Конспект урока "Дыхание русской песенности""

  • Разработки уроков
  • doc
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства 5 класс (Программа «Музыка. 5-7 кл.» авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) Тема полугодия: Музыка и изобразительное искусство Тема урока: «Дыхание русской песенности» Тип урока: интегрированный урок музыки и изобразительного искусства Цель: Показать тесную взаимосвязь музыки и живописи, их общую жизненную основу, взаимовлияние и взаимодополнение на примере живописи И. Левитана, А. Саврасова, А. Степанова и музыки С. Рахманинова Задачи урока: Образовательные: Уметь сопоставлять музыкальный и художественный образы; Дать понять, что музыка и ИЗО не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши ощущения и впечатления; Познакомить с замечательными образцами русской живописи и музыки: картинами И. Левитана «Большая вода», А. Степанова «Цугом», Прелюдиями С.В. Рахманинова. Развивающие: Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве; Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений; Развитие вокально-хоровых навыков, выразительное исполнение при работе с песней. Воспитательные: Пробуждать интерес к историческому прошлому нашей страны; Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса. Оснащение урока: мультимедийный проектор, медиапрезентация по теме урока, портреты композиторов, учебник «Музыка 5 кл.» Г. П. Сергеева, Е.Д.Критская Музыкальный материал: «Форель» Ф. Шуберта, Прелюдия соль мажор, Прелюдия соль-диез минор С.В. Рахманинова. Художественный материал: Картины: «Ранняя весна» И. Левитана, «Зимняя дорога» А. Саврасова
Иконка файла материала 3.doc
Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства                                                        5 класс (Программа «Музыка. 5­7 кл.» авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) Тема полугодия: Музыка и изобразительное искусство Тема урока: «Дыхание русской песенности» Тип урока: интегрированный урок музыки и изобразительного искусства Цель: Показать тесную взаимосвязь музыки и живописи, их общую жизненную основу,  взаимовлияние и взаимодополнение  на примере живописи  И. Левитана,        А.  Саврасова,  А. Степанова и музыки  С. Рахманинова Задачи урока:  Образовательные:  Уметь  сопоставлять музыкальный и художественный образы;  Дать понять, что музыка и ИЗО не иллюстрируют друг друга, а  взаимодополняют   и усиливают наши ощущения и  впечатления;  Познакомить с  замечательными образцами русской живописи и музыки:  картинами И. Левитана «Большая вода», А. Степанова  «Цугом», Прелюдиями  С.В. Рахманинова. Развивающие:  Способствовать развитию интереса к искусству через творческое  самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном  искусстве;  Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе  музыкальных и художественных произведений;  Развитие вокально­хоровых навыков, выразительное исполнение  при работе с  песней. Воспитательные:  Пробуждать интерес к историческому прошлому нашей страны;  Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального,  художественного и эстетического вкуса. Оснащение урока: мультимедийный проектор, медиапрезентация по теме урока,  портреты композиторов, учебник «Музыка 5 кл.» Г. П. Сергеева, Е.Д.КритскаяМузыкальный материал: «Форель»   Ф.   Шуберта,   Прелюдия     соль   мажор,   Прелюдия   соль­диез   минор     С.В. Рахманинова. Художественный материал: Картины:  «Ранняя весна»  И. Левитана,  «Зимняя дорога» А. Саврасова Ход урока I.Организационный момент. Уч муз: Добрый день, ребята и уважаемые гости! Сегодня день у нас необычный.  У  нас  сегодня гости, повернитесь и поприветствуйте их  улыбкой.  Уч изо: Сегодня наш урок пройдёт в необычной для вас форме. Уч муз:  Начнём мы его с замечательного стихотворения  Германа Гессе. (на слайде) Всех звуков и цветов соотношенья, А так же способы переложенья Любых оттенков цвета в ноты, звуки. О, как хотелось мне азы науки Такой постичь!  Уч изо: Ребята, скажите, о каких видах искусства идет речь? Ответ уч–ся: Уч изо: Что помогло вам правильно ответить? Ответ:  зачитывают со слайда:  Всех звуков и цветов соотношенья, А так же способы переложенья Любых оттенков цвета в ноты, звуки. Уч изо:  Да, сегодня необычный урок, который будет посвящен музыке и живописи.                      Почему мы их объединили вместе? Ответ уч­ся: Это виды искусства.