Конспект урока географии 8 класс "растительный и животный мир Антарктиды"
Оценка 4.9

Конспект урока географии 8 класс "растительный и животный мир Антарктиды"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
география
8 кл
17.04.2019
Конспект урока географии 8 класс "растительный и животный мир Антарктиды"
конспект урока географии на тему "Растительный и животный мир Антарктиды. охрана природы" в 8 классе специальной (коррекционной) школы-интернат 8 вида, учебник "География материков и океанов 8 класс" под редакцией Т.М.Лифановой. по программе специальной (коррекционной) школы под редакцией В.В.Воронковой. урок проводится с использованием презентации.
2.doc
География 8 класс Урок № 2       Четверть III. Дата проведения:    Тема: Растительный и животный мир. Охрана природы  Цель урока: Сформировать знания о природе Антарктиды.  Задачи:  Образовательные:     познакомить  с особенностями природы Антарктиды;   сформировать знания обучающихся о видовом разнообразии материка;  рассказать о необходимости бережного отношения к природе Антарктиды.  ­ развивать умения работать с географическими картами. Коррекционно­развивающие: расширять активный и пассивный словарь обучающихся через словарную работу, рассказ по картине; развивать  зрительное восприятие, через просмотр видео фрагмента и работу с иллюстрациями; развивать память, на основе рассказа учителя; развивать  умение  систематизировать изученный материал, учить делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов;   развивать интерес к предмету.  Воспитательные: Воспитание мотивации к учению через игровые приемы. Воспитывать умение работать в коллективе, оценивать уровень своих  знаний, развивать чувство взаимопомощи; продолжать учить детей радоваться своему успеху и успеху других детей; воспитывать экологические  представления и привычки  человека.  Базовые учебные действия: Личностные БУД: активно включаться в общественно полезную социальную деятельность;  Коммуникативные БУД: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых  и др.); Регулятивные БУД: осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; Познавательные БУД: использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий,  закономерностей, причинно­следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с  индивидуальными возможностями;   Этап урока  Цель этапа Действия учителя Технологическая карта урока:  I.Организационный  момент    создание  эмоционального  настроя  обучающихся  на  интеллектуальную  ( слайд 1)Встали все у парт красиво,  Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнем Действия  учащихся  Слушают учителя Личностный  компонент  (жизненные  компетенции) 1 деятельность II   . Формирование  пространственных  представлений  ..        Развитие  произвольност и и  устойчивости  внимания.  II   . Повторение  пройденного  материала.  : повторить и  закрепить ранее  изученный материал   развитие и коррекция  Урок географии  начнем.   ­ Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу.  И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы  спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду и  злобу, беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока.  ( слайд 2) Назови соседа справа, слева. В какой части класса сидят гости?   «Нарисуй узор» – графические диктанты.   Выполняется на листках в клеточку     4­вверх, 3­вправо , 1­вниз, 2 влево, 3 вниз, 1 влево  Назовите географические объекты  и предметы на данную  букву. 1. Сейчас совершим географическую разминку  по атласу по  пройденному материалу: Игра «горячая картошка»  ­ Самый большой океан? (Тихий) ­ Самый маленький океан? (Сев.Ледов.океан) ­ Самый теплый океан? (Индийский) ­ Самый холодный океан? (Сев.Ледов.океан) ­ Второй по величине океан? (Атлантический) ­ Среди океанов есть участки суши, которые называются?  (материки) ­ Материк похожий на перевернутый треугольник? (Африка) ­ Самый засушливый материк? (Австралия) ­ Самый жаркий материк? (Африка) ­ Материк, который позже всех открыли? (Антарктида) ­ Самый холодный материк? (Антарктида) ­Какой материк мы изучаем? (Антарктида). ИДП  2. Практическое задание ( работа в группах):  на полу 2 обруча (полушария), на доске 2 полушария, у  Выполняют  задание  Выполняют  задание,  показывают  географические  объекты. 2 тактильных  ощущений,  пространственной  ориентации,  коолективизма и  взаимопомощи. доски прикрепить географические объекты.  Вставьте материки(контуры) в полушария и названия  океанов.   Слабые: собери осколочную картину;   сильный определи на ощупь «Шапка невидимка» (развитие  тактильных ощущений) 3. РР «закончи предложение ( слайд 3)  Антарктида самый ….. В Антарктиде нет….. Около 98%...... Все берега Антарктиды… Антарктида находится…  4. Фронтальная беседа:  ­Покажите мне Антарктиду? ­ Как называется материк, острова и окружающие части  океанов? (Антарктика) ­ Кто открыл Антарктиду?(русская экспедиция) ­ Вспомните фамилии главных по экспедиции?  (Беллинсгаузен и Лазарев) ­ Экспедиция какой страны впервые проникла в глубь  Антарктиды? (Норвегия).   ­ Есть ли полезные ископаемые на этом материке? (есть). ­ Какие? (каменный уголь, алмазы, медная руда,  алюминиевая руда, железная руда). Вставьте  условные знаки полезных ископаемых на карту. ­ Как можно еще назвать Антарктиду? (ледяная пустыня,  полюс недоступности, полюс холода, холодильник Земли).   Как вы думаете легко ли жить в Антарктиде? Что  необходимо для жизни на материке?  Молодцы, отвечали активно. Запомнили изученный  материал. Эти знания нам пригодятся на следующих уроках. Как много мы уже знаем с вами об этом холодном материке.  3 II   .Актуализация  знаний. Постановка цели и  задач. Мотивация  учебной  деятельности.  повышение  познавательной  деятельности  обучающихся   V   . усвоение знаний Первичное новых        организация совместной деятельности   по открытию   нового знания Но самое интересное еще впереди.    Какая будет тема нашего сегодняшнего урока вы узнаете  просмотрев небольшой   фрагмент док.фильма.  (слайд 4)  Мы будем говорить о растениях и забавных животных,  которым удается выживать в суровых условиях этого  материка,. Чтобы все это запомнить, вам нужно быть всего  лишь  внимательными. (слайд 5) Тема урока: Растительный и животный мир. Охрана природы.   Цель:  1. познакомиться с растениями и животными Антарктиды. 2.  узнать , как животные приспособились к суровым  условиям природы. 3. познакомиться с мерами по охране  природы Антарктиды. У вас на столе у каждого есть листок оценивания. Перед  каждым заданием стоит максимальный балл за каждый этап  урока. Вы их поставите в листке справа. (слайд 6) Открываем тетради, пишем число и тему:  «Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана  природы».  (слайд 7) 1.  Вводная беседа: ­ Могут ли в Антарктиде расти деревья и кустарники?  Почему?  ­   как   животные   Антарктиды   приспособились   к   суровым условиям?  2. рассказ учителя с опорой на презентацию В ясный солнечный день Антарктида выглядит  величественно и даже не сурово, но это – холодная красота и обманчивый покой. Снег, лед, холод делают свое дело. Отвечают на  вопросы учителя, Формулируют  цель урока и тему. Слушают, читают  запись,   4 Антарктида – самый суровый материк земного шара.  Антарктида на первый взгляд кажется безжизненна, но это  не так.  На окраинах материка, у побережья только летом  можно увидеть мхи, лишайники, различные водоросли  (слайд 8). Водоросли разных цветов создают красочные  пятна, издали похожие на лужайки.  Из­за сурового климата  растений мало. Поселяют этот материк и  бактерии невидимые нашему  глазу. По мнению ученых бактерии первые заселили нашу  Землю, они есть даже в космосе. Бактерии живучи, они  долго могут находиться в неблагоприятных условиях,  обвалакивая  себя в спору.  А как же там живут животные?  Животные покрыты густым пухом, перьями. Их защищает и  толстый слой подкожного жира, он помогает им сохранить  тепло тела. В Антарктиде нет летающих насекомых, птиц,  зверей, которые добывают корм на суше. Все животные ,  обитающие на материке находят пищу в море. На побережье материка живут пингвины (слайд 9) Пингвины – нелетающие птицы. У пингвинов есть крылья,   они широкие, но короткие и поэтому для полета они не  могут обеспечить достаточную тягу и размах. Но зато  пингвин их использует как весла, как ласты, удобные для  ныряния и плавания. Да и зачем им крылья, от кого улетать,  ведь в Антарктиде на месте их гнездования нет хищников­ зверей. А вот в виде весел и ласт крылья им нужны в воде. Они  развивают скорость до 40 км\ч и нырять на глубину до 175  метров, да еще выпрыгивают на берег из воды до 2 метров и  могут приземляться на обе лапы или живот. В воде могут  оставаться от 20 секунд до 20 минут. Ходят неуклюже, переваливаясь. По гладкому льду и  плотному снегу катаются на брюхе лежа, отталкиваются    Отвечают на  вопрос  Выполняют упражнение    Объясняют  пословицу. Выписывают  слова по  вопросам. 5 Слушают рассказ  учителя крыльями­ластами. Тело покрыто густым непромокаемым оперением, а толстый  слой жира защищает от морозов. А нас что защищает от  мороза: шуба, жир или человеческое тепло? (Воздух,  который находится между одеждой и телом плохо проводит  тепло и задерживает его под одеждой. Чем просторнее   объемнее  одежда, тем  теплей. Не надо надевать тугую  плотную обувь и одежду , в них  неудобно, быстрее  начинаете мерзнуть. Не бойтесь мороза, чаще гуляйте, это  полезно для здоровья. У нас нет таких сильных морозов, как  в Антарктиде. А вот пингвинам надо всю свою жизнь  проводить на холоде, большую часть проводят в холодном  море. Могут уплыть далеко от берегов за пищей. Питаются  пингвины крилем (словарная работа) (слайд 10) это  мелкие рачки, рыбой, моллюсками. Живут пингвины колониями (хоровое произношение)­ это  большие птичьи стаи. ( Слайд 11) В Антарктиде живет несколько видов пингвинов. Наиболее  распространенные – это пингвины Адели и императорские  пингвины. Адели (слайд 12)– небольшие пингвины, их рост 50 см, вес  4­5 кг. Они приплывают на побережье только летом для  гнездования, а зиму проводят на антарктических островах.  