Конспект урока "Строение земной коры. Землетрясения" 5 класс
Оценка 4.6

Конспект урока "Строение земной коры. Землетрясения" 5 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
5 кл
03.06.2018
Конспект урока "Строение земной коры. Землетрясения" 5 класс
Тема : Строение земной коры. Землетрясения. Цель: Сформировать представления о строении и типах земной коры, о землетрясениях, причинах их возникновений, следствиях, сейсморайонах. Задачи урока: - Образовательные: познакомить учеников со строением и типами земной коры, с районами возникновения землетрясений. Сформировать понятия «океаническая земная кора, континентальная (материковая) земная кора, складчатость, области складчатости, землетрясения, эпицентр землетрясения». - Воспитательные: прививать любовь к предмету. - Развивающие: развивать умения работать с учебником и картой. Способствовать формированию географической культуры. Развивать память, внимание, логику ответов и интеллекта.конспект
конспект.docx
Тема : Строение земной коры. Землетрясения. Цель:  Сформировать представления о строении  и типах земной коры, о  землетрясениях, причинах их возникновений, следствиях, сейсморайонах.  Задачи урока:  ­ Образовательные: познакомить учеников со строением и типами земной коры, с районами возникновения землетрясений. Сформировать понятия «океаническая  земная кора, континентальная (материковая) земная кора, складчатость, области  складчатости, землетрясения, эпицентр  землетрясения».  ­ Воспитательные: прививать любовь к предмету. ­ Развивающие:  развивать умения работать с учебником и картой.  Способствовать формированию географической культуры. Развивать память,  внимание, логику ответов и интеллекта. Планируемые результаты:  Личностные: формировать ответственное отношение к учебе, готовности и  способности к саморазвитию и самообразованию, формирование ответственного  отношения к учению, взаимопонимание. Метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её  цели и задачи, овладение навыками самопознания и приобретение новых знаний. Предметные: Знать понятия «землетрясение» и «океаническая и  континентальная земная кора», уметь применять картографические знания для  определения основных сейсмических зон. Универсальные учебные действия: Личностные: Создавать модели для понимания закономерностей, обобщать,  доказывать, устанавливать причинно­следственные связи  Регулятивные: Выявлять по  географическим картам закономерности  распространения землетрясений . Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений  Познавательные: Формировать и развивать умения вести самостоятельный  поиск, отбор информации, а также ее презентацию с помощью информационных  технологий (задание для желающих­ составить презентацию о  землетрясениях  Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Тип урока:  Урок «открытия новых знаний». Форма работы учащихся: коллективная, индивидуальная. Техническое оборудование: мультимедийная установка, персональный  компьютер, глобус, карта полушарий, атлас, учебник. Этапы урока Деятельность учителя  1.1.Организационны й. 1.1Отмечает отсутствующих в   журнале. 2.2Проверяет готовность  обучающихся к уроку,  готовность рабочего места. Готовят необходимое  оборудование (карты  атласа, учебник,  рабочая тетрадь,  линейка, ручка,  карандаши). Деятельность  ученика Форми руемые УУД Л Р 2.Мотивация. 3. Актуализация  знаний. 4. Формулирование  задач урока. 1.Читает1строчки1стихотворен ия: Толчок земли, еще, другой, Покрылось небо слоем пыли, Повсюду стоны, груды тел, Дома как по реке поплыли. 2.1­1Как1вы1думаете,1о1каком грозном1природном1явлении, связанном   с   движением   земной коры,1упоминается1в1данном стихотворении? 3.1­ Назовите тему нашего  урока. Ответим   на   вопросы   перед параграфом (стр. 45 учебника): 1)На поверхности какой  внутренней оболочки Земли мы живем? 2)Чем земная кора отличается  от мантии? 3) Что вам известно о  землетрясениях? 4)В каких районах Земли  происходили землетрясения в  последнее время? Какую   цель   мы   можем поставить себе на этот урок? Используя   материал   с.   45­50   составьте   план учебника, изучения   географического процесса землетрясение. . 1Слушают запись и  строчки  стихотворения,  предполагают, о чем  идет речь. 2.1Дают ответы на  вопрос.  3.1Называют   тему урока     и   записывают ее в тетрадь. Тема урока:  «Землетрясения.  Движение земной  коры» своими Делятся  познаниями. Вспоминают и дают ответы на вопросы.  Высказывают свое  мнение,  предположения и  приводят свои  аргументы  Пытаются  сформулировать  цель урока. Р П К П К Р                Р. Предлагают   вариант последовательного изучения параграфа. блоков 5. Создание  проблемной  ситуации. Рефлексия  деятельности. 6.Этап открытия  нового знания.     Чтобы   найти   причину 1. явления необходимо подвергнуть   объект   (явление) анализу.  Это   означает:   нам   надо изучаемый   объект   расчленить на составные части.  ­Найти различия видов земной коры. ­   Используя   рис.   25   с.   46   и текст   учебника,   выполните задание №1 в р.т.с.24. ­   Какой   вывод   можно   сделать на основе проделанной работы? ­   Что   мы   сделали   для   того, чтобы   определить   строение земной   коры   и   установить различия ее типов? Участвуют в поиске  ответов на вопросы. а) континентальная  земная кора б)материковая земная кора Заполняют таблицу Отвечают на вопрос о земной коре. П Р К Описывают действия.   свои К. 1.   Нарушение   земной   коры. Колебательные   движения земной коры. ­   Что   происходит   из   –   за нарушения слоев земной коры? ­Возьмите тетрадь( земная кора с   листочками­слоями)   и надавите на нее с двух сторон. Что произошло?   ­   Произошло   образование складок.   Процесс   образования   складок называется складчатостью,   а   систему образования  складок  называют областью складчатости. ­   Что   нужно   сделать   с   тетрадью, чтобы продемонстрировать   смещение слоев земной коры? ­ На рис. 26 показаны примеры различных   нарушений   слоев земной   коры.   Назовите   виды смещений.   ли колебательные   движения   на спокойных   участках   земной коры?   Опираясь   на   текст учебника   с.   47.,   приведите территорий, примеры   испытывающих   медленные   Происходят   ­   К. П.  К. Видят, что листочки   согнулись в дугу. Делают  предположение, что  нужно разорвать  тетрадь и приподнять  ее края. Работают по рис. 26. Работают с текстом и  приводят примеры. К.П. Какие   перемещения вертикальные слоев.    ­   источники информации   помогли   вам установить особенности движения земной коры? 2. Землетрясение.  