Конспект урока "Экологические законы", 11 класс, биология

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.11.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по биологии в 11 классе углубленного изучения предмета биологии. Раздел "Экология". Подробное изучение законов экологии (Шелфорда, Либиха, Линдемана). Урок построен в соответствии с правилами урока с использованием ИКТ технологий. К уроку приложены задачи на использование правила 10 процентов (Задачи взяты из интернета.
Иконка файла материала МОЙ УРОК.docx
«Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой) Технологическая карта урока «Решение экологических задач»  (Представление опыта работы по теме «Системное использование ИКТ    как средство повышения результативности обучения на уроках биологии и химии») Время Этап урока 2  минуты Начало урока –  приветствие,  тема, задачи,  эпиграф Проблема:    Задачи урока Деятельность учителя (задания для учащихся) Здравствуйте! Мы  продолжаем изучать раздел  «Экология». И перед вами на  сладе ­ эпиграф нашего урока « Знания только тогда знания, когда они приобретены  усилиями своей мысли, а не  только памятью»  (Л.Н.Толстой). Как вы  понимаете эти слова? Эти  замечательные слова  мы  постараемся подтвердить   (или опровергнуть) сегодня  на уроке.      С 11 классом мы уже изучили основные  экологические  Деятельность  учащихся Слушают,   участвуют в  беседе На слайде ­ эпиграф Планируемый  результат Продолжение  формирования  мыслительной  деятельности  слушаютправила и законы  организации природы.  Учащимся 10 класса сегодня  предстоит с ними  познакомиться.   5 минут Актуализация  имеющихся  знаний показываю   картинки на  слайдах­они отвечают Отвечают  фронтально на  вопросы учителя Экран, проектор,  презентация учителя 6­8  минут   Контроль для 11  класса Зайдите в папку «Задания»,  найдите ссылку на онлайн  тест, выполните задания,  отправьте ваши ответы  учителю. 10 класс ­ заходим в  электронный учебник по  ссылке в разделе «Задания»,  изучаем материал по данной  теме    11 класс выполняют  тест на 5  компьютерах,  10 класс ­ заходит в  электронный  учебник по ссылке в  разделе «Задания»,  изучает материал по  данной теме (8  человек на 5  компьютерах)   Сайт «Решу ЕГЭ»,  распечатанный этот же  тест  на столах, На компьютерах в  разделе «Задания» –  электронный учебник  Актуализация  знаний Понимание  законов  толерантности,  минимума,  оптимума, правила 10%, правило  Аллена и  Бергмана,  экологические  пирамиды. Контроль знаний  по изученной теме  У учащихся 10 кл. формируется  общее  представление о  разделе  «Экология»,  знакомство с  правилами и  законами.Анализ  ошибок 5 минут На экране –  ваши результаты  и оценки.  В разных учебниках ищут  ответы на вопросы, в которых допустили ошибки, Разбор ошибок вслух Анализируют  ошибки Учебники, экран,  проектор Решают задачи Смена слайдов с  задачами  Формирование  аналитической  деятельности Развитие умений  применять  теоретические  знания в  нестандартной  ситуации 15  минут Решение   экологических  задач 1 мин Рефлексия 5 минут Рефлексия    Теперь попробуем  применить ваши  теоретические знания  на  практике.  На слайде перед  вами задача.  Какое правило  мы можем использовать для  ее решения? Решение задач с  последующим объяснением  У вас на партах  распечатанные спецификация и кодификатор ЕГЭ по  биологии. Изучите их и  скажите, в каких вопросах и  на каком уровне проверяются на экзамене вопросы по теме  «Экология»? Где вы сможете  использовать полученные  сегодня знания при сдаче  экзамена?    5 тестов с вопросами  ­  выводится на экран с  Изучают  спецификацию ЕГЭ.  На партах –  спецификация ЕГЭ по  биологии, Затем выводится  спецификация на экран Практическое  использование  знаний  С помощью пультов  отвечают на вопросы Пульты   (без  регистрации) Рефлексияпомощью системы VOTUM    Цель: Познакомить учащихся с законами биологической продуктивности.  Решение проблемных вопросов, беседа, решение задач, анализ карты «Первичная биологическая продуктивность Мирового океана и суши», выводы.  Закон пирамиды энергий (Р. Линдеман): с одного трофического уровня экологической пирамиды переходит на другой, более высокий уровень в  среднем около 10% поступившей на предыдущий уровень энергии. Обратный поток с более высоких на более низкие уровни намного слабее — не более  0,5­0,25%, и потому говорить о круговороте энергии в биоценозе не приходится Закон (принцип) исключения Гаузе: два вида не могут существовать в одной и той же местности, если их экологические потребности идентичны, т.е. если они занимают одну и ту же экологическую нишу. Составляем пищевую цепь. Указываем переход энергии в соответствии с правилом Р. Линдемана – 10 % (в долях единицы – 0,1). В   задаче   фигурируют   тонны   и   килограммы.   Переведём   всё,   например,   в   килограммы.   Затем   вынесем   все   числовые   данные   из   условия   под соответствующие трофические уровни (синий шрифт):Стандартный подход к решению: 1. По пропорции находим, сколько энергии запасают усатые киты ежегодно: 100 000 × 250 : 1 = 25 000 000 кДж. 2. Потребляемый китами криль должен содержать: 25 000 000 : 0,1 = 250 000 000 кДж. 3. По пропорции находим массу потребляемого криля: 250 000 000 × 1 : 250 = 1 000 000 кг = 1 000 т. Ответ: киты за год потребляют 1 000 т криля. Однако именно эту задачу можно решить намного проще, в одно действие. Если на разных трофических уровнях в единице биомассы запасено одинаковое количество энергии (в нашей задаче и в 1 кг криля, и в 1кг биомассы кита содержится по 250 кДж), то по правилу Р. Линдемана можно передавать не только энергию, но и биомассу: И поскольку ежегодный прирост биомассы китов составляет 100 т, биомасса потребляемого криля будет равна: 100 : 0,1 = 1 000 т. Ответ: киты за год потребляют 1 000 т криля.