Урок проведен в 6 классе. Тип урока – изучение нового материла, построен в виде экспедиции. Структура урока простроена от простого к сложному, от фронтальной работы к парной и индивидуальной – самостоятельное выполнение задания. Используется прием по использованию межпредметных связей на уроке.
Конспект урока географии в 6м классе по теме "Равнины суши"
Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Образовательные цели урока:
продолжить формирование у учащихся представления об основных формах рельефа
суши;
познакомить с новыми понятиями и определениями;
дать учащимся представления о равнинах, их различиях по высоте и характеру
рельефа;
продолжить формирование умения работать с географической картой и составлять
описание географического объекта (на примере равнин).
Развивающие цели урока:
развивать мотивацию к учебной деятельности,
развивать умение логически мыслить и лаконично излагать свои суждения,
развивать внимание и умение слушать
Воспитательные цели урока:
воспитывать умение устанавливать естественные связи, изучаемого материала с
жизнью, целостного представления об окружающем мире.
воспитывать самоконтроль и дисциплину.
Внутрипредметные связи: с разделами «Изображение поверхности Земли», «Строение
земли», с уроками «Рельеф земной поверхности», «Горы суши».
Характер деятельности учащихся:
репродуктивный (воспроизводящие действия),
продуктивный несамостоятельный (действия по аналогии или в сходных условиях),
творческий самостоятельный (действия в новых условиях).
Методы обучения:
1. Словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа.
2. Наглядные: работа с учебником (текст, иллюстрации, рисунки), с путевым
журналом
3. Практические: работа на контурной карте.
Формы работы учащихся:
фронтальная во время рассказа учителя,
индивидуальная при работе: на контурной карте, с картами атласа, в путевом
журнале, при анализе схем и рисунков.
парная при проверке работы с контурной картой.
Оборудование: Физическая карта полушарий, физическая карта России, атлас для
учащихся 6 класса, учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений (автор Летягин
А.А.), контурные карты.
Термины и понятия урока: Равнина, плоская равнина, холмистая равнина, низменность,
возвышенность, плоскогорье.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ι
ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА.
Приветствие.
– Здравствуйте.
Я предлагаю вам отправится в экспедицию, которая будет
заниматься изучением равнин суши. А кто знает, что
представляет собой экспедиция?
Любая экспедиция и наша с вами состоит из нескольких
этапов, каких?
Кроме того, в любой экспедиции очень важно соблюдать
правила поведения, внимательно слушать и выполнять все
просьбы и указания руководителя группы.
Включение всех учащихся в
деловой ритм. Настрой на
доброжелательное отношение
к учителю.
вы
думаете
В процессе научных исследований нам с вами понадобится
оборудование,
как
какое?
Итак, нам понадобятся:
1) атлас 6 класса и такие карты как, «Физическая карта
полушарий» и «Физическая карта России».
Попрошу Вас открыть оглавление найти нужные нам карты и
заложить их закладками.
2) учебник стр. 113, пожалуйста, откройте и заложите
закладкой.
3) путевой журнал, который лежит перед вами.
Путевой журнал необходим для развития навыков
четкой работы и систематизации знаний
4) цветные карандаши.
Итак, я вижу, что все и всё готово для работы, осталось
только пожелать всем нам удачи, успехов и отправится в
путь. (4 минуты)
ΙΙ
ЭТАП. ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯВсе вы прекрасно знаете, что новое это хорошо забытое
старое, и я думаю, что на уроках природоведения и на
предыдущих уроках географии вы узнали много
интересного, что сможет пригодиться нам в пути. Давайте
же вспомним все то, чему вы научились раньше.
Открываем путевой журнал и внимательно выполняем
задание № 1.
Поменялись журналами и проверили правильность ответов.
И в этом нам поможет …
Задание № 1 тесно связано с ранее изученными темами и
разделами курса начальной географии.
Молодцы! Вы хорошо владеете изученным материалом.
(5 минут)
ΙΙΙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА
Заполнение путевого
журнала.
Ответы учащихся. Работа в
парах по взаимопроверке.
ЭТАП. ПОДГОТОВКА К АКТИВНОЙ УЧЕБНОПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
В задание № 1 говорилось о том, что выделяют 2 основные
формы рельефа – горы и равнины.
Постановка темы и целей урока:
Какую форму рельефа мы уже изучили?
Какую форму рельефа будем изучать сегодня?
Что мы должны будем узнать о равнинах?
Ответы детей.
Давайте постараемся, чтобы каждый из вас к концу урока
овладел всеми этими знаниями и навыками. Для этого вы
будите выполнять различные виды учебно – познавательной
деятельности: работать самостоятельно с учебником и
путевым журналом, анализировать рисунки и карты атласа,
творчески – создавать карту крупных равнин России.
