Конспект урока биологии в 11 классе "Формы взаимоотношений между организмами".
Оценка 4.9

Конспект урока биологии в 11 классе "Формы взаимоотношений между организмами".

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
11 кл
06.12.2018
Конспект урока биологии в 11 классе "Формы взаимоотношений между организмами".
Форма работы на уроке -групповая. Учащиеся работают с листами активности. Проверка домашнего задания -цифровой диктант. Основная работа построена на методе анализа имеющегося раздаточного материала и составления сравнительных таблиц. На этапе закрепления темы дети соотносят примеры и типы взаимоотношений. Закрепление урока-тест.
Урок Формы взаимоотношений организмов 11 классе биология.docx
Урок биологии в 11 классе «Формы взаимоотношений  между организмами»   конкуренция,   хищничество,   комменсализм, Учитель биологии: Амелькова О.П. Цель  урока: продолжить знакомство  учащихся с многообразием связей между живыми  организмами. Задачи: Образовательная: получить знания о типах межвидовых взаимоотношений, показать разнообразие биотических   связей   между   организмами,   сформировать   понятия:   нейтрализм,  симбиоз, мутуализм,   аменсализм; Развивающая: продолжить формировать и развивать навыки самостоятельной работы с   текстом учебника   и   дополнительной   литературой,   анализа   и   оценки   информации,   расширить   кругозор учащихся; Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, привитие интереса к  биологии.                                                                                                                                                                            I. Орг. момент II. Актуализация знаний      Цифровой диктант           Вашему   вниманию   предлагаются   утверждения,   которые   могут   быть   правильными   или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" , если нет ­ "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках.      Верны ли утверждения:   паразитизм,  1. Все компоненты неживой природы, влияющих на состояние организмов, популяций и  видов называются абиотическими. 2. Термин «экология» ввел в науку В.И. Вернадский. 3. Выпадение осадков – пример биотического фактора 4. Примером биотического фактора является влияние растений на других членов  биоценоза. 5. Воздух относится к биотическим факторам среды. 6. Зону нормальной жизнедеятельности организмов называют зоной пессимума. 7. Вырубка лесов ведет к нарушению кислородного режима на планете. 8. Термин «экология» был введен в 19 веке. 9. Уменьшение освещенности в водоеме с увеличением глубины – пример антропогенного  фактора. 10. Растения, обитающие в условиях слабой освещенности, ­ это теневыносливые растения. (учащиеся проводят самопроверку) Ответ: 1001001101  III. Изучение нового материала.  Жизнь любого живого существа невозможна без других. Его благополучие зависит от многих  видов, которые так или иначе на него воздействуют. Весь мир животных, грибов и значительная  часть бактерий живет за счет тех соединений, которые создаются растениями. Но и растения не  могли бы существовать без микроорганизмов, освобождающих минеральные соли из мертвого  опада, животных – опылителей и распространителей семян, грибов, помогающих питанию корней,  или других растений, создающих необходимый микроклимат. Связи между разными организмами называют биотическими. Вся живая природа пронизана этими  связями. Они необыкновенно разнообразны в деталях, могут быть прямыми или косвенными и  имеют разное значение в жизни видов. Прямые связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой (например,  хищника на жертву). Косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды.      Беклемишев В.Н. (1890­1962) разделил биотические факторы на 4 группы: Виды связей между живыми организмами: Трофические – один вид питается другим Топические – изменение одним видом условий обитания другого вида. Форические – один вид участвует в распространении  другого вида. Фабрические – один вид использует для своих сооружений мертвые остатки или даже живых  особей другого вида.       Все многообразие типов взаимоотношений организмов можно свести к нескольким основным  группам. Эта классификация учитывает, что получает организм в результате этого воздействия:  пользу, вред или это воздействие нейтрально. 00­ нейтральные                   +0 – полезнонейтральные                    ­ 0 – вреднонейтральные   ++ – взаимополезные            +­ – полезновредные                             ­ ­ – взаимовредные                          Задание для самостоятельной работы:  Используя дополнительную  информацию, заполните таблицу.     Симбиоз ­ сожительство (от. греч. сим ­ вместе, биос ­ жизнь) ­ форма взаимоотношения, из  которых оба партнера или хотя бы один извлекают пользу.                                                                    