Питается крилем, креветками. Гнездо строят из мелких  камушков, которые насыпают кучкой. В кладке бывает 2  яйца, высиживает 36 дней. Императорские пингвины  (слайд 13)­  живут на  побережье круглый год. Это крупные птицы, рост выше 1  метра, вес до 40 кг. Голова и горло окрашены в черный и  оранжевый цвета. Питается мелкой рыбой и головоногими  моллюсками. Самка откладывает 1 яйцо, которое носит на  ногах самец. Он согревает яйцо складкой жира внизу  живота. Высиживает два месяца, когда вылупляется птенец  6 Чтение правила с  133 приходит самка (с кормежки) и птенец передается самке.  Птенцы пингвинов растут медленно, но с приходом весны  корма становиться больше и рост их ускоряется. Кормят  птенца по очереди «птичьим молоком». Когда у пингвинов  птенцы подрастают их собирают в большие группы. Во время больших морозов они сбиваются в плотные кучки, тесно  прижавшись, греют друг друга, в окружении взрослых  пингвинов. В воспитании птенцов принимают участие все  взрослые пингвины.  Измерение линейкой роста пингвинов на себе, сравнение.  Физминутка «Пингвины» слайд 14  На острова и побережье Антарктиды прилетают разные  птицы (слайд 15 ): альбатросы, буревестники, крачки, чайки, поморники. Эти птицы питаются планктоном и рыбой. На зимовку в Антарктиду  из Арктики прилетают  полярные  крачки (слайд 16 ).Эти птицы Два раза в год совершают гигантские перелеты над  океанами, через весь земной шар.   Работа с учебником. Кроме этих птиц еще есть животные, о которых мы узнаем из текста нашей темы  Стр. 96, последний абзац (чтение и  слайд 17, 18,19,).  Природа Антарктиды охраняется международным  договором . Антарктида не принадлежит никакому государству. В договоре выделяют особые участки материка, где  животный и растительный мир подлежит охране в первую  очередь. Морские богатства сильно Антарктики истощены, т.к  ведется промысел на китов, ластоногих, рыбы. Сейчас  многие виды животных находятся под охраной, охота и  7 ловля морских животных ограничена. Это необходимо для  того, чтобы исчезающие виды могли восстановить свою  численность.  Вывод:     Как   животные   приспособились   к   суровым условиям материка? Каких животных можно встретить только в Антарктиде? Чтение вывод в рамочке с 97.  Вывод учителя : Животный мир в Антарктиде по сравнению с другими материками беден. Но они есть. Этим птицам и  животным стоит позавидовать их стойкости, терпению, ведь  они живут в самых холодных условиях. Самые  распространенные животные – пингвины. В водах обитают  киты, тюлени. Летом здесь много птиц. Каждый материк по  ­своему уникален. Но красота природы зависит от нас. Ведь  человек разумный, думающий должен знать, что природу  надо беречь, не только что­ то брать у нее, но и отдавать,  охранять и любоваться.  1. Работа в тетради на печатной основе. № 1 с 79. заполни таблицу , пользуясь приложением  к учебнику с 13.  слайд 20  1.  (слайд 21) Дифференцированная работа по  объёму и  степени сложности.  Самопроверка. Вам предстоит выбрать задание по своим возможностям. Прогностическая оценка   Напишите на полях: если легко будет выполнить задание  – букву л, если трудно – букву т. 1 уровень  № 2 с 80 . заполни перфокарту. 2 уровень № 8 с 81 выбери из скобок нужное слово и  Отвечают на  вопросы учителя.      Выписывают  слова 8  . Первичная  VI  проверка понимания.     . Первичное  VII   закрепление   контроль,коррекци   выделение   и я, осознание   того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению  контроль,  коррекция,  выделение и  осознание того,  что уже усвоено и  что еще подлежит усвоению допиши предложения. 3 уровень № 6 с 80  заполни таблицу используя рассказ в учебнике. Ретроспективная оценка. После выполнения задания  оцените свои возможности и напишите  на полях букву л  – если было выполнить задание,  букву т­ если было  трудно. ­В чём испытывали затруднение?          В таблице  выполняют прогностическую оценку Выбирают задание с учётом возможностей и выполняют 2. беседа по вопросам:   Прочитайте предпоследний абзац, выберите какой вопрос можно  поставить к этому абзацу. И хочется закончить наш урок со словами: Прекрасной быть должна Земля Она у всех у нас одна.  И охранять её должны. Слайд   22  Как   вы   оцениваете   свою   деятельность   на   уроке? Поставьте каждый себе оценку в тетради на полях. Кому   из   ребят   вы   скажете   спасибо   и   поблагодарите   за сотрудничество.   Ребята,   должны   с   помощью   опоры   на   доске продолжить выражение об уроке: Оценивание.  Ставят оценку. Поясняют работу  одноклассников VIII    .  Рефлексия.   подведение итогов  работы; оценка  деятельности  обучающихся. развитие способностей к  анализу и оценке  собственной деятельности через умение выразить  свои мысли. 9

