Конспект урока "География как наука. Путешествия и географические открытия" 6 класс
Оценка 4.9

Конспект урока "География как наука. Путешествия и географические открытия" 6 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
6 кл
03.06.2018
Конспект урока "География как наука. Путешествия и географические открытия" 6 класс
Урок № 1 «География как наука. Путешествия и географические открытия» «Организация наблюдений за погодой» Цели урока: 1. познакомить учащихся с новым предметом — географией; 2.раскрыть особенности содержания курса; 3.показать практическое значение географии на разных этапах развития общества; 4.выяснить, какие задачи решает география; 5.ознакомить с методами географической науки; 6.познакомить учащихся с новым учебником и требованиями 7.Расширить знания учащихся о путешественниках России, и их исследованиях, внесшим свой вклад в развитие географической науки, в освоение и изучение новых земель. 8.Формировать умения работы с географической картой и историческими источниками 9.Ведения календаря погоды.конспект
конспект.docx
Урок № 1 «География как наука. Путешествия и географические открытия» «Организация наблюдений за погодой»   Цели урока:        1. познакомить учащихся с новым предметом — географией;        2.раскрыть особенности содержания курса;        3.показать практическое значение географии на разных этапах развития общества;        4.выяснить, какие задачи решает география;        5.ознакомить с методами географической науки;        6.познакомить учащихся с новым учебником и требованиями         7.Расширить знания учащихся о путешественниках России, и их исследованиях,           внесшим свой вклад в развитие географической науки, в освоение и изучение  новых земель.         8.Формировать умения работы с географической картой и историческими источниками         9.Ведения календаря погоды.  Тип урока: вводный.   Ход  урока. 1. Изучение нового материала  1)Слово «география» греческое и означает «землеописание». Гео­земля, графос­описание.  Название это предложил  ученый Эратосфен. Она занимается не только описанием сложных  процессов на Земле, но и их объяснением, составлением прогнозов. У истоков географии  стояли великие люди: Страбон, которого называли Географ, Эратосфен, написавший  сочинение «Географика». С тех пор это слово стало названием науки о планете Земля.   2)  История географии начиналась с путешествий и мореплавания. В результате расширялся  географический кругозор людей, осваивались, а затем и заселялись новые земли, собиралась  важная информация об исследованных землях.       3)Зачем нам, современным людям, география; какое она имеет значение для людей и для  каждого из нас лично; есть ли среди родных и близких учащихся люди, чья профессия  связана с географией. Главный вывод о том, что география помогает нам видеть и  раскрывать образ мира, ориентироваться в нем.      4)Каждая наука ставит перед собой задачи, которые изучаются с помощью определенных  методов исследования.  Для более четкого представления методов географической науки  учащиеся заполняют в тренажере или зарисовывают в тетради схему: 5)География делится на:    ­физическую    ­экономическую. Какую географию будем изучать мы? Затрутрядняетесь ответить. Для того чтобы      ответить  на этот вопрос  познакомимся с учебником.    6)Знакомство с учебником и требованиями к уроку географии. Вначале учащиеся выявляют,  как  построен учебник, из каких тем и параграфов он состоит.    7) Знания о путешественниках России, и их исследованиях, внесшим свой вклад в развитие  географической науки, в освоение и изучение  новых земель. 1. Знания, которые мы имеем в современное время, естественно, очень сильно отличаются от  знаний людей в средневековье, и тем более, в античности и в древнее время, и, конечно же,  будут сильно отличаться от знаний людей, которые будут жить в будущем. 2. Давайте, разделим развитие знаний человека о Земле на несколько этапов:   Первобытное время  Древний мир  Средневековье  Новое время  Современное время Далее предлагается материал для объяснения нового материала. Ученики, слушая объяснения  учителя, заполняют следующую таблицу: Путешественники Дата и место открытия Христофор  Колумб В 1492 году достиг берегов Америки, открыв тем самым новый материк. По ходу объяснения учащиеся читают заранее подготовленные сообщения о путешественниках. Первобытное время На ранних этапах существования первобытного мира, природа для тогдашних людей играла  огромную роль. Древние люди, по существу были одним из ее биологических компонентов. В отличие от людей древних цивилизаций и тем более средневековья или современности, они  имели ограниченные возможности влияния на природу. Однако со временем человек  становился все более активно действующем лицом. Возрастали его умственные способности.  