Урок разработан для учащихся 5 класса по истории древнего мира. Данная тема изучается в главе "Древний Восток и Передняя Азия в древности". На уроке предполагается знакомство ребят с финикийскими традициями и обычаями. Ученики в игровой форме знакомятся с экспортируемыми из Финикии товарами.
финикийские мореплаватели.docx
Урок «Финикийские мореплаватели»
Цели и задачи: знакомство с важнейшими открытиями и достижениями
финикийцев в области культуры;
продолжить формирование умений правильно показывать на карте
исторические объекты, читать легенду карты, самостоятельно строить
рассказ на основе одного двух источников знаний.
Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия»; кроссворд; рисунки
или слайды с изображением финикийского корабля и раковины, из которой добывали
пурпур; плакат с темой урока, написанной финикийскими буквами справа налево λ ﻼ
λ γ
λ ч; схема, которую нужно заполнить в течение урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Вавилонский царь
Хаммурапи и его законы»
а) Индивидуальные задания:
Задание № 1 (устно): Подготовь развернутый ответ на вопрос: «О чем рассказывают
законы Хаммурапи?» по плану:
Кто такой Хаммурапи?
Где были высечены законы этого царя?
О чем заботился Хаммурапи в своих законах?
Какое самое распространенное наказание было написано в законах? Почему?
Какое отношение в законах было к рабам и свободным гражданам в этой
стране?
Сделай вывод.
Задание № 2 (письменно): Дай определение словам: клинопись, закон, раб, иероглиф,
фараон.
Задание № 3 (письменно): Что объединяет понятия:
Шамаш Сина – Иштар (боги Месопотамии)
Ур – Урук – Вавилон (главные города Месопотамии)
Столб – Шамаш – закон (царь Хаммурапи)
б) Задания для класса: Г. И. Годер. Рабочая тетрадь по истории древнего мира, выпуск
№ 1, задание № 61. Найдите ошибки. (См. Приложение № 1).
Какие исторические ошибки содержит рассказ ученика? Проверка индивидуальной работы.
3. Изучение новой темы.
1)
Вопрос: Ребята, вы заметили чтонибудь необычное на нашем уроке?
Актуализация новой темы.
Да, тема урока записана странно.
Это одна из загадок, ответ на которую мы найдем в течение урока. Для начала решим
кроссворд, который поможет перевести слово, записанное на доске на русский язык.
Отгадав слова по горизонтали, можно будет открыть слово по вертикали. За каждое
угаданное слово – 1 балл.
1. Главная река Двуречья.
2. Мера веса в Двуречье, равная 8,4 г.
3. Правила поведения, которым все обязаны подчиняться.
4. Столица Месопотамии.
5. Древний город Междуречья.
6. Материал, из которого, по мнению жителей Двуречья, бог сделал первого человека.
7. Часть света, в которой расположено Двуречье.
1 Е в Ф р а т
2 С и к л ь
3 З а к о н
4 В а в и л о н
5 У р у к
6 Г л и н а
7 А з и я
Вопросы:
Ребята, какое слово зашифровано на доске? (Ответы)
То есть сегодня мы познакомимся на уроке с новым государством под названием
Финикия.
Давайте найдем на карте это государство (работа с картой стр. 72) и опишем его
географическое положение.
Где расположена Финикия? (На восточном побережье Средиземного моря).
В какой части света расположена Финикия? (В Западной Азии).
Какие моря омывают Финикию? (На западе омывает Средиземное море). Можно ли попасть из Финикии в Мемфис? Покажите как. (Работа с настенной
картой). А в Красное море? (В то время существовал канал, соединявший Нил и Красное
море).
Назовите финикийские города (Библ, Сидон, Тир).
Учитель: В древности Финикия и соседние с ней области носили название Ханаан.
Название Финикия этой стране дали греки. «Фойникес» погречески означает
«красноватые». Вот вам еще одна загадка. Язык финикийцев был родственным
вавилонскому языку и ивриту. Но образ жизни был совершенно другим, чем у египтян или
вавилонян, этому во многом способствовали природные условия. На узкой полоске земли
между морем и цепью ливанских гор не было крупных рек и долин с плодородными
почвами. Да и места здесь мало для полей и пастбищ. Но зато в Финикию выходили
торговые пути из Двуречья. Но ослах и верблюдах прибывали торговые караваны в города
финикийцев. А из этих городов можно было плыть дальше – и в Египет, и в Грецию, и в
самые далекие земли.
