При изучении глаголов у детей возникают трудности, так как данная часть речи трудна для изучения, особенно начиная с 7-го класса. А что касается особых форм глагола, эти темы ещё сложнее для детского восприятия. Данная разработка поможет ученикам более свободно и просто разобраться в данной теме.
            
        
        
        
                    
                
                    Класс: 7 
Тема: Деепричастие  как особая форма глагола. Закрепление.
Тип урока: нетрадиционный, урок – игра.
Цель урока: закрепить знания учащихся по данной теме.
Задачи: 
  выявить уровень знаний  обучающихся по данной теме;
  развивать мышление, воображение, внимание, творческие способности,  
память учащихся;
 воспитывать чувство коллективизма, сплоченности.
Оборудование:  столы по числу команд, стулья по числу участников команд, 
компьютер, мультимедийный экран, проектор, музыкальное сопровождение,  
раздаточный материал, эпиграф.
Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч,
выразителен, послушен, ловок и вместителен….
А.И. Куприн
Ход урока:
Вступительное слово учителя. Добрый день, ребята! Сегодня мы закрепим 
наши знания по теме: «Деепричастие как особая форма глагола», узнаем, 
насколько хорошо вы  уяснили эту тему.  Урок наш пройдет в форме игры, мы
с вами отправимся в путешествие, побываем  на станциях с разнообразными 
заданиями.
(опережающее домашнее задание: придумать название команды)Давайте с вами вспомним правила игры: повторение правил поведения 
во время игры, сплочение команды.
Ой, а кто это стучит? Давайте посмотрим. Кажется, сегодня к нам пришли 
гости. Давайте с ними познакомимся.
(В класс входят 2 ученика: имя «Глагол»  и имя «Наречие»)
Имя глагол (ученик). Здравствуйте, ребята! Я – самостоятельная часть речи, 
которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что
сделать?                С частицей НЕ пишусь раздельно, я имею вид, инфинитив, 
наклонение, время, спряжение, лицо, число. Кто же я? Правильно, я  Глагол!
 А что вы, ребята, знаете еще о глаголе?
Имя наречие (ученица ) Добрый день! А я – самостоятельная часть речи, 
которая обозначает  признак действия и отвечает на вопросы: где? куда? 
зачем? как? когда? с какой целью? Я не изменяюсь, в предложении бываю 
обстоятельством, делюсь на смысловые группы, имею степени сравнения. Так 
кто же я? Кто знает? Молодцы! Я, действительно, имя Наречие. 
А что вам известно о наречии?
(Заходит ученик – деепричастие)
Деепричастие (Ученица) А вот и я, мамин и папин сынок! Имя глагол – мой 
папа, а имя наречие – моя мама! От своего папы я взял особую форму и вид, 
мои вопросы похожи на папины. А на маму я похож тем, что не изменяюсь, в 
предложении являюсь обстоятельством. Так кто я такой? Верно, я 
деепричастие! 
Что вы можете добавить про деепричастие? Вспомним, что такое  
деепричастие, приведите мне примеры.Учитель. Вот мы и познакомились с нашими гостями, а теперь давайте 
познакомимся с вами.  ( Название и девиз команд).  
Итак, мы  начинаем путешествие. Все готовы к путешествию? Начинаем!
И начнем его со станции «Глагольная»
1. «Глагольная станция». Образовать деепричастия от глаголов.
1 команда: продолжают, тормозят, пропустить, понаблюдал, взялся.
(продолжая, тормозя, пропустив, понаблюдав, взявшись)
2 команда: выдумывать, горюют, отдышаться, отправил, слушают.
(выдумывая, горюя, отдышавшись, отправив, слушая)
3 команда: смеяться, ломать, учитывать, проснулся, рассеяться.
(смеясь, ломая, учитывая, проснувшись, рассеявшись)
Хорошо, ребята! Вижу, вы умеете образовывать деепричастия от имени 
глагола. Получите свои баллы.
2. « Корректор». Дополнить предложения деепричастиями 
несовершенного вида.
Давайте вспомним, на какой вопрос отвечает деепричастие 
несовершенного вида? (что делая?)
1 команда: Быстро мчится поезд, ______________ колесами. 
Дует холодный осенний ветер, сердито ______________. 
2 команда: Высоко в небе вьется жаворонок, ______________. 
Струится весенний ручеек, весело _____________.
3 команда: Из липовой аллеи летят желтые круглые листья, 
______________.
 Пошел дождь, __________ по крыше.
Молодцы, ребята! Вы умело скорректировали предложения! Получите 
жетончики.
