Данная методическая разработка урока, построена в соответствии с требованиями школьной программы, адекватно структуре учебника «Русский язык. 5 класс» авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибабы (М., 1999 и последующие издания).
Данная разработка — результат изучения положительного опыта работы учителей-словесников, попытка осмысления достижений практики и внедрения в учебный процесс эффективных форм и приемов обучения, в первую очередь Богдановой Г.А. Данные конспекты – это «переделки» в большей или меньшей степени конспектов Богдановой Г.А.
В основу каждого плана положен принцип: ход содержание каждого урока должны быть ориентированы на достижение конкретного результата, то есть на овладение определенными умениями и навыками и УУД.
Уроки планировались с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми должны были овладеть пятиклассники в процессе изучения русского языка в начальной школе. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся материала.
Знать: определения частей речи.
Уметь: различать части речи по вопросу, значению, морфологическим признакам.
Урок 15. Части речи
I. Запись в «Словарь корней».
свящ (свят): свято, посвятить (рассказ), священный (союз).
дрож (дрог): дрожь, дрожать (от холода), содрогнуться (от ужаса),
задрожать (от страха), продрогнуть (на морозе).
Записывая слова, учащиеся определяют принадлежность их к ча стям речи.
II. Вопросы к классу.
— Назовите 2—3 предмета, которые окружают вас. К какой части речи относятся
названные вами предметы? Какие действия они выполняют? К какой части речи относятся
названные слова? Назовите признаки этих предметов. К каким частям речи относятся эти
слова?
— Прочитайте стихотворение О. Высоцкой «Веселая грамматика» (упр. 67). О
каких частях речи, кроме названных вами, говорится в нем? Приведите примеры этих
частей речи.
III. Выборочный диктант.
Запись слов в столбики. Графическое обозначение орфограмм в корне.
существительное | прилагательное | местоимение | глагол |
предлог
Посвятить ему стихотворение, удивить нас, объединение в союз, дрожать от холода,
долина роз, прославлять его, поздним вечером, разглядеть в темноте, вьется на ветру, отдалиться
от меня, утешать ее.
— Можно ли определить часть речи по следующим признакам:
а) спрягается; б) изменяется по родам, числам, падежам; в) относится к одному из
трех родов, изменяется по числам, падежам? Приведи те примеры.
IV. Упр. 69 (устно).
Запись в «Словарь трудных слов».
Вправо, влево, впереди; справа, слева, вскоре.
V. Диктант «Проверь себя».
Поздняя осень, выпал снег. Белой пеленой покрыл он вязкие болота, долины и лесистые
сопки. Справа от дороги лес поредел. Сквозь голые деревья видно далеко вокруг. Только местами
на ветвях дуба еще держатся багровые листья.
(По Е. Спангенбергу.)
VI. Индивидуальная работа по карточкам.
К а р т о ч к а № 1
1. Списать, вставить пропущенные буквы.
Здра..ствуй, облас..ной, б..ет, чес..вовать г..роя, сер..це, трос..ник, п..ет воду, в..юга.
12 Записать однокоренные слова с корнем дол. Обозначить часть речи записанных слов.
1. Списать, вставить пропущенные буквы.
К а р т о ч к а № 2
Гиган..ская ель, окрес..ный, несчас..ный, раз..яснить, об..ем, мя..кий сне.., ле..кий ветер.
2. Записать однокоренные слова с корнем тряс. Обозначить часть речи записанных слов.
Домашнее задание: упр. 70.
2