Конспект урока биологии на тему: Цветок и соцветия. 6 класс
Оценка 5

Конспект урока биологии на тему: Цветок и соцветия. 6 класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
биология
6 кл
10.04.2018
Конспект урока биологии на тему: Цветок и соцветия. 6 класс
Конспект урока биологии на тему: Цветок и соцветия. 6 класс Цели: 1.Раскрыть биологическое значение главных частей цветка и соцветия; рассмотреть строение и функции частей цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений показать родство цветковых растений. 2. Развивать коммуникативные навыки, уверенности в себе, познавательной самостоятельности, усвоение новых понятий. 3. Воспитывать бережное отношение к живой природе; способствовать эстетическому воспитанию учащихся. Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
цветок и соцветие.doc
Тема: Цветок и соцветия. Цели: 1.Раскрыть биологическое значение главных частей цветка и соцветия; рассмотреть  строение и функции частей цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений показать родство цветковых растений. 2. Развивать коммуникативные навыки, уверенности в себе, познавательной  самостоятельности, усвоение новых понятий. 3. Воспитывать бережное отношение к живой природе; способствовать эстетическому  воспитанию учащихся. Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала. Методы:  словесные, наглядно­образные. Формы работы:  индивидуальные, фронтальные. Вид урока:  традиционный Оборудование: таблица, репродукции цветов ­ слайды, схемы План    урока 1. Организационный момент. 2. Повторение изученного материала. 3. Изучение нового материала. 1. Репродуктивный орган растения – цветок. 2. Особенности строения околоцветника, их значение в жизни растений 3. Главные части цветка, особенности строения, функции. 4. Соцветия, их отличия от одиночных цветков. 5. Лекарственные растения Оренбургской области. 6. Редкие виды растений Оренбургской области.       4.    Закрепление.       5.    Домашнее задание:  стр. 44­45, вопросы.                                                 *Цветы в легендах и преданиях.                                                  Составить кроссворд 1. Оргмомент.     Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша  Ход урока. совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу,  настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок. 2. Повторение  дом задания.                                               Игра « Ромашка»   Каждый сам выбирает себе лепесток  с вопросом и отвечает на него.            Вопросы                                                               Ответы   1.  Вегетативные органы растения?                      Корень и побег   2.  Из каких частей состоит цветок?                     Стебель, лист, почка   3.  Каково значение корня?                                   Якорь, насос, склад   4.  Типы корневой системы?                                 Стержневая, мочковатая   5.  Виды корней?                                                     Главный, боковые, придаточные   6.  Значение стебля для растения?                        Опора, связь, запас веществ   7.  Значение листьев?                                             Фотосинтез, дыхание, испарение   8.  Строение листа?                                                Листовая пластинка, черешок   9. Расположение листьев и почек?                        Очередное, супротивное, мутовчатое 10. Разновидности листьев?                                     Простые и сложные 11. Виды почек?                                                         Листовые и цветочные 12. Жилкование листьев?                                         Дуговое, параллельное, сетчатое 13Репродуктивный орган растения?                       Цветок 3. Сообщение темы и целей урока. Звучит музыка, показ слайдов с изображением  цветов.   Эпиграфом  к сегодняшнему уроку я выбрала слова:   « На земле произрастают десятки тысяч растений. Но у людей особое, благоговейное  отношение к цветам. Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой,  сколь удивительным и совершенным творением природы они являются. А ведь в самом  крошечном лютике или одуванчике, затерянном во ржи васильке заложена великая  сила, которая заставляет человека радоваться или грустить, переживать, волноваться  или вспоминать о чем­то своем.»    ( по А.И. Герцену) Каждый   из   нас   имеет   любимый   цветок.   Это   может   быть   роза,   хризантема,   незабудка, ромашка.   И  у  каждого   из   нас   возникают   различные   ассоциации,   когда   мы   смотрим   на цветы.(слайды цветов)     ???    Какие это вопросы?    ­  Сколько стоит?    ­  Зачем цветок рождается таким красивым, если его все равно сорвут?    ­  Почему они разные?    ­  Как ухаживать для получения таких цветов?    ­  Почему у цветов именно такая форма и строение?    ­  Какое значение имеет такое строение цветка в природе?    Цветы необычайно разнообразны, но есть набор структур общий для всех цветов. Именно  этим мы сегодня и займемся:  Раскроем биологическое значение главных частей цветка и соцветия;  Рассмотрим  строение и функции частей цветка, соцветий. 4. Изучение нового материала. Я попрошу вас нарисовать цветок. Кто выйдет к доске? Все вы изобразили вспомогательные части цветка. У всех они такие красивые и разные.       ??? А как вы думаете для чего такое разнообразие в природе?   Вывод: Разнообразие окраски и форм цветков является приспособлением растений к  привлечению насекомых­ опылителей. ЦВЕТОК                    Главные  части                                         вспомогательные  ­ околоцветник   ???  В чем отличие лепестков в цветке этих растений? (демонстрация рисунков)                                 Лепестки по отдельности или сросшиеся у цветков. Венчик   может быть сростнолепестным или раздельнолепестным.    ???  В чем отличие этих цветов? (демонстрация рисунков тюльпана и розы) У тюльпана нет чашелистиков, а у розы есть чашелистики.              Венчик окружен чашечкой или иначе чашелистиками, которые служат для защиты, особенно   в   состоянии   бутона,   которые   бывают   сростнолистные   и   раздельнолистные (демонстрация рисунков).      Околоцветник, имеющий венчик и чашечку называется двойным,  а состоящий только из венчика называется простым.    Все части цветка тычинка, пестик, венчик, чашечка располагаются на цветоложе, на  осевой части цветка. Большинство цветков развиваются на цветоножке, которая является  продолжением стебля. Некоторые цветы не имеющие цветоножку называются сидячими  (растение подорожник). Тычинка – мужская часть, состоит из тычиночной нити и пыльника. Именно в пыльниках происходит образование пыльцы. Количество тычинок у цветов различна ( у шиповника их насчитывается 100).          