Урок взят из пособия Б.И. Турьянской, Е.В. Гороховой. Уроки содержат систему индивидуальных заданий, что способствует развитию ученика. Важным условием авторы считают выполнение этих заданий к определенному сроку и обязательную их проверку – иначе задания теряют не только актуальность, но и смысл. Кроме того, на уроках идет формирование таких умений как сопоставление и анализ эпизодов, определять ключевые слова. На каждом уроке идет работа на постижение смысла произведения.
ТРИ.doc
Д.И. ФОНВИЗИН И ЕГО ВРЕМЯ.
СОЗДАНИЕ «НЕДОРОСЛЯ».
ПАНОРАМА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ,
«ГОВОРЯЩИЕ» ИМЕНАХАРАКТЕРИСТИКИ.
ЭЛЕМЕНТЫ КЛАССИЦИЗМА В КОМЕДИИ
свободы...
...в стары годы
сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин,
друг
А.С. Пушкин. «Евгений
Онегин»
ХОД УРОКА
I. Проверка индивидуального задания — сообщение о биографии Фонвизина по
самостоятельно найденным источникам.
II. Знакомство с афишей комедии Недоросль».
1. Прочитайте афишу пьесы «Недоросль». Какие особенности имен персонажей
обращают на себя внимание? [«Говорящие» фамилии и имена: Скотинин, Простакова (а в
девичестве тоже Скотинина), Митрофан (греч. «подобный матери»), Софья (греч.
«мудрость»)].
2. Какие черты пьесы эпохи классицизма отразились в афише? (Единство места —
деревня Простаковых. «Говорящие» фамилии подчеркивают доминантную черту
характера, носителем которой является данный персонаж.)
III. Слово учителя.
«Автор... «Недоросля» и в молодости, и в зрелые годы считал, что дворянство
несет ответственность за положение в стране. Но он видел, что в подавляющем
большинстве дворяне недостойны этой высокой роли. Представители господствующего
сословия, они бесчеловечны, невежественны и меньше всего думают об интересах
родины»1.
Обличению дворян, недостойных быть дворянами, и выяснению причин,
уродующих человеческую личность, и посвящена пьеса «Недоросль».
Основной конфликт — между невежеством и просвещением — завязывается уже с
I явления первого действия с проблемы «Тришкина кафтана».
IV. Инсценировка I, II явлений первого действия (проверка домашнего задания).
V. Беседа по вопросам:
1. Самой первой репликой, обращенной к Тришке, Простакова приглашает его на
спор. О чем? (О кафтане.)
2. Тришка же, возможно, сам того не желая, в ответ выдвигает тему другую и куда
более глобальную — тему учения. Какой фразой Простакова думает загнать Тришку в
тупик? А как парирует эту реплику Тришка?
3. Кто из учителей, с точки зрения Простаковой, лучший? (Вральман.) Почему?
(Она мало что понимает из слов немца, а это внушает уважение, и, главное, он не
перетруждает Митрофанушку.)
1 Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин: Биография писателя. М.—Л.: Просвещение, 1966. С. 42. Именно с Вральманом Простакова поделится своими сокровенными мыслями.
Оказывается, и эта «презлая фурия» чегото боится.
VI. Чтение по ролям действия 3, явления VIII.
Зачем же Простакова нанимает учителей? (Вопервых, мы не хуже других», во
вторых, существует указ Петра I о дворянских детях.)
Слово учителя
«По установленному при Петре и императрице Анне Иоанновне порядку каждый
семилетний мальчикдворянин был обязан явиться в так называемую Геральдмейстерскую
контору Сената, сказать, сколько ему лет, чему он учился, где служили его предки,
сколько крепостных душ у его родителей. Затем недоросля, как называли тогда таких
мальчиков, отпускали домой. Через пять лет на «втором смотре» ребенок должен был
уметь читать и писать. После этого его отправляли на военную или гражданскую службу,
разрешая остаться дома только в том случае, если родители обязывались обучить сына
иностранному языку, арифметике, географии, закону Божьему. В 15 лет юноша являлся на
новый смотр...»2
Как же практически осуществлялось обучение, мы видим в комедии «Недоросль».
В каком знаменитом афоризме Митрофанушки мы слышим отголосок реакции дворянства
на петровский указ? («Не хочу учиться, а хочу жениться».)
Итак, Простакова учит Митрофанушку, хотя не видит в этом внутренней
необходимости. Каково же в итоге образование Митрофана?
VII. Инсценировка действия 4, явления VIII (домашнее задание).
VIII. Перечитайте эпиграф к уроку.
Докажите, что недаром у Пушкина сложилось такое впечатление об авторе
«Недоросля».
IХ. Домашнее задание.
1. Рассказать о судьбе Стародума, его взглядах на государственное устройство и
обязанности истинного дворянина.
2. Какие взгляды, понятия, отношение к жизни объединяют положительных героев
пьесы?
3. Выписать афоризмы из высказываний Стародума. Какие из них актуальны и в
наши дни?
2 Кулакова Л.И. С. 8.
Конспект урока "Фонвизин и его время"
Конспект урока "Фонвизин и его время"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.