Конспект урока по программе «Азбука нравственности» в 1 классе по теме "Что такое добро и зло?" можно использовать на классных часах в любом УМК. Цель данного мероприятия: создание условий для развития представлений детей о таких понятиях как добро и зло, вежливость, толерантность.
Что такое добро и зло.doc
Конспект урока по программе «Азбука нравственности» 1 класс
Халтуринская Оксана Владимировна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Тема урока: «Что такое «добро» и «зло»?»
1. Характеристика темы воспитательного мероприятия:
Программа «Азбука нравственности» изучается в классе 1й год, тема «Что такое добро и
зло?» является 1ым занятием в разделе «О добром и вежливом отношении к людям».
2. Система целей:
Общая дидактическая цель: создание условий для развития представлений детей о таких
понятиях как добро и зло, вежливость, толерантность.
Триединая дидактическая цель:
Воспитательный аспект – воспитание нравственного отношения к окружающей
действительности, явлениям, культуре, общественной жизни. Воспитание культуры
пространственного мышления. Воспитание культуры конструктивного мышления. Воспитание
культуры речи.
Развивающий аспект – развитие умения анализировать, устанавливать причинно
следственные связи, сравнивать, строить доказательства, обобщать, выдвигать гипотезы,
переносить знания в новую ситуацию, развить аналитикосинтетические процессы мышления,
развивать творческое воображение.
Образовательный аспект – формирование новых фактов, введение новых понятий,
категорий, изучение новых явлений.
3. Технологии: ИКТ, технология проектов, проблемного обучения.
4. Форма проведения мероприятия: творческий проект.
5. Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная,
общеклассная.
6. Методы обучения: репродуктивный, частичнопоисковый.
7. Планируемый результат: развитие представлений детей о таких понятиях как добро
и зло, вежливость, толерантность.
8. Оборудование и материалы: диск с детскими песнями, плакаты с пословицами,
толковый словарь В.Даля, карточки со слогами для пословиц, «весы», карточки со
«злыми» словами у учителя, капельки бумажные на каждого ребенка, кроссворд на
доске, спортивные обручи для физкультминутки, ватман с коллективной аппликацией
(детали для аппликации на каждого ребенка), воздушные шарики.
Ход урока
1. Организационный момент.
Под звуки музыки В.Шаинского «Улыбка» в класс входят дети.
2. Изучение нового материала.
Мотивация
Дети, вам знакома эта песня? (ответы детей)
Давайте и мы улыбнемся друг другу, ведь это такое простое и доброе дело.
Поднимите, пожалуйста, руку, кто из вас сегодня уже сделал хоть какоенибудь доброе
дело? И я тоже сделала – я пожелала всем здоровья и улыбнулась. Актуализация опорных знаний
Ребята, что для вас зло? (Обида, война, грубость)
Что для вас добро? (Солнце, мама, весна, каникулы…)
Постановка проблемной задачи
Сегодня мы поговорим о добре и зле, о вежливости, о нас с вами. И попробуем из грустной
картины создать добрый радостный мотив.
(На доске заготовка для коллективной аппликации.)
Совместное открытие новых знаний
а) Беседа
Кто такой добрый человек?
Добрый человек тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь добрым
словом или делом. Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и
взрослыми.
Стихотворение читает 1 ученик:
Добрым быть совсемсовсем непросто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
б) Собираем пословицы
– В народе часто говорят пословицу: «Доброе слово и кошке приятно».
(Пословица вывешивается на доску.)
Как понимаете смысл этой пословицы?
А что такое пословица?
Пословица это народная мудрость, совет всем людям. Послушайте, что записано в словаре
В.И.Даля о пословице: «Пословица – краткое изречение, поученье, более в виде притчи,
иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица не сочиняется, а рождается сама;
это ходячий ум народа…»
Предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу». Пословицы рассыпались на слова, а слова
на слоги. Помогите собрать и прочитать (помогают родители).
На доске дети собирают три пословицы:
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
За добро добром и платят.
Как понимаете смысл?
А вы часто используете в речи добрые слова?
Их ещё называют «волшебные», почему?
в) Кроссворд
Вы знаете, что и в жизни, и в сказках есть добро и зло. Но волшебные слова нам всегда
помогают. Одно такое слово спряталось в кроссворде. Ответы на вопросы кроссворда – это
имена добрых сказочных героев. Отгадайте, кто они и прочитайте доброе слово.
На доске разгадывается кроссворд.
