Конспект урока биологии в 11 классе "Формы взаимоотношений между организмами".
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
11 кл
06.12.2018
Форма работы на уроке -групповая. Учащиеся работают с листами активности. Проверка домашнего задания -цифровой диктант. Основная работа построена на методе анализа имеющегося раздаточного материала и составления сравнительных таблиц. На этапе закрепления темы дети соотносят примеры и типы взаимоотношений. Закрепление урока-тест.
Урок Формы взаимоотношений организмов 11 классе биология.docx
Урок биологии в 11 классе
«Формы взаимоотношений между организмами»
конкуренция,
хищничество,
комменсализм,
Учитель биологии: Амелькова О.П.
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с многообразием связей между живыми
организмами.
Задачи:
Образовательная: получить знания о типах межвидовых взаимоотношений, показать разнообразие
биотических связей между организмами, сформировать понятия: нейтрализм, симбиоз,
мутуализм,
аменсализм;
Развивающая: продолжить формировать и развивать навыки самостоятельной работы с текстом
учебника и дополнительной литературой, анализа и оценки информации, расширить кругозор
учащихся;
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, привитие интереса к биологии.
I. Орг. момент
II. Актуализация знаний
Цифровой диктант
Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или
ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" , если нет "0". Затем проверьте
свои ответы и разберитесь в ошибках.
Верны ли утверждения:
паразитизм,
1. Все компоненты неживой природы, влияющих на состояние организмов, популяций и
видов называются абиотическими.
2. Термин «экология» ввел в науку В.И. Вернадский.
3. Выпадение осадков – пример биотического фактора
4. Примером биотического фактора является влияние растений на других членов
биоценоза.
5. Воздух относится к биотическим факторам среды.
6. Зону нормальной жизнедеятельности организмов называют зоной пессимума.
7. Вырубка лесов ведет к нарушению кислородного режима на планете.
8. Термин «экология» был введен в 19 веке.
9. Уменьшение освещенности в водоеме с увеличением глубины – пример антропогенного
фактора.
10. Растения, обитающие в условиях слабой освещенности, это теневыносливые растения.
(учащиеся проводят самопроверку)
Ответ: 1001001101
III. Изучение нового материала.
Жизнь любого живого существа невозможна без других. Его благополучие зависит от многих
видов, которые так или иначе на него воздействуют. Весь мир животных, грибов и значительная
часть бактерий живет за счет тех соединений, которые создаются растениями. Но и растения не
могли бы существовать без микроорганизмов, освобождающих минеральные соли из мертвого
опада, животных – опылителей и распространителей семян, грибов, помогающих питанию корней,
или других растений, создающих необходимый микроклимат.
Связи между разными организмами называют биотическими. Вся живая природа пронизана этими
связями. Они необыкновенно разнообразны в деталях, могут быть прямыми или косвенными и
имеют разное значение в жизни видов.
Прямые связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой (например,
хищника на жертву). Косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды.
Беклемишев В.Н. (18901962) разделил биотические факторы на 4 группы:
Виды связей между живыми организмами:
Трофические – один вид питается другим Топические – изменение одним видом условий обитания другого вида.
Форические – один вид участвует в распространении другого вида.
Фабрические – один вид использует для своих сооружений мертвые остатки или даже живых
особей другого вида.
Все многообразие типов взаимоотношений организмов можно свести к нескольким основным
группам. Эта классификация учитывает, что получает организм в результате этого воздействия:
пользу, вред или это воздействие нейтрально.
00 нейтральные +0 – полезнонейтральные 0 – вреднонейтральные
++ – взаимополезные + – полезновредные – взаимовредные
Задание для самостоятельной работы:
Используя дополнительную информацию, заполните таблицу.
Симбиоз сожительство (от. греч. сим вместе, биос жизнь) форма взаимоотношения, из
которых оба партнера или хотя бы один извлекают пользу.
А) Мутуализм форма симбиоза, при которой присутствие каждого из двух видов
становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную
пользу, и партнеры (или один из них) не могут существовать друг без друга. (отношения
термитов и жгутиковых простейших, обитающих в их кишечнике
Б) Протокооперация форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно для
обоих видов, но не обязательно для них. В этих случаях отсутствует связь именно этой,
конкретной пары партнеров. (рыбычистильщики, освобождающие крупных рыб от наружных
паразитов, находящихся на коже, в жаберной и ротовой полостях.)