В центре цветка находится  пестик, может быть один или несколько, женская часть. В строение выделят 3 части: рыльце – верхняя часть, столбик – узкая часть, завязь – нижняя расширенная,   Именно в завязи после опыления и оплодотворения образуются семена и плоды.     ???  Мы все знаем растение огурцы? Есть даже те, кто выращивает их на грядках в своем огороде. И вы , наверное, слышали слово «пустоцвет»? А что оно обозначает, вы знаете? Что мы можем сказать про цветы этого растения?                Есть цветы пустые ­ тычиночные (это мужские) и есть пестичные (это женские)            Такие цветы называют раздельнополыми (кукуруза). Раздельнополые  цветы могут располагаться  на одном растении это однодомные растения (кукуруза, огурцы), если в разных растениях это двудомные растения (тополь, ива).       Главные части цветка находятся под защитой околоцветника. Самая заметная часть – венчик   или   лепестки.   Лепестки   служат   для   привлечения   насекомых   опылителей.   У некоторых растений лепестки мелкие, а других крупные.      ??? Итак,  в чем же заключается биологическое значение главных частей цветка ?                   Цветы   содержащие,   и   тычинки,   и   пестики   называются   обоеполые,   которые преобладают среди растений (это такие растения – тюльпан, гладиолус). Работа в тетрадях стр. ЦВЕТОК                       Главные части                                             Вспомогательные – околоцветник тычинка                      пестик                                венчик          чашечка                  цветоложе                                                                                                                                       цветоножка тычиночная нить       рыльце      пыльник                     столбик                         лепестки         чашелистик      видоизмененный                                     завязь                                                                                  стебель сростно­              сростно­ образование              образование               раздельно­           раздельно­ пыльцы                     плодов, семян            лепестный            листный                                                                                    защита  тычинок  и  пестика                                                                                приспособление к опылению    ???  Чем различаются эти цветы?  Как вы думаете, с чем это связано?     Цветы редко расположены поодиночке (тюльпан, роза).  У большинства растений цветки собраны   в   соцветия.   Соцветия   –   это   группа   цветков   на   специализированном   побеге. Основная функция соцветий – служит для привлечение насекомых – опылителей. Соцветия различаются   большим   разнообразием.   Если   цветы   расположены   на   главной   оси,   такие соцветия называются простыми. Простые соцветия более разнообразны:   ­  кисть (ландыш)   ­  головка (клевер)   ­ початок (кукуруза)   ­  колос (подорожник)   ­  зонтик (примула)    Соцветия будут сложными, когда цветки располагаются на разветвлениях то есть на осях второго и третьего порядка:    ­  метелка (сирень)   ­  зонтик (укроп)   ­  колос  (пшеница)   Число цветков в соцветиях разных растений различаются, от 1 – 3 у гороха до 1000 у пальмы. СОЦВЕТИЯ                                простые                            сложные                                              кисть                                             колос                                              зонтик                                                                                         колос                                              зонтик                                              корзинка                                              головка                                              Ветроопыляемые цветы. Физминутка.          Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсон говорил: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода   и   маленький   цветок».   Действительно,   цветы   сопровождают   нас   всю   жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и праздниках, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь. ??? А как  еще человек использует цветы? Лекарственные растения Оренбургской области.  Презентация учащегося ??? А теперь представьте, что люди начнут использовать лекарственные растения. Начнут массово срывать их. К чему это может привести. Редкие виды растений Оренбургской области.     Презентация учащегося   Напрашиваются следующие строки: Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвем цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет доброты, Если только я и ты, Если мы сорвем цветы ...    5. Закрепление.         Итак, мы изучили  строение и функции частей цветка.   Сейчас вы должны выполнить  задания в индивидуальных карточках. 1.   Карточка                 Правильно соедините  стрелками слова правой и левой части.                        Главные части                           чашелистик                                                                столбик           Околоцветник                            лепесток                                                                завязь           Пестик                                         пестик, тычинка                                                                пыльник           Тычинка                                      тычиночная нить                                                                 Рыльце 2.  Работа с гербариями. 6. Итог урока.       Выберите утверждение, соответствующее вашему состоянию на уроке: Я хорошо усвоил,  что………………… Теперь я смогу сам и научу других……………… Меня удивило, что ………………………………………. Мне пригодится в дальнейшем  Домашнее задание: 1) стр. 44­45,  вопросы;                                   2) составить кроссворд;                                   3) цветы в легендах и преданиях

Конспект урока биологии на тему: Цветок и соцветия. 6 класс

Конспект урока биологии на тему: Цветок и соцветия. 6 класс

Конспект урока биологии на тему: Цветок и соцветия. 6 класс

Конспект урока биологии на тему: Цветок и соцветия. 6 класс

Конспект урока биологии на тему: Цветок и соцветия. 6 класс

Конспект урока биологии на тему: Цветок и соцветия. 6 класс

Конспект урока биологии на тему: Цветок и соцветия. 6 класс

Конспект урока биологии на тему: Цветок и соцветия. 6 класс

Конспект урока биологии на тему: Цветок и соцветия. 6 класс

Конспект урока биологии на тему: Цветок и соцветия. 6 класс

Конспект урока биологии на тему: Цветок и соцветия. 6 класс

Конспект урока биологии на тему: Цветок и соцветия. 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018