Конспект урока географии на тему "Равнины суши" (6 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок проведен в 6 классе. Тип урока – изучение нового материла, построен в виде экспедиции. Структура урока простроена от простого к сложному, от фронтальной работы к парной и индивидуальной – самостоятельное выполнение задания. Используется прием по использованию межпредметных связей на уроке.
Иконка файла материала Конспект урока Равнины суши.doc
Конспект урока географии в 6­м классе по теме "Равнины суши"  Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Образовательные цели урока:     продолжить формирование у учащихся представления об основных формах рельефа суши; познакомить с новыми понятиями и определениями; дать учащимся представления о равнинах, их различиях по высоте и характеру  рельефа; продолжить формирование умения работать с географической картой и составлять  описание географического объекта (на примере равнин). Развивающие цели урока:    развивать мотивацию к учебной деятельности, развивать умение логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развивать внимание и умение слушать Воспитательные цели урока:   воспитывать умение устанавливать естественные связи, изучаемого материала с  жизнью, целостного представления об окружающем мире. воспитывать самоконтроль и дисциплину. Внутрипредметные связи: с разделами «Изображение поверхности Земли», «Строение  земли», с уроками «Рельеф земной поверхности», «Горы суши». Характер деятельности учащихся:    репродуктивный (воспроизводящие действия), продуктивный несамостоятельный (действия по аналогии или в сходных условиях),  творческий ­  самостоятельный  (действия в новых условиях). Методы обучения: 1. Словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа. 2. Наглядные: работа с учебником (текст, иллюстрации, рисунки), с путевым  журналом 3. Практические: работа на контурной карте. Формы работы учащихся:   фронтальная во время рассказа учителя,  индивидуальная при работе: на контурной карте, с картами атласа, в путевом  журнале, при анализе схем и рисунков. парная при проверке работы с контурной картой. Оборудование: Физическая карта полушарий, физическая карта России, атлас для  учащихся 6 класса, учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений (автор Летягин А.А.), контурные карты. Термины и понятия урока: Равнина, плоская равнина, холмистая равнина, низменность,  возвышенность, плоскогорье. ХОД УРОКА Деятельность учителя Деятельность учащихся Ι  ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА. Приветствие.  – Здравствуйте.  Я предлагаю вам отправится в экспедицию, которая будет  заниматься изучением равнин суши. А кто знает, что  представляет собой экспедиция? Любая экспедиция и наша с вами состоит из нескольких  этапов, каких? Кроме того, в любой экспедиции очень важно соблюдать  правила поведения, внимательно слушать и выполнять все  просьбы и указания руководителя группы. Включение всех учащихся в  деловой ритм. Настрой на  доброжелательное отношение  к учителю.   вы       думаете   В процессе научных исследований нам с вами понадобится оборудование, как какое? Итак, нам понадобятся: 1) атлас 6 класса и такие карты как, «Физическая карта  полушарий» и «Физическая карта России». Попрошу Вас открыть оглавление найти нужные нам карты и заложить их закладками. 2) учебник стр. 113, пожалуйста, откройте и заложите  закладкой. 3) путевой журнал, который лежит перед вами.  Путевой журнал необходим для развития навыков  четкой работы и систематизации знаний 4) цветные карандаши. Итак, я вижу, что все и всё готово для  работы, осталось  только пожелать всем нам удачи, успехов и отправится в  путь. (4 минуты) ΙΙ  ЭТАП. ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯВсе вы прекрасно знаете, что новое ­ это хорошо забытое  старое, и я думаю, что на уроках природоведения  и на  предыдущих уроках географии вы узнали много  интересного, что сможет пригодиться нам в пути. Давайте  же вспомним все то, чему вы научились раньше.   Открываем путевой журнал и внимательно выполняем  задание № 1. Поменялись журналами и проверили правильность ответов.  И в этом нам поможет … Задание № 1 тесно связано с ранее изученными темами и  разделами курса начальной географии.  Молодцы! Вы хорошо владеете изученным материалом. (5 минут) ΙΙΙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА Заполнение путевого  журнала. Ответы учащихся. Работа в  парах по взаимопроверке.  ЭТАП. ПОДГОТОВКА К АКТИВНОЙ УЧЕБНО­ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  В задание № 1 говорилось о том, что выделяют 2 основные  формы рельефа – горы и равнины. Постановка темы и целей урока: Какую форму рельефа мы уже изучили? Какую форму рельефа будем изучать сегодня? Что мы должны будем узнать о равнинах?  Ответы детей. Давайте постараемся, чтобы каждый из вас к концу урока  овладел всеми этими знаниями и навыками. Для этого вы  будите выполнять различные виды учебно – познавательной  деятельности: работать самостоятельно с учебником и  путевым журналом, анализировать рисунки и карты атласа,  творчески – создавать карту крупных равнин России. Наше исследование очень важное, т. к. равнины наиболее удобны для проживания и  хозяйственной деятельности человека, и, следовательно,  должны быть хорошо изучены. (2 мин) Ι V ЭТАП. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА  ПОНИМАНИЯ УЧАЩИМИСЯ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (20 минут) Откроем «Физическую карту полушарий» и внимательно  посмотрим на неё.  Что мы на ней видим?  Вспомните, что обозначается на карте зеленым, желтым,  коричневым цветом? Работа с картой атласа. Давайте найдем в учебнике стр. 113 определение равнин.  Впишите пропущенные слова в определение к себе в путевой журнал.    Задание № 2. Очень хорошо! Работа с текстом учебника. Заполнение путевого  журнала.Работа с текстом учебника. Заполнение путевого  журнала. Работа с текстом, рисунками  учебника. Заполнение  путевого журнала. Работа с Физической картой  полушарий. Ответы учащихся. Заполнение путевого  журнала. Ответы учащихся. Работа с путевым журналом Работа с текстом, рисунками  учебника. Заполнение  путевого журнала.  Ответ учащихся (плоская  равнина). Используя текст домашнего параграфа и с.113 сравните  процессы формирования равнинных и горных территорий  суши и их строение. Заполните таблицу. Задание в путевом  журнале №3. (Работа в парах) На какие группы  делятся равнины по абсолютной высоте?    Найдите в учебнике стр. 114, работаем в журнале задание № 4. Пользуясь шкалой высот и глубин в условных знаках к  Физической карте полушарий, определите, каким цветом  показаны равнины с названными абсолютными высотами. Полученные сведения занесите цветными карандашами в  нижнюю графу. Сейчас мы с вами узнаем, как делятся равнины по рельефу.  Пользуясь учебником стр. 155 найдем, прочитаем и запишем к себе в журнал ответ на вопрос: «Какую равнину называют  плоской, а какую холмистой?». Задание №5 Русский поэт­символист 20 века Константин Бальмонт в  одном из своих произведений, которое называется  "Равнина", очень точно дал описание этого географического  объекта. Прошу Вас внимательно прослушать отрывок из  стихотворения и сказать какова форма рельефа равнины.  Свой ответ обоснуйте. Как угрюмый кошмар исполина, Поглотивший луга и леса, Без конца протянулась равнина И краями ушла в небеса. И краями пронзила пространство, И до звезд прикоснулась вдали… Чем отличается описание равнины в учебнике географии и в  стихотворении поэта? Итак,   что вы уже знаете о равнинах? Сформулируйте  вопросы и дайте на них ответы. И теперь по плану нашей экспедиции мы должны научиться  обозначать равнины на контурных картах, в этом нам  поможет задание № 6. Прочитайте  правила работы с контурной картой про себя. Теперь каждый из вас без труда сможет отметить на  контурной карте равнины: назовите, какие равнины вы  отметили? Нанесение географических  объектов на контурную карту.Пожалуйста, поменяйтесь контурными картами и проверьте  правильность выполнения задания по эталону (на слайде  изображена контурная карта, на которой  обозначены эти  равнины) Вы очень хорошо потрудились, устали, давайте немного  отдохнём. *Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса  и рук. И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти рук в кулак; 2 –  разжать кисти. Повторить 6­8 раз, затем руки расслабленно  опустить вниз и потрясти кистями. Повторить 4­6 раз. Темп  средний. Очень хорошо! Продолжаем работать. На прошлом уроке вы научились работать с планом  описания гор, а сегодня научитесь составлять  описание  равнин. Эти два плана схожи между собой. Устно составим  план описания равнин. Сравните ваш план с планом  в  путевом журнале ­ задание № 7. Сейчас вы внимательно будете слушать, анализировать и  записывать нужную информацию о равнине России. Графу  название вы заполните в самом конце, после того, как  запишите всю информацию. Равнина по своей высоте относится к низменностям (на  большей части её абсолютная высота не превышает 200 м). Расположена на севере материка Евразия между 52° и 73° с.  ш., а также между 61° и 88° в. д. Протяженность равнины с севера на юг 2330 км. (73° – 52° = 21° ; 111,1 х 21° = 2333,1 км) Протяженность с запада на восток составляет 1500 км (88° – 61° = 27°; на параллели 60° длина дуги 1° = 55,8;  55,8 км х 27° = 1506, 6 км) на севере омывается водами Карского моря, на востоке  протекает река Енисей, на юге располагается Казахский  мелкосопочник, на западе – Уральские горы. Итак, как же называется эта равнина? Ι V  ЭТАП. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ Работа в парах по  взаимопроверке. Физкультминутка. Ответ учащегося. Индивидуальная работа  учащихся в путевом журнале. Ответ учащегося. (Западно­ Сибирская равнина) Теперь я вам предлагаю самостоятельно составить описание  географического положения равнины и думаю, что каждый  из вас без труда справится с этим заданием. Индивидуальная работа  учащихся.  Задание №8.  1 вариант составляет  описание Среднесибирского  плоскогорья. 2 вариант составляет  описание Прикаспийской  низменности.(10 минут) ΙΙ V  ЭТАП. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ. (3 минуты)  Какую крупную форму рельефа мы сегодня изучали?  