Конспект урока "Форма и размеры Земли. Географическая карта" 6 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: 1. Продолжить формирование представления о форме и истинных размерах Земли, пространственного мышления о шарообразности планеты; познакомить с самой точной моделью Земли – глобусом, историей его создания. 2. Сформировать представление об окружности и её элементах (центре, диаметре, радиусе), о круге. Познакомить с новым чертёжным инструментом – циркулем. Развитие умений строить окружность с помощью циркуля. 3. Дать представление о важнейшем способе изображения земной поверхности, создающем условное плоское её изображение – картографическом, географической карте; показать многообразие карт по масштабу, содержанию и охвату территории; определить свойства, достоинства и недостатки географических карт; начать формировать умение работы с географическими картами. Развитие умений определять расстояние между городами с помощью масштаба. 4. Воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, аккуратности при выполнении работы, уважения к ответам одноклассников, умения высказывать своё мнение.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Тема урока: «Форма и размеры Земли. Географическая карта» (интегрированный урок в 6 классе: география и математика) Цели урока:1.   Продолжить   формирование   представления   о   форме   и   истинных   размерах Земли, пространственного мышления о шарообразности планеты; познакомить с самой точной моделью Земли – глобусом, историей его создания. 2. Сформировать представление об окружности и её элементах (центре, диаметре, радиусе), о круге. Познакомить с новым чертёжным инструментом – циркулем. Развитие умений строить окружность с помощью циркуля. 3. Дать представление о важнейшем способе изображения земной поверхности, создающем   условное   плоское   её   изображение   –   картографическом, географической карте; показать многообразие карт по масштабу, содержанию и охвату   территории;   определить   свойства,   достоинства   и   недостатки географических   карт;   начать   формировать   умение   работы   с   географическими картами. Развитие умений определять расстояние между городами с помощью масштаба. 4.   Воспитание   позитивного   отношения   к   информации,   желания   анализировать информацию,   аккуратности   при   выполнении   работы,   уважения   к   ответам одноклассников, умения высказывать своё мнение. Тип урока: изучение нового материала Оборудование: • • • • • глобус Земли; карта полушарий; атласы; циркули презентация “Форма и размеры Земли. Географическая карта” План урока в афоризмах: Ход урока – «Начало есть половина всего».  (Пифагор) – «Повторенье – мать ученья»  (Пословица) – «Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз» (античная мудрость) – «Мало знать, надо и применять, мало хотеть, надо и делать»  (И.Гёте) – «Конец  – делу венец» (пословица) l. Орг. момент 2. Сообщение темы и целей урока. Послушайте внимательно загадку, о чем идет речь: На ноге стоит одной, Крутит – вертит головой. Нам показывает страны. Реки, горы, океаны. (Глобус) Моря есть ­ плавать нельзя, дороги есть ­ ехать нельзя, земля есть ­ пахать нельзя. (Географическая карта) ­ Ребята, как вы думаете, с какой темой мы сегодня будем знакомиться на уроке? (Слайд №1) (запись темы урока в тетради)(Слайд   №2)­   Обратите,   ребята,   внимание   на   доску,     основные   этапы   урока сегодня   предложены   в   виде   мудрых   мыслей.   Чем   же   сегодня   нам   предстоит заниматься   на   уроке?  (Дети   зачитывают   по   очереди   записанные   на   доске афоризмы и объясняют их значение для данного урока) ­ Сегодня на уроке мы расширим наши представления о форме и размерах Земли,   познакомимся   с   самой   точной   её   моделью,   а   также   начнем   изучать географические карты. И сегодня для успешной работы на уроке вам понадобятся не только знания по географии, но и по математике. 3. Актуализация знаний учащихся ­ Прежде чем мы начнем изучать новый  материал нам нужно вспомнить то, что мы уже знаем. 