Конспект урока географии "Географическое положение. История исследования Евразии" (7 класс, география)
Оценка 4.8

Конспект урока географии "Географическое положение. История исследования Евразии" (7 класс, география)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
география
7 кл
19.01.2017
Конспект урока географии "Географическое положение. История исследования Евразии" (7 класс, география)
Конспект урока "Географическое положение. История исследования Евразии" составлен по УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. Конспект составлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Тип урока: изучение нового материала. При изучении данного урока учащиеся знакомятся с ГП и историей исследования Евразии.Конспект урока "Географическое положение. История исследования Евразии" составлен по УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. Конспект составлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Тип урока: изучение нового материала. При изучении данного урока учащиеся знакомятся с ГП и историей исследования Евразии.
Географическое положение. История исследования Евразии 7 класс.doc
География, 7 класс Учитель: Крыжанович Ю.А. МБОУ «Козинская СОШ»  Географическое положение. История исследования Евразии Цель урока:  сформировать у учащихся представление о природе Евразии, рассмотреть   особенности   физико­географического   положения   материка, познакомить с историей исследования материка. Задачи: Образовательные: охарактеризовать географическое положение и величину Евразии;   показать   изрезанность   береговой   линии;   уметь   составлять характеристику географического положения. Развивающие:  способствовать   развитию   умений   и   навыков   работы   с географической картой; изучить историю освоения материка. Воспитательные:  познакомив   учащихся   с   особенностями   географического положения   обеспечить   воспитание   мировоззренческих   взглядов   и представлений.  Тип урока: изучение нового материала Оборудование и ресурсы:  учебник «География. Материки и океаны: в 2 ч. Ч.2.   Материки   планеты   Земля:   Антарктида,   Южная   Америка,   Северная Америка, Евразия»/Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский; рабочая тетрадь к учебнику,   часть   2;   физическая   карта   полушарий,   карта   «Великие географические   открытия;   портреты   ученых   и   исследователей;   атласы, контурные   карты;   демонстрационная   компьютерная   техника   (компьютер, мультимедийный   проектор,   компьютерная   презентация «Географическое положение. История исследования Евразии».   экран); Организация   пространства: групповая  работа   фронтальная,   индивидуальная, Организационный план урока: 1) Организационный момент 2) Формулировка темы урока, постановка цели 3) Изучение нового материала 4) Физминутка  5) Закрепление изученного материала  6) Подведение итогов урока Хронометраж: t, мин 2 5 21 2 6 4 7) Рефлексия 8) Домашнее задание  3 2 Ход урока I. Организационный момент Эпиграф к уроку  (Слайд 1): «Чтобы понять, что небо везде синее, не надо совершать кругосветного путешествия». Иоганн Гёте ­   Здравствуйте,   ребята!   Вот   и   прозвенел   звонок,   начинается   урок.   Сели правильно,  красиво.  Чтобы  на урок  хватило  силы. Работайте  внимательно, дружно и старательно. Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! II. Формулировка темы урока, постановка цели ­  Ребята,   сегодня   пришло   время   открыть   для   себя   последний   материк, который мы начнем изучать. Но об этом немного позже, а сейчас по кратким характеристикам, вспомните названия тех материков, которые мы с вами уже изучили (предполагаемые ответы детей) (Слайд 2): 1) Самый жаркий материк – …(Африка). 2) Самый сухой материк – …(Австралия). 3) Самый влажный материк – … (Южная Америка). 4) Самый холодный и высокий материк – … (Антарктида). ­ Молодцы, ребята! ­   А   теперь   нас   ожидает   самый   большой   по   площади   материк.   Материк, который состоит из двух частей света и омывается всеми 4­мя океанами. Этот материк   по   праву   можно   назвать   «Самый,   самый…».   