Тема урока: ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ
Цель урока:
-изучить
особенности легкой промышленности и факторы, определяющие размещение данной
отрасли.
Задачи:
1. Изучить отраслевой состав легкой промышленности.
2. Рассмотреть особенности развития отрасли.
3. Проанализировать факторы размещения отраслей, оказывающие влияние на стадии первичной переработки сырья, а также факторы с ориентацией на потребителя;
4. Проследить географию отраслей легкой промышленности;
5. Определить значение легкой промышленности для хозяйства страны.
Ход урока.
1. Определение темы урока, целеполагание. (4 мин)
Учитель: сегодня на уроке мы узнаем об отрасли, чья продукция является жизненно необходимой для каждого человека. Данная отрасль входит в АПК, в группу отраслей, производящих товары народного потребления. Отрасль выпускает свыше 40% всех непродовольственных товаров этой группы. Продукция идет на удовлетворение потребностей людей, а также используется в других отраслях промышленности в виде сырья и вспомогательных материалов. Как вы думаете, о какой отрасли мы будем сегодня говорить? (Ответы уч-ся).
- Верно. Это Легкая промышленность. (Слайд 1).
- Вспомните план, по которому мы даем характеристику отрасли хозяйства.
(Уч-ся называют пункты плана).
-Что из этого вам известно о легкой промышленности? Можете ли вы определить главную проблему в развитии этой отрасли?
- Итак, сделайте вывод, о чем мы узнаем на уроке? (Ответы уч-ся).
- Можете ли вы определить какими методами, способами, действиями мы этого добьемся? (Ответы уч-ся).
2. Изучение нового материала.
- Чтобы определить особенности, состав и значение легкой промышленности посмотрите небольшой фрагмент и внимательно прослушайте слова песни.
(Включаю видеофрагменты «ЛП 1 этап» и «Легкая пр-ть. Начало до регионов»). (Слайд 2)
- Итак, ваши выводы. Каковы особенности, состав и значение легкой промышленности России?
(Ответы уч-ся:
1. Легкая пр-ть оказывает на экономику страны существенное воздействие, поскольку она отличается наличием большого капитала.
2. Выпускает большой ассортимент товаров.
3. Главные потребители товаров всё население России.
4. В производстве занято более 500 тысяч человек из которых 75% - женщин.
5. Имеет разнообразный отраслевой состав: текстильная, кожевенно-обувная, швейная.
6. Продукция используется не только населением, но различными отраслями хозяйства.)
Отраслевой состав представлен на слайде 3
- Молодцы. Переходим к следующему пункту нашего плана. Факторы размещения. Прошу вас поработать в парах с «Географическим лабиринтом».
Пройти по коридорам лабиринта и сделать соответствующие выводы о факторах размещения отраслей легкой промышленности. (Раздаю Приложение 1) (Учащиеся работают в парах 5 мин).
-Можете ли вы назвать теперь, каковы факторы размещения предприятий легкой промышленности?
(Ответы уч-ся).
- А на этом этапе урока мы совершим путешествие в регионы нашей страны и рассмотрим географию размещения предприятий легкой промышленности по ее территории.
(Работа с атласом)
- Откройте, пожалуйста атласы на странице 15, карта «легкая промышленность». (Слайд 4)
1. Определите по карте главную особенность в размещении предприятий легкой промышленности.
2. Назовите центры отрасли.
- А для продолжения нашего путешествия вам необходимо объединиться в 4 группы.
Каждая группа готовит небольшой рассказ о предприятии легкой промышленности в виде рекламы: где размещено, продукция, профессии в этом производстве. 10 минут на подготовку.
(Раздаю листочки с текстами). (Учащиеся готовятся в группах 10 минут).
- Итак, продолжаем наше путешествие (Слайд 5 «Центры легкой промышленности»)
1. Звучит песня «Иваново». Мы в городе Иваново. Просим представителей Ивановского предприятия выйти к нам сюда. (Слайд 6)
2. Звучит песня «Елецкие кружева». Итак, рассказ о Елецком кружевном производстве. (Слайд 7)
3. Звучит песня «Валенки». В холодные зимы мы без валенок никак не обойдемся. А где же их изготавливают? Куда же мы сейчас отправимся? Слово предоставляется третьей группе. (Слайд 8)
4. Звучит песня «Оренбургский пуховый платок». Я думаю вы догадались, что мы в Оренбурге. И об этом производстве мы сейчас узнаем. (Слайд 9)
- Спасибо всем за интересные выступления. Конечно мы не сможем рассказать обо всех предприятиях легкой промышленности, но если вас заинтересовала эта информация, то дома вы можете подготовить небольшое сообщение о любом предприятии легкой промышленности и при этом получить дополнительную оценку.
- Итак, подведем итоги нашего урока.
Что мы узнали о легкой промышленности?
Какое значение имеет легкая промышленность для нашей страны? Можете ли вы теперь сформулировать проблему развития легкой промышленности?
А все ли вопросы мы рассмотрели?
- Нет, остался четвертый вопрос. И это будет ваше домашнее задание: проследить динамику развития отрасли и определить перспективы развития отрасли. (Слайд 10)
- Вы хорошо сегодня потрудились. Но мне бы хотелось услышать ваши мнения об уроке. Оцените работу друг друга. Какие оценки и кому можно поставить за урок?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.