Конспект урока географии 5 класс "Строение Земли"
Оценка 5

Конспект урока географии 5 класс "Строение Земли"

Оценка 5
Документация
doc
география
5 кл
23.07.2019
Конспект урока географии 5 класс "Строение Земли"
Конспект урока географии 5 класс Цель урока: способствовать формированию знаний о строении Земли, расширить знания обучающихся о горных породах и минералах,слагающих земную кору, их происхождении, разнообразных свойствах, практическом применении.Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся школы.
Конспект урока географии 5 класс.doc
Строение Земли. Учитель географии :Малинина Марина Александровна. Цели: Образовательные:  способствовать формированию  знаний о строении Земли,  углубить и расширить  знания обучающихся  о горных породах  и минералах, слагающих земную кору, их происхождении, разнообразных свойствах, практическом применении.  Развивающие: Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей   учащихся;   способствовать   развитию   умений   выделять,   описывать   и объяснять   существенные   признаки   основных   понятий   темы,   способствовать   развитию навыков   самостоятельной   работы   с   географическими   текстами,   картами,   учебником,   с материалами   мультимедийной   презентации,    развивать   внимание,   память,   логическое мышление;    развивать   наблюдательность,   умение   внимательно   слушать,   применять полученные знания в нестандартной ситуации, развивать интерес к предмету. Воспитательные:   способствовать   воспитанию   географической   культуры,  формировать   экологическое сознание   школьников   на   примере   рационального   использования   полезных     ископаемых; воспитывать   чувство   гордости   за   страну   и   свою   область,   столь   богатые     полезными ископаемыми; эстетическое на примере красоты минерального мира. культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм,  умение работать с партнером, в группе. Планируемые результаты: Личностные: Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Метапредметные: Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и   работать   в   коллективе,   высказывать   суждения,   овладение   практическими   умениями работы с учебником, дополнительными источниками. Предметные: .  обучающиеся   должны   основные   понятия   урока:   основные   виды   горных   пород, неоднородность   состава   твердой   оболочки   Земли,   круговорот   горных   пород;   уметь определять,   сравнивать,   приводить   примеры   минералов,   гонных   пород   разного происхождения; объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами; давать краткое описание горной породы по цвету, твердости, прозрачности, происхождению, свойствам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород своей местности. УУД. Личностные: осознавать необходимость изучения темы. Регулятивные:  Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу  одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Извлекать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР,  перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные: Уметь общаться и взаимодействовать друг с другом. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Формы организации деятельности учащихся­ групповая, индивидуальная. Оборудование для учителя:  учебник «География. Начальный курс» Н Дрофа 2014. И. Баринова­М., мультимедийная  презентация, коллекция горных пород. Оборудование для учеников:   компьютер, папка с карточками, учебник  «География. Начальный курс» Н Дрофа 2014. И. Баринова­М., атлас, файлы с карточками. Основные термины и понятия: минералы, горные породы: магматические, осадочные и  метаморфические; круговорот горных пород. Ход урока. 1. Организационный  этап. Цель:  эмоционально­  положительный   настрой  на урок,  создание  атмосферы  успеха, доверия. Добрый день, ребята. Я рада вас видеть на уроке.    Мы приближаемся к новой теме и совершим увлекательное путешествие на корабле, но корабль   наш   непростой,   а   современнейший,   способный   проникать   сквозь   недра   нашей Земли. Постепенно углубляясь в недра Земли,  мы будем знакомиться  с её внутренним строением. Свои данные вы будете заносить в рисунок.  Прежде, чем начать нашу экспедицию, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем  уроке? ­ Фронтальная проверка по вопросам на стр 93 после пар. 19. ­ Работа в парах с карточками. Найдите соответствие: Ж.