А) Мутуализм ­ форма симбиоза, при которой присутствие каждого из двух видов  становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную  пользу, и партнеры (или один из них) не могут существовать друг без друга. (отношения  термитов и жгутиковых простейших, обитающих в их кишечнике                                                            Б) Протокооперация ­ форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно для  обоих видов, но не обязательно для них. В этих случаях отсутствует связь именно этой,  конкретной пары партнеров. (рыбы­чистильщики, освобождающие крупных рыб от наружных  паразитов, находящихся на коже, в жаберной и ротовой полостях.)  Комменсализм  ­  форма симбиоза, при которой один из сожительствующих видов получает какую­либо пользу, не принося другому виду ни вреда, ни пользы.      А)  "Квартиранство"­ форма комменсализма, при которой один вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди.  (Прикрепляясь к стволу дерева орхидеи, получают необходимый свет, не принося ни вреда, ни пользы дереву­опоре). Б) "Сотрапезничество"  ­  форма комменсализма, при которой несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса.  (Бактерии перерабатывают органику до минеральных солей, которые в свою очередь усваиваются высшими растениями).    В) "Нахлебничество"  ­  форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.  Примеры: белый медведь и песцы, чайки.                   Нейтрализм  ­  тип   биотической   связи,   при   которой   совместно   обитающие   на   одной территории   организмы   не   влияют   друг   на   друга.   При   нейтрализме   особи   разных   видов   не связаны друг с другом  непосредственно (белки и лось в одном лесу не контактируют друг с другом).                    Антибиоз  ­  тип биотической связи, когда обе взаимодействующие популяции (или одна из них) испытывают отрицательное влияние друг друга.   А) Аменсализм  ­  форма   антибиоза,   при   которой   один   из   совместно   обитающих   видов угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы (светолюбивые травы, растущие под елью, страдают от сильного затемнения, в то время как сами на дерево никак не влияют).   Б)  Хищничество  ­  тип   антибиоза,   при   котором   представители   одного   вида   питаются представителями   другого   вида.   Хищничество   широко   распространено   в   природе,   как   среди животных, так и среди растений              (насекомоядные растения).     В)  Конкуренция  ­  тип   биотических   взаимоотношений,   при   котором   организмы   или   виды соперничают  друг   с   другом   в   потреблении   одних   и   тех  же   обычно   ограниченных   ресурсов.  Внутривидовая кокуренция ­ соперничество за одни и те же ресурсы, происходящее между особями одного и того же вида (птицы одного вида конкурируют из­за места гнездования).   Межвидовая кокуренция  ­  соперничество за одни и те же ресурсы, происходящее между особями разных видов (волки, и лисы охотятся на зайцев). ­   Г) Паразитизм   форма   антибиоза,   когда   представители   одного   вида   используют питательные   вещества   или   ткани   особей   другого   вида,   а   также   его   самого   в   качестве временного или постоянного местообитания (миноги нападают на треску, лососей, корюшку, осетров и других крупных рыб и даже на китов. Присосавшись к жертве, минога питается соками ее тела в течение нескольких дней, даже недель).  Паразиты:   облигатные, промежуточный  хозяин.   экто­эндопаразиты,   факультативнве,   окончательный     и                                                                                              Тип взаимоотношений Виды Описание взаимоотношений (характеристика) Примеры 1 0 – 2 0 – 1. Нейтрализм 2. Конкуренция Два вида не влияют друг на друга Виды имеют близкие экологические потребности  и конкурируют друг с другом за ресурсы  (абиотические: свет, минеральное питание;  биотические: кормовая база)                                    3. Эксплуатация  (паразитизм,  хищничество) + – Один вид существует за счет другого (­их).  «паразит ­ хозяин» (паразиты обычно  специализированные, бывают облигатными и  факультативными)                                                      «хищник­жертва» (обычно хищники  генерализованные, питаются разными видами  жертв; частный случай – «растение ­ травоядное  животное»),        4. «Симбиоз»:  протокооперация + + Взаимовыгодные отношения, при которых виды  могут существовать и независимо друг от друга 5. «Симбиоз»:  мутуализм + + Обязательные, неразрывные взаимовыгодные  отношения между видами 6. Комменсализм + 0 Нахлебничество    Квартиранство Сотрапезничество 7. Аменсализм – 0  один из совместно обитающих видов угнетает  другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы    Выводы:  В процессе эволюции между организмами возникли сложные взаимоотношения.  