Общая характеристика и многообразие паукообразных"
урок биологии на тему "Общая характеристика и многообразие паукообразных" включает в себя выполнение проверочной письменной работы по теме "Ракообразные", изучение нового материала, задания на закрепление изученного материала, графический диктант, решение биологических задач. урок направлен на развитие памяти, логического и критического мышления.
паукообразные.doc
Тема урока : Общая характеристика и многообразие паукообразных.   Цель: 1. Образовательная: Сформировать знания об особенностях стрроения и жизнедеятельности паукообразных. 2. Развивающая: развитие памяти, логики, критического мышления. 3. Воспитательная: Воспитание научного мировоззрения. Оборудование: Учебники, тетради, презентация. Тип урока: Комбинированный урок. Ход урока: 1. Организационный момент 2. Контроль ЗУН Класс Ракообразные. 1. Ракообразные – это:   А – наземные животные;   Б – преимущественно водные животные;   В – животные, приспособленные к полету;   Г – животные, обитающие только в пресных водоемах. 2. К ракообразным относят:   А – дафнию;     Б – креветку;      В – большого прудовика;      Г – мокрицу. 3. Для рака характерна линька, которая представляет собой процесс:   А – разрушения красящих веществ при варке рака;   Б – смены наружных покровов у животного;   В – передвижения «задом наперед»;   Г – удаления непереваренных остатков пищи. 4. Органы чувств помогают ракообразным:   А – находить добычу;                                      В – переваривать пищу;   Б – уходить от опасности;                               Г – удалять вредные продукты обмена. 5. Ракообразные приспособлены к жизни в воде:   А – дышат при помощи жабр;                      В – брюшко заканчивается хвостовым плавником;   Б – дышат при помощи легких;                    Г – тело защищено хитиновым покровом. 6. Органами защиты у речного рака служат:   А – глаза;              Б – брюшные ножки;             В – клешни;            Г – длинные усики. 7. К органам чувств речного рака относят:   А – органы зрения;       Б – органы осязания;        В – зеленые железы;       Г – орган равновесия. 8. Органом выделения рака являются:   А – почки;        Б – анальное отверстие;        В – кишечник;         Г – зеленые железы. 9. В пресных водоемах пищей малькам рыб служат:  А – мокрицы;        Б – дафнии;        В – креветки;         Г – циклопы. 3. Изучение новой темы Я сейчас прочту для вас стихотворение, а вы должны определить о каком животном идет речь и в конечном итоге  определим тему нашего  урока. Нашел укрытие в цветке И в восемь глаз глядит, Заметив муху на листке, К ней в восемь ног спешит. Его собратья сети ткут – Тончайшая работа. А он, как волк: то там, то тут­ На мух идет охота!\ . Рассмотрим  внешнее строение паука.  Теория:  Триста пятьдесят миллионов лет назад суша планеты Земля  была безжизненна и пуста.   И тут  случилось! – из моря на сушу вылезли первобытные паукообразные­ предки скорпионов и пауков….  Вопрос: А как вы думаете, в результате каких причин древние предки пауков­вышли на сушу из моря? 1) Спасались  от хищников, 2) Недостаток пищи,  3) Изменение климата, 4)Пересыхание водоемов. Ответ поясните. Как можно  проверить ваши предположения. Класс паукообразных (Arachnida) — одна из древнейших групп животных: их современный облик  сформировался ещё во времена динозавров, сотни миллионов лет назад. Современной науке известно более 70  тысяч видов паукообразных, да ещё столько же, а то и больше, неизвестно.  Как и все членистоногие (Arthropoda), паукообразные имеют наружный скелет. У всех паукообразных восемь ног.  Передняя часть тела, соответствующая голове и груди , слитная и называется головогрудь. На ней находятся глаза, ноги,  ротовые придатки: хелицеры (верхние челюсти) и педипальпы (ну пока пусть будут руки, хотя можно сказать и нижние челюсти). Задняя часть тела называется брюшко. Внутри него находятся не только органы пищеварения, но и сердце,  органы дыхания и размножения, и всё прочее. Брюшко у паукообразных может быть многочленистым (скорпионы),  сплошным (пауки) или сросшимся с головогрудью (клещи).   Рассмотрите внешнее строение паука. Наружное строение. Тело покрыто наружным скелетом (экзоскелетом) и состоит из двух отделов – головогруди,  образованной слившимися головой и грудью, и брюшком. Они соединены друг с другом узким стебельком. На переднем  конце головогруди находятся простые глаза, расположение которых служит важным классификационным признаком. У  большинства пауков их четыре пары. Спереди на голове находятся две направленные вниз напоминающие челюсти  хелицеры, каждая из которых оканчивается острым коготком. На нем открываются расположенные в этих конечностях  ядовитые железы. Вторая пара – педипальпы, используемые как щупики и хватательные структуры. У половозрелых  самцов их концы видоизменены и используются для спаривания. Между основаниями педипальп находится маленькое  ротовое отверстие. У всех пауков в  четыре  пары ходильных ног. Последний членик каждой из них несет по крайней мере два коготка, а у некоторых видов их намного больше. Паутинные железы открываются на нижней стороне брюшка обычно шестью паутинными бородавками. Спереди от них расположены маленькие дыхательные отверстия – дыхальца, или  стигмы.  