Конспект урока «Географическое положение, природные условия и ресурсы Сибири».
Оценка 5

Конспект урока «Географическое положение, природные условия и ресурсы Сибири».

Оценка 5
Разработки уроков
doc
география
9 кл
19.05.2019
Конспект урока  «Географическое положение, природные условия и ресурсы Сибири».
Цель: Познакомить учащихся с особенностями ЭГП Сибири, природными условиями и ресурсами. Сформировать представление учащихся о составе Сибири. Продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации. Воспитывать интерес к предмету, патриотические чувства. Оборудование: Палитико - административная карта России, атласы, контурные карты, иллюстрации с изображением природы Сибири, учебники, интерактивная доска. Тип урока: изучение нового материала Ход урока 1. Орг.момент Организация учащихся на урок, проверка готовности к уроку. 2. Изучение нового материала: Открываем тетради, записываем сегодняшнее число 15.02.08 и тему урока «Географическое положение, природные условия и ресурсы Сибири» Исходя из темы, какую цель урока мы с вами поставим: (рассмотреть особенности ЭГП Сибири, природных условий и ресурсов и выявить их влияние на развитие экономики региона.) Самые проницательные люди своего времени оставили высказывания о значении Сибири для судеб России, одно такое высказывание знаменитого русского ученого М. Ломоносова мне хотелось бы взять в качестве эпиграфа нашего урока.
ГЕОГРАФ урок2.doc
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Зарглаева» Конспект урока «Географическое положение, природные условия и ресурсы Сибири». Класс: 9 Учитель: Магомедова Р.Г. Цель: Познакомить учащихся с особенностями ЭГП  Сибири, природными условиями и  ресурсами. Сформировать представление учащихся  о составе Сибири. Продолжить  формирование умения работать с различными источниками географической информации.  Воспитывать интерес к предмету, патриотические чувства. Оборудование: Палитико ­ административная карта России, атласы, контурные карты,  иллюстрации с изображением природы Сибири, учебники, интерактивная доска. 1 Тип урока: изучение нового материала Ход урока 1. Орг.момент Организация учащихся на урок, проверка готовности к уроку. 2. Изучение нового материала: Открываем тетради, записываем сегодняшнее число 15.02.08 и тему урока  «Географическое положение, природные условия и ресурсы Сибири» Исходя из темы, какую цель урока мы с вами поставим: (рассмотреть особенности ЭГП  Сибири, природных условий и ресурсов и выявить их влияние на развитие экономики  региона.)  Самые проницательные люди своего времени оставили высказывания о значении Сибири для судеб России, одно такое высказывание знаменитого русского ученого М.  Ломоносова мне хотелось бы взять  в качестве эпиграфа нашего урока. «Российское могущество будет прирастать Сибирью…» М.Ломоносов Как вы понимаете эти слова?        Александра Твардовского «Огни    Сибири» (Шведай Вика) Сибирь! Леса и горы скопом, Земли довольно, чтоб на ней Раздаться вширь пяти Европам Со всею музыкой своей. Могучий край всемирной славы, Что грозной щедростью стяжал, Завод и житница державы, Ее рудник и арсенал. Край, где несметный клад заложен, Под слоем – слой мощней вдвойне, Иной еще не потревожен, Как донный лед на глубине. Родимый край лихих сибирских Трем войнам памятных полков С Иртышских, Томских, Обских, Бийских и Енисейских берегов… Да, ты причастен гордой силе И в этом мире – богатырь С тобой, Москва,  С тобой, Россия, С тобою, звездная Сибирь! Рассказ   учителя:   Любое   дело   рук   человеческих   не   рождается   вдруг,   а   растет, вырастает из зерна, замысла. Так и сейчас приступая к рассказу о самой обширной территории России, мы задаемся вопросом «Сибирь – из чего она выросла?» Ну, прежде всего, из нужд самой Сибири, из того факта, что эта гигантская территория обладает определенным единством. И это единство проявляется в различных аспектах развития Сибири. Работа с картами атласа ­ Откройте атласы на стр. 10­11 и давайте рассмотрим ЭГП Сибири.  