Данный конспект урока разрабатывался для, как для фронтального, так и для индивидуального урока для учителя - логопеда. В материале представлен каждый этап, ход урока, наглядный материал. Материал очень интересный, познавательный и доступный. В конце урока можете использовать какое то поощрение, я использую наклейку.
конспект 1.docx
Структура логопедического занятия на I этапе коррекционнологопедической
работы в общеобразовательной школе
Тема: «Дифференциация Ш – Ж». Одежда.
Цель: Осуществить работу по дифференциации звуков [Ш] [Ж], активизировать
словарный запас по лексической теме « Одежда».
Задачи:
1) Обучающие:
закрепление знаний о механизмах организации данных звуков,
активизация словарного запаса на данные звуки по лексической теме «
Одежда».
2) Развивающие:
совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата,
развитие фонематического слуха.
3) Воспитательные:
воспитание интереса к занятию,
адекватного отношения к своему дефекту речи.
4) Коррекционные:
дифференциация звуков в изолированном виде, в слогах словах, предложении.
Оборудование:
презентации, карточки с одеждой.
зеркала,
артикуляционные профили,
буквы,
карточки,
№
п/п
1
1.
Речевой материал: жилетка, башмаки, сушка.
Ход занятия
Этапы занятия
Деятельность логопеда
I. Организационный момент. (1 мин)
Здравствуйте Максим и Ричард, меня зовут
Мария Игоревна и сегодня интересное и
увлекательное занятия проведу для вас я!!!
Посмотрите ребята на эти 2 картинки,
Кто на них изображен?
Молодцы, правильно, а теперь послушайте
какие звуки я выделяю.
Шуба, Жилетка, какие звуки я голосом
Деятельность
детей
Учащиеся
здороваются.
Шуба, жилетка
[Ж], [Ш]. выделяю?
Уточнение
артикуляции и
характеристика
звуков [Ж Ш]
II. Основная часть. (40 минут)
Давай произнесем звук [ш], а теперь [ж].
Как вы думаешь, чем похожи эти звуки?
Правильно, при произнесении этих звуков
губы вытянуты вперед и округлены, между
верхними и нижними зубами — расстояние,
широкий кончик языка — «чашечкой» за
верхними зубами, боковые края языка плотно
прижаты к верхним зубам.
Чем они отличаются? Положим ладошку на
горлышко и произнесем снова эти звуки.
Когда произносим звук [ш] — горлышко
молчит, а когда звук [ж] — дрожит.
И так ребята у нас горлышко работает,
значит, звук какой?
Молодцы звук [Ж] звонкий.
А какой тогда звук [Ш]?
А какие эти два звука они гласные или
согласные? Как мы это можем узнать?
Давайте еще раз произнесем по очереди эти
Учащиеся
произносят звук
[Ш] [Ж], когда
произносим звуки,
то губы в одном
положении,
вытянутые.
Учащиеся
выполняют
задание.
Звонкий.
Глухой, потому,
что горлышко не
работает.
Они согласные,
потому
что
преграда зубы и два звука и посмотрим, есть ли преграда при
произношение этих звуков.
Ребята посмотрите, согласные твердые звуки
обозначаются синим цветом, синей фишкой
отметьте в своих тетрадях под звуком Ш и Ж.
А так же, звук [Ж] как мы с вами уже
выяснили, он является звонкий и м вами мы
приклеиваем колокольчик так же под звуком,
а под звуком [Ш] приклеим наушники почему
мальчики, подскажите мне?
язык.
Выполняют
работу
тетрадях.
в
Потому. что
звук
–
глухой.
[Ш]
Скажи, а чем отличается буква от звука?
Связь звука с
буквой
(показ картинки с буквой Ш и Ж)
Учащиеся
выполняют
задания.
Что изображено на картинках, звуки или
буквы?
Давайте произнесём их вместе Ш, а
другую – Ж.
А теперь что мы произнесли?
А что услышали?
На листочке бархатной бумаги выложим
букву Ш. Получилось? А теперь букву Ж.
Из каких элементов состоит буква Ш?
Вспомним, как мы пишем буквы Ш и Ж. Артикуляционный уклад звука [Ш] [Ж]
Ш Ж
Целеполагание
Развитие
артикуляционно
й моторики
И так ребята сегодня мы с вами сравним эти
звуки, познакомимся с профессиями, сравним,
чем отличается звук от буквы.