Комменсализм форма симбиоза, при которой один из сожительствующих видов получает
какуюлибо пользу, не принося другому виду ни вреда, ни пользы.
А) "Квартиранство" форма комменсализма, при которой один вид использует другой (его
тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Особую важность приобретает
использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди. (Прикрепляясь к стволу
дерева орхидеи, получают необходимый свет, не принося ни вреда, ни пользы деревуопоре).
Б) "Сотрапезничество" форма комменсализма, при которой несколько видов потребляют
разные вещества или части одного и того же ресурса. (Бактерии перерабатывают органику до
минеральных солей, которые в свою очередь усваиваются высшими растениями).
В) "Нахлебничество" форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки
пищи другого. Примеры: белый медведь и песцы, чайки.
Нейтрализм тип биотической связи, при которой совместно обитающие на одной
территории организмы не влияют друг на друга. При нейтрализме особи разных видов не
связаны друг с другом непосредственно (белки и лось в одном лесу не контактируют друг с
другом).
Антибиоз тип биотической связи, когда обе взаимодействующие популяции (или одна из
них) испытывают отрицательное влияние друг друга.
А) Аменсализм форма антибиоза, при которой один из совместно обитающих видов
угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы (светолюбивые травы, растущие под
елью, страдают от сильного затемнения, в то время как сами на дерево никак не влияют).
Б) Хищничество тип антибиоза, при котором представители одного вида питаются
представителями другого вида. Хищничество широко распространено в природе, как среди
животных, так и среди растений (насекомоядные растения).
В) Конкуренция тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды
соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же обычно ограниченных ресурсов.
Внутривидовая кокуренция соперничество за одни и те же ресурсы, происходящее между
особями одного и того же вида (птицы одного вида конкурируют изза места гнездования).
Межвидовая кокуренция соперничество за одни и те же ресурсы, происходящее между
особями разных видов (волки, и лисы охотятся на зайцев).
Г) Паразитизм
форма антибиоза, когда представители одного вида используют
питательные вещества или ткани особей другого вида, а также его самого в качестве
временного или постоянного местообитания (миноги нападают на треску, лососей, корюшку,
осетров и других крупных рыб и даже на китов. Присосавшись к жертве, минога питается соками ее
тела в течение нескольких дней, даже недель).
Паразиты: облигатные,
промежуточный хозяин.
эктоэндопаразиты,
факультативнве,
окончательный
и
Тип
взаимоотношений
Виды
Описание взаимоотношений (характеристика)
Примеры
1
0
–
2
0
–
1. Нейтрализм
2. Конкуренция
Два вида не влияют друг на друга
Виды имеют близкие экологические потребности
и конкурируют друг с другом за ресурсы
(абиотические: свет, минеральное питание;
биотические: кормовая база)
3. Эксплуатация
(паразитизм,
хищничество)
+
– Один вид существует за счет другого (их).
«паразит хозяин» (паразиты обычно
специализированные, бывают облигатными и
факультативными)
«хищникжертва» (обычно хищники
генерализованные, питаются разными видами
жертв; частный случай – «растение травоядное
животное»),
4. «Симбиоз»:
протокооперация
+
+
Взаимовыгодные отношения, при которых виды
могут существовать и независимо друг от друга
5. «Симбиоз»:
мутуализм
+
+ Обязательные, неразрывные взаимовыгодные
отношения между видами 6. Комменсализм
+
0 Нахлебничество
Квартиранство
Сотрапезничество
7. Аменсализм
–
0
один из совместно обитающих видов угнетает
другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы
Выводы:
В процессе эволюции между организмами возникли сложные взаимоотношения.
Биотические факторы влияют не только на отдельные особи, но и на популяцию в целом,
регулируя численность видов.
Взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают
биологическое равновесие в экосистеме.
Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным
результатам: 1. обеспечению пищей, 2. изменению среды обитания, 3. расселению видов в
пространстве.
IV.Закрепление изученного материала
Работа в группах
Задание: Соотнесите примеры и типы взаимоотношений.
