Конспект урока биологии в 6 классе по теме "Воздушное питание растений".
Оценка 4.8

Конспект урока биологии в 6 классе по теме "Воздушное питание растений".

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
биология
6 кл
28.02.2018
Конспект урока биологии в 6 классе по теме "Воздушное питание растений".
Урок раскрывает для учащихся сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле. Урок дается в проблемной технологии. Используется метод эвристических вопросов. В качестве проблемы используется фрагмент фильма "Солнце.Жизнь.Хлорофилл". Учащиеся определяют, какие условия необходимы для протекания данного процесса, какие вещества используются для образования органических веществ. Самостоятельно формулируют определение фотосинтеза.Конспект урока биологии в 6 классе
Фотосинтез - 6 класс. Открытый урок..doc
Тема: «Фотосинтез»              Дудина Ольга Николаевна, учитель биологии МАОУ «Гимназия №16» г.Кунгура Цели и задачи урока: Образовательная   цель:  Раскрыть   сущность   процесса   фотосинтеза   и   его   значения   для жизни на Земле.  Задачи урока: углублять и расширять представления о питании растений; рассказать об, об условиях необходимых для этого процесса; показать роль света как необходимого условия протекания   фотосинтеза;   на   основе   опытов   доказать   поглощение   углекислого   газа   и выделение кислорода листьями на свету; подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека. Формы работы: вступительное слово учителя,  создание проблемной ситуации,  групповая работа по решению познавательных заданий,  общее обсуждение проблемных  заданий, проверка усвоения новых знаний . Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично­поисковые  (самостоятельная работа в парах с познавательными материалами), проблемный метод (при решении проблемных заданий). Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, таблица «Внутреннее строение листа», презентация по теме «Фотосинтез», карточки с познавательными материалами и заданиями, тестовый раздаточный материал. Педагогические технологии: проблемно­ развивающее обучение, метод эвристических  вопросов  –  «кто? ­что? ­где? ­чем? ­зачем? ­как? ­когда?» (словесная формула Цицерона), элементы эвристической беседы. Планируемые результаты обучения:  Ученик должен знать: ­ что фотосинтез – воздушное питание; ­ что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений; ­ условия необходимые для протекания фотосинтеза; ­ что в результате фотосинтеза в растениях образуются органические вещества; ­ что атмосферный кислород – побочный продукт фотосинтеза Ход урока 1. Организационный момент. (1 минута урока) 2. Актуализация знаний. (5 минут урока)   Тезис Двое правят жизнью на Земле – Красное солнышко и  Зелёное  зёрнышко В конце урока мы вернемся к этим словам и вы  должны будете мне объяснить , почему я в  качестве тезиса к уроку выбрала именно  эту пословицу. Создание проблемной ситуации: Этим летом на яблони моего соседа по мичуринскому участку было нашествие гусениц  бабочки плодовой моли. В результате эти деревья не дали урожая яблок. На яблонях,  уцелевших от гусениц – яблоки были. Как можно объяснить неурожай яблок, если учесть,  что гусеницы яблоками не питаются. Сегодня на уроке мы должны разрешить эту ситуацию.  А сейчас напомните тему, которую мы изучали на прошлом уроке. Ответ: корневое питание растений. В течение тысячелетий люди считали, что питается растение исключительно благодаря  корням, поглощая с их помощью все необходимые вещества из почвы. Проверить эту точку зрения решил 300 лет тому назад знаменитый ученый Ян Ван Гельмонт.      Просмотр фрагмента видеофильма “Солнце. Жизнь. Хлорофилл”.  Опыт голландца  Ван­Гельмонта. (Дерево посадили в кадку, прошло пять лет, масса дерева увеличилась на  63кг, а вес земли в кадке уменьшился на 56 г.) Вопрос:  Дерево питалось? Откуда растение получало питательные вещества?  Дети делают предположение,  что растение может питаться из воздуха. Какой орган растения,  по вашему мнению,  будет обеспечивать данный процесс? (лист) Учитель: Листья ­ это не только часть побега, но и своеобразные, уникальные   лаборатории, в которых   протекает процесс образования   органических   веществ.    Этот процесс является едва ли не самым замечательным процессом,   происходящим на нашей планете. Благодаря ему существует все живое на Земле.  И сегодня на уроке нам предстоит очень не простая задача: раскрыть механизмы этого биологического процесса.  ­Кто из вас догадался,  о каком процессе идет  речь? Конечно о фотосинтезе. Тема урока – Фотосинтез. А  теперь   подумайте,   какой   информацией   мы   должны   владеть,   чтобы   изучить     данный процесс? На какие вопросы мы должны найти ответ? Учитель проводит поисковую беседу. Где? Т.е , в какой части растения образуются органические вещества? Из каких веществ? При каких условиях в растениях образуются органические вещества? (учитель вопросы  записывает на  доске). Где?              