1 этап. Предлагает разбиться на 5  групп и каждой группе задать  вопросы по заданному отрывку  текста учебника на стр. 94­95.  Вопросы на слайде:                  (Слайд 1): ­212группа2–2Что2такое землетрясение? ­ 2 группа – Почему возникают  землетрясения? (рис. 28.) ­ 3 группа – Что такое очаг  землетрясения? Где возникают  очаги землетрясений? (рис. 28.) ­ 4 группа – От чего зависит сила  и площадь землетрясения? 5 группа – Где происходят самые сильные землетрясения? Что  такое эпицентр землетрясения?  ( рис. 28)  (Приём мозаика) К.  Р. П.  К. Описывают свою  работу.         2   группа   – От каждой группы на заданный вопрос отвечает один ученик, объясняя   содержание слайда.  На слайдах появляются ответы: ­   1   группа   – Землетрясение   –   это быстрые   колебания земной коры, вызванные подземными толчками. (Слайд 2) ­ Землетрясения возникают   потому, что в глубоких1недрах1Зем ли происходит1разрыв1и смещение горных пород. (Слайд 3) ­131группа1–1Очаг землетрясения   место   земной1коре,1где разрываются   смещаются горные1породы.1Очаг – в и и землетрясений возникают чаще всего на глубине до 10 км. Более глубинные очаги – до 700 км.  (Слайд 4)  ­242группа2–2Сила2и площадь2землетрясен ия зависит от глубины очага и силы толчка в нем:   чем   больше глубина   очага   и   сила толчка   в   нём,   тем больше2площадь землетрясения   и   его сила. ­252группа2–2Самые сильные2землетрясен ия   происходят   в эпицентре. Чем дальше от эпицентра, тем2слабее2сотрясан ия поверхности.2Эпицен тр   землетрясения   – место на земной2поверхности, расположенное непосредственно2над очагом. (Слайд 5)     К.  Рассматривают на  слайдах и отвечают. К.  Работают с  на стр.  51 по цепочке  рассказывают о  последствиях  землетрясения разной ­   Каковы   последствия   землетрясений?   ­ Можно ли без специального прибора   определить   силу колебания земной коры? 22этап. 1. Предлагается работа с рис.32 стр. 51. ­ Как оценивается сила  землетрясения? 2. Предлагает сравнить свои  догадки с признаками на Слайде  6, записать их в тетрадь.  Объясняет, что такое шкала  Рихтера, сейсмограф, принцип  его работы (Слайд 7 ­ 9): ­ Шкалу для измерения силы  землетрясения предложил   РИХТЕР (записывает  фамилию на доске). Единица  измерения этой шкалы –  БАЛЛ. Сейсмограф — специальный  измерительный прибор,  который измеряет силу  сейсмических волн (колебаний горных пород).  В большинстве случаев  сейсмограф имеет груз с  пружинным прикреплением,  который при землетрясении  остаётся неподвижным,  тогда как остальная часть  прибора (корпус, опора)  приходит в движение и  смещается относительно  груза. Одни сейсмографы  чувствительны к  горизонтальным движениям,  другие — к вертикальным.  Волны регистрируются  вибрирующим пером на  движущейся бумажной  ленте. Существуют и  электронные сейсмографы  (без бумажной ленты). Сейчас активно используются компьютерные и электронные сейсмографы, которые  значительно повышают  точность измерений. Чем больше штрихи  полученных данных – тем  сильнее зарегистрированные  колебания горных пород. Учёные, которые занимаются изучением землетрясений,  называются сейсмологи. ­ Сравните шкалу Рихтера на  слайде и , стр. 51.  Какие, по  вашему мнению, изменения  происходят в связи с  увеличением силы  землетрясения? 3. ­ Может ли это грозное  явление произойти в  Саратовской области? Предлагает найти ответ по  рис.31 стр.49. силы. 2.ёЗаписывают в  тетради шкалу  Рихтера, определение  сейсмографа и  принцип его работы;  высказывают,  аргументируют и  обсуждают свои  предположения. Предполагаемые  ответы: ­ С увеличением силы землетрясений  увеличивается сила  разрушений  природных и  антропогенных  объектов. 3.2 Учащиеся внимательно  знакомятся с текстом  и рис. 31, стр. 49 и  высказывают свои  предположения. Предполагаемые  ответы: ­ Землетрясения в  Саратовской   области произойти  не могут, так как  наша область  находится на  Восточно­ Европейской  платформе,  которая очень  устойчива и  расположена далеко от сейсмически  активных  Тихоокеанского и  Средиземноморско­ Азиатского поясов.  Именно в этих  районах земная кора  наиболее подвижна.2 Записывают  результаты  оценивания  землетрясений в  таблицу.( работа в  «паре») Р. ­Что мы сделали для того,  чтобы познакомиться с  географическим процессом  землетрясение? Наклонились, ну­ка, ну­ка! Распрямились, потянулись,  А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо­влево, раз и два. Думай, думай, голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка,  Отдохнули мы слегка.    «Школа географа  ­следопыта.» Работа по вариантам  52­53.  Результаты запишите в  таблицу. 1).Выполнение   задания   №3   в рабочей тетради.  2) Проверочный тест.     «Рефлексивная Прием мишень». На   предложенных   листах поставьте   точку   или   плюс   в соответствующей четверти круга,   отмечая   оценку   (   0­10 баллов: а)   своей   деятельностью   на Рефлексия  деятельности Физкультминутка. своего   эмоционального уроке; б) содержание урока; в)   состояния4 г)   взаимодействие   с   другими учениками. Домашнее  задание.§9. Р.Л.К. Работают по схеме  и  заполняют пропуски в предложении. Выполняют тест. Работают с  раздаточным  материалом. 7. Этап закрепления  и первичной  проверки знаний. 8. Самостоятельная  работа с  самопроверкой по  эталону. 9. Рефлексивный  этап урока. Оценки. Проверочная работа по теме: «Землетрясения» в) очаг г) жерло Выберете правильный ответ: 1. Место наибольшего проявления землетрясения на поверхности Земли называется: а) эпицентр б) сейсмограф 2. Прибор для измерения колебаний земной коры называется: а) Гигрограф                       в) Барограф б) Сейсмограф                    г) Термограф 3. Районы, где наиболее часто происходят землетрясения, называются: а) тектоническими б) литосферными 4. Какая наука занимается изучением землетрясений: а) вулканология б) география       5. Соедините количественные показатели силы землетрясений в баллах по шкале Рихтера с  соответствующей им иллюстрацией:                          г) сейсмически устойчивыми.             в)  сейсмически активными в) геология             г) сейсмология                               1 – 2 балла                              3 – 4 балла                              5 – 6 балла                               7 – 8 балла                               9 – 10 балла                                                            11 – 12 балла 6.1Нанесите на контурную карту Отметьте на контурной карте Средиземноморско­Азиатский и Тихоокеанский пояса:

