Конспект урока "Географические оболочки" 5 класс
Оценка 4.9

Конспект урока "Географические оболочки" 5 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
5 кл
03.06.2018
Конспект урока "Географические оболочки" 5 класс
Конспект урока по теме «Географические оболочки» Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения. Тип урока: урок изучения и закрепления учебного материала. Задачи урока: - Сформировать представление о географической оболочке и ее свойствах; - продолжить работу по обучению учащихся решать проблемные вопросы, обобщать материал и делать выводы; - развивать познавательную активность, расширять кругозор, воспитывать бережное отношение к природе.Конспект урока "Географические оболочки" 5 класс
конспект.docx
Конспект урока по теме «Географические оболочки» Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной  информации средствами технологии проблемного обучения. Тип урока: урок изучения и закрепления учебного материала. Задачи урока: ­ Сформировать представление о географической оболочке и ее свойствах; ­ продолжить работу по обучению учащихся решать проблемные вопросы, обобщать материал и делать выводы; ­ развивать познавательную активность, расширять кругозор, воспитывать бережное отношение  к природе. Методы: проблемное изложение, частично ­поисковый. Формы организации: фронтальная, индивидуальная и групповая. Средства обучения: учебники В.А.Коринская и др. «География материков и океанов»,  раздаточный материал для индивидуальной и групповой  работы, таблицы «Строение  географической оболочки», «Природный комплекс зоны влажных экваториальных лесов и  круговорот веществ в нем», «Природный комплекс зоны саванн и круговорот веществ в нем»,  атласы.                                                                           Ход урока I. Организация класса, приветствие, создание доброжелательной рабочей обстановки в классе,  проверка готовности рабочих мест. Целеполагание: пояснение, что данная тема будет изучаться в течение 4­х уроков, а на пятом  пройдет проверка знаний. Учитель. ­ Как называется тема нашего урока? ( Читают на доске, отвечают) ­Откройте тетради и запишите тему и план урока в тетрадь. Для этого откройте учебники,  найдите  §13. (Делают записи в тетради) ­ На доске, ребята, вы видите, записан вопрос: «Чему сегодня я могу научиться на уроке?»  Сформулируйте для себя цель, и запишите себе в тетрадь. В конце урока вы проверите,  достигли ли вы своей цели. На столе у вас лежат листы самоконтроля. Не забывайте себя  оценивать.  ­ Переходим к рассмотрению первого пункта плана – Строение географической оболочки.  Послушайте стихотворение под названием «Блуждающие стихи» ( Приложение 1) (Стихи  раздаются каждому ученику) ­ А теперь скажите мне, где происходят явления, описанные автором в стихотворении?                ( На Земле) ­ Найдите в тексте описания физических процессов, происходящих на Земле. ­ Что нам известно о нашей планете? (Учащиеся вспоминают и отвечают) ­ Хорошо. Из каких слоев состоит наша Земля? (Литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера) ­ Молодцы, знаете. Когда наша планета сформировалась, 4,5 млрд.лет назад, одной из земных  оболочек не было. Скажите, какая из земных оболочек появилась позже всех? (Биосфера) ­ А сейчас, давайте ответим на вопросы в начале  § 13. (Уч­ся читают и отвечают на вопросы) Учитель. ­Закройте учебники. Используя те знания, которые мы вспомнили, попытайтесь ответить на  вопрос. Что такое географическая оболочка? (Уч­ся пытаются ответить) ­ Можно ли провести  границы между  земными оболочками? (Нет) Почему? (Потому что  вещество одной оболочки проникает в другие) ­ Приведите примеры, где вы это видели  в природе. (Пытаются ответить) Учитель. ­ За окном стоит дерево. Можно ли его взять, как пример взаимного проникновения оболочек? ( Да, так как солнечные лучи дают ему свет и тепло, а оно выделяет кислород, поглощая углекислый газ; корнями дерево поглощает влагу с питательными  веществами и т.