Конспект урока географии "Географическое положение. История исследования Евразии" (7 класс, география)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока "Географическое положение. История исследования Евразии" составлен по УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. Конспект составлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Тип урока: изучение нового материала. При изучении данного урока учащиеся знакомятся с ГП и историей исследования Евразии.Конспект урока "Географическое положение. История исследования Евразии" составлен по УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. Конспект составлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Тип урока: изучение нового материала. При изучении данного урока учащиеся знакомятся с ГП и историей исследования Евразии.
Иконка файла материала Географическое положение. История исследования Евразии 7 класс.doc
География, 7 класс Учитель: Крыжанович Ю.А. МБОУ «Козинская СОШ»  Географическое положение. История исследования Евразии Цель урока:  сформировать у учащихся представление о природе Евразии, рассмотреть   особенности   физико­географического   положения   материка, познакомить с историей исследования материка. Задачи: Образовательные: охарактеризовать географическое положение и величину Евразии;   показать   изрезанность   береговой   линии;   уметь   составлять характеристику географического положения. Развивающие:  способствовать   развитию   умений   и   навыков   работы   с географической картой; изучить историю освоения материка. Воспитательные:  познакомив   учащихся   с   особенностями   географического положения   обеспечить   воспитание   мировоззренческих   взглядов   и представлений.  Тип урока: изучение нового материала Оборудование и ресурсы:  учебник «География. Материки и океаны: в 2 ч. Ч.2.   Материки   планеты   Земля:   Антарктида,   Южная   Америка,   Северная Америка, Евразия»/Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский; рабочая тетрадь к учебнику,   часть   2;   физическая   карта   полушарий,   карта   «Великие географические   открытия;   портреты   ученых   и   исследователей;   атласы, контурные   карты;   демонстрационная   компьютерная   техника   (компьютер, мультимедийный   проектор,   компьютерная   презентация «Географическое положение. История исследования Евразии».   экран); Организация   пространства: групповая  работа   фронтальная,   индивидуальная, Организационный план урока: 1) Организационный момент 2) Формулировка темы урока, постановка цели 3) Изучение нового материала 4) Физминутка  5) Закрепление изученного материала  6) Подведение итогов урока Хронометраж: t, мин 2 5 21 2 6 47) Рефлексия 8) Домашнее задание  3 2 Ход урока I. Организационный момент Эпиграф к уроку  (Слайд 1): «Чтобы понять, что небо везде синее, не надо совершать кругосветного путешествия». Иоганн Гёте ­   Здравствуйте,   ребята!   Вот   и   прозвенел   звонок,   начинается   урок.   Сели правильно,  красиво.  Чтобы  на урок  хватило  силы. Работайте  внимательно, дружно и старательно. Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! II. Формулировка темы урока, постановка цели ­  Ребята,   сегодня   пришло   время   открыть   для   себя   последний   материк, который мы начнем изучать. Но об этом немного позже, а сейчас по кратким характеристикам, вспомните названия тех материков, которые мы с вами уже изучили (предполагаемые ответы детей) (Слайд 2): 1) Самый жаркий материк – …(Африка). 2) Самый сухой материк – …(Австралия). 3) Самый влажный материк – … (Южная Америка). 4) Самый холодный и высокий материк – … (Антарктида). ­ Молодцы, ребята! ­   А   теперь   нас   ожидает   самый   большой   по   площади   материк.   Материк, который состоит из двух частей света и омывается всеми 4­мя океанами. Этот материк   по   праву   можно   назвать   «Самый,   самый…».   О   каком   материке сегодня пойдет речь? (О материке Евразия)(Слайд 3) Значит,  цель урока:  сформировать представление о природе Евразии, рассмотреть   особенности   физико­географического   положения   материка, познакомиться с историей исследования материка. (Слайд 4) Запишите   в   тетради   число   и   тему   урока:  «Географическое положение. История исследования Евразии». (Слайд 5) III. Изучение нового материала Сегодня мы с вами начинаем путешествие по материку Евразия. (Слайд 6) ­ Евразия – это материк, на котором мы живем. ­ Евразия – величайший материк земного шара. Он занимает 1/3 (36 %) всей суши   планеты   –   54   млн   км2.   