1. Что называется масштабом? 2. Какие виды масштаба вы знаете? 3. Как перевести метры в сантиметры? 4. Как перевести километры в метры? 5. Как перевести километры в сантиметры? (Слайды №3­4) 6. Перевести численный масштаб в именованный и наоборот. Ответы (в 1 см – 10 м) (1 : 3 000 000) (в 1 см – 2,5 км) (1 : 10 000) (в 1 см – 50 км) 1 : 1 000 в 1 см – 30 км 1 : 250 000 в 1 см – 100 м 1 : 5 000 000 4. Изучение нового материала Форма Земли ­   Вы   уже   знаете,   что   Земля,  как   и   другие   планеты   Солнечной   системы, имеет форму шара. К такому выводу пришли древнегреческие ученые более двух тысяч   лет   назад.  (Слайд   №5)  Первые   доказательства   шарообразности   Земли принадлежат Аристотелю. (Слайд №6)К ним он относил наблюдения за лунными затмениями,   во   время   которых   тень   от   Земли,  отбрасываемая   на   поверхность Луны,   всегда   круглая;   следующим   его   доказательством   было   расширение горизонта   при   поднятии.   Чтобы   на   открытой   местности   увидеть   как   можнодальше, мы забираемся на высокий объект – дерево, крышу дома, холм, таким образом, горизонт расширяется с увеличением высоты места наблюдения. ­ В том, что поверхность Земли выпуклая, легко убедиться,  (Слайд №7) наблюдая с берега за приближающимся по морю кораблём: сначала из­за линии горизонта появляются его мачты, трубы, затем постепенно становится виден весь корпус, как – будто корабль поднимается откуда­то снизу. ­   Особенно   явно   видна   шарообразная   форма   Земли   на   космических снимках. (Слайд №8) ­ Что является моделью Земли? (глобус) ­ Один из первых глобусов  (Слайд №9)  был изготовлен  немецким географом Мартином   Бехаймом   в   1492   году.   Этот   глобус   сохранился   до   наших   дней   и находится он в г. Нюрнберге. А самому изобретателю там поставлен памятник. ­ Какую информацию мы можем получить, если внимательно посмотрим на наш   глобус?  (Представление   о   форме   планеты,   на   глобусе   хорошо   видны очертания   материков,   океанов,   морей,   их   относительное   расположение   и размеры) ­ Однако все изображения географических объектов очень мелкие. ­ Найдите на глобусе масштаб и прочитайте его. Во сколько раз данный глобус меньше Земли?  (Значит глобус – это… уменьшенная модель Земли) ­  Земля   –   шар.  Как   же   нам   изобразить   шар   на   плоскости?  (в   виде окружности) (Слайд №10) У круга есть одна подруга, Знакома всем ее наружность, Она идет по краю круга, И называется окружность. Древние греки считали окружность и круг воплощением совершенства. Для построения   окружности   используют   циркуль,   а   цирк   и   циркуль   –   слова родственники, потому что оба происходят от латинского слова «циркус», то есть «круг».  В  русском   языке   слово  «круглый»  стало   обозначать   высокую   степень чего­нибудь.   Мы   говорим   «круглый   отличник»,   «круглый   сирота».   Цирковая арена имеет форму круга. Причем в какой бы стране мира вы бы не побывали, везде, где есть цирк, цирковая арена одинаковых размеров. А как вы думаете, почему? (отвечают дети) Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. На одном конце у него — игла, на другом — карандаш. Пользоваться им надо осторожно,   чтобы   не   уколоться   и   не   поломать   грифель   карандаша.   Нельзя подносить   циркуль   иглой   к   лицу   и   нельзя   передавать   циркуль   соседу   “иглой вперед”.   (Слайд №11) Задание1:  Отметьте в тетради точку  и назовите её буквой О. 2. Возьмите циркуль, раздвиньте «ножки»  циркуля  на расстояние 3 см. 3. Поставьте иголку циркуля в точку О, а другой «ножкой» циркуля проведите замкнутую линию.(Слайд   №12)  Окружность   –   это   замкнутая   линия,   состоящая   из   всех   точек плоскости, находящихся на  равном расстоянии от данной  точки. (Слайд №13) (Слайд №14) точка О – называется центром окружности Отметим на окружности две точки А и М. Соединим точки О и М, О и А. Отрезки ОА и ОМ – называются радиусами окружности. Запись в тетрадь: Отрезок, соединяющий  центр окружности с точкой, лежащей на окружности, называется радиусом. (Слайд №15)  Сколько радиусов у окружности, изображённой на слайде?  