Конспект урока "Деепричастие как особая форма глагола"
Оценка 5

Конспект урока "Деепричастие как особая форма глагола"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
15.11.2018
Конспект урока "Деепричастие как особая форма глагола"
При изучении глаголов у детей возникают трудности, так как данная часть речи трудна для изучения, особенно начиная с 7-го класса. А что касается особых форм глагола, эти темы ещё сложнее для детского восприятия. Данная разработка поможет ученикам более свободно и просто разобраться в данной теме.
Деепричастие как особая форма глагола 7 класс.doc
Класс: 7  Тема: Деепричастие  как особая форма глагола. Закрепление. Тип урока: нетрадиционный, урок – игра. Цель урока: закрепить знания учащихся по данной теме. Задачи:   ­ выявить уровень знаний  обучающихся по данной теме;  ­ развивать мышление, воображение, внимание, творческие способности,   память учащихся; ­ воспитывать чувство коллективизма, сплоченности. Оборудование:  столы по числу команд, стулья по числу участников команд,  компьютер, мультимедийный экран, проектор, музыкальное сопровождение,   раздаточный материал, эпиграф. Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, послушен, ловок и вместителен…. А.И. Куприн Ход урока: Вступительное слово учителя. Добрый день, ребята! Сегодня мы закрепим  наши знания по теме: «Деепричастие как особая форма глагола», узнаем,  насколько хорошо вы  уяснили эту тему.  Урок наш пройдет в форме игры, мы с вами отправимся в путешествие, побываем  на станциях с разнообразными  заданиями. (опережающее домашнее задание: придумать название команды) Давайте с вами вспомним правила игры: повторение правил поведения  во время игры, сплочение команды. Ой, а кто это стучит? Давайте посмотрим. Кажется, сегодня к нам пришли  гости. Давайте с ними познакомимся. (В класс входят 2 ученика: имя «Глагол»  и имя «Наречие») Имя глагол (ученик). Здравствуйте, ребята! Я – самостоятельная часть речи,  которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?                С частицей НЕ пишусь раздельно, я имею вид, инфинитив,  наклонение, время, спряжение, лицо, число. Кто же я? Правильно, я  Глагол!  А что вы, ребята, знаете еще о глаголе? Имя наречие (ученица ) Добрый день! А я – самостоятельная часть речи,  которая обозначает  признак действия и отвечает на вопросы: где? куда?  зачем? как? когда? с какой целью? Я не изменяюсь, в предложении бываю  обстоятельством, делюсь на смысловые группы, имею степени сравнения. Так  кто же я? Кто знает? Молодцы! Я, действительно, имя Наречие.  А что вам известно о наречии? (Заходит ученик – деепричастие) Деепричастие (Ученица) А вот и я, мамин и папин сынок! Имя глагол – мой  папа, а имя наречие – моя мама! От своего папы я взял особую форму и вид,  мои вопросы похожи на папины. А на маму я похож тем, что не изменяюсь, в  предложении являюсь обстоятельством. Так кто я такой? Верно, я  деепричастие!  Что вы можете добавить про деепричастие? Вспомним, что такое   деепричастие, приведите мне примеры. Учитель. Вот мы и познакомились с нашими гостями, а теперь давайте  познакомимся с вами.  ( Название и девиз команд).   Итак, мы  начинаем путешествие. Все готовы к путешествию? Начинаем! И начнем его со станции «Глагольная» 1. «Глагольная станция». Образовать деепричастия от глаголов. 1 команда: продолжают, тормозят, пропустить, понаблюдал, взялся. (продолжая, тормозя, пропустив, понаблюдав, взявшись) 2 команда: выдумывать, горюют, отдышаться, отправил, слушают. (выдумывая, горюя, отдышавшись, отправив, слушая) 3 команда: смеяться, ломать, учитывать, проснулся, рассеяться. (смеясь, ломая, учитывая, проснувшись, рассеявшись) Хорошо, ребята! Вижу, вы умеете образовывать деепричастия от имени  глагола. Получите свои баллы. 2. « Корректор». Дополнить предложения деепричастиями  несовершенного вида. Давайте вспомним, на какой вопрос отвечает деепричастие  несовершенного вида? (что делая?) 1 команда: Быстро мчится поезд, ______________ колесами.  Дует холодный осенний ветер, сердито ______________.  2 команда: Высоко в небе вьется жаворонок, ______________.  Струится весенний ручеек, весело _____________. 3 команда: Из липовой аллеи летят желтые круглые листья,  ______________.  Пошел дождь, __________ по крыше. Молодцы, ребята! Вы умело скорректировали предложения! Получите  жетончики. Физкультминутка. Сейчас давайте немного отдохнем, проведем минутку  отдыха. Я называю вам части речи, а вы, услышав деепричастие, должны  хлопнуть. Если слышите другую часть речи, то молчите. Пришли, класс, учащиеся, сидя, внимательно, суббота, изучая, четверо,  повторяя, правильно ,прочитав,  пишем, отвечаем, все, здорово, отвечая,  молодцы. Отдохнули немного? Хорошо, а теперь переходим к станции «Наречная». 