Общая   площадь   материка   равна   Африке   и Северной Америке вместе взятым. Огромные размеры и сложное строение земной коры создают неповторимые по разнообразию природные условия.Самостоятельная работа учащихся с картами атласа: физическая и  климатическая карты. Определение ГП материка (Слайд 7, приложение 1) ГП Евразии (по плану) – Приложение 1 1.  Определите,  как   расположен   материк   относительно   экватора,   тропиков, полярных кругов, нулевого меридиана? (Относительно экватора материк почти   полностью   лежит   в   северном   полушарии,   исключением являются   южные   острова   материка.   Крупные   полуострова   на   юге материка, такие как п­ов Индостан, Аравийский п­ов, п­ов Индокитай пересекаются Северным тропиком. Материк пересекается Северным полярным   кругом.   Относительно   нулевого   меридиана   –   почти   весь материк   находится   в   восточном   полушарий,   лишь   крайний   запад Евразии заходит в западное полушарие). (Слайд 8) 2.   Найдите   крайние   точки   материка,   определите   их   координаты   и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.  (Крайняя точка на севере Евразии – мыс Челюскин (77 с.ш.), крайняя точка на юге – мыс Пиай (1 с.ш.), крайняя точка на западе – мыс Рока (9 з.д.), крайняя точка на востоке – мыс Дежнева (169 в.д.). Расстояние   между   северной   и   южной   точкой   8000   км.  Расстояние между крайней точкой на востоке – мыс Рока (9 з.д.) и крайней точкой на западе – мыс Дежнева 169 з.д.) – около 16 000 км.) (Слайды 9­12) 3.   В   каких   климатических   поясах   расположен   материк?  (Благодаря большой протяженности материка с севера на юг, вследствие разного количества солнечной радиации в конкретных широтах, Евразия расположена во всех кли- матических поясах северного полушария, от арктиче- ского до экваториального  (арктический,   субарктический, умеренный,   субэкваториальный, экваториальный). Наибольшие территории по площади за- нимает умеренный пояс, так как именно в умеренных широтах материк наиболее вытянут с запада на восток). (Слайд 13)   субтропический,   тропический, 4.   Определите,   какие   океаны   и   моря   омывают   материк?  (Евразия   – единственный   материк,   берега   которого   омываются   водами   всехокеанов   Земли.   С   севера   –   Северный   Ледовитый   океан,   с   юга   – Индийский океан, с запада – Атлантический океан, с востока – Тихий океан).(Слайд 14) ­ Каково расположение материка относительно других материков? (Евразия граничит   с   многими   континентами,   которые   оказывают   на   нее определенное   влияние.   Непосредственная   связь   с   Африкой   через Суэцкий канал и с Северной Америкой через Берингов пролив явилась причиной сходства органического мира этих материков). (Слайд 15) Евразия – две части света  ­ Что такое Евразия? (Слайд 16) Это Европа + Азия. Из двух частей возник. Самый большой материк. ­ Итак, мы выяснили, что материк Евразия состоит из двух частей света – Европы (25 %) и Азии (75%). (Слайд 17) Условную   границу   между   Европой   и   Азией   принято   проводить   вдоль восточного   побережья   Уральских   гор,   по   р.   Эмбе,   северному   побережью Каспийского моря и Кумо­Манычской впадине. Морская граница проходит по Азовскому   и   Черному   морям,   а   также   проливам,   соединяющим   Черное   и Средиземное моря – это проливы Босфор и Дарданеллы.  Работа с физической картой:  найдите все объекты на физической карте материка. Очертания береговой линии Евразия   –   это   единственный   материк,   берега   которого   омываются водами всех океанов Земли. Обратите внимание на рис. 364 учебника с. 150. ­ Что вы можете сказать о береговой линии Евразии? ­ Евразия отличается сильной изрезанностью береговой линии, особенно на западе материка (Слайд 18). Работа   с   физической   картой   (атлас):  по   физической   карте   материка видно,   что   Атлантический   океан   глубоко   вдается   в   сушу,   обособляя Скандинавский полуостров.  