Конспект урока "Деепричастие как особая форма глагола"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

При изучении глаголов у детей возникают трудности, так как данная часть речи трудна для изучения, особенно начиная с 7-го класса. А что касается особых форм глагола, эти темы ещё сложнее для детского восприятия. Данная разработка поможет ученикам более свободно и просто разобраться в данной теме.
Иконка файла материала Деепричастие как особая форма глагола 7 класс.doc
Класс: 7  Тема: Деепричастие  как особая форма глагола. Закрепление. Тип урока: нетрадиционный, урок – игра. Цель урока: закрепить знания учащихся по данной теме. Задачи:   ­ выявить уровень знаний  обучающихся по данной теме;  ­ развивать мышление, воображение, внимание, творческие способности,   память учащихся; ­ воспитывать чувство коллективизма, сплоченности. Оборудование:  столы по числу команд, стулья по числу участников команд,  компьютер, мультимедийный экран, проектор, музыкальное сопровождение,   раздаточный материал, эпиграф. Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, послушен, ловок и вместителен…. А.И. Куприн Ход урока: Вступительное слово учителя. Добрый день, ребята! Сегодня мы закрепим  наши знания по теме: «Деепричастие как особая форма глагола», узнаем,  насколько хорошо вы  уяснили эту тему.  Урок наш пройдет в форме игры, мы с вами отправимся в путешествие, побываем  на станциях с разнообразными  заданиями. (опережающее домашнее задание: придумать название команды)Давайте с вами вспомним правила игры: повторение правил поведения  во время игры, сплочение команды. Ой, а кто это стучит? Давайте посмотрим. Кажется, сегодня к нам пришли  гости. Давайте с ними познакомимся. (В класс входят 2 ученика: имя «Глагол»  и имя «Наречие») Имя глагол (ученик). Здравствуйте, ребята! Я – самостоятельная часть речи,  которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?                С частицей НЕ пишусь раздельно, я имею вид, инфинитив,  наклонение, время, спряжение, лицо, число. Кто же я? Правильно, я  Глагол!  А что вы, ребята, знаете еще о глаголе? Имя наречие (ученица ) Добрый день! А я – самостоятельная часть речи,  которая обозначает  признак действия и отвечает на вопросы: где? куда?  зачем? как? когда? с какой целью? Я не изменяюсь, в предложении бываю  обстоятельством, делюсь на смысловые группы, имею степени сравнения. Так  кто же я? Кто знает? Молодцы! Я, действительно, имя Наречие.  А что вам известно о наречии? (Заходит ученик – деепричастие) Деепричастие (Ученица) А вот и я, мамин и папин сынок! Имя глагол – мой  папа, а имя наречие – моя мама! От своего папы я взял особую форму и вид,  мои вопросы похожи на папины. А на маму я похож тем, что не изменяюсь, в  предложении являюсь обстоятельством. Так кто я такой? Верно, я  деепричастие!  Что вы можете добавить про деепричастие? Вспомним, что такое   деепричастие, приведите мне примеры.Учитель. Вот мы и познакомились с нашими гостями, а теперь давайте  познакомимся с вами.  ( Название и девиз команд).   Итак, мы  начинаем путешествие. Все готовы к путешествию? Начинаем! И начнем его со станции «Глагольная» 1. «Глагольная станция». Образовать деепричастия от глаголов. 1 команда: продолжают, тормозят, пропустить, понаблюдал, взялся. (продолжая, тормозя, пропустив, понаблюдав, взявшись) 2 команда: выдумывать, горюют, отдышаться, отправил, слушают. (выдумывая, горюя, отдышавшись, отправив, слушая) 3 команда: смеяться, ломать, учитывать, проснулся, рассеяться. (смеясь, ломая, учитывая, проснувшись, рассеявшись) Хорошо, ребята! Вижу, вы умеете образовывать деепричастия от имени  глагола. Получите свои баллы. 2. « Корректор». Дополнить предложения деепричастиями  несовершенного вида. Давайте вспомним, на какой вопрос отвечает деепричастие  несовершенного вида? (что делая?) 1 команда: Быстро мчится поезд, ______________ колесами.  Дует холодный осенний ветер, сердито ______________.  2 команда: Высоко в небе вьется жаворонок, ______________.  Струится весенний ручеек, весело _____________. 3 команда: Из липовой аллеи летят желтые круглые листья,  ______________.  