конспект урока "Двойная роль букв е,ё, ю,я"

  • Рабочие тетради
  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная методическая разработка урока, построена в соответствии с требованиями школьной программы, адекватно структуре учебника «Русский язык. 5 класс» авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибабы (М., 1999 и последующие издания). Данная разработка — результат изучения положительного опыта работы учителей-словесников, попытка осмысления достижений практики и внедрения в учебный процесс эффективных форм и приемов обучения, в первую очередь Богдановой Г.А. Данные конспекты – это «переделки» в большей или меньшей степени конспектов Богдановой Г.А. В основу каждого плана положен принцип: ход содержание каждого урока должны быть ориентированы на достижение конкретного результата, то есть на овладение определенными умениями и навыками и УУД. Уроки планировались с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми должны были овладеть пятиклассники в процессе изучения русского языка в начальной школе. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся материала.
Иконка файла материала 5 кл ря.doc
Урок 69. Двойная роль букв е, ё, ю, я Знать: что буквы е, ё, ю, я могут обозначать один и два звука. Уметь: называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я. I. Орфографическая диктовка. Веселые помощники, пришел пораньше, просьба поспешить, изящная птичка, посидел у речки, перешел через мостик, посадил кустик, починил зонтик, чудесная местность. — Как обозначается мягкость согласных в данных словах? —  Найдите слово: а) в котором буква  т  не обозначает звука, подберите к нему проверочное слово; б) с сомнительной согласной в корне, объясните необходимость ее проверки. Какие звуки обозначаются буквами: с (в слове просьба), н (в слове зонтик)? II. Объяснение нового материала на основе упр. 304. На   доске   выписываются   слова   1­го   столбика   (работа   проводится   под руководством учителя): мера — [м’э]ра                       клюв — к[л’у]в  полет — по[л’о]т                   сяду — [с’а]ду —  Где  стоят буквы  е, ё, ю, я  в словах  данного столбика?  (После согласных.) Сколько и какие звуки они обозначают? После каких согласных они стоят? (После мягких.) Значит, в каком случае эти буквы обозначают один звук? Далее записываются слова 2­го столбика: ем — [й’э]м                         юг — [й’у]г  ёлка — [й’о]лка                   ясный — [й’а]сный —Где стоят в словах данного столбика буквы е, ё, ю, я? (В начале слога.) Сколько и какие звуки они обозначают? Подобная работа проводится со слонами 3—4­го столбиков. Делается вывод о том, что два звука эти буквы обозначают только в определенных условиях: если стоят в начале слога, после гласной или после разделительных ь и ъ. —  Еще   раз   прочитаем   название   параграфа.   Итак,   если   мы   будем   составлять таблицу, сколько будет у вас колонок? (2.) Составляется таблица. Т а б л и ц а   12 Двойная роль букв е, ё, ю, я Обозначает один звук После мягких согласных Обозначает два звука 1) в начале слога 2) после гласных 3) после ь и ъ III. Закрепление материала. 1. Чтение § 60. 2. Упр. 305 (выполняется под руководством учителя). О б р а з е ц   з а п и с и: письмо — [п’ис’мо] — 6 букв, 5 звуков. О б р а з е ц   о б ъ я с н е н и я: в данном слове 6 букв, 5 звуков, потому что звук [с’] — согласный мягкий парный обозначается двумя буквами: буквой с («эс») и буквой ь; ь является показателем мягкости согласного [с’]. В слове баян звуков 5, а букв 4, потому что буква я одна обозначает сочетание двух звуков — [й’а] так как стоит после гласной. 13.   Запись   слов  поезд,   каюта,   дает,   льет,   земля,   вьюга,   люк,   лес.  Учащиеся определяют количество букв и звуков в этих словах. Домашнее задание: § 60, упр. 306; подготовить рассказ по таблице 12. 2

Посмотрите также