1. Нейтрализм 2. Конкуренция 3. Паразитизм 4. «Симбиоз»: протокооперация 5.
«Симбиоз»: мутуализм 6. Комменсализм Нахлебничество 7. Комменсализм Квартиранство 8.
Комменсализм Сотрапезничество
9. Аменсализм 10. Хищничество
1. Росянка и муха. Росянка насекомоядное растение, привлекающее насекомых каплей
жидкости /напоминает росу/, захватывающее и переваривающее его.
2. Аскарида и человек. Аскарида – круглый червь семейства нематод. Вызывает сильную
интоксикацию организма хозяина.
3. Заяц и крот. Заяц – наземное травоядное животное, крот – подземное насекомоядное
животное.
4. Плесневые грибки и бактерии. Грибки вырабатывают антибиотики, в присутствии которых
жизнедеятельность бактерий подавляется или существенно ограничивается.
5. Рябина и дроздрябинник. Ягоды рябины являются пищей для птиц. Пройдя кишечный тракт
дрозда, оболочка семян частично разрушается, что способствует прорастанию семян.
6. Раффлезия и лиана. Раффлезия высасывает соки (воду и питательные вещества) из лиан и
поэтому не нуждающееся в собственной корневой системе, стебле и зеленых листьях, которые
позволяли бы ей самой создавать питательные вещества. 7. Птицы выщипывают зимнюю шерсть у оленей, лосей, коров, во время линьки, используя ее
при постройке гнезд.
8. Лось и хохлатая синица. Хохлатая синица и лось занимают разные горизонтальные ярусы
леса, используют в пищу разные корма.
9. Ель и светолюбивые травы. Травы испытывают угнетение, изза сильного затенения кроной
ели.
10. Воробей в гнезде скопы. Скопа – рыбоядная птица, но охраняя свою гнездовую территорию,
она тем самым охраняет и мелких птиц, поселяющихся в стенках ее гнезда.
11. Микориза– эо связь грибницы гриба и корней дерева. Грибница гриба оплетает корни и тем
самым увеличивает всасывающую поверхность корней, а также связывая фосфор, обеспечивая
фосфорное питание растений. Взамен гриб получает органические вещества.
12. Лисица и полевка. Лисица – хищник, питающийся мышевидными грызунами.
13. Волк и бабочкакрапивница. Волк – хищное млекопитающее, питающееся в основном
позвоночными животными. Крапивница питается нектаром цветов, а ее личинки – листьями
растений.
14. Фитонциды хвойных растений и бактерии. Хвойные растения выделяют вещества
фитонциды в присутствие которых гибнут болезнетворные растения.
15. Лев и птицы – падальщики. Лев – крупное животное, питающееся антилопами и другими
копытными животными. Грифы, сипы, стервятникиптицы падальщики, которые могут также
довольствоваться остатками трапезы хищников.
16. Клубеньковые бактерии и клевер. Бактерии образуют клубеньки на корнях, обеспечивая
азотное питание растений. Взамен бактерии получают органическое питание.
17. Каннибализм встречается у пауков (самки нередко поедают самцов), у рыб (поедание
мальков)
18. Совместные облавы бакланов и пеликанов на рыбу
19. Мурены и креветки, очищающие их от паразитов.
20. Лишайники – группа организмов, в теле которых сочетаются два компонента: водоросль и
гриб.
21. В теле голотурии находят убежище разнообразные виды мелких животных
22. Пресноводный горчак откладывает икру в мантийную полость двухстворчатых моллюсков
беззубок. 23. Птицы лысухи, ныряя за водорослями ,взмучивают ил, в котором много мелких
организмов для сазана
24. Почвенные бактерии и высшие растения.
25. Лев и гиены, шакалы;
26. Многие птицы кормятся на копытных, собирая с их тел паразитов – клещей.
27. Рыбыприлипалы, обитающие в тропических и субтропических морях, с акулами и
китообразными.
28. Ракотшельник и актиния
29. Синезелёные водоросли, вызывая цветение воды, тем самым отравляют водную фауну, а
иногда даже скот, который приходит на водопой.
30. Корни осины тормозят рост дуба;
31. Самцы многих видов млекопитающих (например, оленей) в период размножения вступают
друг с другом в борьбу за возможность обзавестись семьей.