Слова в кроссворде – отгадки на загадки о сказочных героях:
За новыми мозгами
Он в город шёл с друзьями.
Преграды не страшили.
Бесстрашным был … (Страшила)
Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор…….(Айболит)
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла, стирала, ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая)
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется…..(Чиполлино)
Он и весел, и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок… (Винни Пух)
Он дружок зверям и детям,
Он – живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котенок, не щенок.
Не волчонок, не сурок.
Но заснята на кино,
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовется… (Чебурашка)
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена.
Это Гена….(Крокодил)
ч
и
П
о
л
л
С
т
р
а
А
й
б
о
в
а
С
и
л
и
в
И
н
н
и
ч
е
Б
у
р
а
к
р
О
к
о
д ш
и
л
а
и
н
о
л
и
т
с
а
Получается слово «СПАСИБО»
«Спасибо» так говорят вам сказочные герои.
ш
к
а
и
л
г) Чтение стихов
А только ли добрые слова нужны в жизни? (Дела)
Есть в народе такая пословица: «Худо тому, кто добра не творит никому».
(Пословица вывешивается на доску.)
Стихотворение читают у доски ученики:
Стать добрым волшебником нука попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!
На клумбе – цветок, его листья повисли.
Грустит он … О чём? Угадал его мысли?
Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!
И дождик струится из лейки твоей.
Хоть мама еще не вернулась с работы,
Нетрудно узнать ее думы, заботы.
«Вернусь, хорошо бы присесть, почитать…
Да надо с уборкой возиться опять»
И ты совершаешь великое чудо
Пол засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись домой:
Да это, как в сказке, волшебник ты мой!
3. Физкультминутка.
Поиграем в игру «Один за всех и все за одного»
Цель игры: разместиться на обозначенном пространстве, помогая друг другу, чтобы не
выпасть из очерченной области.
По классу разложено 5 обручей. Под музыку дети бегают по классу. Когда музыка
заканчивается, ребята встают в обручи. Затем количество обручей уменьшить до 4, до 3.
4. Закрепление и применение новых знаний.
Работа с учебником «Азбука нравственности 1 класс» под ред. Э.П.Козлова.
Чтение сказки «Заяцсимулянт» С.Михалков стр.39
1. Как Миша заботился о Зайце?
2. Действительно ли болела у Зайца нога?
3. Как Лиса проучила Зайца?
Чтение сказки «Кто кого добрее?» Г.Цыферов стр.53
1. Почему слон обиделся?
2. Кто же кого добрее?
Чтение стихотворения «Дорога Добра» Ю.Энтин стр.45
1. Какую ты выбираешь дорогу? Объясни свой выбор.
2. Легко ли идти дорогою добра? 3. Почему добро сильнее зла?
д) «Волшебные весы»
Как вы думаете, чего в жизни больше добра или зла?
Выяснить это нам помогут «Волшебные весы»:
на 1 чашу весов положим «зло» карточки со «злыми» словами.
Посмотрите, как опустилась чаша весов.
Как можно победить зло? (Добрыми делами)
Расскажи о своем добром деле и положи 1 капельку добра на 2 чашу весов (желающие и
дети, и родители, и учителя по очереди говорят о том, какое маленькое доброе дело они
совершили и кладут капельку «добра» на чашу весов).
Чаша весов с добрыми делами перевешивает.
Какие молодцы, вы можете сделать мир добрее и лучше.
е) Аппликация
Из ваших маленьких капелек добра появилась река больших добрых дел. А на берегу этой
реки распустится «Дерево улыбок». И тогда в жизни, как и в сказке, добро будет побеждать
зло. Для этого каждый из вас нарисует на зеленом листике улыбку или напишет одно доброе
слово. Прикрепите листочек на дерево, а я добавлю на картину яркое ласковое солнце.
5. Подведение итогов.
Посмотрите, какая замечательная картина у нас получилась. Ведь делать добро так приятно
и здорово. Спешите делать добро: улыбнитесь, обнимитесь, пожмите друг другу руку.
6. Рефлексия.
– Оцените свою работу.
Выберите из данных смайликов тот, который соответствует вашему настроению.
– Покажите учителю и друг другу.
Дети выбирают и прикрепляют на доску смайлики.
– Скажем себе за работу, а гостям за внимание СПАСИБО.
Конспект урока "Что такое добро и зло?"
Конспект урока "Что такое добро и зло?"
Конспект урока "Что такое добро и зло?"
Конспект урока "Что такое добро и зло?"
Конспект урока "Что такое добро и зло?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.