Наше исследование очень важное,
т. к. равнины наиболее удобны для проживания и
хозяйственной деятельности человека, и, следовательно,
должны быть хорошо изучены. (2 мин)
Ι
V ЭТАП. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА
ПОНИМАНИЯ УЧАЩИМИСЯ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
(20 минут)
Откроем «Физическую карту полушарий» и внимательно
посмотрим на неё.
Что мы на ней видим?
Вспомните, что обозначается на карте зеленым, желтым,
коричневым цветом?
Работа с картой атласа.
Давайте найдем в учебнике стр. 113 определение равнин.
Впишите пропущенные слова в определение к себе в путевой
журнал. Задание № 2. Очень хорошо!
Работа с текстом учебника.
Заполнение путевого
журнала.Работа с текстом учебника.
Заполнение путевого
журнала.
Работа с текстом, рисунками
учебника. Заполнение
путевого журнала.
Работа с Физической картой
полушарий.
Ответы учащихся.
Заполнение путевого
журнала.
Ответы учащихся.
Работа с путевым журналом
Работа с текстом, рисунками
учебника. Заполнение
путевого журнала.
Ответ учащихся (плоская
равнина).
Используя текст домашнего параграфа и с.113 сравните
процессы формирования равнинных и горных территорий
суши и их строение. Заполните таблицу. Задание в путевом
журнале №3. (Работа в парах)
На какие группы делятся равнины по абсолютной высоте?
Найдите в учебнике стр. 114, работаем в журнале задание №
4.
Пользуясь шкалой высот и глубин в условных знаках к
Физической карте полушарий, определите, каким цветом
показаны равнины с названными абсолютными высотами.
Полученные сведения занесите цветными карандашами в
нижнюю графу.
Сейчас мы с вами узнаем, как делятся равнины по рельефу.
Пользуясь учебником стр. 155 найдем, прочитаем и запишем
к себе в журнал ответ на вопрос: «Какую равнину называют
плоской, а какую холмистой?». Задание №5
Русский поэтсимволист 20 века Константин Бальмонт в
одном из своих произведений, которое называется
"Равнина", очень точно дал описание этого географического
объекта. Прошу Вас внимательно прослушать отрывок из
стихотворения и сказать какова форма рельефа равнины.
Свой ответ обоснуйте.
Как угрюмый кошмар исполина,
Поглотивший луга и леса,
Без конца протянулась равнина
И краями ушла в небеса.
И краями пронзила пространство,
И до звезд прикоснулась вдали…
Чем отличается описание равнины в учебнике географии и в
стихотворении поэта?
Итак, что вы уже знаете о равнинах? Сформулируйте
вопросы и дайте на них ответы.
И теперь по плану нашей экспедиции мы должны научиться
обозначать равнины на контурных картах, в этом нам
поможет задание № 6.
Прочитайте правила работы с контурной картой про себя.
Теперь каждый из вас без труда сможет отметить на
контурной карте равнины: назовите, какие равнины вы
отметили?
Нанесение географических
объектов на контурную карту.Пожалуйста, поменяйтесь контурными картами и проверьте
правильность выполнения задания по эталону (на слайде
изображена контурная карта, на которой обозначены эти
равнины)
Вы очень хорошо потрудились, устали, давайте немного
отдохнём.
*Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса
и рук.
И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти рук в кулак; 2 –
разжать кисти. Повторить 68 раз, затем руки расслабленно
опустить вниз и потрясти кистями. Повторить 46 раз. Темп
средний. Очень хорошо! Продолжаем работать.
На прошлом уроке вы научились работать с планом
описания гор, а сегодня научитесь составлять описание
равнин. Эти два плана схожи между собой. Устно составим
план описания равнин. Сравните ваш план с планом в
путевом журнале задание № 7.
Сейчас вы внимательно будете слушать, анализировать и
записывать нужную информацию о равнине России. Графу
название вы заполните в самом конце, после того, как
запишите всю информацию.
Равнина по своей высоте относится к низменностям (на
большей части её абсолютная высота не превышает 200 м).
Расположена на севере материка Евразия между 52° и 73° с.
ш., а также между 61° и 88° в. д.
Протяженность равнины с севера на юг 2330 км.
(73° – 52° = 21° ; 111,1 х 21° = 2333,1 км)
Протяженность с запада на восток составляет 1500 км
(88° – 61° = 27°; на параллели 60° длина дуги 1° = 55,8;
55,8 км х 27° = 1506, 6 км)
на севере омывается водами Карского моря, на востоке
протекает река Енисей, на юге располагается Казахский
мелкосопочник, на западе – Уральские горы.
Итак, как же называется эта равнина?
Ι
V ЭТАП. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Работа в парах по
взаимопроверке.
Физкультминутка.
Ответ учащегося.
Индивидуальная работа
учащихся в путевом журнале.