О   каком   материке сегодня пойдет речь? (О материке Евразия)(Слайд 3) Значит,  цель урока:  сформировать представление о природе Евразии, рассмотреть   особенности   физико­географического   положения   материка, познакомиться с историей исследования материка. (Слайд 4) Запишите   в   тетради   число   и   тему   урока:  «Географическое положение. История исследования Евразии». (Слайд 5) III. Изучение нового материала Сегодня мы с вами начинаем путешествие по материку Евразия. (Слайд 6) ­ Евразия – это материк, на котором мы живем. ­ Евразия – величайший материк земного шара. Он занимает 1/3 (36 %) всей суши   планеты   –   54   млн   км2.   Общая   площадь   материка   равна   Африке   и Северной Америке вместе взятым. Огромные размеры и сложное строение земной коры создают неповторимые по разнообразию природные условия. Самостоятельная работа учащихся с картами атласа: физическая и  климатическая карты. Определение ГП материка (Слайд 7, приложение 1) ГП Евразии (по плану) – Приложение 1 1.  Определите,  как   расположен   материк   относительно   экватора,   тропиков, полярных кругов, нулевого меридиана? (Относительно экватора материк почти   полностью   лежит   в   северном   полушарии,   исключением являются   южные   острова   материка.   Крупные   полуострова   на   юге материка, такие как п­ов Индостан, Аравийский п­ов, п­ов Индокитай пересекаются Северным тропиком. Материк пересекается Северным полярным   кругом.   Относительно   нулевого   меридиана   –   почти   весь материк   находится   в   восточном   полушарий,   лишь   крайний   запад Евразии заходит в западное полушарие). (Слайд 8) 2.   Найдите   крайние   точки   материка,   определите   их   координаты   и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.  (Крайняя точка на севере Евразии – мыс Челюскин (77 с.ш.), крайняя точка на юге – мыс Пиай (1 с.ш.), крайняя точка на западе – мыс Рока (9 з.д.), крайняя точка на востоке – мыс Дежнева (169 в.д.). Расстояние   между   северной   и   южной   точкой   8000   км.  Расстояние между крайней точкой на востоке – мыс Рока (9 з.д.) и крайней точкой на западе – мыс Дежнева 169 з.д.) – около 16 000 км.) (Слайды 9­12) 3.   В   каких   климатических   поясах   расположен   материк?  (Благодаря большой протяженности материка с севера на юг, вследствие разного количества солнечной радиации в конкретных широтах, Евразия расположена во всех кли- матических поясах северного полушария, от арктиче- ского до экваториального  (арктический,   субарктический, умеренный,   субэкваториальный, экваториальный). Наибольшие территории по площади за- нимает умеренный пояс, так как именно в умеренных широтах материк наиболее вытянут с запада на восток). (Слайд 13)   субтропический,   тропический, 4.   Определите,   какие   океаны   и   моря   омывают   материк?  (Евразия   – единственный   материк,   берега   которого   омываются   водами   всех океанов   Земли.   С   севера   –   Северный   Ледовитый   океан,   с   юга   – Индийский океан, с запада – Атлантический океан, с востока – Тихий океан).(Слайд 14) ­ Каково расположение материка относительно других материков? (Евразия граничит   с   многими   континентами,   которые   оказывают   на   нее определенное   влияние.   Непосредственная   связь   с   Африкой   через Суэцкий канал и с Северной Америкой через Берингов пролив явилась причиной сходства органического мира этих материков). (Слайд 15) Евразия – две части света  ­ Что такое Евразия? (Слайд 16) Это Европа + Азия. Из двух частей возник. Самый большой материк. ­ Итак, мы выяснили, что материк Евразия состоит из двух частей света – Европы (25 %) и Азии (75%). (Слайд 17) Условную   границу   между   Европой   и   Азией   принято   проводить   вдоль восточного   побережья   Уральских   гор,   по   р.   Эмбе,   северному   побережью Каспийского моря и Кумо­Манычской впадине. Морская граница проходит по Азовскому   и   Черному   морям,   а   также   проливам,   соединяющим   Черное   и Средиземное моря – это проливы Босфор и Дарданеллы.  Работа с физической картой:  найдите все объекты на физической карте материка. Очертания береговой линии Евразия   –   это   единственный   материк,   берега   которого   омываются водами всех океанов Земли. Обратите внимание на рис. 364 учебника с. 150. ­ Что вы можете сказать о береговой линии Евразии? ­ Евразия отличается сильной изрезанностью береговой линии, особенно на западе материка (Слайд 18). Работа   с   физической   картой   (атлас):  по   физической   карте   материка видно,   что   Атлантический   океан   глубоко   вдается   в   сушу,   обособляя Скандинавский полуостров.  