Уч изо: Да,  и мы попробуем эти два искусства соединить воедино. Уч изо:  В течение урока вы будете и художниками и музыкантами, такие уроки  называются интегрированные. Уч муз:   Сегодня  мы продолжим  тему прошлого урока. Кто ее  напомнит?  Ответ уч­ся: «Музыкальная живопись и живописная музыка». Уч:  А тему нашего урока сегодня вы сами назовете позже. II. Проверка домашнего задания. Уч. муз: Ребята, на предыдущем занятие мы с вами познакомились с творчеством   австрийского композитора. Напомните его имя.  Ответ уч­ся: Франц Шуберт  Уч муз:  Назовите основные жанры его творчества? Ответ уч­ся:  Уч муз:  Но основной жанр? Ответ уч­ся:   Вокальная музыка. Уч муз: Только за один 1815 год Ф.Шуберт сочинил 150 песен, причём каждая из них  яркая, новая, не похожая ни на что другое. Он заканчивал одно произведение и сразу  же начинал другое. Бывали дни, когда он записывал до 10 песен.  ­ Назовите наиболее  известны вокальные циклы Ответ уч­ся:  Уч муз: Одна из самых известных песен композитора – «Форель» ­ написана на стихи близкого друга, немецкого поэта К. Ф. Д. Шубарта. Уч муз:  Давайте вспомним это произведений    Исполнение песни  Шуберта «Форель» Уч муз:  Какие картины помогает увидеть нам песня? Опишите словами из песни. Зачитывают строки из песниУч изо:   Ребята, скажите, связана ли эта вокальная миниатюра с изобразительным искусством? Ответ уч­ся:   Уч   муз:  Домашнее   задание     ­   передать   настроение   песни   в   рисунке.   Давайте, посмотрим как вы с этим справились. Просмотр дом. задания Уч изо:  Какие изобразительные приемы песни помогают слушателям представить  реальную сценку?                       Ответ:  мелодия, ритм, аккомпанемент… Уч муз:  Ребята на прошлом уроке мы ставили перед собой вопрос: Можем ли мы         «услышать» живопись и  «увидеть» музыку?               ­ Такой  какой будет ответ? Ответ: Уч:  Рассматриваем  мы  это на примере музыкальных произведений и произведений  изобразительного искусства.   III. Постановка целей урока. Дыхание русской песенности.  Звучит музыкальный фрагмент ­ «Вокализ» ­ С. Рахманинова. Учитель читает на фоне музыки:  «Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои  взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка…   У меня нет своей страны. Мне пришлось покинуть страну, где я родился, где я  боролся и перенёс все огорчения юности и где я, наконец, добился успеха». Уч  муз: Ребята, вы узнали музыку, под которую я прочла цитату композитора? Как  вы думаете, кто её написал, какой композитор мог так о себе сказать?  Ответ: Это Сергей РахманиновСлайд  – портрет композитора Уч муз: Верно. Сергей Васильевич Рахманинов написал много незабываемых  музыкальных произведений.  Мы познакомились с мелодией 1­ой части Третьего  концерта для фортепиано с оркестром  С. Рахманинова,  с романсами, и с  «Вокализом». Что такое вокализ? Ответ: Так называется мелодия, которая поётся голосом без слов. Уч:  Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного русского  музыканта, композитора, дирижера, прекрасного пианиста ­ С.В. Рахманинова.  Музыка многих произведений Сергея Рахманинова вызывают у слушателей зримые  образы: бескрайние дали, просторы России. Его мелодия «стелется, как тропа в  полях».  Тропа. Путь, дорога….. Жизненный путь С.Рахманинова, был нелегок. События начала  XX века в России заставили его покинуть Родину. Но через долгие годы, проведенные  вдали от неё, он пронес светлое чувство любви к родному краю. Уч   муз:   Я   предлагаю   вам   прослушать   еще   одно   произведение   С.   Рахманинова Прелюдию соль мажор.  Слушание произведения С. Рахманинова.   Уч муз:  Вспомним ­ что такое прелюдия?                         Прелюдия – это вступление к какому­либо музыкальному сочинению или небольшая   самостоятельная   пьеса,   главным   образом   для   клавесина,   фортепьяно, органа. Уч: Давайте  определим характер произведения.  Ответ:… Уч изо: Какие образы, картины возникают в вашем воображении под впечатлением музыки?  Ответ:…… Уч изо: А сейчас я  предлагаю вам посмотреть слайды, как выглядит  природа во всём  своём великолепии на полотнах русских художников, а сопровождать наш просмотр  будет замечательная музыка.  Просмотр видеоряда Уч изо: К какому жанру живописи можно отнести эти произведении?