Конспект урока географии 5 класс Цель урока: способствовать формированию знаний о строении Земли, расширить знания обучающихся о горных породах и минералах,слагающих земную кору, их происхождении, разнообразных свойствах, практическом применении.Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся школы.
Конспект урока географии 5 класс.doc
Строение Земли.
Учитель географии :Малинина Марина Александровна.
Цели:
Образовательные:
способствовать формированию знаний о строении Земли, углубить и расширить знания
обучающихся о горных породах и минералах, слагающих земную кору, их происхождении,
разнообразных свойствах, практическом применении.
Развивающие:
Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и
объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию
навыков самостоятельной работы с географическими текстами, картами, учебником, с
материалами мультимедийной презентации, развивать внимание, память, логическое
мышление;
развивать наблюдательность, умение внимательно слушать, применять
полученные знания в нестандартной ситуации, развивать интерес к предмету.
Воспитательные:
способствовать воспитанию географической культуры,
формировать экологическое
сознание школьников на примере рационального использования полезных ископаемых;
воспитывать чувство гордости за страну и свою область, столь богатые полезными
ископаемыми; эстетическое на примере красоты минерального мира.
культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм, умение работать
с партнером, в группе.
Планируемые результаты:
Личностные:
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины
мира.
Метапредметные:
Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести
самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, умение взаимодействовать с людьми
и работать в коллективе, высказывать суждения, овладение практическими умениями
работы с учебником, дополнительными источниками.
Предметные:
. обучающиеся должны основные понятия урока: основные виды горных пород,
неоднородность состава твердой оболочки Земли, круговорот горных пород; уметь
определять, сравнивать, приводить примеры минералов, гонных пород разного
происхождения; объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их
свойствами; давать краткое описание горной породы по цвету, твердости, прозрачности,
происхождению, свойствам; использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности при характеристике горных пород своей местности.
УУД.
Личностные: осознавать необходимость изучения темы.
Регулятивные:
Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу
одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: Извлекать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР,
перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные:
Уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы организации деятельности учащихся групповая, индивидуальная.
Оборудование для учителя:
учебник «География. Начальный курс» Н Дрофа 2014. И. БариноваМ., мультимедийная
презентация, коллекция горных пород.
Оборудование для учеников:
компьютер, папка с карточками, учебник
«География. Начальный курс» Н Дрофа 2014. И. БариноваМ., атлас, файлы с карточками.
Основные термины и понятия: минералы, горные породы: магматические, осадочные и
метаморфические; круговорот горных пород.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Цель: эмоционально положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха,
доверия.
Добрый день, ребята. Я рада вас видеть на уроке.
Мы приближаемся к новой теме и совершим увлекательное путешествие на корабле, но
корабль наш непростой, а современнейший, способный проникать сквозь недра нашей
Земли. Постепенно углубляясь в недра Земли, мы будем знакомиться с её внутренним
строением. Свои данные вы будете заносить в рисунок.
Прежде, чем начать нашу экспедицию, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем
уроке?
Фронтальная проверка по вопросам на стр 93 после пар. 19.
Работа в парах с карточками.
Найдите соответствие:
Ж.Бюффон холодное пылевое облако
Иммануил Кант катастрофа
Пьер Лаплас раскаленное газовое облако
( Проверка на слайде 2)
Итак, мы познакомились с гипотезами возникновения нашей планете.
А сегодня на уроке мы узнаем внутреннее строение нашей планеты.
2. Актуализация знаний. Целеполагание.
Цель: основываясь на знания учащихся, сформулировать задачи на сегодняшний урок. Недра Земли – загадочный и менее доступный мир, чем окружающий нас мир. И изучать
его трудно. Еще не изобретен такой аппарат, который мог бы проникнуть вглубь земных
недр. Но люди научились
«заглядывать» вглубь Земли с помощью специально
произведенных взрывов на определенной глубине. И по скорости движения взрывной волны
определили внутреннее строение Земли.
Вам хотелось бы узнать о внутреннем строении Земли?