Ребята, перед тем, как мы с вами начнем
знакомиться со звуками и буквами, выполним
артикуляционную гимнастику, на ваших
столах лежат зеркала, выполняем гимнастику,
смотрим за собой в зеркала, что все
аккуратно.
получалось
красиво и
Слушают цели
занятия .
Учащиеся
выполняют
артикуляционную
гимнастику,
смотря в зеркало. Формирование
целенаправленно
го
ротового
выдоха
У вас ребята прекрасно получается, но
гимнастика на этом еще не закончилась, нужно
еще правильно дышать, что бы красиво
говорить, посмотрите, как мы будем это
выполнять.
Учащиеся вместе
выполняют
дыхательную
гимнастику.
Дифференциаци
я изолированных
звуков [Ж Ш]
И так ребята, мы с вами полностью
подготовились к занятию, и вернемся к нашим
звукам и буквам.
Произнесите пожалуйста , как жужжит
жук, а как шипит змея?
Молодцы, ребятки, у вас отлично все
получилось.
Учащиеся
демонстрирует
изолированное
произношение
звуков [Ш] ,[Ж].
Жжжжжжжжжж
Шшшшшшшшш Дифференциаци
я [Ж] [Ш] в
слогах
Развитие
звукового
анализа
уровне слова
Мальчики посмотрите, пожалуйста, на
доске висят пуговки, они все перемешались,
давайте с вами разложит их на 2 столбика, но
как нам это сделать правильно, нам нужно с
вами правильно и красиво произнести все
слоги со звуком [Ж] – влево, [Ш] – вправо.
Будьте внимательны.
Мальчики, вы молодцы, с этим заданием
легко справились.
Разберём слово ШУБА:
Жа,
шу,
жо, ша, жэ, жу,
шо, шэ. Учащиеся
произносят слоги,
распределяя из по
сторонам.
на
(Графическое обозначение слова – белая
полоска)
Сколько гласных звуков в слове ШУБА?
Хлопнем, сколько слогов в слове ШУБА?
Значит сколько в слове слогов?
В слове ШУБА
2 гласных звука.
Хлопают 2 раза
(Графическое обозначение слога – жёлтые
прямоугольники)
В слове ШУБА
2 слога.
Кладём 2 жёлтых прямоугольника.
Назовите первый слог в этом слове?
Первый слог в первый звук [ш] гласный или согласный,
слове – ШУ
Звук [ш] –
согласный,
Всегда твёрдый.
В слоге ШУ
второй звук У
У гласный звук.
Кладу красный
кружок.
Затем
ребёнок
выкладывает
соответствующ
ие фишки для
второго слога, а
под
них
выкладывают
соответствующ
ие буквы из
кассы.
Учащиеся
выполняют
гимнастику
ручной и мелко
моторики.
твёрдый или мягкий?
Кладём синий кружок, под ним букву из
кассы.
В слоге ШУ какой второй звук?
У гласный или согласный звук?
Значит, какой кружок кладём?,и букву из
кассы.
Развитие ручной
и
мелкой
моторики
Мы с вами уже выполнили много заданий и
прекрасно с ними справляемся, и сейчас
можем немного отдохнуть, размять наши
пальчики. Будьте внимательны и повторяйте
за мной
. Дифференциаци
я букв ЖШ в
словах
Посмотри на картинки, назови эти слова.
(Штаны, шапка, башмаки, рубашка, шуба,
шляпа, пальто).
Как одним словом мы можем назвать эти
предметы?
Одним словом?
Какая картинка лишняя? Почему?
Посмотрите ребята у
меня еще есть
картинки, давайте вместе с вами назовем, что
на них изображено: жилетка, джемпер,
пиджак, варежки, сапоги. Молодцы, правильно
какой звук из сегодня изучаемых нам
встречается?
Штаны, шапка,
башмаки,
рубашка,
шляпа, пальто.
шуба,
Все слова можно
назвать одним
словом – одежда.
Пальто, потому,
что там не звука
[Ш]
Жилетка,
джемпер, пиджак,
варежки, сапоги.