Из прочного дерева строили финикийцы свои быстроходные корабли (работа с
рисунком стр. 71). Финикийские плотники научились укреплять борта изогнутыми
ребрами – шпангоутами, а мачту делать из цельного ствола дерева – так удобнее управлять
парусом. А еще у самой воды на носу они укрепляли заостренное, окованное бронзой
бревно – таран. В бою им пробивали борт вражеского судна, и оно тонуло. Вдоль бортов
сидели прикованные к скамьям гребцы – рабы. Хозяин приказывал доверху загружать
судно товаром.
Ни один народ в старину не объехал столько стран, как финикийцы. Им хорошо были
известны извилины берегов Средиземного моря, проливы его, стоянки на островах,
удобные гавани и опасные скалы и мели. Они открыли для народов Востока большую часть
южноевропейских стран. От двух названий, которые они дали своей родине и
новооткрытым землям – асу (восход) и эреб (закат) – произошли имена двух материков
Азия и Европа. По договору с правителем Египта фараоном Нехо финикийцы проплыли
вокруг Африки еще в 600 г. до н. э. Кораблям, которые управлялись гребцами,
потребовалось около двухтрех лет, чтобы завершить путешествие. Однако после их
возвращения правитель Египта не извлек никакой пользы от их открытий.
Физминутка.
Ребята, давайте попробуем на время превратиться в финикийских моряков. Вам нужно
повторять за мной слова и изображать то, о чем говорится в стихотворении. В моряков мы превратимся,
На корабль сейчас садимся (взбираемся по трапу).
Нужный нам товар возьмем
И в Египет с Междуречьем
Побыстрее поплывем.
Повезем туда мы: бревна,
Масло, краску и вино,
И пурпурное такое
Драгоценное сукно.
Вот стеклянные сосуды –
Нет изящнее посуды.
Свой корабль мы снарядили,
Все товары погрузили.
Весла в руки дружно взяли,
И корабль наш отчалил.
Делай взмах рукою правой,
Делай взмах рукою левой,
И тогда ты станешь бравый,
И тогда ты станешь первый.
Мышцы наши укрепились,
И мы к знаньям устремились.
Задание: В стихотворении прозвучали названия товаров, которые финикийцы везли в
другие страны. Попробуйте вспомнить, что вывозили из Финикии и заполните схему. За
выполнение задания – 3 балла. Время на работу – 2 минуты.
(Проверка задания). Давайте подробнее остановимся на вывозимых товарах.
Вопросы: В какие страны финикийцы везли бревна (Египет, Междуречье). Почему?
(Там не хватало строительного леса).
Учитель:
Финикия славилась рощами знаменитого ливанского кедра. Прочная
смолистая древесина кедра была отличным материалом для постройки крепких морских
судов.
Масло изготавливали из олив (другое название – маслины), а вино из винограда.
Вино и масло финикийцы могли обменивать на пшеницу, т. к. на узком побережье, расположенном между Средиземным морем и Ливанскими горами, мало было простора для
земледельцев. Своего хлеба не хватало, его приходилось ввозить из соседних стран.
Финикийцы первыми научились окрашивать ткань в пурпурный цвет. Она не
выгорала на солнце и не линяла при стирке. Такие ткани считались царской роскошью.
Пурпур – вещество, которое добывали из морских моллюсков (демонстрация рисунка или
слайда). Моллюск давал несколько капель этого вещества, поэтому оно стоило очень
дорого. Древняя легенда гласит, что однажды не берегу моря один мельник увидел, как бог
Мелькарт окрасил белый хитон нимфы в кровавокрасную краску. Когда они удалились,
крестьянин увидел на берегу раздавленные раковины и понял, что именно из них можно
добыть необычную краску. Он собрал их и смолол на мельнице, перепугав при этом жену и
детей (они думали, что мельник сошел с ума), затем взял одежду и выкрасил ее.
С тех пор опытные ныряльщики погружались на дно моря и, рискуя жизнью,
добывали маленькие раковины с улитками. Ткани, выкрашенные пурпурной краской,
сверкали на солнце, они не выгорали и не линяли при стирке. Цена на пурпурные ткани
была огромной, поэтому их покупали только очень богатые люди: цари, жрецы и
военачальники.
Прекрасный сбыт имели также стеклянные изделия финикийских мастеров.
Однажды финикийский торговый корабль, рассказывается в древнем предании, везший груз
соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали
котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо
камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода
расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной
жидкости. Эта жидкость была стеклом. Причудливые сосуды для благовоний были в то
время дорогим удовольствием и прибыльным товаром. (Работа с иллюстрацией стр. 7 –
стеклянные маски).
Задание (самостоятельная работа с учебником): найдите в учебнике, какие товары
ввозили в свою страну финикийцы. Заполните схему до конца.
Купцам, воинам, ремесленникам часто необходимо было сделать деловые записи
или чтото прочесть. Пользоваться иероглифами было очень нелегко.