Конспект урока географии 8 класс "растительный и животный мир Антарктиды"

Конспект урока географии 8 класс "растительный и животный мир Антарктиды"

Конспект урока географии 8 класс "растительный и животный мир Антарктиды"

Конспект урока географии 8 класс "растительный и животный мир Антарктиды"

Конспект урока географии 8 класс "растительный и животный мир Антарктиды"

Конспект урока географии 8 класс "растительный и животный мир Антарктиды"

Конспект урока географии 8 класс "растительный и животный мир Антарктиды"

Конспект урока географии 8 класс "растительный и животный мир Антарктиды"

Конспект урока географии 8 класс "растительный и животный мир Антарктиды"

Конспект урока географии 8 класс "растительный и животный мир Антарктиды"

Конспект урока географии 8 класс "растительный и животный мир Антарктиды"

Конспект урока географии 8 класс "растительный и животный мир Антарктиды"

Конспект урока географии 8 класс "растительный и животный мир Антарктиды"

Конспект урока географии 8 класс "растительный и животный мир Антарктиды"

Конспект урока географии 8 класс "растительный и животный мир Антарктиды"

Конспект урока географии 8 класс "растительный и животный мир Антарктиды"

Конспект урока географии 8 класс "растительный и животный мир Антарктиды"

Конспект урока географии 8 класс "растительный и животный мир Антарктиды"