Правильно, молодцы, но что то тут лишнее
посмотрите внимательно, подумайте.
Звук [Ж].
Правильно, молодцы, и с этим зданием
справились.
Сапоги лишни,
потому, что
сапоги это обувь. Динамическая
пауза
Ребятки, я вам предлога. Немного отдохнуть,
выйти из – за парт и чуть – чуть размяться. И
мы с вами выполним зарядку, слушайте меня
внимательно, повторяйте все упражнения.
Мы ногами топ, топ,
Мы руками хлопхлоп.
Мы глазамимигмиг.Моргаем глазами.
Мы плечами чикчик. Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали,
ВанькойВстанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора!
Движения
выполнять по
содержанию
текста.
Руки на поясе.
Руки на поясе,
плечи вверх вниз.
Руки на поясе,
глубокие
повороты вправо
влево.
Движения
выполнять по
содержанию
текста.
Стоя на месте, Дифференциаци
я букв занятия
на
уровне
словосочетания
Гимнастика для
глаз
Дифференциаци
я букв занятия
на
уровне
предложения
Ребята у меня беда приключилась окно
открылось и слова разлетелись куда то,
помогите мне их собрать и мы посмотрим что
получится, у меня на одной стороне доски
написаны слова давайте их прочитаем: сушка,
одежда, шапка, штаны, давайте подумаем,
какое словосочетание мы можем придумать к
этим словам, но в словосочетаниях должны
быть буквы Ш или Ж? Что такое сушка, это
может быть сушка одежды, т.е. одежду сушат,
вот и получилось у нас первое словосочетание,
со словом одежда придумай Максим
словосочетание, молодец Максим, Ричард
придумай словосочетание со словом шапка,
отлично Ричард, и последнее слово штаны,
какие могут быть штаны? Молодцы мальчики,
у нас получились интересные и разные
словосочетания.
Посмотреть на потолок, на пол, вдаль (в окно),
на пальцы руки.
Ребята вернемся к нашим вещам, а точнее к
одежде, посмотрите еще раз картинки и
выберите по 2 одежде и нашим следующим
заданием будет составление предложения про
ту вещь, которую вы выбрали. Например, я
выбираю шапку и составлю с этим словом
предложение. Миша пошел кататься на лыжах
и надел свою любимую шапку. А теперь
попробуйте придумать свое предложение.
Молодцы ребята, у вас получились очень
хорошие предложения, давайте с вами
запишем в тетрадь по одному предложению.
III. Заключительная часть. ( 4 мин)
Итак, вот и подходит наше занятие к концу,
давайте вспомним, с какими буквами и
звуками мы с вами сегодня познакомились и
поднять руки
через стороны
вверх и опустить
вниз.
Сушка одежды,
ношенная одежда,
Женина шапка,
кожаные штаны.
Учащиеся
выполняют
задания.
Максим составил
предложения со
словами:
купила
Мама
новую шубу.
Саша
взял
варежки и пошел
гулять на улицу.
Ричард составил
предложения:
Папа купил мне
новую рубашку.
В школу я
надеваю рубашку
и штаны.
Буква Ш, Ж и
звуки [Ш], [Ж]. работали?
Какой теме мы посветили сегодняшнее
занятие?
Напомните мне ребята, чем отличается звук
от буквы?
Сегодня на занятии вы работали очень
хорошо, спасибо вам. До свидания!
Мы говорили
про одежду.
Звуки мы говорим
и слышим,
а
буквы мы видим и
пишем.
Спасибо,
свидания.
до
Конспект урока: «Дифференциация Ш – Ж». Одежда.
Конспект урока: «Дифференциация Ш – Ж». Одежда.
Конспект урока: «Дифференциация Ш – Ж». Одежда.
Конспект урока: «Дифференциация Ш – Ж». Одежда.
Конспект урока: «Дифференциация Ш – Ж». Одежда.
Конспект урока: «Дифференциация Ш – Ж». Одежда.
Конспект урока: «Дифференциация Ш – Ж». Одежда.
Конспект урока: «Дифференциация Ш – Ж». Одежда.
Конспект урока: «Дифференциация Ш – Ж». Одежда.
Конспект урока: «Дифференциация Ш – Ж». Одежда.
Конспект урока: «Дифференциация Ш – Ж». Одежда.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.