Что можно сказать про них? Запишите в тетради: ОА=ОМ=r (Слайд №16) Продлите отрезок АО до пересечения с окружностью. Обозначьте точку пересечения  буквой К. Отрезок  АК называется диаметром окружности. Запись   в   тетрадь:  Диаметр   –   это   отрезок,   соединяющий   две   точки   на окружности и проходящий через её центр. (Слайд №17) Задание: Используя циркуль, постройте в тетради две окружности с одинаковым радиусом, равным 2 см, закрасьте внутреннюю область одной  окружности. Чем отличается окружность и круг друг от друга?(Слайд №18) Проверьте свои знания: Физкульминутка. Размеры Земли ­ Постепенно представления о Земле, как о шаре стали основываться не на наблюдениях, а на точных расчётах и измерениях. Первым, кто измерил величину земного шара, был древнегреческий учёный Эратосфен (III – II вв. до н.э.). (Слайд №19) ­ Эратосфен в то время ошибся на несколько км.  ­ А какие же истинные размеры Земли? Ответить на этот вопрос вам поможет учебник на стр. 24. Найдите в учебнике и выпишите в тетрадь площадь Земли, обозначьте  на круге длину экватора, а на окружности – радиусы экваториальный и полярный. Проверка: (Слайд №20) Площадь поверхности Земли = 510 млн км² Расстояние от центра Земли до экватора = 6 378 км                                                  до полюсов = 6 356 км Длина экватора (окружности Земли) = 40 000 км. Для того чтобы проехать это расстояние на скором поезде, потребовалось бы около месяца. А пройти пешком — примерно пять лет. Задание:1вариант   –   используя   полярный   радиус,   найдите   диаметр   Земли (6 356+6356=12 712 км) 2   вариант   –   используя   экваториальный   радиус,   найдите   диаметр   Земли (6 378+6 378=12 756) (Взаимопроверка) ­ Скажите, а правильно ли мы называем нашу планету «земным шаром»? ­   В   действительности   Земля   наша   ­   не   идеальный   шар.   Впервые   это   удалось заметить около 300 лет назад французскому академику Рише. И помогли ему вэтом   астрономические   часы.   Как   это   произошло   нам   расскажет   Напханенко Наталья. Подготовленный заранее ученик: В 1672 году Рише отправился в Америку для астрономических наблюдений, захватив с собой часы, тщательно выверенные в Париже. Представьте себе его удивление, когда, приехав в район экватора, он обнаружил, что его часы стали отставать на 2,5 минуты в сутки. По возвращении Рише в Париж: его часы снова стали идти правильно. Часы отставали, как только их владельцы приближались к экватору. Именно этот факт дал основание великому физику Ньютону предположить, что за капризами стрелок часов кроется не просто неисправность их механизма, а какая­то закономерность. Часы отстают потому, ­ заявил Ньютон, — что наша Земля не шар, она сплюснута у полюсов и растянута вдоль экватора. ­   Истинная   геометрическая   фигура   Земли   была   названа   геоидом (“землеподобный”)     ­ Как вы думаете, ребята, почему ученые разных стран мира  – физики, химики, математики – легко понимают друг друга, несмотря на то, что говорят они на разных языках?  (спросить и выслушать ответы детей)  Ответ  прост: у этих наук   существует   свой   язык,   удобный   и   понятный   каждому   специалисту.   Вот почему, начиная  изучать математику, мы прежде всего, знакомимся с ее языком – цифрами и математическими символами.            