Из каких веществ?                    При каких условиях? Фотосинтез Итак,  первый вопрос: Где? Думаю, на этот вопрос вы мне ответите без труда.  Верно: органические вещества образуются  в листьях. А в каком органоиде листа? Ответ: в хлоропластах. Какие органические вещества образуются в хлоропластах? Для ответа на данный вопрос  воспользуемся результатами опыта. Взяли зеленое растение герань, на которое падал солнечный свет.  У этого растения срезали листочек, положили его на 1 минуту в горячий спирт. Лист обесцветился. Хлорофилл  растворился в спирте. Затем обесцвеченный лист окрасили йодом. Через несколько минут  лист окрасился в синий цвет. В присутствии йода синеет,  какое органическое вещество? Ответ: крахмал. Значит,  в клетках листа образуется сначала сахар, который затем превращается в крахмал. Во всех ли клетках листа, на которые падает солнечный свет, образуется сахар? Опыт с пестролистной геранью. Ответ: сахар образуется только в зеленых клетках листа, т.е. в клетках с хлорофиллом. Для протекания процесса фотосинтеза обязательно присутствие хлорофилла. Второй вопрос, из каких веществ? Какие вещества из атмосферы поглощает лист, чтобы образовались сахар и затем крахмал? Ответы учащихся: Предполагают, что это кислород или углекислый газ. Нам нужно выяснить , какой именно газ. А еще для образования крахмала растениям нужна вода. Откуда растения возьмут необходимую для них воду? Ответы: из почвы, с помощью корней. В 1771г. английский химик Джозеф Пристли  проделал опыт: посадил мышь под  стеклянный колпак, и через пять часов животное погибло. При введении же под колпак  веточки мяты, мышь осталась живой. Почему? Объясните результаты опыта. Ответы учащихся: растения выделяют кислород, который поддерживает дыхание. И действительно, ученый пришел к выводу, что зеленые растения способны осуществлять  реакции противоположные дыхательным процессам. «Значит, – решил Пристли, – листья растения постоянно обновляют воздух и делают его  пригодным для дыхания». Когда англичане узнали про опыты Пристли, в стране началось  небывалое увлечение комнатными растениями. Все вдруг захотели с их помощью  оздоровлять воздух в своих домах. Комнаты «ломились» от обилия герани, фикусов,  бегонии и других зеленых помощников. Мода на комнатные растения из Англии  перекинулась в соседние страны. Так какой газ растения поглощают из воздуха для образования в листьях крахмала? Ответ учащихся : углекислый газ.  Еще раз назовите вещества, которые растения используют для образования крахмала. Ответ учащихся: углекислый газ и вода. Третий вопрос, при каких условиях в растениях образуются органические вещества? В Швеции жил аптекарь Карл Вильгельм Шееле. Он решил повторить опыты Пристли. Проводил их Шееле по ночам в каморке при аптеке, пользуясь огарком свечи. Он был отличный химик, опыты проводил умело, но результаты получил противоположные тому, что наблюдал Пристли. Свеча под колпаком с горшком мяты гасла, мышь погибала, мята засыхала. Объясните почему? При каком условии зелёные растения выделяют кислород? Ответ учащихся: Не было солнечного света. Зелёные растения выделяют кислород только на свету. При каких условиях в растениях образуются органические вещества? Ответ учащихся: При наличие солнечного света. Теперь поработаем в парах. Посовещавшись, вы должны заполнить схему процесса  фотосинтеза, так называемое «уравнение фотосинтеза», которое отражает,  как протекает  этот процесс. « УРАВНЕНИЕ  ФОТОСИНТЕЗА»         ?                                             ? + условия                          ?       +              ?                                                            ? Демонстрация верной схемы на слайде. Разбор ошибок.  Вода + углекислый газ                 органические вещества (сахар, крахмал) + кислород                               Свет, хлорофилл  Учитель: Исходя из схемы, сформулируем   определение процесса фотосинтеза, начиная  словами: Фотосинтез ­ это процесс……  На слайде:   Фотосинтез  – это процесс, протекающий   в хлоропластах листьев растений на свету, при котором из углекислого газа и воды образуются органические вещества и кислород ( от греч. «фото» ­ свет, «синтез» ­ образование). Учитель(   поясняет):Фотосинтез   может   протекать   не   только   в   листьях   .   но   и   в других частях растения , имеющих зеленую окраску, т.е содержащих хлорофилл.  Образовавшийся крахмал под действием особых веществ  превращается в растворимый  сахар  и транспортируется  из листьев по всему растению. Органические вещества ,  которые вырабатываются в процессе фотосинтеза  нужны для питания всех частей  растения, от корней до цветков и плодов.  Сколько способов питания есть у растения? Ответ: два. Какие?                                                  