д.) ­ А теперь вернемся к нашему стихотворению. Найдите в нем описание процессов,  происходящих в разных оболочках Земли. (Читают и отвечают) ­ Так, что же такое географическая оболочка? (Если учащиеся затрудняются дать определение,  то  находят его в тексте и записывают в тетрадь) Учитель. ­Переходим к рассмотрению  рисунка в учебнике на стр.60 рис. 30. Перед вами рисунок  «Строение географической оболочки». На доске такой  же рисунок. Давайте скажем, как же  устроена географическая оболочка? (Один из уч­ся отвечает) ­ Сделайте рисунок в тетрадях. Раскрасите его дома. ( Уч­ся зарисовывают) ­ Выполнили? А теперь еще раз повторим части ГО.(Учитель показывает на доске, а уч­ся  хором отвечают) 2. Свойства географической оболочки.                                                                                              – А теперь поговорим о свойствах географической оболочки. Это второй пункт нашего плана.  Учитель  рассказывает о компонентах ГО, свойствах веществ. ­Любое явление существует и развивается благодаря, какому­то источнику энергии. Какому?  Да, именно  солнечное  излучение дает Земле 99,8% всего получаемого тепла. Часть его  отражается верхними слоями атмосферы, и где­то лишь 40% достигает земной поверхности. ­ Какие природные процессы на Земле вызывает приток солнечной энергии?                                   1). Солнце нагревает поверхность суши: от нее нагревается воздух, образуются облака;  поднимаясь вверх, воздух все больше охлаждается, образуются осадки. 2).Солнечные лучи нагревают поверхность океана, в результате испарения над его  поверхностью образуются облака. 3). Солнечные лучи неравномерно нагревают земные участки, образуются области разного  атмосферного давления, возникает ветер, воздушные массы начинают перемещаться. 4).Под влиянием солнечных лучей возникают тропические ураганы, смерчи, циклоны. 5). Все тела на поверхности нагреваются и охлаждаются, в результате происходит  выветривание, изменяется рельеф Земли. 6). Только при солнечном свете зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют  кислород. Географическая оболочка обладает способностью накапливать энергию Солнца. Замечательно  об этом сказал М.Пришвин: «Мы это так понимаем, что все Блудово болото, со  всеми  огромными запасами горючего торфа, есть кладовая Солнца. Да, вот именно так и есть, что  горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика  и ягодки. Всем им Солнце давало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении  передавали его, как наследство , другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болоте вода не дает родителям­растениям передать все свое добро детям. Тысячи лет это  добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца и потом вся эта кладовая  солнца, как торф достается человеку от солнца в наследство». ­Какие еще горные породы являются для нас хранителями солнечного тепла прошлых лет?  (Каменный уголь, нефть, газ, горючие сланцы) ­ Кроме энергии Солнца есть еще один источник энергии на Земле. Установите, что это за  источник, используя текст учебника на стр. 60. Какие явления природы вызываются именно  этим источником? (Уч­ся работают с текстом, готовятся отвечать) Дополнение: 900 действующих вулканов, в час – 10 землетрясений, Чили – 1960г., Мексика –  1987г., Сальвадор – 1986г., Армения – 1988г. Учитель. ­Составим схему.                                                Источники энергии на Земле                Энергия Солнца                                     Внутренняя энергия Земли Учитель. Я предложу вам пословицы, в которых нашли отражение некоторые вопросы географических процессов. Каждая пара, посовещавшись, должна дать ответ, о чем говорится в пословице. (Читают пословицы и объясняют их) Приложение 2 Решение учебных задач. Учебная задача 1. В романе А.Кларка «2065: Космическая одиссея 3» описывается, как в  результате вмешательства извне Юпитер вспыхивает и становится второй солнечной системой.  