32. Личинки ос (паразитоид), полностью съедающие гусеницу, в которой они вывелись;
33. Блоха кошка;
34. Лоси и зубры, обитающие в одном лесу.
35. Грибтрутовик и дерево,
36. Травоядные звери, кормящиеся на пастбищах,
37. Птицы, одного вида устраивающие гнезда в дуплах деревьев, 1. Нейтрализм 3 8 13
2. Конкуренция 31 34 36 37
3. Паразитизм 2 6 32 33 35
4. «Симбиоз»: протокооперация 5 7 19 26 28
5. «Симбиоз»: мутуализм 11 16 20
6. Комменсализм Нахлебничество 15 25 27
7. Комменсализм Квартиранство 10 21 22
8. Комменсализм Сотрапезничество 18 23 24
9. Аменсализм 4 9 14 29 30
10 Хищничество 1 12 17
V.Рефлексия
К какому типу взаимоотношений вы отнесете свою работу в группе?
VI.Домашнее задание: Выучить параграф 5.3, составить творческое задание к тексту
Литература
1. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10 11 кл. общеобразовательных
учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. М.: Дрофа, 2011.
2. Ресурсы интернета: http://sbio.info/plug.php?e=bioslovar,
http://sbio.info/;
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов;
http://ru.wikipedia.org/wiki/;
http://school415.narod.ru/works/manuals/2/vzaimoot.htm.
Приложение
№п/п
Ф.И. ученика
1.
2.
3.
Листок активности
Цифровой
диктант
Этапы урока
Заполнение
таблицы
Закрепление тест
Итог по
каждому
ученику
―
«Виды любых организмов, живущих на одной территории и контактирующих друг с другом,
вступают в различные отношения между собой. Положение вида при разных формах
взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак «минус» (
) обозначает неблагоприятное
влияние (особи вида испытывают угнетение). Знак «плюс» (+) обозначает благоприятное влияние
(особи вида извлекают пользу). Знак «ноль» (0) показывает, что отношения безразличны
(отсутствует влияние). Все биотические взаимоотношения можно разделить на 6 групп:
1
(++) – Взаимополезные: между организмами существуют взаимовыгодные, симбиотические
отношения.
(+0) – Полезно – нейтральные: один из организмов получает пользу, другой не испытывает вреда.
(+) – Полезно – вредные: один из организмов испытывает выгоду, другой испытывает угнетение.
() – Взаимо – вредные: отношения, вредные для обоих организмов.
(0) – Вредно – нейтральные: один из видов угнетается, другой не извлекает пользы».
– Нейтральные: организмы не оказывают влияния друг на друга.
«Виды любых организмов, живущих на одной территории и контактирующих друг с другом,
вступают в различные отношения между собой. Положение вида при разных формах
) обозначает неблагоприятное
взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак «минус» (
― – Нейтральные: организмы не оказывают влияния друг на друга.
влияние (особи вида испытывают угнетение). Знак «плюс» (+) обозначает благоприятное влияние
(особи вида извлекают пользу). Знак «ноль» (0) показывает, что отношения безразличны
(отсутствует влияние). Все биотические взаимоотношения можно разделить на 6 групп:
2
(++) – Взаимополезные: между организмами существуют взаимовыгодные, симбиотические
отношения.
(+0) – Полезно – нейтральные: один из организмов получает пользу, другой не испытывает вреда.
(+) – Полезно – вредные: один из организмов испытывает выгоду, другой испытывает угнетение.
() – Взаимо – вредные: отношения, вредные для обоих организмов.
(0) – Вредно – нейтральные: один из видов угнетается, другой не извлекает по
Конспект урока биологии в 11 классе "Формы взаимоотношений между организмами".
Конспект урока биологии в 11 классе "Формы взаимоотношений между организмами".
Конспект урока биологии в 11 классе "Формы взаимоотношений между организмами".
Конспект урока биологии в 11 классе "Формы взаимоотношений между организмами".
Конспект урока биологии в 11 классе "Формы взаимоотношений между организмами".
Конспект урока биологии в 11 классе "Формы взаимоотношений между организмами".
Конспект урока биологии в 11 классе "Формы взаимоотношений между организмами".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.