Данная методическая разработка урока, построена в соответствии с требованиями школьной программы, адекватно структуре учебника «Русский язык. 5 класс» авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибабы (М., 1999 и последующие издания).
Данная разработка — результат изучения положительного опыта работы учителей-словесников, попытка осмысления достижений практики и внедрения в учебный процесс эффективных форм и приемов обучения, в первую очередь Богдановой Г.А. Данные конспекты – это «переделки» в большей или меньшей степени конспектов Богдановой Г.А.
В основу каждого плана положен принцип: ход содержание каждого урока должны быть ориентированы на достижение конкретного результата, то есть на овладение определенными умениями и навыками и УУД.
Уроки планировались с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми должны были овладеть пятиклассники в процессе изучения русского языка в начальной школе. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся материала.
5 кл ря.doc
Урок 69. Двойная роль букв е, ё, ю, я
Знать: что буквы е, ё, ю, я могут обозначать один и два звука.
Уметь: называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я.
I. Орфографическая диктовка.
Веселые помощники, пришел пораньше, просьба поспешить, изящная птичка, посидел у
речки, перешел через мостик, посадил кустик, починил зонтик, чудесная местность.
— Как обозначается мягкость согласных в данных словах?
— Найдите слово: а) в котором буква т не обозначает звука, подберите к нему
проверочное слово; б) с сомнительной согласной в корне, объясните необходимость ее
проверки. Какие звуки обозначаются буквами: с (в слове просьба), н (в слове зонтик)?
II. Объяснение нового материала на основе упр. 304.
На доске выписываются слова 1го столбика (работа проводится под
руководством учителя):
мера — [м’э]ра клюв — к[л’у]в
полет — по[л’о]т сяду — [с’а]ду
— Где стоят буквы е, ё, ю, я в словах данного столбика? (После согласных.)
Сколько и какие звуки они обозначают? После каких согласных они стоят? (После мягких.)
Значит, в каком случае эти буквы обозначают один звук?
Далее записываются слова 2го столбика:
ем — [й’э]м юг — [й’у]г
ёлка — [й’о]лка ясный — [й’а]сный
—Где стоят в словах данного столбика буквы е, ё, ю, я? (В начале слога.) Сколько
и какие звуки они обозначают?
Подобная работа проводится со слонами 3—4го столбиков. Делается вывод о
том, что два звука эти буквы обозначают только в определенных условиях: если стоят в
начале слога, после гласной или после разделительных ь и ъ.
— Еще раз прочитаем название параграфа. Итак, если мы будем составлять
таблицу, сколько будет у вас колонок? (2.)
Составляется таблица.
Т а б л и ц а 12
Двойная роль букв е, ё, ю, я
Обозначает один звук
После мягких согласных
Обозначает два звука
1) в начале слога
2) после гласных
3) после ь и ъ
III. Закрепление материала.
1. Чтение § 60.
2. Упр. 305 (выполняется под руководством учителя).
О б р а з е ц з а п и с и: письмо — [п’ис’мо] — 6 букв, 5 звуков.
О б р а з е ц о б ъ я с н е н и я: в данном слове 6 букв, 5 звуков, потому что звук
[с’] — согласный мягкий парный обозначается двумя буквами: буквой с («эс») и буквой ь;
ь является показателем мягкости согласного [с’]. В слове баян звуков 5, а букв 4, потому
что буква я одна обозначает сочетание двух звуков — [й’а] так как стоит после гласной.
1 3. Запись слов поезд, каюта, дает, льет, земля, вьюга, люк, лес. Учащиеся
определяют количество букв и звуков в этих словах.
Домашнее задание: § 60, упр. 306; подготовить рассказ по таблице 12.
2
Конспект урока "Двойная роль букв е,ё, ю,я"
Конспект урока "Двойная роль букв е,ё, ю,я"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.