Человек изучал природу с целью выжить, добыть пищу, не заблудиться в лесу, добыть огонь,  приручить животных и т.д. И постепенно накапливал знания о природе. Именно в первобытном  обществе появилась наскальная живопись с изображениями охоты, быта и т.д. Также впервые  появились примитивные планы, на которых обозначались самые важные ориентиры (стоянки,  реки, броды и т.д.) Древний мир Эту эпоху можно назвать точкой отсчета существования географии. Возникли в это время  философия, астрономия, медицина, математика и разные виды искусств.  Это время появления письменности, которая и открыла возможности сохранения и передачи  информации. В это время возникли и мировые религии. Города в эту эпоху возникали на реках,  по которым шли основные транспортные пути. Здесь могли встречаться жители разных  территорий, обмениваться информацией, так происходило накопление знаний. Расширилось  представление о площади мира – он оказался больше, чем представляли себе древние люди. В эту эпоху начинаются дальние путешествия по суше и по морю. Древние египтяне  исследовали Северную Африку и Ближний Восток. Лучшие мореплаватели древности,  финикийцы, плавали по всему Средиземному морю и первыми совершили плавание вокруг  Африки (на службе у египетского фараона).  Древние индийцы исследовали и открыли земли Центральной Азии и полуостров Индокитай.  Древние китайцы исследовали Восточную и Северо­Восточную Азию, побережье Тихого  океана.  Греки основали колонии во всем средиземноморье, побережье Черного и Азовского морей,  достигли Британских островов. Одним из известнейших исследователей Древней Греции был  ученый Пифей, который в 355 г. до н.э. пересек Гибралтарский пролив, достиг Британских  островов, Скандинавского полуострова, Исландии и достиг северного Полярного круга.В 4веке до н.э. Аристотель сделал выводы о шарообразности Земли.Во 2веке до н.э. создал первую  карту.  Древний Рим был огромнейшим государством (от Британских островов до Индии). Римлянами  были исследованы и описаны огромные территории, причем все это дополнялось картами  (подробными для того времени). Люди впервые задумались о форме Земли, крае света. Так возникают первые представления о  Земле.  Жители Вавилона представляли мир в виде горы, на западном склоне которой расположен  Вавилон. Жители Индии представляли Землю в виде половины шара, опирающегося на слонов,  которые в свою очередь, стоят на огромной черепахе. Древние греки считали, что Земля имеет  форму диска, который со всех сторон омывает океан. (Ученики анализируют первые  страницы атласа). В Древнем мире впервые появились специальные приборы, такие как компас (в Китае), стали  составляться подробные карты, древнегреческие ученые доказали шарообразность Земли,  вычислили размеры Земли. Средневековье С развитием техники и кораблестроения люди начали совершать более дальние путешествия.  Они стали из морей выходить в океан. Сначала это были случайные вылазки в океан, но  постепенно они стали нести научно­экономический характер. Большая часть открытий в этот  период истории пришлось на Европу (из­за высокого уровня мореплавания и кораблестроения).  Это было время великих путешественников и великих открытий. Открытие нового материка   Х. Колумбом (сообщение учеников), первое кругосветное плавание Ф. Магеллана (сообщение ученика), открытие морского пути в Индию Васко да Гамой. Также были открыты огромные  территории на суше. Знаменитые испанские и португальские конкистадоры (Э. Кортес, Ф.  Писарро – сообщение ученика) открыли огромные территории в Южной и Северной Америке, а  русские землепроходцы (Ермак, С. Дежнев, В. Атласов и др. – сообщение ученика) исследовали земли Сибири и Дальнего востока. Именно в этот период было окончательно доказана шарообразность Земли, были сделаны  великие открытия (не зря же этот отрезок времени называется Эпоха Великих географических  открытий). Появились достаточно подробные карты Земли, уменьшенные модели планеты ­  глобусы. Новое время В это время также ознаменовалось громкими открытиями и развитием знаний о Земле. Развитие кораблей и мореходства сделала большой шаг вперед. Океанские плавания стали обыденными  вещами. Были открыты два последних материка на планете. В 18 веке А. Тасман открыл  Австралию, а в 19 веке русские путешественники Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев (сообщение  ученика) открыли Антарктиду. Д. Кук (сообщение ученика) открыл множество островов в  Тихом океане, исследовал северное побережье Австралии, объявив её английской колонией.  