Данный конспект урока предназначен для учителей начальной школы, 2 класс. Данный урок можно использовать не только на уроках, но и на логопедических занятиях в начальной школе. Разнообразные виды и формы работы, которые присутствуют в данной работе способствуют интересной и активной работе младших школьников.
Тема: Составление слов из слогов.
Тип урока: урок - соревнование.
Цель:
- формирование навыка составления слов из слогов вразбивку, деления одно, двух, трех сложных слов на слоги;
- развитие слогового анализа и синтеза, лексико-грамматических навыков, техники чтения, связной речи, слуховой и зрительной памяти, общей и мелкой моторики;
- воспитание нравственных качеств, эстетических качеств, интереса к занятиям.Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов
Тема: Составление слов из слогов.
Тип урока: урок соревнование.
Цель:
формирование навыка составления слов из слогов вразбивку, деления одно,
двух, трех сложных слов на слоги;
развитие слогового анализа и синтеза, лексикограмматических навыков,
техники чтения, связной речи, слуховой и зрительной памяти, общей и мелкой
моторики;
воспитание нравственных качеств, эстетических качеств, интереса к занятиям.
Оборудование: карточки для индивидуальной и групповой работы, мяч, тетради,
ручки.
Ход занятия
I. Орг. момент:
1) Приветствие:
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Здравствуйте, ребята! У нас сегодня не обычный урок. Сегодня мы с вами будем
играть. Во – первых, мы разделились на две команды. Давайте, мы представимся.
Первая команда называется «Знатоки», а вторая «Всезнайки». Встает первая
команда и говорит свой девиз.
команды «Знатоки»:
Девиз
Ходим мы везде и смело,
Знатоки не боятся дела.
Девиз
«Мы, конечно, не с луны,
Но Всезнайки впереди!».
2) Приветствие капитанов команд.
команды «Всезнайки»:
II. Основная часть занятия
1. Разминка
Я каждой команде задаю вопросы. За каждый правильный ответ команды
получают фишку.
Вопросы:
✓ Из чего состоит слово?
✓ Что растёт на яблоне?
✓ Сколько в слове может быть букв?
✓ Кто живет в реке?
✓ Сколько в слове может быть слогов?
✓ Что делает дятел?
✓ Как узнать количество слогов слове?
✓ Кто живет в лесу?
✓ Чем отличается слог от слова?
! Вывод: повторить правило выявления слогов в слове.
2. Развитие внимания, зрительного восприятия.
Вы должны записать слова под диктовку на листы и разделить их на слоги.
Слова: собака, заяц, ёжики, дятел, книга, улитка, котёнок, радуга, солнце.
! Проверка: назовите мне слова, которые состоят из одного слога, из двух слогов,
1из трёх, из четырёх.
3. Работа в группах.
У вас на столе лежат карточки с заданием. В карточке написан только первый
слог слова. Вы должны дописать слова, чтобы получилось новое слово. К каждому
слогу записать по два слова.
«Знатоки»: МА, РЕ, КО, ШИ.
«Всезнайки»: ВЕ, СО, ПА, РУ.
! Проверка: каждая команда зачитывает свои слова.
4. Физкультминутка
«На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям Физкультпривет!»
5. Конкурс капитанов.
Капитаны команд выходят к доске и выполняют задания на закрытых досках.
Разгадайте анаграмму. Найдите, какое слово спряталось.
«Знатоки»:
4 6 3 7 1 5 2 6 3 5 8 1 4 2 7 7 4 1 5 8 6 3 2
т е р т п р о е р с ь к у а л а т л о д п с и
«Всезнайки»:
4 1 8 7 5 3 6 2 5 1 4 6 3 2 3 6 4 1 9 2 7 5 8
А б о н т р и у к с ч а е в л и е т р е з в о
!Проверка капитанов!
А пока наши капитаны разгадывают слова.
! Проверка капитанов.
6. Работа у доски.
На доске написаны слова, вы должны вставить потерянную букву.
«Потерянные буквы»
1 КОМАНДА
Потерялась буква О
З В Н К –
Г Р Д –
М Р З –
Г Л С –
2 КОМАНДА
Потерялась буква И
БЛ НЧ К –
П НГВ Н –
Ф Н Ш –
Ч Ж К –
7 . Работа со слогами.