Ответ: К пейзажу Уч изо: Какие еще жанры изобразительного искусства вы знаете? Ответ: Портрет, натюрморт, исторический жанр, бытовой. Уч изо: Какое время года изобразили художники?  Ответ:  Уч изо: Соответствуют ли картины природы той музыке, какую вы услышали? Уч муз:  Как вы думаете, которая из картин наиболее созвучна с произведением  С.Рахманинова? Ответ: Уч изо: В жанре «Пейзажа» работали многие художники.  А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и другие живописцы  открыли красоту родной  земли. Люди словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и  наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный  надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она, русская природа –  нежная, задумчивая, трогательная!     Но сегодня мы остановим внимание на картинах  известнейшего русского художника Исаака Ильича Левитана Уч изо: Ребята,  рассмотрите картину И. Левитана «Большая вода». Полотно Исаака  Левитана «Весна. Большая вода» написано в 1897 году и относится к числу самых  значительных произведений художника. Уч изо: Как вы думаете, почему художник назвал картину «Весна. Большая вода»? Ответ:  Уч   муз:  Да.  «Весна.   Большая   вода»   ­   лирико­музыкальная   поэма   художника   о половодье в русских полях. Уч изо: Какие краски использовал художник? Ответ:  Уч изо: Как автор показал, что на картине весна?Ответ:  лучи искрящегося о солнца, им все озарено. Уч зо: Какое настроение передает  художник?  Ответ:   Уч муз:  Скажите подходит ли прелюдия Рахманинова по настроению к картине?                 Чем наполнена музыка?  Ответ:  Трепетом и восторгом, человеческим теплом и светом.  Уч:   Давайте попытаемся с вами провести параллель по  средствам художественной  выразительности в живописи  и в музыке:    1.Начнем с лада – мажор  = радостное, веселое настроение – яркие краски 2. Ритм= в музыке ровный  ­ в изо = плановое изображение березок.  3. Динамика =  контрастность (усиливает  изображение) 4.Что могут передать интонации аккомпанемента?  В музыке = журчание воды  ­ в изо отражение березок в воде Уч   муз:  Каково   отношение   авторов     к   тому,   о   чем   они   рассказывают   своим слушателям, зрителям? Удивительна эта музыкальность Левитана: березки купаются в водах и отражаются в  них, слышится, кажется, мелодичный плеск воды. Зрительный образ как бы  дополняется слуховым... Весна идет, весна идет! И тихих, теплых, майских дней  Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней. ФизминуткаУч муз: Мы, конечно, можем отдельно наслаждаться красотой музыки или картины,  но впечатление от увиденного усиливается, если музыка и живопись начинают звучать  вместе, одновременно. Давайте обратим наше внимание на следующее произведение. Уч изо: Рассмотрите картину А. Степанова  «Цугом».               Какую музыку можно увидеть? Ответ:  ….. Уч:    “Цугом” – тоскливая зимняя дорога, низкое серое небо, возможно, монотонная  песня ямщика, одинокий звон колокольчика. Сонный зимний ветер надо мной поет, Усыпляет песней, воли не дает, Пусть заносит снегом, по полю бежит, Вместе с колокольчиком жалобно дрожит.       И. Бунин Уч: Какие знаменитые строки А.А.Пушкина  приходят на память?  По дороге зимней, скучной  Тройка борзая бежит.  Колокольчик однозвучный  Утомительно гремит. Что­то слышится родное  В долгих песнях ямщика:  То разгулье удалое,  То сердечная тоска Уч муз: Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы   передать   настроение   стихов   и   картины   (ладовые,   динамические,   тембровые, темповые, регистровые)?  Ответы: лад –                  темп­                  динамика –                   регистр –                 музыкальный инструмент ­Уч муз: А сейчас мы прослушаем Прелюдию соль диез минор. Прослушивание Прелюдии gis­moll  С.В.Рахманинова      Уч муз: Совпало ли ваше представление с замыслом композитора? Уч изо: Какие зрительные образы возникли у вас, когда вы слушали это музыкальное  произведение? ­ Какое состояние души человека передает музыка?  ­ Какими чувствами наполнена  музыка? ­  Какое главное качество музыки С.В.Рахманинова?  Ответ:  Песенность. Широкая мелодия Уч муз: Лирический герой Прелюдии полон любви к заснеженной русской равнине, он  размышляет и грезит под однообразный перезвон бубенцов лихой тройки, он погружен  в себя и ведет неспешный внутренний диалог. Унылая, но такая до боли знакомая и  родная картина бескрайних просторов и необозримых далей.    