Конспект урока "Экологические законы", 11 класс, биология
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология +1
11 кл
10.11.2019
Конспект урока по биологии в 11 классе углубленного изучения предмета биологии. Раздел "Экология". Подробное изучение законов экологии (Шелфорда, Либиха, Линдемана). Урок построен в соответствии с правилами урока с использованием ИКТ технологий. К уроку приложены задачи на использование правила 10 процентов (Задачи взяты из интернета.
МОЙ УРОК.docx
«Знания только тогда знания,
когда они приобретены усилиями
своей мысли, а не памятью».
(Л.Н.Толстой)
Технологическая карта урока «Решение экологических задач»
(Представление опыта работы по теме «Системное использование ИКТ
как средство повышения результативности обучения на уроках биологии и химии»)
Время
Этап урока
2
минуты
Начало урока –
приветствие,
тема, задачи,
эпиграф
Проблема:
Задачи урока
Деятельность учителя
(задания для учащихся)
Здравствуйте! Мы
продолжаем изучать раздел
«Экология». И перед вами на
сладе эпиграф нашего урока
« Знания только тогда знания,
когда они приобретены
усилиями своей мысли, а не
только памятью»
(Л.Н.Толстой). Как вы
понимаете эти слова? Эти
замечательные слова мы
постараемся подтвердить
(или опровергнуть) сегодня
на уроке.
С 11 классом мы уже изучили
основные экологические
Деятельность
учащихся
Слушают,
участвуют в беседе
На слайде эпиграф
Планируемый
результат
Продолжение
формирования
мыслительной
деятельности
слушают правила и законы
организации природы.
Учащимся 10 класса сегодня
предстоит с ними
познакомиться.
5 минут Актуализация
имеющихся
знаний
показываю картинки на
слайдахони отвечают
Отвечают
фронтально на
вопросы учителя
Экран, проектор,
презентация учителя
68
минут
Контроль для 11
класса
Зайдите в папку «Задания»,
найдите ссылку на онлайн
тест, выполните задания,
отправьте ваши ответы
учителю.
10 класс заходим в
электронный учебник по
ссылке в разделе «Задания»,
изучаем материал по данной
теме
11 класс выполняют
тест на 5
компьютерах,
10 класс заходит в
электронный
учебник по ссылке в
разделе «Задания»,
изучает материал по
данной теме (8
человек на 5
компьютерах)
Сайт «Решу ЕГЭ»,
распечатанный этот же
тест на столах,
На компьютерах в
разделе «Задания» –
электронный учебник
Актуализация
знаний Понимание
законов
толерантности,
минимума,
оптимума, правила
10%, правило
Аллена и
Бергмана,
экологические
пирамиды.
Контроль знаний
по изученной теме
У учащихся 10 кл.
формируется
общее
представление о
разделе
«Экология»,
знакомство с
правилами и
законами. Анализ
ошибок
5 минут
На экране –
ваши результаты
и оценки.
В разных учебниках ищут
ответы на вопросы, в которых
допустили ошибки,
Разбор ошибок вслух
Анализируют
ошибки
Учебники, экран,
проектор
Решают задачи
Смена слайдов с
задачами
Формирование
аналитической
деятельности
Развитие умений
применять
теоретические
знания в
нестандартной
ситуации
15
минут
Решение
экологических
задач
1 мин
Рефлексия
5 минут Рефлексия
Теперь попробуем
применить ваши
теоретические знания на
практике. На слайде перед
вами задача. Какое правило
мы можем использовать для
ее решения?
Решение задач с
последующим объяснением
У вас на партах
распечатанные спецификация
и кодификатор ЕГЭ по
биологии. Изучите их и
скажите, в каких вопросах и
на каком уровне проверяются
на экзамене вопросы по теме
«Экология»? Где вы сможете
использовать полученные
сегодня знания при сдаче
экзамена?
5 тестов с вопросами
выводится на экран с
Изучают
спецификацию ЕГЭ.
На партах –
спецификация ЕГЭ по
биологии,
Затем выводится
спецификация на экран
Практическое
использование
знаний
С помощью пультов
отвечают на вопросы
Пульты (без
регистрации)
Рефлексия помощью системы VOTUM
Цель: Познакомить учащихся с законами биологической
продуктивности.
Решение проблемных вопросов, беседа, решение задач,
анализ карты «Первичная биологическая продуктивность
Мирового океана и суши», выводы.
Закон пирамиды энергий (Р. Линдеман): с одного трофического уровня экологической пирамиды переходит на другой, более высокий уровень в
среднем около 10% поступившей на предыдущий уровень энергии. Обратный поток с более высоких на более низкие уровни намного слабее — не более
0,50,25%, и потому говорить о круговороте энергии в биоценозе не приходится
Закон (принцип) исключения Гаузе: два вида не могут существовать в одной и той же местности, если их экологические
потребности идентичны, т.е. если они занимают одну и ту же экологическую нишу.
Составляем пищевую цепь. Указываем переход энергии в соответствии с правилом Р. Линдемана – 10 % (в долях единицы – 0,1).
В задаче фигурируют тонны и килограммы. Переведём всё, например, в килограммы. Затем вынесем все числовые данные из условия под
соответствующие трофические уровни (синий шрифт): Стандартный подход к решению:
1. По пропорции находим, сколько энергии запасают усатые киты ежегодно: 100 000 × 250 : 1 = 25 000 000 кДж.
2. Потребляемый китами криль должен содержать: 25 000 000 : 0,1 = 250 000 000 кДж.
3. По пропорции находим массу потребляемого криля: 250 000 000 × 1 : 250 = 1 000 000 кг = 1 000 т.
Ответ: киты за год потребляют 1 000 т криля.
Однако именно эту задачу можно решить намного проще, в одно действие.
Если на разных трофических уровнях в единице биомассы запасено одинаковое количество энергии (в нашей задаче и в 1 кг криля, и в 1кг биомассы
кита содержится по 250 кДж), то по правилу Р. Линдемана можно передавать не только энергию, но и биомассу:
И поскольку ежегодный прирост биомассы китов составляет 100 т, биомасса потребляемого криля будет равна: 100 : 0,1 = 1 000 т.
Ответ: киты за год потребляют 1 000 т криля.
Конспект урока "Экологические законы", 11 класс, биология
Конспект урока "Экологические законы", 11 класс, биология
Конспект урока "Экологические законы", 11 класс, биология
Конспект урока "Экологические законы", 11 класс, биология
Конспект урока "Экологические законы", 11 класс, биология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.