На доске вы видите много осколков. Это осколочный рисунок клумбы. Вы
должны составить слова из слогов, и клумба вновь засияет красотой. Кто быстрее
составит слова, тот поднимает руки.
2У детей карточки со слогами:
маш Ро ка
си лёк Ва
ди ка Гвоз
Назовите одним словом. (цветы). Молодцы! Посмотрите, какая красивая клумба у
нас появилась!
Сосчитайте, сколько гвоздик на клумбе? Сколько васильков? Сколько ромашек?
Каких цветов больше всего?
Каких цветов меньше всего?
(Дети дают полные ответы с употреблением формы множественного числа
существительных в родительном падеже).
8. Работа в парах.
«Расколдуем чудесный сад» (осколочный рисунок сада в чернобелых тонах)
У вас на столе есть карточки со слогами. Переставьте слоги так, чтобы
получилось новое слово. Запишите эти слова и разделите их на слоги.
кос А бри
син А пель
град Ви но
рин да Ман
ня Яб ло
Назовите одним словом. Как можно назвать фрукты другим словом (плоды).
Мы расколдовали сад.
Какой это сад? (прекрасный, чудесный).
Какой сок получится их этих плодов?
Образование относительных прилагательных:
абрикос абрикосовый; мандарин – мандариновый; апельсин – апельсиновый;
виноград – виноградный; яблоня – яблочный.
Что общего у цветов и фруктов? (В числе прочих сходств необходимо выделить
запах).
Какой у них запах? (приятный) Как можно назвать приятный запах иначе?
(аромат).
Чтение слова, выделение гласных, деление на слоги.
Сколько слогов в слове аромат? (3) Давайте вспомним правило об этом.
Сколько в слове гласных
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
9. Пальчиковая разминка
«Этот пальчик в лес пошел…»
10. Составление слов из слогов, данных в беспорядке. (Работа в группах).
Работаем у доски. Доска поделена на две части. Для каждой команды у
доски лежат конверты. Ребенок от каждой команды подбегает, берет
конверт под №1, открывает его и составляет слово из слогов. Затем пишет его на
доске. Главное сделать все правильно и быстро.
✓ У КА ЛИТ ТА КОН ФЕ ГА КНИ ГА ЗИН МА (улитка, конфета, книга, магазин).
✓ ТЕР ВЕР РО ВО НА КО ШО ЛАД У ЦА ЛИ (улица, ветер, шоколад, ворона).
! Проверка. После всех составленных слов, мы проверяем. Читаем слово на доске
и на экране появляется слово. Если слова одинаковые, значит задание выполнено,
верно.
11. Работа с предложением.
3Закончи предложение.
Я читаю предложение, вы должны дописать одно слово. Слово выписываете на
листик, затем пишите сколько в слове слогов.
Медведь осенью засыпает, а весной … .
Берёзка от ветра наклонилась, а затем … .
Мокрое бельё развешивают, а сухое … .
Вечером солнце заходит, а утром … .
Старую мебель надо вынести, а новую … .
Мальчик рукавичку уронил, а потом … .
Птицы осенью улетают, а весной … .
Весна уходит, а лето … .
Старые дома сносят, а новые … .
Пчела в улей влетела, а затем … .
Дождь травку намочил, а солнышко …
III. Итог занятия
1. Игра со слогами
Возьмите у первого слога первый слог, у второго слова – второй слог.
«Подсказка»:
1 + 2:
Лупа + мина = луна
Чайник + щука = чайка
Коза + конфета = кофе
Зина + мама = зима
Жаба + кора = жара
Метель + пушок = мешок
Котёнок + роса = коса
Ворона + мода = вода
Папа + макет = пакет
IV. Рефлексия. Оценка деятельности учащихся.
Молодцы! Наше занятие подходит к концу. Давайте мы с вами подсчитаем
количество фишек команд и подведем итоги нашего соревнования.
А пока я подсчитываю ваши правильные ответы. Вы должны приклеить красные
шарики к веселому мишке, который на доске. Или синие шарики к грустному мишке.
Победила …
Урок окончен.
Спасибо за внимание!
4