Конспект урока "Фонвизин и его время"
Оценка 4.8

Конспект урока "Фонвизин и его время"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
23.04.2018
Конспект урока "Фонвизин и его время"
Урок взят из пособия Б.И. Турьянской, Е.В. Гороховой. Уроки содержат систему индивидуальных заданий, что способствует развитию ученика. Важным условием авторы считают выполнение этих заданий к определенному сроку и обязательную их проверку – иначе задания теряют не только актуальность, но и смысл. Кроме того, на уроках идет формирование таких умений как сопоставление и анализ эпизодов, определять ключевые слова. На каждом уроке идет работа на постижение смысла произведения.
ТРИ.doc
Д.И. ФОНВИЗИН И ЕГО ВРЕМЯ. СОЗДАНИЕ «НЕДОРОСЛЯ». ПАНОРАМА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ, «ГОВОРЯЩИЕ» ИМЕНА­ХАРАКТЕРИСТИКИ. ЭЛЕМЕНТЫ КЛАССИЦИЗМА В КОМЕДИИ свободы... ...в стары годы  сатиры смелый властелин,  Блистал   Фонвизин,   друг А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» ХОД УРОКА I. Проверка индивидуального задания — сообщение о биографии Фонвизина по самостоятельно найденным источникам. II. Знакомство с афишей комедии Недоросль». 1. Прочитайте афишу пьесы «Недоросль». Какие особенности имен персонажей обращают на себя внимание? [«Говорящие» фамилии и имена: Скотинин, Простакова (а в девичестве   тоже   Скотинина),   Митрофан   (греч.   «подобный   матери»),   Софья   (греч. «мудрость»)]. 2. Какие черты пьесы эпохи классицизма отразились в афише? (Единство места — деревня   Простаковых.   «Говорящие»   фамилии   подчеркивают   доминантную   черту характера, носителем которой является данный персонаж.) III. Слово учителя. «Автор... «Недоросля» и в молодости, и в зрелые годы считал, что дворянство несет   ответственность   за   положение   в   стране.   Но   он   видел,   что   в   подавляющем большинстве   дворяне   недостойны   этой   высокой   роли.   Представители   господствующего сословия,   они   бесчеловечны,   невежественны   и   меньше   всего   думают   об   интересах родины»1. Обличению   дворян,   недостойных   быть   дворянами,   и   выяснению   причин, уродующих человеческую личность, и посвящена пьеса «Недоросль». Основной конфликт — между невежеством и просвещением — завязывается уже с I явления первого действия ­ с проблемы «Тришкина кафтана». IV. Инсценировка I, II явлений первого действия (проверка домашнего задания). V. Беседа по вопросам: 1. Самой первой репликой, обращенной к Тришке, Простакова приглашает его на спор. О чем? (О кафтане.) 2. Тришка же, возможно, сам того не желая, в ответ выдвигает тему другую и куда более глобальную — тему учения. Какой фразой Простакова думает загнать Тришку в тупик? А как парирует эту реплику Тришка? 3. Кто из учителей, с точки зрения Простаковой, лучший? (Вральман.) Почему? (Она   мало   что   понимает   из   слов   немца,   а   это   внушает   уважение,   и,   главное,   он   не перетруждает Митрофанушку.) 1 Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин: Биография писателя. М.—Л.: Просвещение, 1966. С. 42. Именно   с   Вральманом   Простакова   поделится   своими   сокровенными   мыслями. Оказывается, и эта «презлая фурия» чего­то боится. VI. Чтение по ролям действия 3, явления VIII. Зачем же Простакова нанимает учителей? (Во­первых, мы не хуже других», во­ вторых, существует указ Петра I о дворянских детях.) Слово учителя «По установленному при Петре и императрице Анне Иоанновне порядку каждый семилетний мальчик­дворянин был обязан явиться в так называемую Геральдмейстерскую контору   Сената,   сказать,   сколько   ему   лет,   чему   он   учился,   где   служили   его   предки, сколько крепостных душ у его родителей.  Затем недоросля, как называли  тогда таких мальчиков, отпускали домой. Через пять лет на «втором смотре» ребенок должен был уметь читать и писать. После этого его отправляли на военную или гражданскую службу, разрешая остаться дома только в том случае, если родители обязывались обучить сына иностранному языку, арифметике, географии, закону Божьему. В 15 лет юноша являлся на новый смотр...»2 Как же практически осуществлялось обучение, мы видим в комедии «Недоросль». В каком знаменитом афоризме Митрофанушки мы слышим отголосок реакции дворянства на петровский указ? («Не хочу учиться, а хочу жениться».) Итак,   Простакова   учит   Митрофанушку,   хотя   не   видит   в   этом   внутренней необходимости. Каково же в итоге образование Митрофана? VII. Инсценировка действия 4, явления VIII (домашнее задание). VIII. Перечитайте эпиграф к уроку. Докажите,   что   недаром   у   Пушкина   сложилось   такое   впечатление   об   авторе «Недоросля». IХ. Домашнее задание. 1. Рассказать о судьбе Стародума, его взглядах на государственное устройство и обязанности истинного дворянина. 2. Какие взгляды, понятия, отношение к жизни объединяют положительных героев пьесы? 3. Выписать афоризмы из высказываний Стародума. Какие из них актуальны и в наши дни? 2 Кулакова Л.И. С. 8.

Конспект урока "Фонвизин и его время"

Конспект урока "Фонвизин и его время"

Конспект урока "Фонвизин и его время"

Конспект урока "Фонвизин и его время"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018