Работа с физической картой и заполнение  контурной карты  (Слайд 19):  найдите на физической карте Евразии моря, заливы, проливы, острова, полуострова Евразии и нанесите объекты на контурную карту (Приложение 2). ­   На   юге   своими   размерами   выделяются   полуострова  Аравийский  и Индостан,   их   омывает   Индийский   океан.   Островов   у   южного   побережья Евразии   мало,   самый   крупный  Шри­Ланка.  Заметно   изрезана   береговая линия материка и на востоке, она омывается Тихим океаном. Окраинные моря отделены   от   Тихого   океана   цепочкой   полуостровов   (самый   крупный   – Камчатка)  и   островов,   самые   крупные   –  Большие   Зондские.  Северный Ледовитый океан, омывающий материк с севера, неглубоко вдается в сушу. Наиболее крупные полуострова – Кольский, Таймыр, Чукотский. ­ Ребята, обратите внимание на (Слайд 20) презентации «Самый – самый…»,  здесь приведены некоторые рекорды материка Евразии и это нужно знать. Исследования и изучение материка Евразия (сообщения учащихся и заполнение по ходу таблицы, используя текст учебника) ­   Ребята,   вспомните,   какой   материк   является   прародиной   человека? (Африка). Евразия также является прародиной человека. Люди здесь жили всегда. Здесь   существовали   древние   цивилизации,   появилась   наука   география. Европейцы активно изучали свою планету, открывали и исследовали новые земли огромного континента.  (Слайды 21­23) Наиболее известны путешествия Марко Поло в Китай, Афанасия   Никитина   –   в   Индию,   изучение   Сибири   Великой   Северной экспедицией. Труднодоступные, удаленные от населенных территорий Европы высокие  горы  Тянь­Шаня, Кунь­Луня,  суровые  пустыни  Центральной  Азии были исследованы русскими учеными: Петром Петровичем Семеновым­Тян­ Шанским,   Николаем   Михайловичем   Пржевальским,   Петром   К.   Козловым, Всеволодом Роборовским, В.А. Обручевым, Николаем Вавиловым и др. Выступления учащихся (сообщения о путешественниках и исследователях): (Сообщение учащегося) № 1 – Петрухно Анжелика (Слайд 24­26) В   поисках   новых   земель   выходцы   с   побережий   Средиземного   моря начали   заселять   земли   Евразии.   Именно   там   стали   формироваться географические понятия. Первые   географические   сведения   о   Евразии   были   собраны   древними египтянами, финикийцами, греками. Значительный   вклад   в   расширение   географических   знаний   о   Евразии внес древний народ миной, населявший о. Крит в 2500годах до н.э. Минойцы установили   торговые   отношения   с   Кипром,   Сицилией   и   нынешним Балканским полуостровом. Жители государства Вавилон в целях ознакомления с окружающим их миром   побывали   в   Персии   и   Индии.   Вавилонцы,   и  письменность,   впервые предположили, что планета Земля имеет форму шара и ее окружность равна 360˚. Первая  географическая   карта, начерченная  вавилонцами  на  глиняной табличке, хранятся в Британском музее. Финикийцы,   избороздив   на   кораблях   в   различных   направлениях Средиземное море, открыли острова на Эгейском море, дошли до побережий Европы   через   Гибралтарский   пролив.   В   этот   период   финикийцы   назвали неизвестные   им   на   западе   земли   «Эреб»,   а   восточные   «асу».   Позже   на основании этих понятий древни греки ввели термины «Европа» и «Азия». В прежние времена народы, населявшие Древнюю Индию, вели торговлю с народами Юго­западной Азии по суше, и по воде. В  I  веке нашей эры древние индейцы открыли острова Суматра и Ява и стали   заселять   Индонезию.   А   малайцы,   проплыв   вдоль   всех   островов Индонезии на легких судах, установили торговые отношения с населением этих островов. Позже они открыли остров Мадагаскар, часть переселенцев осталось там на постоянное местожительство. Древние греки также внесли свой вклад в открытие новых земель Евразии. Они организовали экспедиции на запад и на север, плыли вдоль побережий Черного и Каспийского морей, по реке Дунай и Дон. А о том, как храбрые греческие   мореплаватели   –   аргонавты   отправились   на   Колхиду   в   поисках золотого руна, написано в легенде «Аргонавты». Большой   вклад   в   исследование   материка   внесли   русские путешественники   Петр   Петрович   Семенов­Тян­Шанский   и   Николай Михайлович Пржевальский. Сообщения учащихся:  (Слайд 27) Николай Михайлович Пржевальский (рассказ учащегося) № 2 – Пономаренко Мария Открытия,   сделанные   экспедицией   под   руководством   Н.