Для начала необходимо сказать, что Сибирь – это самый обширный район земного шара, объединенный одним названием.       Поэтому   совсем   неудивительно,   что   об   этом   крае   можно   услышать   столь   много противоречивых   суждений.   Со   словом   «Сибирь»   ассоциируется   суровый   климат, 2 бескрайняя тайга. А вместе с тем здесь есть места, где вызревает виноград. С одной стороны   –   огромные   необжитые   пространства,   с   другой   –   современные   города   с миллионным населением, по  своему виду ничем не отличающиеся от европейских. И тем не менее есть какая­то удивительная общность, что­то неуловимое, но незримо присутствующее, что позволяет нам говорить о Сибири в целом.   Это   территория,   занимающая   большую   часть   России.   Протяженность   с   запада   на восток свыше 7000 км, с севера  на юг – до 3500км. Природа  региона чрезвычайно разнообразна.   Распространены   многолетнемерзлотные   породы.   Большинство   рек относятся  к  бассейну  Северного   Ледовитого   океана.  Среди  многочисленных  озер  – самое   глубокое   в   мире   озеро   Байкал.   Для   равнин   Сибири   характерна   отчетливо выраженная широтная зональность. Зоны сменяют друг друга с севера на юг. (Какие природные   зоны   выделяются   на   территории   Сибири?)   (тундра,   лесотундра,   тайга, смешанные   и   широколиственные   леса,   лесостепь,   степь.)   В   горных   областях разнообразие ландшафтов обусловлено высотной поясностью. Итак, в состав Сибири входят Западная и Восточная Сибирь, которые в свою очередь состоят   из   более   мелких   структурных   единиц.   Западная   Сибирь   расположена   на территории   Западно­Сибирской   низменности   и   протягивается   от   Уральских   гор   до Енисея. В состав района входят: Тюменская обл. с Ханты­Мансийским АО и Ямало­ Ненецким АО; НСО, Омская, Томская, Кемеровская обл., Алтайский край, республика Алтай. Восточная   Сибирь   расположена   к   востоку   от   западной   Сибири   на   территории Среднесибирского   плоскогорья.   В   состав   района   входят:   Красноярский   край   с Таймырским АО и Эвенкийским АО; Иркутская область с Усть­Ордынским Бурятским АО,   Читинская   область   с   Ачинским   Бурятским   АО;   республика   Хакасия,   Тува, Бурятия. Столицей Сибири является город Новосибирск, который поражает   своей красотой и быстротой развития. Задание: Отметить на контурной карте границы Сибири и ее АТЕ Более четырехсот лет назад Ермак и его сподвижники совершили выдающийся подвиг, присоединив Сибирь к России. (сообщение об истории освоения Сибири. Сомова Л) Как вы видите открытие Сибири имело огромное значение для России. Многие ученые называли   Сибирь «Чудесным краем. С большим будущим». Дальновидность создания на   востоке   второй   индустриальной   базы   страны   была   подтверждена   всем   ходом истории.   Могучие   плечи   Урала   и   Сибири   приняли   на   себя   основную   тяжесть промышленного и продовольственного обеспечения фронта в годы Вов. Открытие в послевоенные годы значительных энергетических запасов нефти и газа, строительство мощных   гидростанций,   становление   большой   химии,   машиностроения,   наконец, возникновение   целой   сети   научных   академических   центров   –   все   это   придало совершенно   новое   звучание   слову   «Сибирь».   Сюда   зачастили   зарубежные   гости­ увидеть, сравнить, сделать выводы. О нашем крае они писали взахлеб:  «Необъятная, бескрайняя, богатейшая, многообещающая и вечно бурлящая земля вызывает у каждого страстное желание отдать все силы для ее развития. Пусть Сибирь   восхищает,   завлекает   и   поражает.   Сказочная   и   необъятная,   она   уже существует. И тот, кто ничего не знает о ней, не знает Будущего нашей планеты…» Пьер Рондьер, Париж. (Яковлева Л.) Но именно тут, когда число восклицательных   знаков и восторгов достигло предела, нам, сибирякам, самое время остановиться и задуматься. А задумавшись, заметить, что прекрасный и могучий, богатый и необъятный край наш мог бы развиваться и быстрее, и сбалансированнее, и эффективнее, если бы не множество досадных неувязок.  