Пошел дождь, __________ по крыше. Молодцы, ребята! Вы умело скорректировали предложения! Получите  жетончики. Физкультминутка. Сейчас давайте немного отдохнем, проведем минутку  отдыха. Я называю вам части речи, а вы, услышав деепричастие, должны  хлопнуть. Если слышите другую часть речи, то молчите.Пришли, класс, учащиеся, сидя, внимательно, суббота, изучая, четверо,  повторяя, правильно ,прочитав,  пишем, отвечаем, все, здорово, отвечая,  молодцы. Отдохнули немного? Хорошо, а теперь переходим к станции «Наречная». 3. «Наречная». Заменить фразеологические обороты наречиями.  ­Вспомните, что такое фразеологизмы? Это устойчивые сочетания и  выражения.  Я задаю вопрос, вы при помощи поднятой руки отвечаете. Тот, кто  ответил правильно, получает балл. Сломя голову (быстро),  спустя рукава (плохо),  глазом не моргнув (быстро),  засучив рукава (добросовестно),  очертя голову  ( необдуманно),  повесив нос (грустно),  не покладая рук (усердно),  раскрыв рот (удивленно). Отлично! Что общего было в этих фразеологизмах? ( деепричастия)   А теперь перейдем к следующей станции: «Музыкальная». 4. «Музыкальная».  (Нацеливание: Только в тишине, внимательно слушая музыкальные  произведения, вы можете услышать деепричастия.) Каждая команда должна прослушать отрывок из песни и ответить на  вопрос: сколько деепричастий они услышали? 1 команда: «Колыбельная». 2 команда: «Ломать – крушить». 3 команда: «Крылатые качели». Хорошо, вижу, песни вы любите. Молодцы, нашли деепричастия! Получите  жетончики.  Следующая наша станция: «Сообразительная».5. «Сообразительная». Нужно исправить ошибки в предложениях. В  данных предложениях допущены речевые ошибки. Вам нужно исправить их так, чтобы у вас получились сложные или сложноподчиненные  предложения, слова можно добавлять или менять. 1 команда: Подходя к дому, вдруг выскочила собака.  Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш. 2 команда: Открывая дверь, она громко скрипнула.  Возвращаясь домой, шел дождь. 3 команда: Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным.  Отправляясь в гости, солнце вышло из­за туч. Очень хорошо! Вы справились с этим заданием! Получите заслуженную награду – жетончики. А следующая наша станция будет «Творческая».  6. «Творческая».  За определенное время вам нужно составить связный рассказ, используя как можно больше деепричастий.  (сочиняют рассказ за 3 минуты) Молодцы, ребята! Я вижу, что вы не только настоящие творцы, но и  настоящие знатоки деепричастия! Наше  путешествие подошло к концу.  ­ Что вам больше всего понравилось на уроке? ­  Что запомнилось?  ­ Какое задание вызвало сложности? ­ Для чего нужны деепричастия?  ­ Давайте еще раз повторим, что такое деепричастие. Деепричастие – это  особая форма глагола, отвечающая на вопросы: что делая? что сделав? В  предложении является обстоятельством, не изменяется.Рефлексия. Вы видите перед собой кружочки трех цветов: красного, желтого  и зеленого.  Зеленый  – урок мне понравился, мне было интересно, понятно и комфортно  на уроке. Желтый – мне было не все понятно на уроке, чувствовал себя не очень  хорошо. Красный  – я ничего не усвоил из урока, урок мне не понравился. Выберете тот цвет, который соответствует вашему настроению сейчас. Эти кружочки поместите в корзинку Деепричастию (Деепричастие  ­ ученик 9  класса СОШ №1). Подведем итоги. Узнаем, у какой команды сколько баллов.  Хочется отметить сплочённость команды №   ,  терпимость команды № ,  юмор команды №  . Сегодня у нас победила команда №_____ или  ДРУЖБА. Запишите домашнее задание. Домашнее задание: написать сочинение «Что бы было с нашей речью, если  бы из нее исчезли все деепричастия?». И  вот пришла пора прощаться. Попрощаемся с нашими гостями. До свидания, ребята! До новых встреч! Спасибо за урок! Олимпиадное задание  (дополнительное)   В каких словах окончание – Я:зря, земля, злая, зевая, знамя, зимняя, змея, зоология, зная.   (земля, знамя, змея, зоология) Олимпиадное задание (дополнительное) В каком из этих существительных женского рода суффикс имеет не то  значение, что у остальных:  миллионерша, кассирша, маникюрша, секретарша, генеральша, лифтерша,  банкирша  (генеральша – жена генерала) Олимпиадное задание (дополнительное).  Как выглядит неопределенная  форма глагола неймется? (не имеет неопределенной формы)