Вопрос: Вспомните, в чем трудности египетского письма и вавилонского?
Постепенно письменность стала упрощаться. В разных странах стали употреблять
один значок для обозначения одного звука. Так появились буквы и алфавит. Самый первый
алфавит создали финикийцы. В нем было 22 буквы, они просты, писать их легко. Писали финикийцы справа налево, а не слева направо, как мы. Буквы означали только согласные
звуки, а гласные при письме пропускали.
(Демонстрация образца финикийского
алфавита). Финикийский алфавит оказался таким простым и удобным, что постепенно
распространился по всему побережью Средиземного моря. Сначала им пользовались все
народы, а потом на его основе появились еще два новых алфавита: арамейский (им писало
племя арамеев) и греческий. Первым стали пользоваться в странах Востока. От него
произошли еврейский, иранский и арабский алфавиты. У них буквами обозначают только
согласные звуки, гласные обозначают специальными значками и пишут справа налево.
Греческий алфавит сначала был очень похож на финикийский (демонстрация образца
греческого алфавита). Но скоро греки придумали буквы для гласных звуков. Теперь на
письме слово передавалось целиком. Сначала они писали справа налево. Затем одну строку
справа налево, другую – слева направо. И, наконец, перешли к письму слева направо. На
основе греческого алфавита монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. На ее
основе был создан и русский алфавит. Кстати, сами названия греческих букв тоже взяты у
финикийцев: финикийская буква «алеф» греческая «альфа» (а), финикийская «бет»
греческая «бета» (б).
Вопрос: Какое всемирное значение имело изобретение финикийцев?
(ответы…)
Однако финикийцы пользовались дурной славой жадных и хитрых работорговцев.
Задание: Давайте познакомимся с текстом «Как финикийцы похитили женщин,
составленным по рассказу Геродота (учебник стр. 72).
Рабов финикийцы использовали в качестве гребцов, чернорабочих, грузчиков.
Продавали этот товар в другие страны.
4. Закрепление.
Вопросы: Чем природа Финикии отличается от природы Междуречья, Египта?
Сравнительные линии: 1) реки (моря); 2) горы; 3) климат; 4) полезные ископаемые.
Основные занятия жителей Финикии, Египта, Междуречья.
Какие достижения финикийцев обогатили мировую культуру? (Изобретения,
письменность, военное дело).
Почему финикийцев назвали «красноватые»? (Или более точно «красящие в багряный
цвет»).
Задание: Рабочая тетрадь. Выпуск 1. Задание 62, стр. 50.
Итог урока. 4. Домашнее задание: 1) Прочитать § 15 учебника Вигасина. 2) Подготовить
развернутый ответ на вопрос «Какие открытия были сделаны финикийцами?» 3) Рабочая
тетрадь. Выпуск 1. Задание 63, 65, стр. 5152. Приложение № 1.
Однажды учитель дал задание придумать рассказ от имени мальчика, живущего в
Вавилоне. Этот учитель часто не слушал отвечающего на уроке ученика. Если тот говорил
без запинки, то получал пятерку. В классе многие этим пользовались. Судите сами: вот как
начал выполнять задание один не слишком прилежный ученик:
Мы живем на набережной Тигра. Это красивейшее место Вавилона! Все дома здесь
построены из обожженного кирпича или белого камня, добываемого поблизости. В то утро
меня разбудил Пирхум, который еще до моего рождения попал в наш дом, где работает как
раб. Некогда его отец взял в долг у моего отца серебро, а отдать в срок не сумел. Теперь
Пирхум совсем старый и уже не мечтает, что ему простят долг и вернут свободу… Путь в
школу лежал мимо пристани, где готовился к отплытию торговый корабль. Он был
загружен слитками меди и бревнами. То и другое вавилонские купцы рассчитывали
выгодно продать в чужих краях. Еще один корабль прибыл издалека: носильщики
выгружали мешки с зерном, в котором так нуждались вавилоняне. Засмотревшись на
корабли, я едва не опоздал в школу. Сел на свое обычное место рядом с девочками,
рассчитывая на их подсказки.
Ну и рассказ! Жаль, что никого не нашлось, кто подсказал бы тебе самому! – прервал
отвечающего учитель. На этот раз он слушал внимательно.
Конспект урока "Финикийский мореплаватели"
Конспект урока "Финикийский мореплаватели"
Конспект урока "Финикийский мореплаватели"
Конспект урока "Финикийский мореплаватели"
Конспект урока "Финикийский мореплаватели"
Конспект урока "Финикийский мореплаватели"
Конспект урока "Финикийский мореплаватели"
Конспект урока "Финикийский мореплаватели"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.