Ответ учащегося. (Западно
Сибирская равнина)
Теперь я вам предлагаю самостоятельно составить описание
географического положения равнины и думаю, что каждый
из вас без труда справится с этим заданием.
Индивидуальная работа
учащихся.
Задание №8.
1 вариант составляет описание Среднесибирского
плоскогорья.
2 вариант составляет описание Прикаспийской
низменности.(10 минут)
ΙΙ
V ЭТАП. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
(3 минуты)
Какую крупную форму рельефа мы сегодня изучали?
В чем её значимость для человека?
Что нового вы узнали о равнинах?
РЕФЛЕКСИЯ: 1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Теперь я могу…
5. Я научился…
6. Мне захотелось…
На данном уроке я ощутил себя:
«Студентом» (3)
«Доцентом» (4)
«Профессором» (5)
ΙΙΙ
V ЭТАП. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ. ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО
ВПОЛНЕНИЮ
(1 минута)
Задание обязательное для всех §22
1) «Студенту» подготовить сообщение о любой равнине
2) «Доценту» составить вопросы викторины о рельефе
3) «Профессору» составить кроссворд о горах и равнинах
Задание № 1.
Посмотри на рисунок, подумай и заполни пропуски.Краткий геологический словарь для школьников /Под ред. Г. И. Немкова. – М.: Недра, 1989
Тип земной коры
Мощность, км
Количество слоев залегания
под равнинами 30 – 40 км
под горами до 70 км
5 – 10 км
Вспомни определение! Что такое рельеф?
Рельеф ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
выделяют 2 основные формы рельефа
равнины
земной поверхности,
части
высоко
приподнятые над равнинами и сильно
расчлененные
Задание № 2. Впишите пропущенные слова в определение.
Равнинами называются ________________участки земной поверхности с ______________
колебаниями высот и ______________________уклонами.
Задание № 3. Сравните процессы формирования равнинных и горных территорий суши и их
строение. Заполните таблицу.
Равнины суши
Горы суши
Расположены на_______________________
участках земной коры.
Преобладает действие __________________
сил на земную поверхность
Мощность осадочного слоя______________
______________________(до ______км)
Расположены на_______________________
участках земной коры.
Преобладает действие __________________
сил на земную поверхность
Мощность осадочного слоя______________
______________________(до ______км)
Задание № 4. Пользуясь учебником стр. 114, шкалой высот в атласе заполни таблицу.
по абсолютно высоте равнины делятся
низменные
возвышенные
плоскогорья
высотой до м над
высотой от до м
высотой выше м над
уровнем моря
* Прикаспийская
низменность лежит ниже
уровня моря
над уровнем моря
уровнем моряцвет по шкале высот
Задание № 5. Пользуясь учебником стр. 115 заполни таблицу.
по рельефу равнины делятся
Задание № 6. Внимательно прочти и запомни!
1. Контурную карту подпишите. В левом верхнем углу укажите название будущей
Правила работы с контурной картой
карты («Основные равнины России»).
2. Все надписи на контурной карте делайте мелко, четко красиво, простым
карандашом. Названия рек и гор располагайте соответственно вдоль рек и хребтов,
названия равнин – по параллелям.
3. Если название географического объекта не помещается на карте, то около него
поставьте цифру, а внизу карты (в условных обозначениях) напишите, что
обозначает дана цифра.
4. Проверьте, правильно ли выполнена работа.
Учимся обозначать на контурной карте равнины суши
1. Найдите равнину на физической карте и определите основные ориентиры её
местоположения (меридианы, параллели, реки и пр.);
2. Работая простым карандашом, найдите местоположение равнины на контурной
карте по определенным вами ориентирам;
3. Посмотрите, как удачнее разместить ее название, чтобы надпись условно
показывала территорию этой равнины, и подпишите его.
Обозначьте на контурной стр. 4:
Восточно – Европейскую равнину,
Западно – Сибирскую равнину,
Прикаспийскую низменность,
Среднесибирское плоскогорье.
Задание № 7. Составьте описание равнины по плану.
1. Название________________________________________________________________
______________________________________________________________________
2. К какому типу по высоте относится________________________________________
3. На каком материке и в какой его частинаходится__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Между какими меридианами лежит_________________________________________
5. Между какими параллелями лежит_________________________________________
6. Протяженность по наибольшему расстоянию_________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
7. Ближайшие географические объекты________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Задание № 8. Составьте описание одной из равнин по плану.
1.Название_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. К какому типу по высоте относится__________________________________________
3. На каком материке и в какой его части
находится__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Между какими меридианами лежит__________________________________________
5.Между какими параллелями лежит___________________________________________
6. Протяженность по наибольшему расстоянию__________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
7. Ближайшие географические объекты_________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
для записи домашнего задания
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________