КОНСПЕКТ УРОКА для 7
класса
«График линейной функции»
1. |
ФИО (полностью) |
Котова Инна Владимировна |
2. |
Место работы |
МБОУ ОШ № 3 г. Гуково |
3. |
Должность |
Учитель математики |
4. |
Предмет |
алгебра |
5. |
Класс |
7 |
6. |
Тема и номер урока |
«Линейная функция», урок № 2 |
1. Цель урока: Создавать условия для совершенствования знаний учащихся для формирования у них умений проводить исследования, обрабатывать результаты и делать выводы.
2. Задачи:
- предметная: обосновывать, что графиком линейной функции является прямая. Сформировать навыки построения линейной функции, нахождения значения функции по неизвестному значению аргумента и нахождения неизвестного значения аргумента по значению функции, способствовать представлению о графиках линейных функций и построения их на основе традиционных и инновационных ресурсов.
-метопредметная: Регулятивные: работают по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства. В диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки.
Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием ЭОР.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
- личностная: Проявлять положительное отношение к урокам алгебры, широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, доброжелательное отношение к сверстникам; дают позитивную оценку и самооценку учебной деятельности; анализируют соответствие результатов требованиям конкретной учебной задачи.
3. Тип урока Урок – виртуальная лаборатория на основе использования ЭОР НР
4. Формы работы учащихся: опрос, самоконтроль
5. Необходимое техническое оборудование: компьютеры (класс – комплект), мультипроектор, интерактивная доска, программное обеспечение.
6. Использование продукта «1С: Общеобразовательное учреждение» «Математический конструктор»
7. Структура и ход урока
I. Организационный момент.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с линейной функцией. Урок по теме «График линейной функции» мы будем проводить в компьютерном классе. Научимся выполнять построение линейных функций в программе 1С «Математический конструктор»
II. Актуализация
Фронтальный опрос.
1) Какая функция называется линейной?
2) Задание: заполните таблицу
k |
b |
|
k |
b |
|
2 |
3 |
|
-3 |
2 |
|
2 |
0 |
|
-3 |
0 |
|
5 |
3 |
|
-4 |
5 |
|
4 |
-2 |
|
-2 |
-2 |
|
0 |
3 |
|
0 |
-5 |
|
III. Изложение нового материала
Лабораторная работа
Открыть программу 1С «Математический конструктор» На столах у вас лежат бланки, надо в течение урока заполнить их и сделать выводы по проделанной работе.
№ задания |
k |
b |
y=kx+b |
Вывод по проделанной работе |
|
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
№ задания |
k |
b |
y=kx+b |
Точки пересечения |
Вывод по проделанной работе |
9 |
|
|
|
|
|
Открыть программу «1C Математический конструктор 3.0». http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/903077b7-0221-4823-b549-b236326d48d4/?interface=pupil&class[]=49&subject[]=16&subject[]=17 (см. таблицу 2, № 1)
Установить, как выглядит график линейной функции. Обучающиеся работают по инструкциям, которые находятся у каждого обучающегося на рабочем столе
Задание 1. Построить график функции
Инструкции на столах.
1. Заполните пустые клетки таблицы, найдите значение x.
2. Точки занесите на координатной плоскости в программе «1С Математический конструктор 3.0», нажмите на инструмент «Точка»
3. Соедините точки при помощи инструмента «Линия»
4. Выводы запишите в таблицу, ответив на вопрос «Как расположены точки на координатной прямой? Что является графиком линейной функции? Сколько точек достаточно взять для построения графика?»
Таблица
2 задание. Построить график линейной функции
Инструкция
1. Заполните пустые клетки таблицы, найдите значение x.
2. Точки занесите на координатной плоскости в программе «1С Математический конструктор 3.0», нажмите на инструмент «Точка»
3. Соедините точки при помощи инструмента «Линия»
4. Выводы запишите в таблицу, ответив на вопрос «Чему равен коэффициент k? Как расположен график линейной функции на координатной плоскости? Зависит ли расположение графика функции от коэффициента k?»
x |
0 |
1 |
|
x |
0 |
1 |
y |
|
|
y |
-1 |
-3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 задание. Построить график линейной функции
Инструкция
1. Заполните пустые клетки таблицы, найдите значение x.
2. Точки занесите на координатной плоскости в программе «1С Математический конструктор 3.0», нажмите на инструмент «Точка»
3. Соедините точки при помощи инструмента «Линия»
4. Выводы запишите в таблицу, ответив на вопрос «Чему равен коэффициент k? Как расположен график линейной функции на координатной плоскости? Зависит ли расположение графика функции от коэффициента k?»
x |
-2 |
1 |
|
x |
-2 |
1 |
y |
|
|
y |
-7 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 4. Построить график линейной функции
Инструкция
1. Заполните пустые клетки таблицы, найдите значение x.