Может быть вам чтолибо уже известно о ее строении? Поделитесь.
3. Этап совместного открытия и усвоения новых знаний.
Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно поисковой работы
с основными слоями Земли, дать понятия основным терминам темы (литосфера,
рельеф, горные породы, минералы, полезные ископаемые)
Записать тему урока в тетради
«Строение Земли»
А. Внутреннее строение Земли.
– Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство:
Скорлупа – земная кора
Белок – мантия
Ядро – желток (Слайд 3)
Дети делают рисунок «Строение Земли».
Используя текст учебника, заполняем карточку « Характеристика слоев Земли» по
группам (1ядро, 2 –мантия, 3 земная кора).
Затем проверяем.
– Наш корабль находится в самом центре Земли. Что же у Земли внутри? (Показать
модель «Внутреннее строение Земли»)
Ядро находится на очень большой глубине. Его внешняя граница находится на расстоянии
2900 км. Состоит из двух частей: внутреннее и внешнее. (Ученики делают рисунок)
Температура ядра около 6000 градусов. Состоит из двух частей. Внутреннее ядро твёрдое,
состоит из железа и никеля, внешнее относительно лёгкое, каждый кубический см весит 14
грамм. Предположительно состоит из серы.(Показать серу)
– Наш корабль исследует далее недра Земли.
– Какой следующий слой встречается нам на пути? (Мантия)
– Мантия в переводе означает «покрывало» и действительно покрывает ядро. Это самая
большая внутренняя оболочка Земли. Составляет 82% всего объёма планеты. Верхний слой
мантии называется астеносферой. (От греч. «астенес» – слабый) Сейсмические волны
распространяются сравнительно медленно. Слой более пластичный, чем вся остальная
часть мантии и служит «смазкой», по которой перемещаются плиты.
– Наше путешествие по недрам Земли продолжается.
– Какой следующий слой встречается нам на пути? (Земная кора)
– Толщина земной коры различна: от 75 км под материками и 5–17 км под океанами. Это
твёрдая оболочка Оболочки
Земли
Ядро
Температур
а
(градусы)
6000
Размер (км)
Свойства
Мантия
Земная кора
Земная кора верхняя часть твердой оболочки Земли ЛИТОСФЕРЫ.
(определение записать в тетрадь)
2000
(-7) – (+57)
3600
2900
7о-100
Твердое вещество (центр),
жидкое вещество
(снаружи)
Мягкая, пластичная
Твердая
Б. Горные породы и минералы.
На поверхности земной коры мы с вами живем: построили города, села, заводы, дороги.
Из ее недр добываем полезные ископаемые, она дает человеку воду, энергию и многое
другое. И поскольку земная кора является самой верхней оболочкой Земли, то и изучена
она лучше.
_ Что нам с вами нужно еще узнать, чтобы наши знания о земной коре были более
полными?
(узнать, из чего состоит земная кора?)
Предположите, из чего же она состоит? (горные породы).
Можете ли Вы, ребята , предположить, почему горные породы называют «горными»?
Разве камни есть только в горах?
Оказывается, термин «горная порода» достался нам в наследство с далеких времен, когда
руду для выплавки металла добывали в горах и были мастера рудного (горного) дела. С тех
пор все породы называют горными. Вспомните сказку о хозяйке медной горы и Даниле
мастере Бажова Павла Петровича («Малахитовая шкатулка»).
( на столах образцы горных пород, 3 вида: осадочные, магматические, метаморфические).
Познакомимся поближе с горными породами. Рассмотрите горные породы, которые лежат
у Вас на столах.
Как Вы думаете, почему одни из них имеют однородную окраску, а другие разноцветные?
(предполагают: из разных веществ состоят.)
Правильно, но эти вещества называют минералами.
«Минералы – это тела природы, имеющие однородный состав и кристаллическое
строение».
Из минералов состоят горные породы.
« Гранит состоит из минералов: кварц, слюда и полевой шпат.
Известняк – из кальцита,
Кварцит – из кварца».