Биотические факторы влияют не только на отдельные особи, но и на популяцию в целом,  регулируя численность видов.  Взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают  биологическое равновесие в экосистеме.   Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным  результатам: 1. обеспечению пищей,  2. изменению среды обитания, 3.  расселению видов в  пространстве.  IV.Закрепление изученного материала Работа в группах Задание:  Соотнесите  примеры и типы взаимоотношений.  1. Нейтрализм          2. Конкуренция     3. Паразитизм          4. «Симбиоз»: протокооперация   5.  «Симбиоз»: мутуализм     6. Комменсализм ­ Нахлебничество  7. Комменсализм ­ Квартиранство  8.  Комменсализм ­ Сотрапезничество            9. Аменсализм              10. Хищничество  1.    Росянка   и   муха.  Росянка   насекомоядное   растение,   привлекающее   насекомых   каплей жидкости /напоминает росу/, захватывающее и переваривающее его. 2.   Аскарида   и   человек.  Аскарида   –   круглый   червь   семейства   нематод.   Вызывает   сильную интоксикацию организма хозяина. 3.   Заяц   и   крот.  Заяц   –   наземное   травоядное   животное,   крот   –   подземное   насекомоядное животное. 4. Плесневые грибки и бактерии.  Грибки вырабатывают антибиотики, в присутствии которых жизнедеятельность бактерий подавляется или существенно ограничивается. 5. Рябина и дрозд­рябинник. Ягоды рябины являются пищей для птиц. Пройдя кишечный тракт дрозда, оболочка семян частично разрушается, что способствует прорастанию семян. 6. Раффлезия и лиана.  Раффлезия высасывает соки (воду и питательные вещества) из лиан и поэтому не нуждающееся в собственной корневой системе, стебле и зеленых листьях, которые позволяли бы ей самой создавать питательные вещества. 7. Птицы  выщипывают зимнюю шерсть у  оленей, лосей, коров, во время линьки, используя ее при постройке гнезд. 8. Лось и хохлатая синица. Хохлатая синица и лось занимают разные горизонтальные ярусы леса, используют в пищу разные корма. 9. Ель и светолюбивые травы. Травы испытывают угнетение, из­за сильного затенения кроной ели. 10. Воробей в гнезде скопы. Скопа – рыбоядная птица, но охраняя свою гнездовую территорию, она тем самым охраняет и мелких птиц, поселяющихся в стенках ее гнезда. 11. Микориза–   эо связь грибницы гриба и корней дерева. Грибница гриба оплетает корни и тем самым увеличивает всасывающую поверхность корней, а также связывая фосфор, обеспечивая фосфорное питание растений. Взамен гриб получает органические вещества. 12. Лисица и полевка. Лисица – хищник, питающийся мышевидными грызунами. 13.   Волк   и   бабочка­крапивница.  Волк   –   хищное   млекопитающее,   питающееся   в   основном позвоночными   животными.   Крапивница   питается   нектаром   цветов,   а   ее   личинки   –   листьями растений. 14.   Фитонциды   хвойных   растений   и   бактерии.  Хвойные   растения   выделяют   вещества фитонциды в присутствие которых гибнут болезнетворные растения. 15. Лев и птицы –  падальщики.  Лев – крупное животное, питающееся антилопами и другими копытными   животными.   Грифы,   сипы,   стервятники­птицы   падальщики,   которые   могут   также довольствоваться остатками трапезы хищников. 16. Клубеньковые бактерии и клевер.  Бактерии образуют клубеньки на корнях, обеспечивая азотное питание растений. Взамен бактерии получают органическое питание. 17.   Каннибализм  встречается   у   пауков   (самки   нередко   поедают   самцов),   у   рыб   (поедание мальков) 18. Совместные облавы бакланов и пеликанов на рыбу    19. Мурены и креветки, очищающие их от паразитов. 20. Лишайники – группа организмов, в теле которых сочетаются два компонента: водоросль и гриб.    21.  В теле голотурии находят убежище разнообразные виды мелких животных 22.  Пресноводный горчак откладывает икру в мантийную полость двухстворчатых моллюсков ­ беззубок.  23. Птицы лысухи, ныряя за водорослями ,взмучивают ил, в котором много мелких организмов для сазана 24. Почвенные бактерии и высшие растения.  25. Лев и гиены, шакалы;  26. Многие птицы кормятся на копытных, собирая с их тел паразитов – клещей.   27.   Рыбы­прилипалы,  обитающие   в   тропических   и   субтропических   морях,   с  акулами  и    китообразными.  28. Рак­отшельник и актиния 29. Сине­зелёные водоросли,  вызывая цветение воды, тем самым отравляют  водную фауну, а иногда даже скот, который приходит на водопой. 30. Корни осины тормозят рост дуба; 31. Самцы многих видов млекопитающих (например, оленей) в период размножения вступают друг с другом в борьбу за возможность обзавестись семьей.  