М. Пржевальского,   прославили   на   весь   мир   русскую   географическую   науку. Ученый за 15 лет пребывания в Центральной Азии прошел около 33 тыс. км. В результате четырех экспедиций Н.М. Пржевальский изучил несколько горных хребтов в Тибете и пустыне Гоби, исследовал верховья великих китайских рек Хуанхэ и Янцзы и описал природные условия «блуждающего» озера Лобнор, которое   перемещается   вместе   с   песками.     Н.М.Пржевальский   во   время путешествия   наносил   на   карту   маршрут   пройденного   пути,   определял   его координаты   и   высоты,   проводил   метеорологические   наблюдения,   собирал коллекции горных пород и растений. Он   впервые   описал   новые   виды   животных,   среди   них   дикая   лошадь Пржевальского и дикий азиатский верблюд. Н.М.Пржевальский   умер   в   начале   своего   пятого   путешествия   в Центральную Азию. Перед смертью он завещал похоронить себя на берегу Иссык – Куля в Тянь – Шаньских горах. (Слайд   28)  Петр   Петрович   Семенов   –   Тян   –   Шанский  (рассказ учащегося) № 3 – Будыльская Валерия Большой   вклад   в  изучение  природы  Центральной   Азии   внес  русский ученый П.П. Семенов. Этот ученый, дважды совершив экспедиции в Тянь – Шаньские   горы,   определил   границы   горной   системы,   открыл   пик   Хан   – Тенгри, считавшийся длительное время самой высокой точкой этих гор. П.П. Семенов впервые описал высотные пояса Тянь – Шаня и установил, что их снеговая   линия   находится   немного   выше,  чем   в   Альпах.  Ученым   доказана бессточность озера Иссык – Куль, а также его тектоническое происхождение. За большие научные заслуги к фамилии ученого добавлено название горной системы.  А   горный   хребет,   высокий   пик   в  Центральной   Азии   названы   его фамилией. Например, в Центральном Тянь – Шане есть ледник Семенова. (Слайд  29)   Шокан   Уалиханов  (рассказ   учащегося)  №   4   –   Гаевой Дмитрий В   1856   –   1859   годы   по   поручению   Российского   Географического общества   казахский   ученый   –   просветитель   Ш.   Уалиханов   совершил путешествие   во   внутренние   районы   Центральной   Азии.   Сначала   ученый прошел части горной системы Тянь – Шань в Казахстане и Средней Азии, побывал на побережье Иссык – Куля и отправился далее в Кашгарию. Шокан прошел   тайком   под   видом   торговца   шесть   городов   Кашгарии   и   вернулся, собрав   множество   старинных   книг,   этнографических   ценных   изделий, образцов   горных   пород.   Казахский   исследователь   описал   места   своего пребывания, начертил карты пройденного им маршрута. Практическое задание учащимся:  по ходу выступления учащихся и используя   текст   учебника   §   49   с.150­153   заполните   в   тетрадях   таблицу «Исследователи и путешественники Евразии» (Приложение 3)  (Слайды 30­ 31) Имя исследователя Время Заслуги и достижения Марко Поло исследования 1271­1295 гг. Путешествия   в   страны   Центральной, Восточной и Южной Азии (Китай, Индия, Цейлон, Аравию и др.). Написал книгу «О разнообразии   мира».   Открыл   для европейцев Восточную Азию Афанасий Никитин 1466­1475 гг.   Петрович   –   Тян­ Петр Семенов Шанский Н. М.Пржевальский  Шокан Уалиханов 1849­1857 гг. Описание   природы   и   жителей   Индии. Написал книгу «Хождение за три моря» (издана в XIX в.)   исследовал   озеро Горы   Тянь­Шань, Иссык­Куль, доказал, что оно бессточное      хребты, Середина XIX в. Истоки   рек   Хуанхэ   и   Янцзы,   пустыни горные установил местоположение   блуждающего   озера Лобнор, описал новые виды животных, в том числе дикая лошадь Пржевальского Совершил   путешествие   во   внутренние районы Центральной Азии. Собрал много старинных книг, образцов горных пород, описал   места   своего   пребывания,   быт местного   населения,   начертил   карты маршрута 1856­1859гг. Николай Вавилов Конец 1920­х гг. Путешествие   по   странам Средиземноморья и Западной Азии ­ Ребята, обратите внимание на следующие слайды (Слайды 32­37), на данных слайдах   вы   можете   увидеть   имена   знаменитых   путешественников   и исследователей,   которые   также   внесли   свой   вклад   в   изучение   материка Евразия, имена многих из них запечатлены на картах.  