Конспект урока "Строение земной коры. Землетрясения" 5 класс

Конспект урока "Строение земной коры. Землетрясения" 5 класс

Конспект урока "Строение земной коры. Землетрясения" 5 класс

Конспект урока "Строение земной коры. Землетрясения" 5 класс

Конспект урока "Строение земной коры. Землетрясения" 5 класс

Конспект урока "Строение земной коры. Землетрясения" 5 класс

Конспект урока "Строение земной коры. Землетрясения" 5 класс

Конспект урока "Строение земной коры. Землетрясения" 5 класс

Конспект урока "Строение земной коры. Землетрясения" 5 класс

Конспект урока "Строение земной коры. Землетрясения" 5 класс

Конспект урока "Строение земной коры. Землетрясения" 5 класс

Конспект урока "Строение земной коры. Землетрясения" 5 класс

Конспект урока "Строение земной коры. Землетрясения" 5 класс

Конспект урока "Строение земной коры. Землетрясения" 5 класс

Конспект урока "Строение земной коры. Землетрясения" 5 класс

Конспект урока "Строение земной коры. Землетрясения" 5 класс

Конспект урока "Строение земной коры. Землетрясения" 5 класс

Конспект урока "Строение земной коры. Землетрясения" 5 класс

Конспект урока "Строение земной коры. Землетрясения" 5 класс

Конспект урока "Строение земной коры. Землетрясения" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2018