Горные породы и минералы, которые человек использует , называют полезными
ископаемыми.
Горные породы очень разнообразны по цвету, твердости, прозрачности, наличию блеска и
т.д.
Работая с текстом на с.9798, вы узнаете, почему это произошло в природе. На основе
текста составьте схему «Происхождение горных пород»
Горные породы по происхождению Магматические
Гранит, базальт. Глина, известняк. Мрамор, гнейс.
Осадочные Метаморфические
Итак, Вы узнали о группах горных пород, многие из которых являются полезными
ископаемыми.
Наша страна, в которой мы живем, очень богата полезными ископаемыми. Конечно, они
есть и в нашей местности. Нам этим можно гордиться. Но необходимо бережное отношение
к использованию их. Вы со мной согласны? Почему?
В.Физминутка.
Ручки вверх, ручки вниз.
На носочках поднялись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скокскокскок.
А затем по приседаем,
Никогда не замерзаем.
– Наш корабль подходит к конечной точке путешествия по недрам Земли. Мы с вами
оказались на поверхности Земли. Как вы думаете, возможно ли такое путешествие в недра
нашей удивительной планеты? (Нет)
– Почему? (Давление, температура)
– Я думаю, у каждого из вас возник вопрос: как же люди узнали, что у Земли внутри?
– Существуют 2 современных метода изучения. Это – космический и сейсмический.
Космический метод основывается на фотоснимках, которые делаются из космоса. На них
можно увидеть разломы, а также дно океана до глубины 700 метров.
Сейсмический метод основан на изменении скорости прохождения сейсмических волн в
литосфере. В различных горных породах скорость неодинакова. А изменение скорости
позволяет судить о строении литосферы.
Земля устроена хитро,
Сложней любой игрушки:
Внутри находится ядро,
Но ядро от пушки.
Затем, представьте, мантия
Лежит внутри Земли,
Но не такая мантия,
Что носят короли.
Затем литосфера, земная кора…
Выбрались мы на поверхность –
Ура!
Г. Движение земной коры.
Земная кора состоит из ПЛИТ, которые постоянно находятся в движении (работа с
интерактивной доской, картой «Строения земной коры»)
Показ видеоматериала «Перемещение плит в разное время», прослушать аудиозапись
«разговор Земли» 4. Рефлексия.
Что нового на уроке вы узнали?
Какой этап урока вызвал у вас затруднения?
Что вызвало у вас наибольший интерес?
На магнитной доске рисунок горы, при помощи значков укажите ваше положение на
уроке. Если все понятно и было интересно ближе к вершине горы, если возникли
затруднения, значок помещаем ниже.
5. Этап первичного закрепление материала.
Цель: закрепить и проверить знания по данной теме.
Работа с карточками индивидуально.
Найдите соответствия между внутренними слоями Земли и их характеристиками.
1. ядро
2. земная кора
3. мантия
1. В
2. А
3. Б
А) состоит из гранита, базальта и осадочных пород
Б) температура 2000, состояние вязкое, ближе к твердому
В) температура 6000, твердое.
Проверьте правильность следующих утверждений, напишите «да» или «нет».
1. Мантия – это верхняя оболочка Земли. (нет)
2. Ядро состоит в основном из железа и никеля. (да)
3. Земная кора находится в центре нашей планеты. (нет)
4. Под материками земная кора тоньше, чем под океанами. (нет)
5. Земная кора состоит из горных пород и минералов. (да)
Самопроверка.
78 баллов«5»
56 баллов«4»
34 балла_»3»
6. Домашнее задание
Параграф 20
Творческое задание : сделать модель внутреннего строения Земли.
Конспект урока географии 5 класс "Строение Земли"
Конспект урока географии 5 класс "Строение Земли"
Конспект урока географии 5 класс "Строение Земли"
Конспект урока географии 5 класс "Строение Земли"
Конспект урока географии 5 класс "Строение Земли"
Конспект урока географии 5 класс "Строение Земли"
Конспект урока географии 5 класс "Строение Земли"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.