IV. Физминутка (Учащиеся   выполняют   движения):  Географию   мы   любим!   Шеей влево, вправо крутим. Воздух – это атмосфера, если, правда, топай смело. В атмосфере есть азот, делай вправо поворот. Так же есть и кислород, делай влево поворот, воздух обладает массой, мы попрыгаем по классу.  К учителю повернёмся и дружно улыбнёмся!  ­ Молодцы, ребята! Присаживайтесь на места. Немного отдохнули и снова приступаем к работе. V. Закрепление изученного материала (работа по группам) ­ Ребята, на этапе закрепления я предлагаю вам выполнить задания: 1 группа ­ картографический практикум в РТ № 2 с. 99; 2 группа ­ ответить на тестовые вопросы (Приложение 4), которые лежат на ваших партах (Слайд 38). 3 группа – фронтальный опрос: ­ В каких полушариях расположена Евразия? ­ Чем отличается Евразия от других материков Земли? ­ Какие части света выделяются в Евразии? ­ Какой пролив разделяет Европу и Африку? ­  Назовите   имена  русских   географов  и   путешественников,  которые   внесли огромный вклад в изучение материка Евразия. VI. Подведение итогов урока ­ Ребята, подводя итог сегодняшнего урока попробуйте доказать, что Евразия является величайшим массивом суши (Приложение 5) (Слайд 39) ­ Проверка доказательства утверждения «Евразия – величайший массив суши» (Слайд 40). VII. Рефлексия ­ Ребята, какую цель мы ставили сегодня на уроке? Достигли ли мы этой цели? ­  А   сейчас   мы   выясним,  чему   вы   научились   сегодня   на   уроке:   рефлексия «Дерево» (Слайд 41) ­ Украсьте дерево плодом, плоды лежат на ваших партах, а дерево у доски, исходя из обозначения цвета: Красный – урок очень интересный, мне все понравилось; Желтый – мне понравился урок, но я не со всем справился; Полосатый – я со всем справился, но урок был не очень интересный; Зеленый – было скучно, я ничего не выполнил. VIII. Домашнее задание (Слайд 42) Изучить   материал   §   49,   ответить   на   вопросы   с.153;   выполнить   в   РТ   №2 задания тестового и тематического практикума к § 49 с.96­98 ­ Урок закончен. Спасибо за внимание! До свидания! (Слайд 43) Закрепление изученного материала (тестирование) Приложение 4 1. Крайней восточной точкой материка Евразия является мыс:  Дежнева  Челюскин  Йорк  Игольный 2. Что лежит в основе Евразии:  Литосфера  Евразийская литосферная плита  Восточно­Европейская платформа 3. Большинство действующих вулканов Евразии расположено на полуострове:  Камчатка  Таймыр  Пиренейский  Индостан 4. Наиболее сейсмически активные области Евразии:  Западно­Сибирская равнина  Скандинавский полуостров  Японские острова 5. Назовите самые высокие горы:  Гималаи  Тянь­Шань  Памир 6. Условная граница между Европой и Азией проходит через:  Уральские горы – Каспийское море – Азовское море – Черное море – проливы,  соединяющие Черное море со Средиземным  Уральские горы – Каспийское море – Персидский залив 7. Самая глубокая впадина на материке – это:  Прикаспийская низменность  Впадина Мертвого моря   Побережье Северного моря Западно­Сибирская низменность Закрепление изученного материала (тестирование) 1. Крайней восточной точкой материка Евразия является мыс:  Дежнева  Челюскин  Йорк  Игольный 2. Что лежит в основе Евразии:  Литосфера  Евразийская литосферная плита  Восточно­Европейская платформа 3. Большинство действующих вулканов Евразии расположено на полуострове:  Камчатка  Таймыр  Пиренейский  Индостан 4. Наиболее сейсмически активные области Евразии:  Западно­Сибирская равнина  Скандинавский полуостров  Японские острова 5. Назовите самые высокие горы:  Гималаи  Тянь­Шань  Памир 6. Условная граница между Европой и Азией проходит через:  Уральские горы – Каспийское море – Азовское море – Черное море – проливы,  соединяющие Черное море со Средиземным  Уральские горы – Каспийское море – Персидский залив 7. Самая глубокая впадина на материке – это:  Прикаспийская низменность  Впадина Мертвого моря   Побережье Северного моря Западно­Сибирская низменность