2. Точки занесите на координатной плоскости в программе «1С Математический конструктор 3.0», нажмите на инструмент «Точка»
3. Соедините точки при помощи инструмента «Линия»
4. Выводы запишите в таблицу, ответив на вопрос «Чему равен коэффициент k? Как расположены точки пересечения графика с осями координат? Зависит ли расположение графика функции от коэффициента k? Как зависит коэффициент k на построение графика функции?»
x |
0 |
1 |
|
x |
0 |
1 |
y |
|
|
y |
-1 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 задание. Построить график линейной функции
Инструкция
1. Заполните пустые клетки таблицы, найдите значение x.
2. Точки занесите на координатной плоскости в программе «1С Математический конструктор 3.0», нажмите на инструмент «Точка»
3. Соедините точки при помощи инструмента «Линия»
4. Выводы запишите в таблицу, ответив на вопрос «Чему равен коэффициент k? Чему равен коэффициент b? Какой график мы получим в результате построения? Как зависит коэффициент k на построение графика функции? Как расположены точки относительно друг друга?»
x |
0 |
1 |
|
x |
0 |
1 |
y |
|
|
y |
5 |
4 |
6 задание. Построить график линейной функции
Инструкция
1. Ответить на вопросы «Является ли функция линейной? Почему?»
2. Взять произвольные значения х, вычислите соответствующее каждому значение у
3. Построить график
4. Сделать выводы, ответив на вопрос: «Какое значение у соответствует значению х? Когда возникает такая же ситуация?» Как расположен график на координатной плоскости?
5. Почему?
x |
|
|
|
|
y |
|
|
|
|
x |
-2 |
0 |
1 |
2 |
y |
-4 |
-4 |
-4 |
-4 |
7 Задание. Построить график линейной функции .
Инструкция
1. Ответить на вопросы «Является ли функция линейной? Почему?»
2. Взять произвольные значения х, вычислите соответствующее каждому значение у
3. Построить график
4. Сделать выводы, ответив на вопрос: «Какое значение у соответствует значению х? Когда возникает такая же ситуация?» Как расположен график на координатной плоскости? Почему?»
8 задание. Построить график линейной функции
Инструкция
1. Ответить на вопросы «Является ли функция линейной? Почему?»
2. Взять произвольные значения х, вычислите соответствующее каждому значение у
3. Построить график
4. Сделать выводы, ответив на вопрос: «Какое значение у соответствует значению х? Когда возникает такая же ситуация? Как расположен график на координатной плоскости? Почему?»
9 задание
Инструкция
1. Ответить на вопросы «Является ли функция линейной? Почему?»
2. Построить график
3. Сделать выводы, ответив на вопрос: «Как расположен график на координатной плоскости? Почему?»
IV. Закрепление
Задание 10. Демонстрация модуля «Построения графика линейной функции»
(объяснение темы учителем) (см. таблица 2, № 3) http://www.fcior.edu.ru/card/981/postroenie-grafika-lineynoy-funkcii-k2.html
Инструкция
1. Откройте OMS-плеер.
2. Выберите модуль «Построение графика линейной функции».
3. Постройте график функции заданной на слайде и найдите точки пересечения с осью абсцисс, данные занесите в клетки таблицы.
4. Нажмите «ответить».
5. Выполните второй шаг, постройте график функции, перенести точки на координатную плоскость, нажмите «построить.
6. Выполните третий шаг. Найдите координаты точки пересечения с осью абсцисс, результаты впишите и нажмите на кнопку «ответить».
7. Просмотрите результаты работы на следующем слайде.
10 задание (дополнительное). Функции заданы формулами, , . Найти координаты точек пересечения прямых и , и , и .
Инструкция
1. Заполнить пустые клетки таблиц.
2. Построить график каждой функции на координатной прямой.
3. Сделать выводы, ответив на вопросы: «Как расположены графики функций и на координатной прямой? Как расположены графики функций и , и ? Сравните коэффициенты? От чего зависит данное расположение?»
x |
|
|
|
x |
|
|
|
x |
|
|
y |
|
|
y |
|
|
y |
|
|
x |
0 |
1 |
|
x |
0 |
2 |
|
x |
0 |
1 |
y |
-1 |
2 |
y |
5 |
3 |
y |
1 |
4 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Закрепление. (тест) Модуль «Графики функций» (см. таблица 2, № 2 )
Инструкция
1. Открыть модуль «Графики функций?