В чем её значимость для человека? Что нового вы узнали о равнинах? РЕФЛЕКСИЯ: 1. Сегодня я узнал…                           2. Было интересно…                           3. Было трудно…                           4. Теперь я могу…                           5. Я научился…                           6. Мне захотелось…  На данном уроке я ощутил себя: «Студентом» (3) «Доцентом» (4) «Профессором» (5)  ΙΙΙ V  ЭТАП. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ. ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО  ВПОЛНЕНИЮ (1 минута) Задание обязательное для всех ­ §22 1) «Студенту» ­ подготовить сообщение о любой равнине 2) «Доценту» ­ составить вопросы викторины о рельефе 3) «Профессору» ­ составить кроссворд о горах и равнинах Задание № 1.   Посмотри на рисунок, подумай и заполни пропуски.Краткий геологический словарь для школьников /Под ред. Г. И. Немкова. – М.: Недра, 1989 Тип земной коры Мощность, км Количество слоев залегания под равнинами 30 – 40 км под горами до 70 км 5 – 10 км Вспомни определение! Что такое рельеф? Рельеф ­ ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ выделяют 2 основные формы рельефа равнины земной   поверхности, части     высоко приподнятые   над   равнинами   и   сильно расчлененные Задание № 2. Впишите пропущенные слова в определение. Равнинами называются  ________________участки земной поверхности с ______________ колебаниями высот и ______________________уклонами. Задание № 3. Сравните процессы формирования равнинных и горных территорий суши и их строение. Заполните таблицу. Равнины суши Горы суши Расположены на_______________________ участках земной коры. Преобладает действие __________________  сил на земную поверхность Мощность осадочного слоя______________  ______________________(до ______км) Расположены на_______________________ участках земной коры. Преобладает действие __________________  сил на земную поверхность Мощность осадочного слоя______________  ______________________(до ______км) Задание № 4. Пользуясь учебником стр. 114, шкалой высот в атласе заполни таблицу. по абсолютно высоте равнины делятся  низменные возвышенные плоскогорья высотой до          м над высотой от          до          м высотой выше          м над уровнем моря * Прикаспийская  низменность лежит ниже  уровня моря над уровнем моря уровнем моряцвет по шкале высот Задание № 5. Пользуясь учебником стр. 115 заполни таблицу.    по рельефу равнины делятся Задание № 6. Внимательно прочти и запомни! 1. Контурную   карту   подпишите.   В  левом   верхнем   углу   укажите   название   будущей Правила работы с контурной картой карты («Основные равнины России»). 2. Все   надписи   на   контурной   карте   делайте   мелко,   четко   красиво,   простым карандашом. Названия рек и гор располагайте соответственно вдоль рек и хребтов, названия равнин – по параллелям. 3. Если  название географического  объекта не помещается на карте,  то около  него поставьте   цифру,   а   внизу   карты   (в   условных   обозначениях)   напишите,   что обозначает дана цифра. 4. Проверьте, правильно ли выполнена работа. Учимся обозначать на контурной карте равнины суши 1. Найдите   равнину   на   физической   карте   и   определите   основные   ориентиры   её местоположения (меридианы, параллели, реки и пр.); 2. Работая   простым   карандашом,   найдите   местоположение   равнины   на   контурной карте по определенным вами ориентирам; 3. Посмотрите,   как   удачнее   разместить   ее   название,   чтобы   надпись   условно показывала территорию этой равнины, и подпишите его. Обозначьте на контурной стр. 4:   ­ Восточно – Европейскую равнину, ­ Западно – Сибирскую равнину, ­ Прикаспийскую низменность, ­ Среднесибирское плоскогорье. Задание № 7. Составьте описание равнины по плану. 1. Название________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 2. К какому типу по высоте относится________________________________________ 3. На каком материке и в какой его частинаходится__________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 4. Между какими меридианами лежит_________________________________________ 5. Между какими параллелями лежит_________________________________________  6. Протяженность по наибольшему расстоянию_________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 7. Ближайшие географические объекты________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Задание № 8. Составьте описание одной из равнин по плану. 1.Название_________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 2. К какому типу по высоте относится__________________________________________ 3. На каком материке и в какой его части    находится__________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 4. Между какими меридианами лежит__________________________________________ 5.Между какими параллелями лежит___________________________________________  6. Протяженность по наибольшему расстоянию__________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 7. Ближайшие географические объекты_________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________   для записи домашнего задания _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________