Конспект урока по биологии в 11 классе углубленного изучения предмета биологии. Раздел "Экология". Подробное изучение законов экологии (Шелфорда, Либиха, Линдемана). Урок построен в соответствии с правилами урока с использованием ИКТ технологий. К уроку приложены задачи на использование правила 10 процентов (Задачи взяты из интернета.
«Знания только тогда знания,
когда они приобретены усилиями
своей мысли, а не памятью».
(Л.Н.Толстой)
Технологическая карта урока «Решение экологических задач»
(Представление опыта работы по теме «Системное использование ИКТ
как средство повышения результативности обучения на уроках биологии и химии»)
Время
Этап урока
2
минуты
Начало урока –
приветствие,
тема, задачи,
эпиграф
Проблема:
Задачи урока
Деятельность учителя
(задания для учащихся)
Здравствуйте! Мы
продолжаем изучать раздел
«Экология». И перед вами на
сладе эпиграф нашего урока
« Знания только тогда знания,
когда они приобретены
усилиями своей мысли, а не
только памятью»
(Л.Н.Толстой). Как вы
понимаете эти слова? Эти
замечательные слова мы
постараемся подтвердить
(или опровергнуть) сегодня
на уроке.
С 11 классом мы уже изучили
основные экологические
Деятельность
учащихся
Слушают,
участвуют в беседе
На слайде эпиграф
Планируемый
результат
Продолжение
формирования
мыслительной
деятельности
слушаютправила и законы
организации природы.
Учащимся 10 класса сегодня
предстоит с ними
познакомиться.
5 минут Актуализация
имеющихся
знаний
показываю картинки на
слайдахони отвечают
Отвечают
фронтально на
вопросы учителя
Экран, проектор,
презентация учителя
68
минут
Контроль для 11
класса
Зайдите в папку «Задания»,
найдите ссылку на онлайн
тест, выполните задания,
отправьте ваши ответы
учителю.
10 класс заходим в
электронный учебник по
ссылке в разделе «Задания»,
изучаем материал по данной
теме
11 класс выполняют
тест на 5
компьютерах,
10 класс заходит в
электронный
учебник по ссылке в
разделе «Задания»,
изучает материал по
данной теме (8
человек на 5
компьютерах)
Сайт «Решу ЕГЭ»,
распечатанный этот же
тест на столах,
На компьютерах в
разделе «Задания» –
электронный учебник
Актуализация
знаний Понимание
законов
толерантности,
минимума,
оптимума, правила
10%, правило
Аллена и
Бергмана,
экологические
пирамиды.
Контроль знаний
по изученной теме
У учащихся 10 кл.
формируется
общее
представление о
разделе
«Экология»,
знакомство с
правилами и
законами.Анализ
ошибок
5 минут
На экране –
ваши результаты
и оценки.
В разных учебниках ищут
ответы на вопросы, в которых
допустили ошибки,
Разбор ошибок вслух
Анализируют
ошибки
Учебники, экран,
проектор
Решают задачи
Смена слайдов с
задачами
Формирование
аналитической
деятельности
Развитие умений
применять
теоретические
знания в
нестандартной
ситуации
15
минут
Решение
экологических
задач
1 мин
Рефлексия
5 минут Рефлексия
Теперь попробуем
применить ваши
теоретические знания на
практике. На слайде перед
вами задача. Какое правило
мы можем использовать для
ее решения?
Решение задач с
последующим объяснением
У вас на партах
распечатанные спецификация
и кодификатор ЕГЭ по
биологии. Изучите их и
скажите, в каких вопросах и
на каком уровне проверяются
на экзамене вопросы по теме
«Экология»? Где вы сможете
использовать полученные
сегодня знания при сдаче
экзамена?
5 тестов с вопросами
выводится на экран с
Изучают
спецификацию ЕГЭ.
На партах –
спецификация ЕГЭ по
биологии,
Затем выводится
спецификация на экран
Практическое
использование
знаний
С помощью пультов
отвечают на вопросы
Пульты (без
регистрации)
Рефлексияпомощью системы VOTUM
Цель: Познакомить учащихся с законами биологической
продуктивности.
Решение проблемных вопросов, беседа, решение задач,
анализ карты «Первичная биологическая продуктивность
Мирового океана и суши», выводы.
Закон пирамиды энергий (Р. Линдеман): с одного трофического уровня экологической пирамиды переходит на другой, более высокий уровень в
среднем около 10% поступившей на предыдущий уровень энергии. Обратный поток с более высоких на более низкие уровни намного слабее — не более
0,50,25%, и потому говорить о круговороте энергии в биоценозе не приходится
Закон (принцип) исключения Гаузе: два вида не могут существовать в одной и той же местности, если их экологические
потребности идентичны, т.е. если они занимают одну и ту же экологическую нишу.
Составляем пищевую цепь. Указываем переход энергии в соответствии с правилом Р. Линдемана – 10 % (в долях единицы – 0,1).
В задаче фигурируют тонны и килограммы. Переведём всё, например, в килограммы. Затем вынесем все числовые данные из условия под
соответствующие трофические уровни (синий шрифт):Стандартный подход к решению:
1. По пропорции находим, сколько энергии запасают усатые киты ежегодно: 100 000 × 250 : 1 = 25 000 000 кДж.
2. Потребляемый китами криль должен содержать: 25 000 000 : 0,1 = 250 000 000 кДж.
3. По пропорции находим массу потребляемого криля: 250 000 000 × 1 : 250 = 1 000 000 кг = 1 000 т.
Ответ: киты за год потребляют 1 000 т криля.
Однако именно эту задачу можно решить намного проще, в одно действие.
Если на разных трофических уровнях в единице биомассы запасено одинаковое количество энергии (в нашей задаче и в 1 кг криля, и в 1кг биомассы
кита содержится по 250 кДж), то по правилу Р. Линдемана можно передавать не только энергию, но и биомассу:
И поскольку ежегодный прирост биомассы китов составляет 100 т, биомасса потребляемого криля будет равна: 100 : 0,1 = 1 000 т.
Ответ: киты за год потребляют 1 000 т криля.