Работа с физической картой и заполнение  контурной карты  (Слайд 19):  найдите на физической карте Евразии моря, заливы, проливы, острова, полуострова Евразии и нанесите объекты на контурную карту (Приложение 2).­   На   юге   своими   размерами   выделяются   полуострова  Аравийский  и Индостан,   их   омывает   Индийский   океан.   Островов   у   южного   побережья Евразии   мало,   самый   крупный  Шри­Ланка.  Заметно   изрезана   береговая линия материка и на востоке, она омывается Тихим океаном. Окраинные моря отделены   от   Тихого   океана   цепочкой   полуостровов   (самый   крупный   – Камчатка)  и   островов,   самые   крупные   –  Большие   Зондские.  Северный Ледовитый океан, омывающий материк с севера, неглубоко вдается в сушу. Наиболее крупные полуострова – Кольский, Таймыр, Чукотский. ­ Ребята, обратите внимание на (Слайд 20) презентации «Самый – самый…»,  здесь приведены некоторые рекорды материка Евразии и это нужно знать. Исследования и изучение материка Евразия (сообщения учащихся и заполнение по ходу таблицы, используя текст учебника) ­   Ребята,   вспомните,   какой   материк   является   прародиной   человека? (Африка). Евразия также является прародиной человека. Люди здесь жили всегда. Здесь   существовали   древние   цивилизации,   появилась   наука   география. Европейцы активно изучали свою планету, открывали и исследовали новые земли огромного континента.  (Слайды 21­23) Наиболее известны путешествия Марко Поло в Китай, Афанасия   Никитина   –   в   Индию,   изучение   Сибири   Великой   Северной экспедицией. Труднодоступные, удаленные от населенных территорий Европы высокие  горы  Тянь­Шаня, Кунь­Луня,  суровые  пустыни  Центральной  Азии были исследованы русскими учеными: Петром Петровичем Семеновым­Тян­ Шанским,   Николаем   Михайловичем   Пржевальским,   Петром   К.   Козловым, Всеволодом Роборовским, В.А. Обручевым, Николаем Вавиловым и др. Выступления учащихся (сообщения о путешественниках и исследователях): (Сообщение учащегося) № 1 – Петрухно Анжелика (Слайд 24­26) В   поисках   новых   земель   выходцы   с   побережий   Средиземного   моря начали   заселять   земли   Евразии.   Именно   там   стали   формироваться географические понятия. Первые   географические   сведения   о   Евразии   были   собраны   древними египтянами, финикийцами, греками. Значительный   вклад   в   расширение   географических   знаний   о   Евразии внес древний народ миной, населявший о. Крит в 2500годах до н.э. Минойцы установили   торговые   отношения   с   Кипром,   Сицилией   и   нынешним Балканским полуостровом. Жители государства Вавилон в целях ознакомления с окружающим ихмиром   побывали   в   Персии   и   Индии.   Вавилонцы,   и  письменность,   впервые предположили, что планета Земля имеет форму шара и ее окружность равна 360˚. Первая  географическая   карта, начерченная  вавилонцами  на  глиняной табличке, хранятся в Британском музее. Финикийцы,   избороздив   на   кораблях   в   различных   направлениях Средиземное море, открыли острова на Эгейском море, дошли до побережий Европы   через   Гибралтарский   пролив.   В   этот   период   финикийцы   назвали неизвестные   им   на   западе   земли   «Эреб»,   а   восточные   «асу».   Позже   на основании этих понятий древни греки ввели термины «Европа» и «Азия». В прежние времена народы, населявшие Древнюю Индию, вели торговлю с народами Юго­западной Азии по суше, и по воде. В  I  веке нашей эры древние индейцы открыли острова Суматра и Ява и стали   заселять   Индонезию.   А   малайцы,   проплыв   вдоль   всех   островов Индонезии на легких судах, установили торговые отношения с населением этих островов. Позже они открыли остров Мадагаскар, часть переселенцев осталось там на постоянное местожительство. Древние греки также внесли свой вклад в открытие новых земель Евразии. Они организовали экспедиции на запад и на север, плыли вдоль побережий Черного и Каспийского морей, по реке Дунай и Дон. А о том, как храбрые греческие   мореплаватели   –   аргонавты   отправились   на   Колхиду   в   поисках золотого руна, написано в легенде «Аргонавты». Большой   вклад   в   исследование   материка   внесли   русские путешественники   Петр   Петрович   Семенов­Тян­Шанский   и   Николай Михайлович Пржевальский. Сообщения учащихся:  (Слайд 27) Николай Михайлович Пржевальский (рассказ учащегося) № 2 – Пономаренко Мария Открытия,   сделанные   экспедицией   под   руководством   Н.