География тоже имеет свой язык. Речь идет о географических картах, без которых география не может существовать, так же как математика без цифр и уравнений. ­   Откройте   атласы   на   с.18­19   и   попробуйте   сформулировать   понятие  А   теперь   откройте «географическая   карта»  (выслушать   ответы   детей). учебники на с.26 и прочтите, что же называется географической картой. Карта ­ глобуса сестрица, очень плоская девица. Можно карту расстелить, можно к стенке прикрепить. С ней легко идти в поход: лишь свернуть – и нет хлопот. Нет на глобусе деревни, абсолютно не видна, А на карте, на подробной, посмотрите, вон она! Глобус – важный господин, гордо кружится один. А вот карт не счесть на свете ­ пальцев вам не хватит, дети. Карты мира, островов, стран, поселков, городов Карты разных есть дорог, чтоб по ним ты ехать мог. Если сели вы за парты, изучайте мира карты! ­   Географические   карты   используются   на  практике   гораздо   чаще,  чем   глобус. Скажите, а удобно ли глобус носить с собой, чтобы можно было в любой момент воспользоваться им? (Нет)Дело   в   том,   что   важной   особенностью   глобуса   является   отсутствие искажений   в   изображении   материков,   океанов,   рек   и   других   географических объектов. Можно ли сохранить эту особенность при  создании географической карты? (Нет) ­ (Слайд №21) Возьмем, например, кожуру апельсина с нарисованными на ней материками и океанами, и разрежем её по меридианам, затем развернем и попытаемся разложить на плоскости. Нам не удастся разложить оболочку ровно без вырезов и растягиваний. Поэтому все изображения будут искажены по форме и   размерам,   причем   в   разных   областях   степень   искажения   будет   разной.   Где искажения будут больше? (У полюсов) Итак,   карта   ­   «язык»   географии.   Каждая   карта   снабжена   списком   всех условных знаков, которые  на ней использованы, ­ это  так называемая  легенда карты. Не изучив легенду, невозможно читать карту. Откройте   стр.   18­19   атласа,   посмотрите,   какие   условные   обозначения используются   на   этой   карте.   Что   обозначено   на   карте   зеленым   цветом (низменности и равнины),  что обозначается зеленым цветом на плане?  (лесная растительность).  Запомните это, потому что нельзя путать значение зеленого цвета на плане и на физической карте. Ребята,   а   как   вы   считаете,   для   чего   нужна   географическая   карта современному человеку? (Географические карты служат людям для познания окружающего мира, для прокладывания маршрута  (наземного, воздушного и водного транспорта), для обозначения и добычи полезных ископаемых, для исследования геопатогенных зон или разломов и их влияния на современного человека. Они необходимы, когда отправляешься в поход, едешь отдыхать на автомобиле   на   море.   Географические   карты   используют   геологи,   военные, строители, астрологи, астрономы…)  Прочтите масштаб физической карты полушарий в атласе. Во сколько раз эта карта меньше Земли? (в 100 000 000 раз). Откройте карту в атласе на с. 20­21. Что на ней изображено? (физическая карта России).  Во  сколько раз эта карта  меньше истинных размеров России? (20 000 000) При   помощи   масштаба   измерьте   расстояние   между   Москвой   и   Санкт Петербургом   (1   вариант),   между   Москвой   и   Воронежем   (2   вариант)  (после выполнения   1   и   2   вариант   проводят   взаимопроверку).  2   обучающихся выполняют работу на доске. Проверка: Расстояние между Москвой и Санкт Петербургом – 3 см, 3×200=600 км, между Москвой и Воронежем – 2,5 см (2,5×200=500 км) Виды географических карт (Слайд №22) Виды карт по масштабу:  Мелкомасштабные – мельче 1 : 1 000 000 Среднемасштабные – от 1 : 200 000 до 1 : 1 000 000 Крупномасштабные – от 1 : 200 000 и крупнееСамостоятельная работа: составьте в тетради схему «Виды географических карт», используя учебник на с. 26­27. 6. Итог урока (рефлексия, выставление оценок) ­  Что   сегодня   на   уроке   для   вас   было   новым   и   интересным,   что   вызвало затруднение, было сложным? 7. Домашнее задание: § 9, 10 8. Закрепление пройденного материала ­ Сегодня на уроке вы получили очень много разной информации, давайте проверим, что вы запомнили? (Слайд №23) 1. Кем был изготовлен самый первый глобус? А) Ньютоном Б) Бехаймом В) Эратосфеном Г) Магелланом (Слайд №24) 2. Земля имеет форму: В) геоида А) круга Б) шара Г) овала (Слайд №25) 3. Площадь поверхности Земли равна:  ² А) 510 млн км   Б) 510 млрд км² Г) 510 км² В) 510 тыс км² (Слайд №26) 4. Длина экватора равна: А) 20 000 км Б) 40 000 км В) 60 000 км Г) 80 000 км