Конспект урока географии "Географическое положение. История исследования Евразии" (7 класс, география)

Конспект урока географии "Географическое положение. История исследования Евразии" (7 класс, география)

Конспект урока географии "Географическое положение. История исследования Евразии" (7 класс, география)

Конспект урока географии "Географическое положение. История исследования Евразии" (7 класс, география)

Конспект урока географии "Географическое положение. История исследования Евразии" (7 класс, география)

Конспект урока географии "Географическое положение. История исследования Евразии" (7 класс, география)

Конспект урока географии "Географическое положение. История исследования Евразии" (7 класс, география)

Конспект урока географии "Географическое положение. История исследования Евразии" (7 класс, география)

Конспект урока географии "Географическое положение. История исследования Евразии" (7 класс, география)

Конспект урока географии "Географическое положение. История исследования Евразии" (7 класс, география)

Конспект урока географии "Географическое положение. История исследования Евразии" (7 класс, география)

Конспект урока географии "Географическое положение. История исследования Евразии" (7 класс, география)

Конспект урока географии "Географическое положение. История исследования Евразии" (7 класс, география)

Конспект урока географии "Географическое положение. История исследования Евразии" (7 класс, география)

Конспект урока географии "Географическое положение. История исследования Евразии" (7 класс, география)

Конспект урока географии "Географическое положение. История исследования Евразии" (7 класс, география)

Конспект урока географии "Географическое положение. История исследования Евразии" (7 класс, география)

Конспект урока географии "Географическое положение. История исследования Евразии" (7 класс, география)

Конспект урока географии "Географическое положение. История исследования Евразии" (7 класс, география)

Конспект урока географии "Географическое положение. История исследования Евразии" (7 класс, география)

Конспект урока географии "Географическое положение. История исследования Евразии" (7 класс, география)

Конспект урока географии "Географическое положение. История исследования Евразии" (7 класс, география)