Вопрос: Какие особенности строения позволили  паукам расселиться по всему земному шару?  1) Наличие мощных челюстей. 2) Наличие ядовитых  желез. 3) Наличие паутинных бородавок, 4) Наличие  хитинового покрова. Ответ поясните.  (Новые понятия)          Хелицеры­  крючкообразные , твердые челюсти., хватают пищу,  прокалывает жертву.  Ногощупальца­ короткие, чувствительные с    волосками ­органы осязания.    Паутинные бородавки Б. Рассмотрим  внутреннее строение паука. Пауки питаются жидкими тканями, высасываемыми из своих жертв, главным образом насекомых. Пищеварительная  система пауков состоит из специализированного сосательного желудка, еще одного желудка со слепыми выростами и  кишечника, окруженного пищеварительной железой («печенью») и открывающегося на конце тела анусом.  Кровеносная система незамкнутая. Она состоит из сердца, артерий, вен и пространств (синусов) между органами,  омываемых бесцветной кровью (гемолимфой). Сердце – это пульсирующая трубка с отверстиями (остиями), тянущаяся  вдоль спинной стороны полости тела. В отличие от насекомых, оно не разделено на несколько камер.  Пауки, как уже говорилось, дышат воздухом. Органами дыхания у них служат трахеи и легкие, называемые легочными  книжками. Каждая такая книжка состоит из мешочка, одна из стенок которого сложена в виде многочисленных  листовидных складок, напоминающих страницы. В них происходит обмен кислородом и углекислым газом между  кровью и воздухом. Наружу легкие открываются дыхальцами. У наиболее примитивных пауков две пары легочных  книжек, у более продвинутых одна из них или обе заменены пронизывающими тело трахеями.  Выделительная система состоит из пары коксальных желез в головогруди и т.н. мальпигиевых сосудов в брюшке,  которые открываются в кишечник.  Нервная система аналогична таковой у насекомых. Она состоит из брюшного ствола с отходящими к разным органам  ветвями и ганглиев, собранных в головогруди в крупный подглоточный узел, над которым находится надглоточный –  «головной мозг». На педипальпах и ходильных ногах расположены сенсорные волоски.  Половые органы представлены яичниками у самок и семенниками у самцов. Их отверстия находятся снизу у основания  брюшка.  Оплодотворение у пауков – весьма сложный процесс. После спаривания самка часто съедает самца. Яйца  откладываются в паутинном коконе, который самка носит с собой или прикрепляет к твердому предмету, например к  растению. У некоторых пауков эти коконы хорошо заметны на деревьях, особенно зимой после опадения листьев.  Вылупившиеся из яиц паучки вскоре начинают плести собственные ловчие сети или расселяются по воздуху,  прикрепившись к летучим паутинкам 4.Закрепление:                 Графический диктант  1.Тело паука подразделено на головогрудь и брюшко. 2. У паука 3 пары ног. 3. Органы дыхания – трахеи и легочный мешок. 4. Паутинные бородавки находятся на брюшке. 5.Тарантул опаснее каракурта. 6. Яд каракурта смертелен . 7. Самый маленький паук – птицеед. 8. Паутина помогает паучатам расселяться. 9. Паутина обладает бактерицидными свойствами. 10 У паука есть длинные усики. 11. У паука 8 ног. 12. У пауков желудок жевательный. 13.Яд паука не только умершвляет жертву , но и переваривает ее. 14. Клещи относятся к паукообразным. Биологические задачи. 1.   У паука­крестовика имеются ногощупальцы и ходильные ноги. Отличаются ли они по строению и функции.  2.   Если положить на паутину чистую бумажку, паук на нее не реагирует, но если на ней была раздавлена муха, то паук  нападет на бумажку и путает ее паутиной. Дайте объяснение поведению паука  3.   Паук­крестовик твердую пищу есть не может, но его жертвы насекомые имеют твердый покров. Каким образом паук все же  питается насекомыми  4.   Два друга поспорили: один утверждал, что скорпион ­ представитель ракообразных, а другой ­что спорпионы относятся к  паукам. Кто из них прав ? 5.Домашнее задание : § 42 , кроссворды и сообщения.

Конспект урока биологии на тему "Общая характеристика и многообразие паукообразных"

Конспект урока биологии на тему "Общая характеристика и многообразие паукообразных"

Конспект урока биологии на тему "Общая характеристика и многообразие паукообразных"

Конспект урока биологии на тему "Общая характеристика и многообразие паукообразных"

Конспект урока биологии на тему "Общая характеристика и многообразие паукообразных"

Конспект урока биологии на тему "Общая характеристика и многообразие паукообразных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2017