32. Личинки ос (паразитоид), полностью съедающие гусеницу, в которой они вывелись; 33. Блоха ­ кошка;    34. Лоси и зубры, обитающие в одном лесу. 35. Гриб­трутовик и дерево,  36. Травоядные звери, кормящиеся на пастбищах,  37. Птицы, одного вида устраивающие гнезда в дуплах деревьев, 1. Нейтрализм 3  8  13    2. Конкуренция    31  34  36  37   3. Паразитизм   2  6  32  33  35   4. «Симбиоз»: протокооперация  5 7 19 26 28                       5. «Симбиоз»: мутуализм   11 16 20   6. Комменсализм ­ Нахлебничество  15  25  27  7. Комменсализм ­ Квартиранство 10  21   22  8. Комменсализм ­ Сотрапезничество 18  23   24  9. Аменсализм  4  9  14  29  30 10 Хищничество 1   12  17 V.Рефлексия К какому типу взаимоотношений вы отнесете свою работу в группе?  VI.Домашнее задание: Выучить параграф 5.3, составить творческое задание к тексту Литература 1. Общая биология. Базовый уровень: учебник  для 10­ 11 кл. общеобразовательных  учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. ­ М.: Дрофа, 2011. 2. Ресурсы интернета:  http://sbio.info/plug.php?e=bioslovar,                                                           http://sbio.info/;                                                                                                                                                 Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов;                                                                        http://ru.wikipedia.org/wiki/; http://school415.narod.ru/works/manuals/2/vzaimoot.htm. Приложение №п/п Ф.И. ученика 1. 2. 3. Листок активности   Цифровой диктант Этапы урока Заполнение таблицы Закрепление тест Итог по каждому ученику ―   «Виды   любых   организмов,   живущих   на   одной   территории   и   контактирующих   друг   с   другом, вступают   в   различные   отношения   между   собой.   Положение   вида   при   разных   формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак «минус» ( ) обозначает неблагоприятное влияние (особи вида испытывают угнетение). Знак «плюс» (+) обозначает благоприятное влияние (особи   вида   извлекают   пользу).   Знак   «ноль»   (0)   показывает,   что   отношения   безразличны (отсутствует влияние). Все биотические взаимоотношения можно разделить на 6 групп: 1 (++)   –  Взаимополезные:  между   организмами   существуют   взаимовыгодные,   симбиотические отношения. (+0) – Полезно – нейтральные: один из организмов получает пользу, другой не испытывает вреда.  (+­) – Полезно – вредные: один из организмов испытывает выгоду, другой испытывает угнетение. (­­) – Взаимо – вредные: отношения, вредные для обоих организмов. (­0) – Вредно – нейтральные:  один из видов угнетается, другой не извлекает пользы». – Нейтральные: организмы не оказывают влияния друг на друга. «Виды   любых   организмов,   живущих   на   одной   территории   и   контактирующих   друг   с   другом, вступают   в   различные   отношения   между   собой.   Положение   вида   при   разных   формах ) обозначает неблагоприятное взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак «минус» ( ― – Нейтральные: организмы не оказывают влияния друг на друга. влияние (особи вида испытывают угнетение). Знак «плюс» (+) обозначает благоприятное влияние (особи   вида   извлекают   пользу).   Знак   «ноль»   (0)   показывает,   что   отношения   безразличны (отсутствует влияние). Все биотические взаимоотношения можно разделить на 6 групп: 2 (++)   –  Взаимополезные:  между   организмами   существуют   взаимовыгодные,   симбиотические отношения. (+0) – Полезно – нейтральные: один из организмов получает пользу, другой не испытывает вреда.  (+­) – Полезно – вредные: один из организмов испытывает выгоду, другой испытывает угнетение. (­­) – Взаимо – вредные: отношения, вредные для обоих организмов. (­0) – Вредно – нейтральные:  один из видов угнетается, другой не извлекает по

Конспект урока биологии в 11 классе "Формы взаимоотношений между организмами".

Конспект урока биологии в 11 классе "Формы взаимоотношений между организмами".

Конспект урока биологии в 11 классе "Формы взаимоотношений между организмами".

Конспект урока биологии в 11 классе "Формы взаимоотношений между организмами".

Конспект урока биологии в 11 классе "Формы взаимоотношений между организмами".

Конспект урока биологии в 11 классе "Формы взаимоотношений между организмами".

Конспект урока биологии в 11 классе "Формы взаимоотношений между организмами".

Конспект урока биологии в 11 классе "Формы взаимоотношений между организмами".

Конспект урока биологии в 11 классе "Формы взаимоотношений между организмами".

Конспект урока биологии в 11 классе "Формы взаимоотношений между организмами".

Конспект урока биологии в 11 классе "Формы взаимоотношений между организмами".

Конспект урока биологии в 11 классе "Формы взаимоотношений между организмами".

Конспект урока биологии в 11 классе "Формы взаимоотношений между организмами".

Конспект урока биологии в 11 классе "Формы взаимоотношений между организмами".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2018