2. Выполните тест
3. Посмотрите результаты работы
( учителю выполнить контроль)
V. Д/з в таблице написать выводы по проделанной работе, оформить лабораторную работу
VI. Итог урока (выставление оценок)
VII. Рефлексия/
Учащиеся на отдельных листочках фиксируют уровень своего настроения (нарисовать голову человечка и мимику лица)
Приложение 1
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время
|
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Организационный момент. Мотивация |
Организует деятельность учащихся. Формируют проблему, с которой они столкнулись при изучении темы «График линейной функции». Постановка цели и задач. |
Организация внимания всех учащихся |
1 мин |
|
2 |
Актуализация |
Заполнение таблицы во время ответов учеников |
Назвать ответы |
2 мин |
|
3. |
Изложение материала |
Модуль «Построение графика линейной функции», таблица 2, № 3 |
Демонстрация |
Воспринимают информацию |
|
Лабораторная работа |
1C Математический конструктор 3.0, таблица 2, № 1 |
Консультирует, контролирует ход работы |
Выполняют лабораторную работу, анализируют и делают выводы, как располагается график линейной функции, в зависимости от коэффициентов, результаты заносят в таблицу |
20 - 23 минуты |
|
4 |
Закрепление |
Модуль «Построение графика линейной функции» Модуль «Графики функций» |
Контролирует ход работы |
Выполнение заданий, предназначенных для контроля усвоения тем «Линейная функция», «График линейной функции» |
10 мин |
5 |
Д/з |
1C Математический конструктор 3.0 |
Комментирует |
Записывают в дневник |
1 мин |
6 |
Подведение уроков |
Выставляет оценки |
Выставляет оценки |
1 мин |
|
7. |
Рефлексия |
Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения, усвоения материала и настроения на уроке |
Учащиеся на отдельных листочках фиксируют уровень своего настроения |
2 |
Приложение 2
_______Тема урока:_График линейной функции_____________
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
1C Математический конструктор 3.0 |
Математический конструктор |
Инструкции |
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/903077b7-0221-4823-b549-b236326d48d4/?interface=pupil&class[]=49&subject[]=16&subject[]=17 |
2 |
Модуль «Графики функций» |
Электронное тестирование |
Тест, материал для повторения |
http://www.fcior.edu.ru/card/9228/lineynaya-funkciya-i-ee-grafik-k1.html |
3 |
Модуль «Построение графика линейной функции» |
Электронная демонстрация |
Демонстрация |
http://www.fcior.edu.ru/card/981/postroenie-grafika-lineynoy-funkcii-k2.html
|
Список справочной литературы
Ресурсы интернет:
1. Методика использования Интернет на уроках литературы. http://www.prosv-ipk.ru/demo/252558
2. Теория и практика интернет- технологий: интернет -уроки по предметам: (биология, география, история, лит-ра, математика, изо и др.) http://www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=1177&lib_no=69699&tmpl=lib
3. Сетевое объединение методистов. В помощь учителю: http://som.fsio.ru/items.asp?id=10001283
4. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=rate_resources&n=50&days=7&page_num=0&category_id=276
5. 1C Математический конструктор 3.0 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/903077b7-0221-4823-b549-b236326d48d4/?interface=pupil&class[]=49&subject[]=16&subject[]=17
6. Модуль «Графики функций» http://www.fcior.edu.ru/card/9228/lineynaya-funkciya-i-ee-grafik-k1.html
7. Модуль «Построение графика линейной функции» http://www.fcior.edu.ru/card/981/postroenie-grafika-lineynoy-funkcii-k2.html
8. Алгебра. 7 класс. Учебник. Алимов Ш.А. 18-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 224 с.
9. МордковичА.Г. и др. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений – М.:Просвещение,2010.
10. 2.Звавич Л.И. и др. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса - М.:Просвещение,2010.
11. 3.Алгебра 7 класс, под редакцией Макарычев Ю.Н. и др., Просвещение, 2010 г.