Почвенное                    Воздушное Питание Как вы думаете, от чего будет  зависеть интенсивность фотосинтеза? Ответ: от солнечной энергии и углекислого газа. Чем больше солнечной энергии и  углекислого газа  будет получать растение , тем больше органических веществ оно будет  образовывать.  Какую роль играет фотосинтез для всего живого на Земле? Ответ: обеспечивает кислородом, необходимым для дыхания и пищей (органические  вещества) Запись в тетрадях:  Значение фотосинтеза. 1. Образуется органическое вещество. 2. Атмосфера обогащается кислородом. 3. Поглощается углекислый газ. А теперь вспомните сказку. К. И. Чуковского “Краденое солнце» ­  Как крокодил солнце  проглотил. Представьте, что так случилось. К чему это может привести? Ответ: к гибели всего живого на Земле. Теперь предлагаю вернуться к тезису  нашего урока: Двое правят жизнью на Земле – Красное солнышко и  Зелёное  зёрнышко Объясните его. На все ли вопросы, поставленные в начале урока мы ответили? Мы ответили на все вопросы, а теперь проверим сами себя, как пригодятся нам  полученные знания при решении биологических задач. Задание.  Прочитайте текст письма. Найдите ошибки, допущенные автором письма. Исправьте ошибки. Здравствуйте, юные биологи! С приветом к вам Алёша Перепуткин. Я   великий знаток  процесса фотосинтеза. А, вы, знаете его? Фотосинтез происходит в корнях и листьях,  только ночью, когда никто не мешает .В ходе этого процесса образуется вода , а кислород  расходуется. Луна посылает свою энергию и в клетках образуются органические вещества.  В процессе фотосинтеза выделяется много энергии, поэтому растения не боятся холода  зимой. Без фотосинтеза мы бы задохнулись, так как не было бы обогащения атмосферы  углекислым газом. Перепуткин А.    04.02.2014 г Жизненные ситуации:  (По ситуации на каждый ряд) 1.Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья  капусты на корм кроликам.  Правильно ли она поступила? Почему?  (ответ: нет, неправильно. Органические вещества, образованные в зеленых листьях в  процессе фотосинтеза, оттекают в белые листья кочана, где и накапливаются) 2.Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей (укроп, шпинат, салат и т.д.)  и временем суток? Когда лучше собирать эту зелень?  (ответ: вечером т.к. в это время накапливается максимум органических веществ,  образованных днем в процессе фотосинтеза, а ночью происходит отток этих веществ в другие органы. 3. Как  вы  думаете,  какой  участок  необходимо  выбрать  для  посадки  картофеля:  на   открытом  или  затенённом месте?   Ответ  обоснуйте. (на открытом, чем больше солнечного света падает на растения, тем интенсивнее  идет фотосинтез, тем крупнее будут клубни). Решение практических  задач:     (если останется свободное время) 1.В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого газа потребуется, чтобы  получить 300 кг огурцов?                                   (ответ: 42,85 кг) 2. В сутки человек потребляет 430 г кислорода. Один гектар леса вырабатывает за час  столько кислорода, сколько нужно для дыхания двухсот человек. Какую массу кислорода  выделяет гектар леса за один час?                                                                                                   (ответ: 3580 г) Теперь  вы готовы разрешить проблемную ситуацию, поставленную в начале урока. Как можно объяснить неурожай яблок у моего соседа, если учесть, что гусеницы яблоками  не питаются. Закончить урок хотелось бы стихотворением, которое сочинила ученица нашего класса. Рефлексия:  Сегодня я узнал …  Я понял, что …  Теперь я могу …  Я почувствовал, что …  У меня получилось …  Меня удивило …  Урок дал мне для жизни … Домашнее задание: 1) Прочитать параграфы №27, 28. 2) В тетради письменно ответить на вопрос «За что я   мог бы сказать спасибо зелёному листу?»

Конспект урока биологии в 6 классе по теме "Воздушное питание растений".

Конспект урока биологии в 6 классе по теме "Воздушное питание растений".

Конспект урока биологии в 6 классе по теме "Воздушное питание растений".

Конспект урока биологии в 6 классе по теме "Воздушное питание растений".

Конспект урока биологии в 6 классе по теме "Воздушное питание растений".

Конспект урока биологии в 6 классе по теме "Воздушное питание растений".

Конспект урока биологии в 6 классе по теме "Воздушное питание растений".

Конспект урока биологии в 6 классе по теме "Воздушное питание растений".

Конспект урока биологии в 6 классе по теме "Воздушное питание растений".

Конспект урока биологии в 6 классе по теме "Воздушное питание растений".

Конспект урока биологии в 6 классе по теме "Воздушное питание растений".

Конспект урока биологии в 6 классе по теме "Воздушное питание растений".

Конспект урока биологии в 6 классе по теме "Воздушное питание растений".

Конспект урока биологии в 6 классе по теме "Воздушное питание растений".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018