Как следствие на Земле практически исчезает ночь. Автор отмечает, что этим обстоятельством, остались крайне недовольны воры и влюбленные. А какие последствия могла оказать на  остальных обитателей Земли подобная катастрофа? ( Ответ: вымирание или угнетение всех живых существ, чей образ жизни связан с ночным  временем; прекращение всех процессов, связанных с исчезновением времен года; повышение  активности фотосинтеза повышение температуры воздуха.) Учебная задача 2. Примерно раз в 12 лет на юг от экватора вдоль берегов Южной Америки  распространяется теплое течение Эль­Ниньо. Это случается в годы необычно слабой  атмосферной циркуляции, Когда дующие с берега ветры оказываются недостаточно сильными.  Течение проникает на юг до 13  ю.ш. и оттесняет холодное Перуанское течение от берегов  Южно­Американского континента. Действие Эль­Ниньо продолжается три­четыре месяца,  затем оно отодвигается к северу, а Перуанское течение возвращается к берегам материка. Составьте  прогноз изменения состояния природного комплекса прибрежных вод Южной  Америки в зоне действия течения Эль­Ниньо. ( Ответы учащихся) Учитель. Что мы узнали с вами, исходя из второго пункта плана урока? Перечислите свойства  географической оболочки. (Ответы учащихся) Вывод. Все компоненты географической оболочки связаны между собой, благодаря  круговороту веществ и энергии – это главный механизм природных процессов. 3. ­ Послушайте стихотворение С.Михалкова «Море и туча». Говорило море туче, той, что ливень пролила: ­ Эй, ты, туча! Что ж ты лучше места выбрать не могла? Отвечала морю туча: ­ Я у всех людей в долгу! И сегодня выпал случай: расплатилась, чем могу! ­ О каком явлении, которое охватывает все земные оболочки, говорится в стихотворении? (Мировой круговорот воды в природе) ­Как он осуществляется? ( Ученик у доски объясняет по таблице) Учитель. ­ Ребята, сейчас я вам дам наборы карточек, из которых вы должны сложить цепочку причинно­ следственных связей. Если вы правильно ее построите,  то мы узнаем еще об одном  круговороте. ( Складывают из карточек причинно­ следственную связь биологического  круговорота) Солнце – углекислый газ ­ органические вещества – животные ­  бактерии ­ минеральные  вещества. Учитель. Сегодня старый ясень сам не свой, как ­ будто страшный сон его тревожит. Ветвями машет, шевелит листвой, а почему – никто сказать не может. ­ Ребята, а почему старый ясень машет ветвями?  (Дует ветер) ­ Правильно. Почему образуется ветер? ( Воздух нагревается неравномерно и образуются  области высокого и низкого давления, а затем ветер начинает перемещать воздушные массы) Учитель. Круговороту воздуха принадлежит ведущая роль, т.к. он участвует во всех  круговоротах. Круговороты активно протекают в районах экваториальных и  субэкваториальных широт, а вот в полярных областях они протекают медленно. ­ Итак, давайте повторим, с какими круговоротами мы с вами познакомились сейчас? ( Уч­ся перечисляют) Учитель. Переходим к следующему этапу нашего урока. Чем наша планета отличается от других планет Солнечной системы? Назовите отличительные признаки живого. Известно, что живые организмы распространяются по Земле неравномерно. От чего это  зависит? Можете ли вы сказать, сколько весит живое вещество? Если взять все живое вещество и  взвесить, то оно составит около 2­х триллионов тонн. Каждый год живое вещество биосферы  воспроизводит 250 млрд. т биологической продукции. Как же такое количество организмов воздействует на географическую оболочку?                          ( Образуются осадочные горные породы, изменяется газовый состав атмосферы, влияние на  соленость Мирового океана и т.д.) ­ А как живые организмы воздействуют на образование почвы? Какие компоненты природы  участвуют в образовании почв? (Вывешиваются таблицы природных комплексов экваториальных лесов и саванн. Проводится  беседа по ним.)  