конспект урока "Буквы ы/и после приставок"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспекты данных уроков русского языка подготовлены для 6 класса. Данные разработки взяты из поурочного планирования под редакцией И.В. Карасевой, С.С. Колчановой. Конспекты включают: планы уроков, схемы, таблицы, иллюстрации. Представленные конспекты уроков сочетают как интерактивные, так и традиционные методы преподавания, позволяющие сделать работу учеников на уроке максимально эффективной и результативной.
Иконка файла материала ТемаРЯ.doc
ГЛАСНЫЕ Ы И И ПОСЛЕ ПРИСТАВОК 1. Работа с предложениями. – Из какого произведения эти строки? Кто автор? Спишите. Проказница­Мартышка, Осел, Козел Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. – Постойте ж, я сыскал секрет, – Кричит Осел, – Мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем. Работа с первым предложением. – Расставьте необходимые запятые. Обоснуйте. – Объясните подчеркнутые орфограммы. Работа со вторым предложением. – В чем особенность этого предложения? – Вспомните, как выделяется прямая речь в предложении. – Поставьте все необходимые знаки препинания для выделения прямой речи. –  Найдите   в   этом   предложении   древний   союз.   «Переведите»   его   на современный язык. –  Простым   карандашом   поставьте   вертикальные   черточки   там,   где заканчиваются   части   сложного   предложения   (т.   е.   выделите   все   простые предложения в составе сложного). Поставьте запятые. – Как образованы глаголы сыграть, сыскал? Покажите это графически. Что происходит с первой гласной корня при прибавлении приставки? 2. Определение темы и целей урока. 3. Работа с теоретическим материалом. 1) Слово учителя (по книге «Занимательная орфография» М. В. Панова) Пушкин  писал   о  Ломоносове:  «Он  создал   первый   университет.  Он,  лучше сказать, сам был первым нашим университетом».  Изучению законов русского языка Ломоносов отдал много сил.  С   увлечением   собирал   Ломоносов   материал   для   своей   «Российской грамматики»   (вышла   в   1757   г.).   Тысячи   записей!   И   каждая   –   какое­нибудь наблюдение, вопрос, обобщение, предположение. Вот например:отъискать отискать отыскать... Одно   слово   записано   в   трех   вариантах.   Ломоносов   ищет:   какую орфографическую   форму   избрать?   Утвердилось   последнее   написание,   сам Ломоносов отдавал ему предпочтение: искать – отыскать играть – сыграть итог – подытожить икать – разыкался... Ломоносов   чутко   отмечал,   что   отвечает   духу   нашего   письма,   а   что   – противоречит. 2) Переведи на научный язык. Жили­были слова без приставок, корень их начинался с И. Но вот пришли приставки, да такие капризные, требовательные, твердые: они заканчивались на твердый   согласный.   И   вот   слова  игра,   интересный,   известный,   искусный, инициативный  вдруг стали не только звучать по­другому, но и писаться по­ другому:  безызвестный,   безынтересный,   безыскусный,   безынициативный, розыгрыш. И только Меж и Сверх вели себя скромно, не стали слова мучить да переделывать. – Сравните сформулированное вами правило с правилом в учебнике. 4. Упражнение 151. 5. Творческий диктант. –  Подберите приставку, способную изменить слово, запишите получившиеся слова. История,   играть,   иронизировать,   идейный,   идущий,   интеллигентный, издательский, исходный, итожить, искусственный. 6. Самостоятельная работа (упражнение 152). 7. Итог урока. – С каким  новым  правилом русского языка вы сегодня познакомились? Домашнее задание: упражнение 153.

Посмотрите также