Бюффон                     холодное пылевое облако Иммануил Кант             катастрофа Пьер Лаплас                   раскаленное газовое облако   ( Проверка на слайде 2) Итак, мы познакомились с гипотезами возникновения нашей планете. А сегодня на уроке мы узнаем внутреннее строение нашей планеты. 2. Актуализация знаний. Целеполагание. Цель: основываясь на знания учащихся, сформулировать задачи на сегодняшний урок. Недра Земли – загадочный и менее доступный мир, чем окружающий нас мир. И изучать его трудно. Еще не изобретен такой аппарат, который мог бы проникнуть вглубь земных недр.   Но   люди   научились     «заглядывать»   вглубь   Земли   с   помощью   специально произведенных взрывов на определенной глубине. И по скорости движения взрывной волны определили внутреннее строение Земли.  ­ Вам хотелось бы узнать о внутреннем строении Земли? ­ Может быть вам что­либо уже известно о ее строении? Поделитесь. 3. Этап совместного открытия и усвоения новых знаний. Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно­ поисковой работы с основными слоями Земли, дать понятия основным терминам темы (литосфера,  рельеф, горные породы, минералы, полезные ископаемые) Записать тему урока в тетради     «Строение Земли» А. Внутреннее строение Земли. – Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство:  Скорлупа – земная кора Белок – мантия Ядро – желток (Слайд 3) Дети делают рисунок «Строение Земли». Используя текст учебника, заполняем карточку « Характеристика слоев Земли»  по   группам (1­ядро, 2 –мантия, 3­ земная кора). Затем проверяем. – Наш корабль находится в самом центре Земли. Что же у Земли внутри?  (Показать  модель «Внутреннее строение Земли») Ядро находится на очень большой глубине. Его внешняя граница находится на расстоянии  2900 км. Состоит из двух частей: внутреннее и внешнее. (Ученики делают рисунок) Температура ядра около 6000 градусов. Состоит из двух частей. Внутреннее ядро твёрдое,  состоит из железа и никеля, внешнее относительно лёгкое, каждый кубический см  весит 14 грамм. Предположительно состоит из серы.(Показать серу)  – Наш корабль исследует далее недра Земли.  – Какой следующий слой  встречается нам на пути? (Мантия) – Мантия в переводе означает «покрывало» и действительно покрывает ядро. Это самая  большая внутренняя оболочка Земли. Составляет 82% всего объёма планеты. Верхний слой мантии называется астеносферой. (От греч. «астенес» – слабый) Сейсмические волны  распространяются сравнительно медленно. Слой более пластичный, чем вся остальная  часть мантии и служит «смазкой», по которой перемещаются плиты. – Наше путешествие по недрам Земли продолжается. – Какой следующий слой встречается нам на пути? (Земная кора) – Толщина земной коры различна: от 75 км под материками и 5–17 км под океанами. Это  твёрдая оболочка Оболочки Земли Ядро Температур а (градусы) 6000 Размер (км) Свойства Мантия Земная кора Земная кора­ верхняя часть твердой оболочки Земли ЛИТОСФЕРЫ.  (определение записать в тетрадь) 2000 (-7) – (+57) 3600 2900 7о-100 Твердое вещество (центр), жидкое вещество (снаружи) Мягкая, пластичная Твердая Б. Горные породы и минералы. ­ На поверхности земной коры мы с вами живем: построили города, села, заводы, дороги.  Из ее недр добываем полезные  ископаемые, она дает человеку воду, энергию и многое  другое. И поскольку земная кора является самой верхней оболочкой Земли, то и изучена  она лучше. _ Что нам с вами нужно еще узнать, чтобы наши знания о земной коре были более  полными?  (узнать, из чего состоит земная кора?) ­ Предположите, из чего же она состоит? (горные породы). ­ Можете ли Вы, ребята , предположить, почему горные породы называют «горными»?  Разве камни есть только в горах?  Оказывается, термин «горная порода» достался нам в наследство с далеких времен, когда  руду для выплавки металла добывали в горах и были мастера рудного (горного) дела. С тех пор все породы называют горными. Вспомните сказку о хозяйке медной горы и Даниле  мастере  Бажова Павла Петровича («Малахитовая  шкатулка»).  ( на столах образцы горных пород, 3 вида: осадочные, магматические, метаморфические). ­ Познакомимся поближе с горными породами. Рассмотрите горные породы, которые лежат у Вас на столах.  ­Как Вы думаете, почему одни из них имеют однородную окраску, а другие разноцветные? (предполагают: из разных веществ состоят.) ­ Правильно, но эти вещества называют минералами. «Минералы – это тела природы, имеющие однородный состав и кристаллическое  строение». Из минералов состоят горные породы.  « Гранит состоит из минералов: кварц, слюда и полевой шпат. Известняк – из кальцита, Кварцит – из кварца». Горные породы и минералы, которые человек использует , называют полезными  ископаемыми. ­ Горные породы очень разнообразны по цвету, твердости, прозрачности, наличию блеска и  т.д. ­ Работая с текстом на с.97­98, вы узнаете, почему это произошло в природе. На основе  текста составьте схему «Происхождение горных пород» Горные породы по происхождению Магматические          Гранит, базальт.                     Глина, известняк.                 Мрамор, гнейс. Осадочные                     Метаморфические  Итак, Вы узнали о группах горных пород, многие из которых являются полезными  ископаемыми. ­Наша страна, в которой мы живем, очень богата полезными ископаемыми. Конечно, они  есть и в нашей местности. Нам этим можно гордиться. Но необходимо бережное отношение к использованию их. Вы со мной согласны? Почему? В.Физминутка. Ручки вверх, ручки вниз. На  носочках поднялись. Ручки ставим на бочок, На носочках скок­скок­скок. А затем по ­ приседаем, Никогда не замерзаем. – Наш корабль подходит к конечной точке путешествия по недрам Земли. Мы с вами  оказались на поверхности Земли. Как вы думаете, возможно ли такое путешествие в недра  нашей удивительной планеты? (Нет)  – Почему? (Давление, температура) – Я думаю, у каждого из вас возник вопрос: как же люди узнали, что у Земли внутри? – Существуют 2 современных метода изучения. Это – космический и сейсмический. Космический метод основывается на фотоснимках, которые делаются из космоса. На них  можно увидеть разломы, а также дно океана до глубины 700 метров. Сейсмический метод основан на изменении скорости прохождения сейсмических волн в  литосфере. В различных горных породах скорость неодинакова. А изменение скорости  позволяет судить о строении литосферы.  Земля устроена хитро, Сложней любой игрушки: Внутри находится ядро, Но ядро от пушки. Затем, представьте, мантия Лежит внутри Земли, Но не такая мантия, Что носят короли. Затем литосфера, земная кора… Выбрались мы на поверхность – Ура! Г. Движение земной коры. Земная кора состоит из ПЛИТ, которые постоянно находятся в движении (работа с  интерактивной доской, картой «Строения земной коры»)  Показ видеоматериала «Перемещение плит в разное время», прослушать аудиозапись  «разговор Земли» 4. Рефлексия. ­ Что нового на уроке вы узнали? ­ Какой этап урока вызвал у вас затруднения? ­Что вызвало у вас наибольший интерес? На магнитной доске  рисунок горы, при помощи значков укажите ваше положение на  уроке. Если все понятно и было интересно ­ ближе к вершине горы, если возникли  затруднения, значок помещаем  ниже. 5. Этап первичного закрепление материала. Цель: закрепить и проверить знания по данной теме. Работа с карточками индивидуально. Найдите соответствия между внутренними слоями Земли и их характеристиками.   1. ядро  2. земная кора  3. мантия   1. ­ В 2. ­ А 3. ­  Б А) состоит из гранита, базальта и осадочных пород Б) температура 2000, состояние вязкое, ближе к твердому В) температура 6000, твердое.  Проверьте правильность следующих утверждений, напишите «да» или «нет». 1. Мантия – это верхняя оболочка Земли. (нет) 2. Ядро состоит в основном из железа и никеля. (да) 3. Земная кора находится в центре нашей планеты. (нет) 4. Под материками земная кора тоньше, чем под океанами. (нет) 5. Земная кора состоит из горных пород и минералов. (да) Самопроверка. 7­8 баллов­«5» 5­6 баллов­«4» 3­4 балла_»3» 6. Домашнее задание  Параграф 20 Творческое задание : сделать модель внутреннего строения Земли.

Конспект урока географии 5 класс "Строение Земли"

Конспект урока географии 5 класс "Строение Земли"

Конспект урока географии 5 класс "Строение Земли"

Конспект урока географии 5 класс "Строение Земли"

Конспект урока географии 5 класс "Строение Земли"

Конспект урока географии 5 класс "Строение Земли"

Конспект урока географии 5 класс "Строение Земли"

Конспект урока географии 5 класс "Строение Земли"

Конспект урока географии 5 класс "Строение Земли"

Конспект урока географии 5 класс "Строение Земли"

Конспект урока географии 5 класс "Строение Земли"

Конспект урока географии 5 класс "Строение Земли"

Конспект урока географии 5 класс "Строение Земли"

Конспект урока географии 5 класс "Строение Земли"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.07.2019