Приложение 3
Практические задания
Задание 1. Построить график функции Инструкция 1. Заполните пустые клетки таблицы, найдите значение x. 2. Точки занесите на координатной плоскости в программе «1С Математический конструктор 3.0», нажмите на инструмент «Точка» 3. Соедините точки при помощи инструмента «Линия» 4. Выводы запишите в таблицу, ответив на вопрос «Как расположены точки на координатной прямой? Что является графиком линейной функции? Сколько точек достаточно взять для построения графика?» |
2 задание. Построить график линейной функции Инструкция 1. Заполните пустые клетки таблицы, найдите значение x. 2. Точки занесите на координатной плоскости в программе «1С Математический конструктор 3.0», нажмите на инструмент «Точка» 3. Соедините точки при помощи инструмента «Линия» 4. Выводы запишите в таблицу, ответив на вопрос «Чему равен коэффициент k? Как расположен график линейной функции на координатной плоскости? Зависит ли расположение графика функции от коэффициента k?» |
3 задание. Построить график линейной функции Инструкция 1. Заполните пустые клетки таблицы, найдите значение x. 2. Точки занесите на координатной плоскости в программе «1С Математический конструктор 3.0», нажмите на инструмент «Точка» 3. Соедините точки при помощи инструмента «Линия» 4. Выводы запишите в таблицу, ответив на вопрос «Чему равен коэффициент k? Как расположен график линейной функции на координатной плоскости? Зависит ли расположение графика функции от коэффициента k?» |
Задание 4. Построить график линейной функции Инструкция 1. Заполните пустые клетки таблицы, найдите значение x. 2. Точки занесите на координатной плоскости в программе «1С Математический конструктор 3.0», нажмите на инструмент «Точка» 3. Соедините точки при помощи инструмента «Линия» 4. Выводы запишите в таблицу, ответив на вопрос «Чему равен коэффициент k? Как расположены точки пересечения графика с осями координат? Зависит ли расположение графика функции от коэффициента k? Как зависит коэффициент k на построение графика функции?» |
5 задание. Построить график линейной функции Инструкция 1. Заполните пустые клетки таблицы, найдите значение x. 2. Точки занесите на координатной плоскости в программе «1С Математический конструктор 3.0», нажмите на инструмент «Точка» 3. Соедините точки при помощи инструмента «Линия» 4. Выводы запишите в таблицу, ответив на вопрос «Чему равен коэффициент k? Чему равен коэффициент b? Какой график мы получим в результате построения? Как зависит коэффициент k на построение графика функции? Как расположены точки относительно друг друга?» |
6 задание. Построить график линейной функции Инструкция 1. Ответить на вопросы «Является ли функция линейной? Почему?» 2. Взять произвольные значения х, вычислите соответствующее каждому значение у 3. Построить график 4. Сделать выводы, ответив на вопрос: «Какое значение у соответствует значению х? Когда возникает такая же ситуация?» Как расположен график на координатной плоскости? 5. Почему? |
7 Задание. Построить график линейной функции . Инструкция 1. Ответить на вопросы «Является ли функция линейной? Почему?» 2. Взять произвольные значения х, вычислите соответствующее каждому значение у 3. Построить график 4. Сделать выводы, ответив на вопрос: «Какое значение у соответствует значению х? Когда возникает такая же ситуация?» Как расположен график на координатной плоскости? Почему?» |
8 задание. Построить график линейной функции Инструкция 1. Ответить на вопросы «Является ли функция линейной? Почему?» 2. Взять произвольные значения х, вычислите соответствующее каждому значение у 3. Построить график 4. Сделать выводы, ответив на вопрос: «Какое значение у соответствует значению х? Когда возникает такая же ситуация? Как расположен график на координатной плоскости? Почему?» |
9 задание. Инструкция 1. Ответить на вопросы «Является ли функция линейной? Почему?» 2. Построить график 3. Сделать выводы, ответив на вопрос: «Как расположен график на координатной плоскости? Почему?» |
Задание 10. Демонстрация модуля «Построения графика линейной функции» Инструкция 1. Откройте OMS-плеер. 2. Выберите модуль «Построение графика линейной функции». 3. Постройте график функции заданной на слайде и найдите точки пересечения с осью абсцисс, данные занесите в клетки таблицы. 4. Нажмите «ответить». 5. Выполните второй шаг, постройте график функции, перенести точки на координатную плоскость, нажмите «построить. 6. Выполните третий шаг. Найдите координаты точки пересечения с осью абсцисс, результаты впишите и нажмите на кнопку «ответить». 7. Просмотрите результаты работы на следующем слайде. |
10 задание (дополнительное). Функции заданы формулами, , . Найти координаты точек пересечения прямых и , и , и . Инструкция 1. Заполнить пустые клетки таблиц. 2. Построить график каждой функции на координатной прямой. 3. Сделать выводы, ответив на вопросы: «Как расположены графики функций и на координатной прямой? Как расположены графики функций и , и ? Сравните коэффициенты? От чего зависит данное расположение?» |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.