3 Огромные   запасы   полезных   ископаемых   позволяют   создать   в   Сибири   невиданную концентрацию   мощностей   на   одном   месторождении.   Но   никто   не   может   твердо ответить   на   вопрос:   где   придел   этой   концентрации,   после   которого   разрушение ландшафтов станут невосстановимыми… Техника и технология не поспевают за стремительным броском Сибири в будущее.  В Сибири огромные запасы природных ресурсов, которые позволяют ей развиваться как крупному   ресурсному   региону,   дающему   энергию   и   сырье   истощающимся   районам европейской части страны, как крупнейшему экспортеру. Сибирь – динамичный регион, развивающийся быстрее, чем хозяйство страны в целом.  Практическая работа 1.ЭГП 2. Рельеф 3. Климат 4.Внутренние воды 5.Природные ресурсы Западная Сибирь Ближайший к европейской  части район Западно­Сибирская равнина Континентальный Реки: Обь, Енисей, Иртыш,  Бия, Катунь и т.д, Нефть, газ, уголь, лесные 6. Отрасли специализации Топливная, лесная,  металлургия, ВПК 7. Проблемы 8. Крупные города, центры  развития экономики  Экологическая,  заболоченность территории,  незаселенность территории Новосибирск, Омск, Томск,  Тюмень и т.д Восточная Сибирь Удаленный от европейской  части район Среднесибирское  плоскогорье Резко ­ континентальный Лена, с притоками, Хатанга,  Ангара о. Байкал Уголь, железные, медные,  никелевые руды и.тд, Электроэнергетика,  угольная, лесная, цветная  металлургия Неосвоенность территории,  экологическая Братск, Иркутск,  Красноярск, Норильск,  Ангарск и.т.д По ходу выступления класс  как обычно делает пометки в тетради Задание по группам: 1 группа: Дайте хозяйственную оценку природным ресурсам Западной Сибири (по  картам атласа «Западная Сибирь») 2 группа: Дайте хозяйственную оценку природных ресурсов Восточной Сибири 3 группа: Определите, каковы проблемы Сибири  4 группа: Какие отрасли промышленности развиваются в Сибири,  5 группа: Перечислите крупные города Сибири и определите отрасли их специализации. Какой вывод можно сделать на основе заполненной таблицы? (Западная и Восточная  Сибирь во многом отличаются друг от друга, поэтому ) (Покажите на карте территорию Сибири и АТЕ, входящие в ее состав.) 3. Закрепление. 1.Какие экономические районы входят в состав Сибири? (Западная и Восточная  Сибирь) 2. Какие республики входят в состав Сибири? 3. Каков климат Сибири? 4.  Назовите крупнейшие реки региона 5. Первый Город русских землепроходцев в низовьях реки Таз       6. Русский землепроходец, положивший начало освоению Сибири. 4 7. Город являющийся столицей Сибири. 8. Какими природными ресурсами богата Сибирь?       9. Назовите отрасли специализации Западной Сибири. 10. Назовите отрасли специализации Восточной Сибири. 4.Итог  Итак, сегодня мы постарались с вами рассмотреть особенности развития самого  крупного региона нашей страны Сибири. Как вы думаете, удалось ли нам достичь  поставленной цели? В чем же  особенности Сибири?       Выставление оценок 5. Домашнее задание  Записи в тетради 5

Конспект урока «Географическое положение, природные условия и ресурсы Сибири».

Конспект урока  «Географическое положение, природные условия и ресурсы Сибири».

Конспект урока «Географическое положение, природные условия и ресурсы Сибири».

Конспект урока  «Географическое положение, природные условия и ресурсы Сибири».

Конспект урока «Географическое положение, природные условия и ресурсы Сибири».

Конспект урока  «Географическое положение, природные условия и ресурсы Сибири».

Конспект урока «Географическое положение, природные условия и ресурсы Сибири».

Конспект урока  «Географическое положение, природные условия и ресурсы Сибири».

Конспект урока «Географическое положение, природные условия и ресурсы Сибири».

Конспект урока  «Географическое положение, природные условия и ресурсы Сибири».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2019