М. Пржевальского,   прославили   на   весь   мир   русскую   географическую   науку. Ученый за 15 лет пребывания в Центральной Азии прошел около 33 тыс. км. В результате четырех экспедиций Н.М. Пржевальский изучил несколько горных хребтов в Тибете и пустыне Гоби, исследовал верховья великих китайских рек Хуанхэ и Янцзы и описал природные условия «блуждающего» озера Лобнор, которое   перемещается   вместе   с   песками.     Н.М.Пржевальский   во   время путешествия   наносил   на   карту   маршрут   пройденного   пути,   определял   его координаты   и   высоты,   проводил   метеорологические   наблюдения,   собирал коллекции горных пород и растений. Он   впервые   описал   новые   виды   животных,   среди   них   дикая   лошадь Пржевальского и дикий азиатский верблюд.Н.М.Пржевальский   умер   в   начале   своего   пятого   путешествия   в Центральную Азию. Перед смертью он завещал похоронить себя на берегу Иссык – Куля в Тянь – Шаньских горах. (Слайд   28)  Петр   Петрович   Семенов   –   Тян   –   Шанский  (рассказ учащегося) № 3 – Будыльская Валерия Большой   вклад   в  изучение  природы  Центральной   Азии   внес  русский ученый П.П. Семенов. Этот ученый, дважды совершив экспедиции в Тянь – Шаньские   горы,   определил   границы   горной   системы,   открыл   пик   Хан   – Тенгри, считавшийся длительное время самой высокой точкой этих гор. П.П. Семенов впервые описал высотные пояса Тянь – Шаня и установил, что их снеговая   линия   находится   немного   выше,  чем   в   Альпах.  Ученым   доказана бессточность озера Иссык – Куль, а также его тектоническое происхождение. За большие научные заслуги к фамилии ученого добавлено название горной системы.  А   горный   хребет,   высокий   пик   в  Центральной   Азии   названы   его фамилией. Например, в Центральном Тянь – Шане есть ледник Семенова. (Слайд  29)   Шокан   Уалиханов  (рассказ   учащегося)  №   4   –   Гаевой Дмитрий В   1856   –   1859   годы   по   поручению   Российского   Географического общества   казахский   ученый   –   просветитель   Ш.   Уалиханов   совершил путешествие   во   внутренние   районы   Центральной   Азии.   Сначала   ученый прошел части горной системы Тянь – Шань в Казахстане и Средней Азии, побывал на побережье Иссык – Куля и отправился далее в Кашгарию. Шокан прошел   тайком   под   видом   торговца   шесть   городов   Кашгарии   и   вернулся, собрав   множество   старинных   книг,   этнографических   ценных   изделий, образцов   горных   пород.   Казахский   исследователь   описал   места   своего пребывания, начертил карты пройденного им маршрута. Практическое задание учащимся:  по ходу выступления учащихся и используя   текст   учебника   §   49   с.150­153   заполните   в   тетрадях   таблицу «Исследователи и путешественники Евразии» (Приложение 3)  (Слайды 30­ 31) Имя исследователя Время Заслуги и достижения Марко Поло исследования 1271­1295 гг. Путешествия   в   страны   Центральной, Восточной и Южной Азии (Китай, Индия, Цейлон, Аравию и др.). Написал книгу «О разнообразии   мира».   Открыл   для европейцев Восточную АзиюАфанасий Никитин 1466­1475 гг.   Петрович   –   Тян­ Петр Семенов Шанский Н. М.Пржевальский  Шокан Уалиханов 1849­1857 гг. Описание   природы   и   жителей   Индии. Написал книгу «Хождение за три моря» (издана в XIX в.)   исследовал   озеро Горы   Тянь­Шань, Иссык­Куль, доказал, что оно бессточное      хребты, Середина XIX в. Истоки   рек   Хуанхэ   и   Янцзы,   пустыни горные установил местоположение   блуждающего   озера Лобнор, описал новые виды животных, в том числе дикая лошадь Пржевальского Совершил   путешествие   во   внутренние районы Центральной Азии. Собрал много старинных книг, образцов горных пород, описал   места   своего   пребывания,   быт местного   населения,   начертил   карты маршрута 1856­1859гг. Николай Вавилов Конец 1920­х гг. Путешествие   по   странам Средиземноморья и Западной Азии ­ Ребята, обратите внимание на следующие слайды (Слайды 32­37), на данных слайдах   вы   можете   увидеть   имена   знаменитых   путешественников   и исследователей,   которые   также   внесли   свой   вклад   в   изучение   материка Евразия, имена многих из них запечатлены на картах.  