3. «Наречная». Заменить фразеологические обороты наречиями.  ­Вспомните, что такое фразеологизмы? Это устойчивые сочетания и  выражения.  Я задаю вопрос, вы при помощи поднятой руки отвечаете. Тот, кто  ответил правильно, получает балл. Сломя голову (быстро),  спустя рукава (плохо),  глазом не моргнув (быстро),  засучив рукава (добросовестно),  очертя голову  ( необдуманно),  повесив нос (грустно),  не покладая рук (усердно),  раскрыв рот (удивленно). Отлично! Что общего было в этих фразеологизмах? ( деепричастия)   А теперь перейдем к следующей станции: «Музыкальная». 4. «Музыкальная».  (Нацеливание: Только в тишине, внимательно слушая музыкальные  произведения, вы можете услышать деепричастия.) Каждая команда должна прослушать отрывок из песни и ответить на  вопрос: сколько деепричастий они услышали? 1 команда: «Колыбельная». 2 команда: «Ломать – крушить». 3 команда: «Крылатые качели». Хорошо, вижу, песни вы любите. Молодцы, нашли деепричастия! Получите  жетончики.  Следующая наша станция: «Сообразительная». 5. «Сообразительная». Нужно исправить ошибки в предложениях. В  данных предложениях допущены речевые ошибки. Вам нужно исправить их так, чтобы у вас получились сложные или сложноподчиненные  предложения, слова можно добавлять или менять. 1 команда: Подходя к дому, вдруг выскочила собака.  Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш. 2 команда: Открывая дверь, она громко скрипнула.  Возвращаясь домой, шел дождь. 3 команда: Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным.  Отправляясь в гости, солнце вышло из­за туч. Очень хорошо! Вы справились с этим заданием! Получите заслуженную награду – жетончики. А следующая наша станция будет «Творческая».  6. «Творческая».  За определенное время вам нужно составить связный рассказ, используя как можно больше деепричастий.  (сочиняют рассказ за 3 минуты) Молодцы, ребята! Я вижу, что вы не только настоящие творцы, но и  настоящие знатоки деепричастия! Наше  путешествие подошло к концу.  ­ Что вам больше всего понравилось на уроке? ­  Что запомнилось?  ­ Какое задание вызвало сложности? ­ Для чего нужны деепричастия?  ­ Давайте еще раз повторим, что такое деепричастие. Деепричастие – это  особая форма глагола, отвечающая на вопросы: что делая? что сделав? В  предложении является обстоятельством, не изменяется. Рефлексия. Вы видите перед собой кружочки трех цветов: красного, желтого  и зеленого.  Зеленый  – урок мне понравился, мне было интересно, понятно и комфортно  на уроке. Желтый – мне было не все понятно на уроке, чувствовал себя не очень  хорошо. Красный  – я ничего не усвоил из урока, урок мне не понравился. Выберете тот цвет, который соответствует вашему настроению сейчас. Эти кружочки поместите в корзинку Деепричастию (Деепричастие  ­ ученик 9  класса СОШ №1). Подведем итоги. Узнаем, у какой команды сколько баллов.  Хочется отметить сплочённость команды №   ,  терпимость команды № ,  юмор команды №  . Сегодня у нас победила команда №_____ или  ДРУЖБА. Запишите домашнее задание. Домашнее задание: написать сочинение «Что бы было с нашей речью, если  бы из нее исчезли все деепричастия?». И  вот пришла пора прощаться. Попрощаемся с нашими гостями. До свидания, ребята! До новых встреч! Спасибо за урок! Олимпиадное задание  (дополнительное)   В каких словах окончание – Я: зря, земля, злая, зевая, знамя, зимняя, змея, зоология, зная.   (земля, знамя, змея, зоология) Олимпиадное задание (дополнительное) В каком из этих существительных женского рода суффикс имеет не то  значение, что у остальных:  миллионерша, кассирша, маникюрша, секретарша, генеральша, лифтерша,  банкирша  (генеральша – жена генерала) Олимпиадное задание (дополнительное).  Как выглядит неопределенная  форма глагола неймется? (не имеет неопределенной формы)

Конспект урока "Деепричастие как особая форма глагола"

Конспект урока "Деепричастие как особая форма глагола"

Конспект урока "Деепричастие как особая форма глагола"

Конспект урока "Деепричастие как особая форма глагола"

Конспект урока "Деепричастие как особая форма глагола"

Конспект урока "Деепричастие как особая форма глагола"

Конспект урока "Деепричастие как особая форма глагола"

Конспект урока "Деепричастие как особая форма глагола"

Конспект урока "Деепричастие как особая форма глагола"

Конспект урока "Деепричастие как особая форма глагола"

Конспект урока "Деепричастие как особая форма глагола"

Конспект урока "Деепричастие как особая форма глагола"

Конспект урока "Деепричастие как особая форма глагола"

Конспект урока "Деепричастие как особая форма глагола"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2018