Уч: Через образ дороги раскрывается центральная тема творчества Рахманинова –  тема Родины, России.  Образ Родины, мощь, удаль её стихийных богатырских сил, беспредельность русских  пейзажей, нежность весенней расцветающей природы, искренность, открытость  русской души и одновременно строгость, величавость русского характера – вот  содержание творчества Рахманинова.  Уч изо: Созвучны ли музыка  и картина? Уч: Вот так изобразительно ­ выразительными средствами художник воссоздал на  картине маленький уголок России, смотря на который мы ощущаем необъятность и  величие страны. Уч: Уточним тему над которой мы работали сегодня  Обозначение  темы урока  «Дыхание русской песенности» ***** Уч:  На втором уроке, ребята, нас ждет увлекательная работа. Мы окунемся в мир  нашего воображенияУч муз: А работать вы будете под музыку, она будет вас вдохновлять, т.е. создавать  нужное настроение, волновать душу и настраивать на творчество. Сейчас постарайтесь  свое душевное состояние, настроение, которое вы передали через звук выразить  красками в цвете. Уч изо:  Теперь под впечатлениями нарисуем картину в жанре пейзаж. Попытайтесь передать в рисунках свое отношение к услышанной музыке. Каждый из вас   по­своему   услышал   и   нарисует   свою   картину  с   подготовительным   эскизом воображаемой местности — где это, какое оно, какое время года. Именно в эскизе коренятся все качества будущих рисунков, на которых определялся нужный уровень линии   горизонта,   очерёдность   изображения   объектов,   степень   детализации   планов, выбор ракурса, о формальных качествах пейзажа тоже задумывайтесь — о линейном и воздушном перспективе, рельеф, состояние, глубина, освещение.  А, вот последовательность выполнения изображения пейзажа по сырому вспомним все  вместе. Назовите этапы работы? ­Первый этап. Выполнение рисунка карандашом: прорисовка основных элементов  пейзажа. ­Композиционное размещение на листе. ­Второй этап: Смачивание листа и прокладка основного цвета неба земли, крон  деревьев.  Какой живописный прием можно здесь использовать ­Вливание цвет в цвет Третий этап: Дорисовка деталей. Обобщение и завершение работы  3. Практическая часть урока  Под фоном музыки рисуют  Уч изо: По завершению работы вам предстоит еще выполнить работу самоанализа по  критериям: «Использование средств и правил построения композиций при выполнении  пейзажа». Используйте нижний край листа. ******************** 4. РефлексияПока ваши работы подсыхают, мы разгадаем небольшой кроссворд. 1 П Р И Р О Д А 2 Л Е В И Т А Н 3 Ч А Й К О В С К И Й 4 З О Л О Т А Я О С Е Н Ь 5 Р А Х М А Н И Н О В 6 К У И Н Д Ж И 1. Естественная среда обитания. Места вне городов (поля, леса, горы, водные  пространства) 2. Русский художник­пейзажист. 3. Русский композитор, автор цикла пьес «Времена года». 4. Название картины Исаака Левитана ( показать картину) 5. Русский композитор, автор произведения «Прелюдия соль диез минор» 6. Художник­пейзажист Архип Иванович … , автор картины «Березовая Роща». Уч изо: Я предлагаю вам посмотреть, что у нас получилось и устроить выставку картин “Пейзаж настроение”. Каждый будет оценивать своих одноклассников.  Прошу оценить работы.  Результат удовлетворяет вас?  Что общего между музыкой и живописью?  Что нового, интересного вы узнали на уроке?  В чем было затруднение, в чем почувствовали восхищение…   5 .Итог урока, обобщениеУч муз: Кто может сказать, что такое «музыкальная картина?» Ответ:  Музыкальная   картина    –   произведение,   которое   очень   ярко   и   доступно передает впечатление композитора от картин природы, событий, явлений. Уч изо:    А образы природы в живописи, мы сегодня рассмотрели через шедевры  великих русских художников XIX в. Ребята, вы согласны, что русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувствовали пейзажность русской народной песни! Уч. муз:  Художники, поэты и композитор, в разных произведениях искусства –  картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Всматриваясь в  картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку.  Значит, мы можем  услышать живопись. А музыка С. Рахманинова создает музыкальные образы и картины,  которые мы можем увидеть.  Следовательно, мы  можем  увидеть музыку и услышать  живопись Живопись рисует образ ……линией и красками,  А музыка –   ………..звуком. Исполнении песни Минкова  «Дорогою добра»