Физкультминутка. Сейчас давайте немного отдохнем, проведем минутку 
отдыха. Я называю вам части речи, а вы, услышав деепричастие, должны 
хлопнуть. Если слышите другую часть речи, то молчите.Пришли, класс, учащиеся, сидя, внимательно, суббота, изучая, четверо, 
повторяя, правильно ,прочитав,  пишем, отвечаем, все, здорово, отвечая, 
молодцы.
Отдохнули немного? Хорошо, а теперь переходим к станции «Наречная».
3. «Наречная». Заменить фразеологические обороты наречиями. 
Вспомните, что такое фразеологизмы? Это устойчивые сочетания и 
выражения. 
Я задаю вопрос, вы при помощи поднятой руки отвечаете. Тот, кто 
ответил правильно, получает балл.
Сломя голову (быстро), 
спустя рукава (плохо),
 глазом не моргнув (быстро), 
засучив рукава (добросовестно),
 очертя голову  ( необдуманно),
 повесив нос (грустно),
 не покладая рук (усердно),
 раскрыв рот (удивленно).
Отлично! Что общего было в этих фразеологизмах? ( деепричастия)  
А теперь перейдем к следующей станции: «Музыкальная».
4. «Музыкальная». 
(Нацеливание: Только в тишине, внимательно слушая музыкальные 
произведения, вы можете услышать деепричастия.)
Каждая команда должна прослушать отрывок из песни и ответить на 
вопрос: сколько деепричастий они услышали?
1 команда: «Колыбельная».
2 команда: «Ломать – крушить».
3 команда: «Крылатые качели».
Хорошо, вижу, песни вы любите. Молодцы, нашли деепричастия! Получите 
жетончики.
 Следующая наша станция: «Сообразительная».5. «Сообразительная». Нужно исправить ошибки в предложениях. В 
данных предложениях допущены речевые ошибки. Вам нужно исправить
их так, чтобы у вас получились сложные или сложноподчиненные 
предложения, слова можно добавлять или менять.
1 команда: Подходя к дому, вдруг выскочила собака.
 Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш.
2 команда: Открывая дверь, она громко скрипнула.
 Возвращаясь домой, шел дождь.
3 команда: Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным. 
Отправляясь в гости, солнце вышло изза туч.
Очень хорошо! Вы справились с этим заданием! Получите заслуженную
награду – жетончики.
А следующая наша станция будет «Творческая». 
6. «Творческая». 
За определенное время вам нужно составить связный рассказ, используя
как можно больше деепричастий. 
(сочиняют рассказ за 3 минуты)
Молодцы, ребята! Я вижу, что вы не только настоящие творцы, но и 
настоящие знатоки деепричастия!
Наше  путешествие подошло к концу. 
 Что вам больше всего понравилось на уроке?
  Что запомнилось?
  Какое задание вызвало сложности?
 Для чего нужны деепричастия?
  Давайте еще раз повторим, что такое деепричастие. Деепричастие – это 
особая форма глагола, отвечающая на вопросы: что делая? что сделав? В 
предложении является обстоятельством, не изменяется.Рефлексия. Вы видите перед собой кружочки трех цветов: красного, желтого 
и зеленого. 
Зеленый  – урок мне понравился, мне было интересно, понятно и комфортно 
на уроке.
Желтый – мне было не все понятно на уроке, чувствовал себя не очень 
хорошо.
Красный  – я ничего не усвоил из урока, урок мне не понравился.
Выберете тот цвет, который соответствует вашему настроению сейчас.
Эти кружочки поместите в корзинку Деепричастию (Деепричастие   ученик 9 
класса СОШ №1).
Подведем итоги. Узнаем, у какой команды сколько баллов. 
Хочется отметить сплочённость команды №   , 
терпимость команды № ,
 юмор команды №  .
Сегодня у нас победила команда №_____ или  ДРУЖБА.
Запишите домашнее задание.
Домашнее задание: написать сочинение «Что бы было с нашей речью, если 
бы из нее исчезли все деепричастия?».
И  вот пришла пора прощаться. Попрощаемся с нашими гостями. До свидания,
ребята! До новых встреч! Спасибо за урок!
Олимпиадное задание  (дополнительное) 
 В каких словах окончание – Я:зря, земля, злая, зевая, знамя, зимняя, змея, зоология, зная.  
(земля, знамя, змея, зоология)
Олимпиадное задание (дополнительное)
В каком из этих существительных женского рода суффикс имеет не то 
значение, что у остальных: 
миллионерша, кассирша, маникюрша, секретарша, генеральша, лифтерша, 
банкирша  (генеральша – жена генерала)
Олимпиадное задание (дополнительное).  Как выглядит неопределенная 
форма глагола неймется? (не имеет неопределенной формы)