Задание 1. Составление пищевых цепей. Трава – кролик – лисица. Трава – кузнечик – лягушка – уж – орел – змееяд Задание 2. Инфузория – туфелька в течение часа уничтожает до 30 тыс. бактерий. Какое  значение для человека имеет этот факт? Приведите примеры других организмов, которые  очищают среду нашего обитания. ­ В чем же заключается главная роль живых организмов? Ответ вы найдете на стр.63 ­ Из каких трех этапов они состоят? Выпишите в тетрадь. ­ Русский ученый В.И.Вернадский считал живые организмы самой могучей по своим конечным  результатам силой на земной поверхности, преобразующей природу. (Вывешивается портрет) II.Закрепление. Самостоятельная работа. Приложение 3. III. Рефлексия. Ребята, в начале урока вы поставили цель для себя. Достигли ли вы поставленной цели? Где  пригодятся знания, которые вы получили? Объясните высказывание «Так же как птицы созданы летать, а рыбы  жить в воде, так и человек создан жить среди природы и постоянно  с ней  общаться». Заполните лист самоконтроля и сдайте учителю .          (Приложение 4.) IV. Д/З. §13, зад. 4 на стр. 64. Приложение 1. Блуждающие стихи. Все на земле движется; народы, звери, птицы Туда­сюда колышутся различных стран границы. На лес ведут активное пустыни наступление. Живут в морях актинии, бродячие растения. Ползут лавины с гор, и даже есть блуждающее озеро Лобнор. Все не стоит на месте, от недр до облаков,­ Блуждают с нами вместе все шесть материков. Зачем спешит в Америку толпа безумных граждан, Когда и так с Америкой мы встретимся однажды. Стояли вместе раньше материки Земли, Но разошлись однажды, как в море корабли. Земля, как мячик катится по солнечной системе, а Солнце по Галактике Несется с нами вместе. Когда вокруг все тащится, летит, несется, мчится. И сидя в кресле запросто, мы можем заблудиться. Конечно. Это может быть большое заблуждение, А если б все не двигалось, а если б не стояло, И дети бы не прыгали, и ходики не тикали, И птички не чирикали, и солнце не сияло. У многих от движения бывает раздражение. Но если вы имеете чуть­чуть воображение, Вы крикните: «Да здравствует, всемирное движение! Движение – великое природы достижение!» Приложение 2. ­ Не может роса соперничать с солнцем (Зулу) ­ С ветру пришло, и на ветер уйдет(Русская) ­ Вечные снега и те сдвигаются (Осетинская) ­ Что ветер унесет, то и принесет (Осетинская) ­ И пыль может образовывать горы ( Японская) Приложение 3. 1. Земная оболочка, в которой существует жизнь. 2. Основной фактор распространения растительности на Земле. 3. Санитары планеты, разрушающие органические остатки. 4. Процесс создания земными растениями, органических веществ из неорганических, с помощью световой  энергии. 5. Главный источник всех процессов, протекающих на Земле. 1.б л и 2.к 3.м и и к 4. ф о м р о 5.с с а о т о ф т о о л е р с н Р г и ц а а н е м ы н т и е з з Приложение 4.                                                           ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ                                                                       Фамилия, имя                            Оценка за урок (Заполнение чайнворда, полнота и четкость  ответа, выявление проблем, работа в паре,  формулировка выводов) Самооценка Оценка учителя                 Ответы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. и т.д.                                  Оценка Что на уроке понравилось больше всего? Что было самым трудным? Что так и осталось непонятным?                                                                 Спасибо за работу!

Конспект урока "Географические оболочки" 5 класс

Конспект урока "Географические оболочки" 5 класс

Конспект урока "Географические оболочки" 5 класс

Конспект урока "Географические оболочки" 5 класс

Конспект урока "Географические оболочки" 5 класс

Конспект урока "Географические оболочки" 5 класс

Конспект урока "Географические оболочки" 5 класс

Конспект урока "Географические оболочки" 5 класс

Конспект урока "Географические оболочки" 5 класс

Конспект урока "Географические оболочки" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2018