IV. Физминутка (Учащиеся   выполняют   движения):  Географию   мы   любим!   Шеей влево, вправо крутим. Воздух – это атмосфера, если, правда, топай смело. В атмосфере есть азот, делай вправо поворот. Так же есть и кислород, делай влево поворот, воздух обладает массой, мы попрыгаем по классу.  К учителю повернёмся и дружно улыбнёмся!  ­ Молодцы, ребята! Присаживайтесь на места. Немного отдохнули и снова приступаем к работе. V. Закрепление изученного материала (работа по группам) ­ Ребята, на этапе закрепления я предлагаю вам выполнить задания: 1 группа ­ картографический практикум в РТ № 2 с. 99; 2 группа ­ ответить на тестовые вопросы (Приложение 4), которые лежат на ваших партах (Слайд 38). 3 группа – фронтальный опрос: ­ В каких полушариях расположена Евразия? ­ Чем отличается Евразия от других материков Земли?­ Какие части света выделяются в Евразии? ­ Какой пролив разделяет Европу и Африку? ­  Назовите   имена  русских   географов  и   путешественников,  которые   внесли огромный вклад в изучение материка Евразия. VI. Подведение итогов урока ­ Ребята, подводя итог сегодняшнего урока попробуйте доказать, что Евразия является величайшим массивом суши (Приложение 5) (Слайд 39) ­ Проверка доказательства утверждения «Евразия – величайший массив суши» (Слайд 40). VII. Рефлексия ­ Ребята, какую цель мы ставили сегодня на уроке? Достигли ли мы этой цели? ­  А   сейчас   мы   выясним,  чему   вы   научились   сегодня   на   уроке:   рефлексия «Дерево» (Слайд 41) ­ Украсьте дерево плодом, плоды лежат на ваших партах, а дерево у доски, исходя из обозначения цвета: Красный – урок очень интересный, мне все понравилось; Желтый – мне понравился урок, но я не со всем справился; Полосатый – я со всем справился, но урок был не очень интересный; Зеленый – было скучно, я ничего не выполнил. VIII. Домашнее задание (Слайд 42) Изучить   материал   §   49,   ответить   на   вопросы   с.153;   выполнить   в   РТ   №2 задания тестового и тематического практикума к § 49 с.96­98 ­ Урок закончен. Спасибо за внимание! До свидания! (Слайд 43) Закрепление изученного материала (тестирование) Приложение 4 1. Крайней восточной точкой материка Евразия является мыс:  Дежнева  Челюскин  Йорк  Игольный 2. Что лежит в основе Евразии:  Литосфера  Евразийская литосферная плита  Восточно­Европейская платформа3. Большинство действующих вулканов Евразии расположено на полуострове:  Камчатка  Таймыр  Пиренейский  Индостан 4. Наиболее сейсмически активные области Евразии:  Западно­Сибирская равнина  Скандинавский полуостров  Японские острова 5. Назовите самые высокие горы:  Гималаи  Тянь­Шань  Памир 6. Условная граница между Европой и Азией проходит через:  Уральские горы – Каспийское море – Азовское море – Черное море – проливы,  соединяющие Черное море со Средиземным  Уральские горы – Каспийское море – Персидский залив 7. Самая глубокая впадина на материке – это:  Прикаспийская низменность  Впадина Мертвого моря   Побережье Северного моря Западно­Сибирская низменность Закрепление изученного материала (тестирование) 1. Крайней восточной точкой материка Евразия является мыс:  Дежнева  Челюскин  Йорк  Игольный 2. Что лежит в основе Евразии:  Литосфера Евразийская литосферная плита  Восточно­Европейская платформа 3. Большинство действующих вулканов Евразии расположено на полуострове:  Камчатка  Таймыр  Пиренейский  Индостан 4. Наиболее сейсмически активные области Евразии:  Западно­Сибирская равнина  Скандинавский полуостров  Японские острова 5. Назовите самые высокие горы:  Гималаи  Тянь­Шань  Памир 6. Условная граница между Европой и Азией проходит через:  Уральские горы – Каспийское море – Азовское море – Черное море – проливы,  соединяющие Черное море со Средиземным  Уральские горы – Каспийское море – Персидский залив 7. Самая глубокая впадина на материке – это:  Прикаспийская низменность  Впадина Мертвого моря   Побережье Северного моря Западно­Сибирская низменность