Русские мореплаватели В. Беринга и А. Чирикова исследовали Тихоокеанское побережье  Дальнего Востока и Аляски.  Стало еще меньше «белых пятен» на картах Азии и Африки,  Южной Америки. Именно в этих регионах было совершено больше всего открытий и на картах  этих областей было больше всего неисследованных территорий. Д. Ливингстон исследовал  Южную и Восточную Африку, А. Гумбольдт исследовал Амазонию и северные Анды, П.  Семенов­Тян­Шанский и Н. Пржевальский исследовали и описали огромные территории  Центральной Азии. Современное время Последний из этапов изучения Земли приходится на XX век. К началу этого века практически  все районы Земли были уже исследованы. XX век – это не век традиционных географических  открытий, заключавшихся в описании ранее неизвестных земель. Это – век рождения новой  географии, которая пытается ответить на вопрос: «Почему Земля устроена так, а не иначе?» Но и в XX веке на карте Земли было очень много «белых пятен». В первую очередь – это  огромные неизведанные районы Арктики и Антарктиды. В XX веке были покорены самые высокие горные вершины и самые глубокие океанические  впадины. Ф. Нансен, Р. Пири (сообщение ученика) – исследователи Арктики; Р. Амундсен, Р.  Скотт – Антарктиды; Ж. Пикар – погружение к самой глубокой точке Мирового океана, Э.  Хиллари и Т. Норгея – восхождение на высочайшую точку мира. Также большое значение для  изучения Арктики и Антарктиды приложили русские ученые, исследователи и полярники. Это  и первая дрейфующая станция и долговременные станции, полеты над обоими полюсами. В конце XX и начале XXI века огромное значение для расширения знаний о Земле стали иметь  спутники, аэрофотоснимки и компьютеры. Именно они позволили составить самые полные  карты Земли без «белых пятен» даже тех районов, где никогда не ступала нога человека.  8) Значение календаря погоды в кабинете географии и что систематическое его ведение в  течение года. Сегодня мы научимся вести календарь погоды. ­Что мы должны будем наблюдать? ­Какие элементы погоды вы уже знаете из начальной школы? Практическая работа № 1. Организация работы по составлению календаря погоды ( наблюдений за температурой воздуха, облачностью, видами осадков, направлением ветра). Ход  работы: В отдельной тонкой тетради в клетку начертите календарь погоды на текущий месяц и  ежесуточно отмечайте в нём: температуру воздуха;  облачность;  осадки;  направление ветра.  1 2 3 4 Дата 1 2 3 4 5 6 7 8 9 элементы  погоды Температура воздуха: в 8.00 15.00 19.00 Ср. темп. Облачность Осадки Направление ветра В конце месяца начертите график изменения температуры воздуха и подсчитайте среднюю  температуру воздуха за этот месяц. Продолжите ведение календаря погоды в октябре, ноябре,  декабре, январе, феврале и в марте. Условные знаки: Облачность: ­ ясно; ­ переменная облачность; ­ пасмурно. Осадки: ­ дождь; ­ туман; ­ снег.         Направление ветра: ­ северный; ­ южный; ­ западный; ­ восточный ­ северо­западный; ­ северо­восточный; ­ юго­западный; ­ юго­восточный.       Используя дополнительную литературу, составьте рассказ об одном из путешественников и  оформите его в виде небольшого доклада.       Домашнее задание        1. Изучить § 1,2.       2. Используя дополнительную литературу, составьте рассказ об одном из путешественников и оформите его в виде небольшого доклада.

Конспект урока "География как наука. Путешествия и географические открытия" 6 класс

Конспект урока "География как наука. Путешествия и географические открытия" 6 класс

Конспект урока "География как наука. Путешествия и географические открытия" 6 класс

Конспект урока "География как наука. Путешествия и географические открытия" 6 класс

Конспект урока "География как наука. Путешествия и географические открытия" 6 класс

Конспект урока "География как наука. Путешествия и географические открытия" 6 класс

Конспект урока "География как наука. Путешествия и географические открытия" 6 класс

Конспект урока "География как наука. Путешествия и географические открытия" 6 класс

Конспект урока "География как наука. Путешествия и географические открытия" 6 класс

Конспект урока "География как наука. Путешествия и географические открытия" 6 класс

Конспект урока "География как наука. Путешествия и географические открытия" 6 класс

Конспект урока "География как наука. Путешествия и географические открытия" 6 класс
Скачать файл